Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:28, курсовая работа
задачи исследования:
- рассмотреть основные тенденции развития систем образования в мире;
- дать понятие термину «концепция» и выделить основные их виды;
- рассмотреть основные западные концепции и реализовать на базе одной из них эксперимент;
- проанализировать результаты эксперимента.
Введение
Глава I
Зарубежные и отечественные концепции в обучения иностранному языку
1.1. Основные тенденции в обучении иностранному языку в мировой педагогической практике
1.2. Понятие и виды педагогических концепций обучения иностранному языку
1.3. Современные зарубежные концепции обучения иностранному языку
Выводы по главе I
Глава II
Применение концепций обучения иностранному (английскому) языку в старших классах общеобразовательных школ без профильного обучения
2.1. Психолого-педагогические основы обучения иностранному (английскому) языку старшеклассников общеобразовательной школы
2.2. Особенности использования современных концепций обучения иностранному (английскому) языку в старших классах общеобразовательной школы
2.3. Сравнительное исследование сознательно-практического, коммуникативного концепций обучения и метода-чтение М. Уэста на уроках английского языка в 10 классе по теме «Music in our world»
Выводы по главе I
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова
Факультет иностранных языков и
международных коммуникаций
кафедра педагогики и иностранных языков
Выпускная квалификационная работа
Современные зарубежные педагогические концепции обучения иностранному языку
студентки VI курса
заочного отделения
Ющишиной Елены Николаевны
Научный руководитель:
к.с.н., доц. Мамукина Г.И.
Рецензент:
к.ф.н., доц. Чекун О.А.
Москва
2010
Содержание
Стр. | ||
Введение |
||
Глава I |
Зарубежные и отечественные концепции в обучения иностранному языку |
|
1.1. Основные тенденции
в обучении иностранному языку
в мировой педагогической |
||
1.2. Понятие и виды
педагогических концепций |
||
1.3. Современные зарубежные концепции обучения иностранному языку |
||
Выводы по главе I |
||
Глава II |
Применение концепций обучения иностранному (английскому) языку в старших классах общеобразовательных школ без профильного обучения |
|
2.1. Психолого-педагогические основы обучения иностранному (английскому) языку старшеклассников общеобразовательной школы |
||
2.2. Особенности использования современных концепций обучения иностранному (английскому) языку в старших классах общеобразовательной школы |
||
2.3. Сравнительное исследование сознательно-практического, коммуникативного концепций обучения и метода-чтение М. Уэста на уроках английского языка в 10 классе по теме «Music in our world» Выводы по главе I |
||
Заключение |
||
Список литературы |
||
Приложение 1 |
||
Приложение 2 |
Введение
Вопрос об улучшении качества обучения иностранным языкам возник еще на первых шагах преподавания их в школе. В последнее время особенно остро стоит вопрос о применении новых концепций обучения иностранному языку. Это связанно с гуманизацией образовательного процесса и изменением подходов в обучении.
Говоря о новых концепциях, подразумеваются не только отечественные, но и западные методы-направления, которые включают в себя новые формы и средства обучения, а также новые технологии и подходы к процессу обучения в средней общеобразовательной школе, педагоги не должны забывать о том пути развития, которые прошли современные концепции, а также об обмене опытом с зарубежными коллегами.
Международное сотрудничество, различные процессы, протекающие в сферах политики, экономики, культуры, смешение и перемещение народов и языков определяют проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным национальностям. Все это не может не отразиться на практике обучения иностранным языкам, не может не ставить новых проблем в теории и методике преподавания иностранных языков.
Проблема обучения иностранному языку как средству общения приобретает особую значимость в современной школе. Таким образом, основная цель в обучении иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Актуальность темы исследования аргументируется важностью рассматриваемой проблемы и в то же время недостаточной осведомленностью преподавателей современной школы о западных концепциях обучения иностранным языкам.
Объект исследования непосредственно сам педагогический процесс обучения иностранным языкам старших школьников в общеобразовательной школе.
Предмет исследования современные зарубежные концепции обучения, как средство формирования мотивации и реализации обучения иностранным языкам.
Цель исследования - изучить тенденции в развитии систем образования в мировой практике, современные концепции обучения иностранным языкам, и западные концепции в частности, применение их в общеобразовательной школе.
Актуальность темы исследования, объект, предмет, а также его цель позволили сформулировать гипотезу исследования: внедрение некоторых современных зарубежных педагогических концепций обучения способствует повышению мотивации в изучении иностранных языков и совершенствованию знаний и культуры учащихся, и при определённых условиях могут быть эффективно использованы в учебном процессе.
Исходя из поставленной цели и гипотезы, были выдвинуты следующие задачи исследования:
- рассмотреть основные тенденции развития систем образования в мире;
- дать понятие термину «
- рассмотреть основные западные концепции и реализовать на базе одной из них эксперимент;
- проанализировать результаты эксперимента.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, тестирование Основные результаты, выводы и рекомендации исследования апробированы в процессе обучения учащихся в средней школе № 14 г. Тирасполь.
Методологической основой для решения поставленных задач явились:
- современная концепция
личностно ориентированного
- учение о мотивации учебной деятельности;
- концепция информатизации образования Приднестровья;
- государственный образовательный стандарт.
Научная новизна исследования состоит в проведении сравнительного анализа ведущих концепций, используемых в обучении на уроках английского языка, а так же в педагогическом обосновании разработки проекта системы учебных занятий по сквозной теме: “Music in our life” для учащихся старшей ступени обучения.
Теоретическая значимость данного исследования подтверждается анализом методической литературы как отечественных, так и зарубежных авторов, обзором Интернет источников информации, что позволило проследить взаимосвязь и взаимозависимость различных концепций, которых придерживаются при обучении иностранным языкам на современном этапе.
Практическая ценность исследования заключается в применении на практике новейших концепций и современных технологий при обучении иностранному языку в общеобразовательной средней школе с целью повышения эффективности обучения.
Апробация исследования: Муниципальное образовательное учреждение средняя школа №14 города Тирасполь.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА I. Зарубежные и отечественные концепции в обучения иностранному языку
1.1. Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике
В современном мире происходят процессы интеграции, которые активно проявляются и усиливаются во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. В связи с приобретением английским языком статуса средства мирового общения, проблема оптимизации обучения и определения ведущих целей, задач, а также средств их реализации является одной из наиболее актуальных.
В 1997 году Совет Европы одобрил редакцию документа, получившего название "Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция" ("Modern Languages. Learning, Teaching, Assessment. А Common European Framework of reference"). Идея создания такого документа возникла в 1991г., а изменившиеся геополитические условия объясняют необходимость его появления. Концепция новой Европы - Европы без границ, в которой с расширением сфер межнационального сотрудничества, следует обратить внимание на проблемы, связанные с изучением иностранных языков. "Общеевропейская компетенция" не ставит целью внедрение единой методики обучения иностранным языкам. Цель этого документа – помочь заинтересованным лицам расширить горизонты в области методики преподавания, а также скооперировать заинтересованных людей для обмена опытом и идеями.
Так же было отмечено, что не существует универсальный метод, так как эффективность методов всегда зависит от условий и целей обучения, от категории обучающихся и от других причин. Следовательно, речь может идти о комплексных, интегративных методах, вобравших в себя элементы разных методов или о вариативных технологиях.
Вариативность способов обучения иностранному языку обсуждалась на международной конференции "Современные методы преподавания и изучения иностранных языков". Дж. Дьюк (США) отметил, что эффективность методов обучения зависит как от особенностей и уровня профессиональной подготовки учителя, так и от разных индивидуальных особенностей учащихся (не только от коэффициента их интеллектуальности - IQ) [53, C. 35]. Основываясь на работах Л.С. Выготского, Дж. Ашера, Г. Гарднера, он указал на комплексную структуру способностей человека овладевать новым языком. В эту структуру включаются компоненты: вербальный (лингвистический), музыкальный, логический (математический), пространственный (зрительный), моторный (кинетический), межличностный (социальный) и внутриличностный (самоанализ) [11, C.10]. Использование того или иного метода и приемов в большей мере зависит от группы способностей учащегося.
Таким образом, использование современных методов-концепций и интегративных методов в преподавании иностранных языков направлено на практическую реализацию решения коммуникативных задач. Достижение данной цели возможно только при наличии коммуникативной компетенции. Формирование коммуникативной компетенции является средством реализации иностранного языка как средства мирового общения и взаимопроникновения культур.
Основная задача любой
системы образования –
Полат Е.С. отмечает, что в настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования так, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов [35, C.5]. Важность такого подхода к образованию выражается в том, что знания, приобретенные учеником в школе, подвергаются изменениям каждый год и порой эти знания устаревают раньше, чем учащиеся смогут их усвоить. Очень важно чтобы современные специалисты умели работать с информацией, чтобы самообразование стало не необходимостью, а потребностью. Это требует современный постоянно изменяющийся мир, в котором умения найти нужную информацию очень высоко ценится.
В современной России сегодня происходит переход на новую систему образования в рамках непрерывного образовательного процесса. При этом очень значительную роль играют те достижения и проблемы, которые возникают при этом переходе. Это процесс еще будет проходить длительное время, так как перестройка всей система сложна, особенно в рамках нашей огромной страны.
Но изменения в области образования претерпевают не только у нас, но и за рубежом. На формирование данной политики в области образования разных стран непосредственное влияние оказали такие факторы, как:
- сохранение несоответствий и
неравенства внутри систем
- изменившиеся прогнозы в
- развитие общественных служб и механизмов оценки, более чувствительных к качественным аспектам деятельности, чем простые статистические данные;
- поиск мер для повышения
качества и увеличения
В 2002 году программа модернизации образования в Российской Федерации была ориентирована, прежде всего, на вхождение России в мировое информационное и образовательное пространство. Расширение международных связей, интернационализация всех сфер общественной, политической и экономической деятельности нашей страны сделали иностранные языки реально востребованными. Это послужило импульсом для развития у обучающихся потребности в изучении иностранного языка как общеобразовательного предмета на ином уровне.
Необходимым является пересмотр основ преподавания иностранного языка и использование новейших методов обучения, разработанных на международном уровне и применяемых в системах образования различных стран.
Использование государствами
единого информационного
Происходящее в настоящее время развитие системы образования в России предъявляет повышенные требования к качеству педагогического образования, составляющего фундамент современной системы непрерывного образования. Одним из возможных способов поиска путей повышения эффективности высшего педагогического образования является изучение зарубежного педагогического опыта.
Информация о работе Современные зарубежные педагогические концепции обучения иностранному языку