Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:22, дипломная работа
Мир стремительно меняется, и, переходя в стадию информационного общества, изменяет все стороны жизни современного человека, независимо от того ребенок это или взрослый. Практически ежесекундно человек подвергается воздействию разнообразной информации, характер которой меняется от полезного и необходимого до откровенно агрессивного, манипулятивного. Каждая единица информации, каждое слово, знак, текст несет смысловую нагрузку, воздействующую на ценности человека, его привычки, мотивацию. Устное или печатное слово влияет на психику, зачастую подавляя личность, манипулируя ею
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………………………11
1.1. Понятие информационной безопасности личности и педагогические аспекты защиты от негативных воздействий информации……………………………………………………………..….11
1.2. Система педагогических условий формирования информационной безопасности школьника………………………………………………..…21
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………………………26
2.1 Исходные позиции исследовательской работы……………………...26
2.2 Результат итогов деятельности………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………
В современном социуме информационная сфера имеет две составляющие: информационно-техническую (искусственно созданный человеком мир техники, технологий и т. п.) и информационно-психологическую (естественный мир живой природы, включающий и самого человека). Соответственно, в общем случае информационную безопасность общества (государства) можно представить двумя составными частями: информационно-технической безопасностью и информационно-психологической (психофизической) безопасностью. Информационная безопасность — это защита конфиденциальности, целостности и доступности информации. Конфиденциальность: свойство информационных ресурсов, в том числе информации, связанное с тем, что они не станут доступными и не будут раскрыты для неуполномоченных лиц. Целостность: неизменность информации в процессе ее передачи или хранения. Доступность: свойство информационных ресурсов, в том числе информации, определяющее возможность их получения и использования по требованию уполномоченных лиц. Таким образом, информационная безопасность (англ. information security) — это все аспекты, связанные с определением, достижением и поддержанием конфиденциальности, целостности, доступности, неотказуемости, подотчетности, достоверности информации или средств её обработки1.
На сегодняшний день в России существует нормативная база документов, законодательно подкрепляющая и регулирующая сферу информационных отношений. К нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся Акты федерального законодательства: Международные договоры РФ; Конституция РФ; Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы); Указы Президента РФ; Постановления правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств; Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т. д.
Подробнее списки и содержание
указанных нормативных документ
В зависимости от
приложения деятельности в
Представленные выше
структура и понятия
Формирование информационной безопасности обучения нуждается в специальных условиях, которые создают возможности взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и учащимся на основе тщательно продуманного содержания занятий по информационной безопасности, имеющих смысловую значимость для школьника.
Одним из главных условий успешного обучения информационной безопасности является позиция учителя, сущность которой составляет безусловное, безоценочное принятие ребенка, желание укрепить его позицию в социуме, оказать своевременную поддержку в саморазвитии, оградить его от совершения неприемлемых действий, открыть путь к социализации и адаптации ребенка. Работа педагога направлена на реализацию принципов педагогики саморазвития: принципа взаимной открытости педагога и ребенка; принципа свободосообразности; принципа глубинного общения и воспитания; принципа социосообразности; принципа идеологичности; принципа ненасилия и непримиримости к насилию над ребенком; принципа ценности творческого непослушания.
Одним из важных условий успешного обучения школьников основам информационной безопасности является осведомленность педагога в теории информационной безопасности: во-первых, в том, что именно защищается, что является объектом или предметом защиты (в нашем случае – это личность школьника). Во-вторых, установление, от чего защищается личность школьника, какова угроза (опасность) - внешний по отношению к данной целостности фактор, воздействующий на школьника. В - третьих, в понимании необходимости предотвращения разрушения самооценки ребенка, дезориентации в окружающей обстановке, нарушении адекватности представлений об окружающем мире и своем месте в нем, снижении самоуважения или чувства уверенности, утрате целостности «Я» и потере индивидуальной уникальности, крушении планов, намерений, выборе неадекватных целей и способов поведения, попадании в психологическую зависимость от других субъектов воздействия, духовной деградации, нарушениях психического здоровья вплоть до необратимых патологических изменений психики. В - четвертых, в представлении, как избежать возможного ущерба, каким образом и чем защищаться. В - пятых, в уверенности педагога в том, что в процессе обучения именно он является субъектом защиты личности, опережая в данном направлении действия общества и государства.
На этой основе можно выделить и необходимые условия для реализации цели. Первое условие - содержательное, включает содержательный компонент программы занятий (систему внеклассных мероприятий, направленных на умение выявлять информационную угрозу и особенности развития данной возрастной категории). В качестве второго условия выделяется технологическое, направленное на эффективность использования методов, приемов и средств проведения занятий с учетом особенностей развития школьников. В третью группу объединились психолого-педагогические условия, такие как гуманно-ориентированное и доброжелательное взаимодействие педагога и учащихся. Дополнительным условием явилась организация работы с родителями.3
Мало рассматривается
такое понятие как «
В истории науки и практики обеспечения информационной безопасности различают несколько этапов. Традиционно эта область безопасности отождествлялась с защитой информации. С появлением и распространением компьютерных сетей в качестве самостоятельного объекта защиты стали рассматривать информационные системы. На пороге третьего тысячелетия для человечества наряду с перспективами прогресса нас ожидает угроза «информационной Хиросимы».
Начинается новый этап истории, когда наряду с информацией и информационными системами надо защищать и самого человека от воздействия информации. Значение и роль этого объекта защиты в системе обеспечения информационной безопасности в ближайшие десятилетия будет возрастать, так же как компонент информационной безопасности выйдет на первое место в системе национальной безопасности страны. Информационная безопасность в общем виде - это способность государства, организации, личности, технической и информационной системы или конструкции обеспечить необходимые информационные ресурсы для поддержания их устойчивого функционирования в любых сложных условиях существования и развития, а также их способность противодействовать возникающим опасностям и угрозам по отношению к информационным ресурсам техническим источникам потребной информации компьютерным и другим различным сетям передачи и обмена информации между техническими устройствами и реальными потребителями.
Под информационно-психологической безопасностью понимается состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий в связи с использованием специальных средств и методов воздействия на психику, и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
Существует и определенная структура информационно – психологической безопасности личности, которая определяется следующими критериями:
Информационно-психологическая безопасность личности является составной частью информационной безопасности и должна занимать особое место в государственной политике по ее обеспечению. Эта особенность определяется спецификой угроз и их источников в области информационно-психологической безопасности, особым характером принципов и задач при реализации государственной политики в этой области.
Потенциальными
источниками угроз
Основные угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере включают: а) внутренние:
б) внешние: