Инновациооные услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 15:35, реферат

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть сущность информации и информационных услуг, найти их сходства и различия.
В этой работе мы рассмотрим классификацию информации и информационных услуг. Перед нами стоит задача определить круг пользователей для каждого сектора информации, оценить значение того или иного вида информации.

Содержание

Введение
1. Сущность информации и информационных услуг и продуктов
2. Характеристика основных секторов рынка информационных услуг
2.1. Сектор деловой информации
а) Биржевая и финансовая информация
б) Экономическая и демографическая статистическая информация
в) Коммерческая информация
г) Деловые новости
2.2. Сектор информации для специалистов
а) Профессиональная информация
б) Научно-техническая информация
в) Доступ к первоисточникам
2.3. Сектор массовой, потребительской информации
а) Новости и литература
б) Потребительская и развлекательная информация
3. Состояние и тенденции развития российского рынка информационных продуктов и услуг
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные услуги и сектор рынка.docx

— 62.68 Кб (Скачать файл)

В рамках традиционных диалоговых систем решение этой проблемы все  еще ищется на путях более тщательной подготовки баз данных деловых новостей, которые в отличие от потока сырых  электронных новостей имеют четко  рубрицированную информацию, тщательно отобранную и оцененную редакторами.

Интернет дает возможность  настройки потока новостей на информационные потребности конкретного лица с  использованием системы фильтров, позволяющих  оказывать ему услуги, которые прежде имели название ИРИ - избирательное распространение информации. Заботу о проведении фильтрации берут на себя особые информационные службы, так называемые службы доставки (delivery services), которые передают требуемую информацию прямо в электронный почтовый ящик пользователя или на персональную Web-страницу. Службы доставки информации, как правило, работают на платной основе и наряду c фильтрацией информации в соответствии с профилем интереса пользователя оказывают дополнительные услуги, например, предлагают информацию, полезность которой для него неочевидна, но несомненна с точки зрения информационной службы.

Деловые и экономические  новости с широким охватом  сфер деятельности и стран, как правило, являются реферативными и включают краткие изложения деловой информации из публикаций в массовой и специальной  прессе.

Деловые новости по отраслям промышленности или продукции, как  правило, представлены в виде ежедневно  обновляемых баз данных полнотекстовой информации и содержат наряду с новостями  аналитические и обзорные материалы.

Деловые новости характеризуют  общую экономическую конъюнктуру  на мировом и национальном рынках, содержат сведения о деятельности фирм и компаний и основных событиях на рынке, включая информацию о появлении  новых товаров, крупных сделках, изменениях в организационной структуре  рынка - покупках, слияниях и поглощениях, а также банкротствах.

Деловые новости относятся  к историчес ...........

кой информации, обновляемой через  определенные промежутки времени от нескольких часов до одного раза в  год, но в основном - ежедневно и  еженедельно.

Рынок диалоговых деловых  новостей возник одновременно с рынком коммерческой информации, т. е. несколько  позже, чем рынок биржевой и финансовой, а также научно-технической информации. Деловые новости, как и коммерческая информация, в условиях конкуренции  может непосредственно использоваться предпринимателями и менеджерами  при планировании и принятии хозяйственных  решений. Основными потребителями  деловых новостей выступают руководители среднего звена.

Базы данных деловых новостей представляются в режиме диалога, на магнитных лентах, на дискетах для  ПК и компакт-дисках, и, как правило, могут использоваться многоаспектно, так как диалоговый режим работы с текстовой (реферативной или полнотекстовой) информацией обеспечивает уникальную комбинацию скорости актуализации и  разнообразия данных, скорости и гибкости методов поиска, а также простоты оборудования у пользователя.

2.2. Сектор информации для специалистов.

Интернет, первоначально  созданный для информационного  взаимодействия ученых и специалистов между собой и с государственными служащими, уже по этой причине является системой, эффективной при предоставлении информации специалистам и обмене ею между ними.

а)Профессиональная информация

Информацией для специалистов может считаться информация почти  всех рассматриваемых нами секторов информационного рынка, начиная  с биржевой и кончая научно-технической  и новостями. Под информацией для специалиста понимается информация, расширяющая профессиональные знания в узкой предметной области профильной специализации ее потребителей. Для бизнесменов или управляющих - это информация о методике экономических исследований и технологии менеджмента, для юристов - законы и другие правовые документы, для врача - справочники по лечению, фармакопеи, для ученых и инженеров - информация о свойствах веществ и материалов, инженерные справочники и т. п.

В качестве примера можно  назвать базы данных правовой информации. Юристы стали одними из первых массовых пользователей диалоговых информационных систем в практике (а не только исследованиях  или анализе решений) и заявляют, что информатика коренным образом  повлияла на их профессию и что  они просто не представляют себе дальнейшую работу без юридических информационных систем. Внедрение компакт-дисков только расширило их возможности, и теперь каждый юрист располагает средствами оперативного и недорогого доступа  фактически ко всей полной юридической  информации.

Второй важнейшей группой  пользователей баз данных профессиональной информации стали врачи, фармацевты и химики. Описания фармацевтических продуктов и химические справочники (прежде всего по опасным веществам, требующим специального обращения) могут быть дополнены текущей  информацией из баз данных научно-технической  и коммерческой информации и в  таком сочетании также являются незаменимым повседневным средством  практической, деятельности. Пример, база данных МЕDLINЕ по медицине.

Специализированные профессиональные базы данных для врачей, фармакологов и химиков могут быть числовыми  и текст-числовыми, поиск в которых может осуществляться по свободному тексту. В качестве примера такой справочной базы данных, объединяющей различные виды информации, можно назвать ЕЕСDNG, содержащую данные о влиянии на здоровье вредных химических веществ и правила обращения с ними. Сведения о токсичности содержатся в базе данных МERC INDEX.

К базам данных для специалистов, несомненно, можно отнести многие базы данных коммерческой информации узкого назначения. Например, это могут быть базы, содержащие программное обеспечение, которые можно перезагрузить в ПК пользователя, а также справочные базы данных по программному обеспечению и базы данных полного текста в этой области, например, Direct-Net, содержащую обзоры и описания более 5 тыс. программ для IВМ-совместимых ПК, Соmpuhе1р, содержащую информацию о продукции ЭВМ и услугах для слепых или лиц с ослабленным зрением и т. п. Подобные базы данных могут содержать новости или информацию о состоянии развития какой либо области деятельности, представляющие интерес для ограниченного круга специалистов, работающих в этой предметной области. Эти базы предоставляют специалистам возможность контактов через телекоммуникационные сети, демонстрации новых продуктов, например, программного обеспечения и обмена ими, электронную почту, электронные доски объявлений.

Многие базы данных информации для специалистов готовятся на некоммерческой основе и для доступа к информации, содержащейся в них, можно устанавливать  научно-техническое сотрудничество с соответствующими зарубежными  организациями.

Правовая информация выглядит перспективной сферой для коммерческой деятельности в рамках Интернета  в России. Единственное препятствие для широкого развития выступает платность предоставления услуг из-за трудностей привлечения на правовые Web-страницы рекламодателей. В связи с этим можно ожидать опережающего развития такого сектора как бизнес-бизнесу. По-видимому, фирмам, работающим в области правовой информации, удастся переключить часть существующих корпоративных клиентов с получения баз данных на дискетах и компакт-дисках на работу в сетевом режиме.

Будущее систем правовой информации, рассчитанных на массового пользователя, выглядит более туманным, хотя, целесообразность постановки такого рода задач для  государственных учреждений и прежде всего Государственной налоговой  службы и Государственного таможенного комитета выглядит очевидной. Здесь напрашивается форма информационных киосков, которые могли бы быть установлены в налоговых инспекциях и учреждениях таможни. Наличие такого рода киосков совершенно необходимо, так как согласно действующему законодательству сотрудники упомянутых учреждений имеют право не давать никаких справок посетителям, в то время как российское экономическое законодательство уже является чрезвычайно сложным, постоянно меняется и нуждается в разъяснениях. Самыми простыми услугами могли бы стать справочные службы по заполнению налоговых и таможенных деклараций в диалоговом режиме, а также справочники по законодательству и списки часто задаваемых вопросов - FAQ - Frequently Asked Questions.

В Интернете имеется информация, представляющая интерес для специ ...........

алистов фактически во всех областях.

б) Научно-техническая информация

Понятие НТИ и данный сектор мирового информационного рынка  объединяет в себе информацию и данные в области фундаментальных и  прикладных, естественных, технических  и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Базы данных НТИ могут быть библиографическими (содержащими ссылки на документы  только в виде библиографических  описаний), реферативными (когда библиографическое  описание дополняется рефератом  документа, отражающим его содержание) и фактографическими. В последнем  случае они фактически смыкаются  с базами данных специальной информации.

Базы данных НТИ можно  подразделить на политематические и тематические - отраслевые и проблемно-ориентированные.

Большая часть всех существующих мировых и региональных международных  систем работает в области НТИ, например, INIS по атомной науке и технике, АGRIS - по сельскому хозяйству, Infoterra - в области информации по источникам сведений об охране окружающей среды.

Доступ к базам данных НТИ осуществляется большинством ведущих  мировых ЦОД. Диалоговый поиск библиографических  базах данных возможен по формальным признакам (автор, название, издательство, год выпуска и т. п.) или по тематике с использованием рубрик рубрикатора, дескрипторов тезауруса, ключевых слов из заглавий или текста реферата. Потребителю предоставляется возможность поиска по заранее подготовленным запросам в массивах текущих поступлений с выдачей на терминал пользователя в удобное для него или для системы время.

Поиск в фактографических - числовых и текст-числовых базах данных осуществляется так же, как в случае информации для специалистов. Многие ЦОД разработали и распространяют специальное программное обеспечение, облегчающее и делающее более эффективным поиск информации. В качестве примера такого ППП, облегчающего работу пользователя с ЦОД, можно назвать DIALOG-LINK, обеспечивающий автоматический вызов системы, предварительную подготовку запросов, обработку полученной в результате поиска информации.

Несмотря на публичную  ориентацию НТИ, многие крупные ОБД, специализирующиеся на этом виде информации и имеющие свои WWW серверы и  Web-страницы, доступ к информации этого типа предоставляют за плату, даже том случае, если это ОБД профессиональных обществ, т. е. общественных организаций или получающие бюджетную поддержку.

Подобная ситуация характерна и для России. Например, прекрасный источник доступа к НТИ - сервер ВИНИТИ (http://viniti.ru), дающий возможности поиска в текущих и ретроспективных базах данных около 30 наименований с годовым приростом до 1 млн. записей, также предлагает свои услуги только за плату. Цены являются даже более высокими, чем у западных аналогов. С другой стороны, надо заметить, что Web-страницы ВИНИТИ организованы в соответствии с лучшими стандартами и ничем не уступают страницам других западных источников НТИ. При этом, пользователь может загрузить в свой компьютер методические материалы, например, описание формата, тезаурус, методику выполнения поиска и т. п., но также за плату.

Надо заметить, что с  НТИ связано и большинство  серверов Интернета, работающих в России с начала 90-х гг., которые первоначально  в основном создавались на базе институтов РАН и ведущих университетов  и ВУЗов при поддержке со стороны  государства по линии проектов и  программ РАН, Миннауки и Госкомвуза. Большую роль сыграли и международные  программы, а также деятельность ведущих компьютерных фирм мира, например, SUN Microsistems. Поэтому и небезызвестный Дж. Сорос также способствовал развитию сетевой активности в области НТИ.

в) Доступ к первоисточникам

Существует три основных возможности приобретения первоисточников: 1) формирование собственных фондов путем подписки и приобретения; 2) получение первоисточников во временное  пользование и по межбиблиотечному абонементу; 3) получение первоисточников  в виде полноразмерных и микрокопий.

Как правило, организации  и отдельные потребители используют все эти три возможности одновременно, например, выписывают профильные сериальные издания и приобретают книги, пользуются услугами библиотек и  заказывают копии некоторых источников. В последние годы был реализован ряд проектов по созданию систем доступа  к первоисточникам в электронной  форме и по каналам связи.

С переходом многих информационных организаций к рыночной концепции  работы, получившей название информационного  супермаркета, предоставление копий  по разовым запросам стало осуществляться в сотрудничестве между крупными библиотеками, центрами-генераторами баз данных и ЦОД. При этом пользователь услуг диалогового доступа к  базам данных получил возможность  оперативного заказа копий непосредственно  во время поисковых сеансов. На стыке  предоставления услуг диалогового  поиска и услуг предоставления копий  первоисточников возникли новые  услуги, например, позволяющие по результатам  поиска в фактографической базе данных в течение нескольких дней получить от центра обработки баз данных ксерокопии последних 10 статей, относящихся к  объекту поиска.

В связи с развитием  копирования первоисточников обострилась  проблема защиты авторских прав.

Основные требования законодательства об авторском праве в США в  соответствии с п. 107 Соpyright Act от 1976г. заключались в том, чтобы:

- копирование осуществлялось  в исследовательских и учебных  целях;

- на копии указывался  обладатель авторского права;

- копия предназначалась  непосредственно для конкретного  потребителя.

В п. 108 упомянутого закона США в качестве разрешенных также выделяются следующие случаи копирования, которые, в общем-то, не являются случаями правильного применения закона:

- копирование в целях  сохранения для использования  в будущем неопубликованных документов;

- копирование в целях  замещения (например, при выдаче  читателям) некоторых опубликованных  документов;

-резервное копирование;

- копирование, осуществляемое  для читателя и читателем;

align="left">- межбиблиотечный абонемент.

Во всех этих случаях подразумевается, что за один раз делается не более  одной копии (на практике в 25 % случаев  это не выполняется, а по другим данным одна копия делается только в 60 % случаев  копирования) и что на копии стоит  знак и указание авторского права (на практике обычно не соблюдается при  копировании фрагментов документов).

Информация о работе Инновациооные услуги