Информационная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Мир стремительно меняется, и, переходя в стадию информационного общества, изменяет все стороны жизни современного человека, независимо от того ребенок это или взрослый. Практически ежесекундно человек подвергается воздействию разнообразной информации, характер которой меняется от полезного и необходимого до откровенно агрессивного, манипулятивного. Каждая единица информации, каждое слово, знак, текст несет смысловую нагрузку, воздействующую на ценности человека, его привычки, мотивацию. Устное или печатное слово влияет на психику, зачастую подавляя личность, манипулируя ею

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………………………11
1.1. Понятие информационной безопасности личности и педагогические аспекты защиты от негативных воздействий информации……………………………………………………………..….11
1.2. Система педагогических условий формирования информационной безопасности школьника………………………………………………..…21
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………………………26
2.1 Исходные позиции исследовательской работы……………………...26
2.2 Результат итогов деятельности………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Информационная безопасность.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Содержательным материалом для данного курса может служить  это исследование и все те источники, на которых оно основано.

Данный проект мобилен  и не требует особого выделения  времени в учебной программе. Его можно реализовывать по средствам  включения элементов информационной безопасности в различные уроки, мероприятия, можно и планировать заранее. В нашем учебном заведении такой курс находится на стадии разработки, но уже есть реальные воплощения идей, заключенных в нем. Например, установлен телевизор в холле, часто приглашаются врачи, работники ГИБДД для проведения мероприятий и классных часов, проводятся психологические тестирования учащихся, учителя информатики уже исследуют информационные воздействия и др. Это все лишь предпосылки для практического использования такого курса, но возможно в будущем этот курс будет внедрен в полном объеме.

Система условий построена на основании следующих принципов:

- принцип научности  (использованы актуальные теории и концепции, позволяющие создать целостное представление об информационной безопасности личности и способах защиты от негативных воздействий информации)

- принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения и навыки в данной области

- принцип гуманистичности (основой программы является человек и забота о его безопасности в условиях современного информационного социума)

- принцип междисциплинарности  (в программе рассматриваются вопросы, требующие использования знаний из различных общеобразовательных дисциплин школьного курса)

- принцип проблемности  (в содержании программы отражены  проблемы  общественной и личностной информационной безопасности).

Система педагогических условий требует практического подтверждения. Первое условие - содержательное, включает в себя содержательный компонент программы занятий для учащихся (систему внеклассных мероприятий и уроков направленных на умение выявлять информационную угрозу). Для реализации данного условия следует составить список тем для уроков информатики, где будет по средствам учебного процесса реализовываться навык выявления и взаимодействия с информационной угрозой:

  1. Информация: позитивные и негативные аспекты.
  2. Информационная безопасность личности как проблема современного общества.
  3. Информационное воздействие на человека и его последствия.
  4. Способы защиты от негативного информационного воздействия.
  5. Методика работы с информацией.
  6. Ценностные ориентиры образования в глобальном информационном пространстве.

Данные темы можно  использовать и адаптировать для  школьников любого возраста. На близкие  по значению темы следует раздать  задания ученикам (рефераты и т.д.). А срез знаний провести в форме  семинарского занятия. Так же следует провести ряд внеклассных мероприятий, где могут участвовать (и уже участвовали) медицинские работники, сотрудники милиции и др. Возможны и тематические внеклассные занятия, направленные на развитие у детей навыка взаимодействия с информацией. Примерный список тем:

  1. Наркомания, алкоголизм и курение, как следствие негативного воздействия информации.
  2. Интернет – зависимость. Болезнь или средство  и следствие манипуляции сознанием?
  3. Разнообразие информации в мире. Основы логического взаимодействия с ней.
  4. Мода – дань времени или пропаганда? И др.

В качестве второго условия выделяется технологическое, направленное на эффективность использования  методов, приемов и средств проведения занятий с учетом особенностей развития школьников. Методы исследования составили: теоретический (анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, нормативной, учебной, юридической, методической документации и диссертационных исследований по изучаемой проблеме);  эмпирический (наблюдения, рейтинг, самооценка); экспериментальный (проведение констатирующего и обучающего экспериментов, установка в холле телевизора, проведение внеклассных мероприятий вместе с приглашенными людьми); статистический (количественный и качественный анализ полученных данных). Что касается средств, то они включают в себя проведение и внедрение в школьную программу:

  1. Уроков информатики и любых других предметов, несущих в своей основе правила взаимодействия с любой информацией, приемы выявления негативных аспектов.
  2. Внеклассных мероприятий, посвященных этой теме. Сюда могут входить и приглашение медицинских работников, работников правоохранительных органов и др. Это будет зависеть от изучаемого материала и актуальности исследуемого вопроса.
  3. Родительских собраний с просветительским направлением. Обучение родителей работе с информацией. Собраний вместе с детьми.
  4. Применением средств ТСО. Например, можно установить в холле школы телевизор, по которому следует транслировать важную и нужную информацию, занимать детей развлекательными и поучительными программами, если в расписании образовалось «окно». Сюда же входят информационные плакаты, познавательные заставки на экранах компьютеров в кабинете информатики, видео и аудио материалы и др.
  5. Применением психологии в образовательном и воспитательном процессе. Такой значимый элемент несет в себе: психологические тесты на выявление подверженности влиянию, самого влияния информации; коллективные и личные характеристики детей; работа с детьми, имеющими склонность к девиантному поведению, психологическая коррекция такого поведения, имеющая в своей основе и негативное информационное воздействие; проведение психологических тренингов «учитель – ученик», «ребенок – родитель», направленное на установление доверительных отношений, что бы ребенок мог своевременно обратиться за помощью, тренинги на сплочение коллектива; формирование у ребенка собственного мнения и чувства собственного достоинства и подобное.
  6. Обучение педагогов внедрению в свои занятия основ информационной безопасности. Ведь все они работают с информацией, а доносят ее часто и при помощи средств, используемых в информатике (компьютеров и т.д.). Поэтому учитель информатики должен стать основоположником данного курса, так как его предмет на прямую «завязан» на работе с информацией при помощи современных технологий.

В третью группу объединились психолого-педагогические условия, такие как гуманно-ориентированное и доброжелательное взаимодействие педагога и учащихся. Дополнительным условием  явилась организация  работы с родителями. Для их реализации применяются различные психологические тренинги для установления контакта и доверия, например «Учитель – ученик», «Родитель – ребенок» и др. Проводятся родительские собрания, часто вместе с детьми с просветительской направленностью, где говорится об информации и ее негативных аспектах. Так же имеют место быть психологические тесты (для коллектива, для личности, на выявление подверженности манипулятивному влиянию и др.)

При реализации условий основное внимание учителя обращается на выработку у обучающихся психологической устойчивости поведения в опасных информационных ситуациях, а так же практических навыков поведения при взаимодействии с информацией. Для учителей так же возможно провести семинарские занятия.

Можно сделать вывод, что проблема информационной безопасности личности приобретает особую значимость в контексте социально-педагогической деятельности. Так как целью практической социально-педагогической деятельности является гармонизация взаимодействия (отношений) личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития социальной активности человека. В условиях, когда не учитывается информационный аспект, построить гармоничное взаимодействие личности и социума вряд ли удастся.

 

2.2 Результат итоговой  деятельности

 

У данного курса несколько  участвующих сторон, это не только ученики, но и сами педагоги с родителями. И по окончанию этой программы у всех них должны появится определенные знания, умения и навыки. Которые и станут итогом данной работы.

При прохождении курса учащиеся должны освоить определенные ЗУНы:

- общие знания об  информации;

- характеристики опасностей информационного происхождения; правила и требования безопасного поведения и защиты в различных условиях и ситуациях информационного характера;

- систему предупреждения  и действий в ситуациях угрозы информационного характера;

- общения со сверстником,  группой сверстников; общения  со взрослым, группой взрослых; улучшение навыка коммуникации;

- оказания психологической  помощи и поддержки ученику, оказавшемуся в условиях острой и негативной информационной атаки;

- оценивать и анализировать информационный поток;

- логически мыслить  и рассуждать;

Для родителей, как для  неподготовленных людей, но с большим  жизненным опытом этот список ЗУНов  представляет собой:

- знание об информации  и ее негативных аспектах воздействия на детей.

- умение помочь ребенку  ориентироваться и взаимодействовать  с информацией, в том числе  и негативной.

- знание и умение  оградить и защитить ребенка  от негативной информации.

- умение самим не  поддаваться на манипулирование  сознанием по средствам информации.

- умение оказания психологической  и физической помощи пострадавшему  от негативного информационного  воздействия. 

Педагоги же обладают значительным потенциалом в этой сфере, так как имеют все профессиональные навыки для развития этого курса, стоит лишь внести конкретику и провести ряд семинарских занятий для них. Что бы направить их умения в нужном направлении. Это нужно для того, чтобы каждый учитель мог применять знания об информационной безопасности на практике. Например, важной темой может послужить «Информационная безопасность детей в Интернете». Эту же информацию следует донести и до родителей. Еще важно обсудить тему «Формирование информационной культуры у детей». Многим родителям, волнующимся за безопасность своих детей, которых оставляют дома «один на один» с компьютером и доступом в Интернет, необходим ликбез по существующему на рынке ПО, позволяющему устанавливать на домашних компьютерах «фильтры»9. Некоторые бизнес-компании разрабатывают и представляют сетевым сообществам ресурсы не только обучающего характера, но и с уже «встроенной» образовательной, информационной культурой, в которых, прежде всего, есть место самому ребенку и он там – главный участник (Началка.инфо, Началка.ком, Мир Бибигона, Твиди и др.)10 У педагогов школ, осваивающих работу в сетевых проектах, дистанционных олимпиадах или Интернет-конкурсах, появилась потребность в тесном взаимодействии с родителями, которых они более полно информируют о проводимой учебной работе, получая от них письменное согласие на возможность работы из класса в Интернете, привлекая к совместному выполнению некоторых домашних заданий и учебных исследований детей с использованием компьютера и Интернета. В этой деятельности обращается особое внимание школьников на необходимость соблюдения авторских прав, основных правил работы с компьютером и в Интернете. В школе, в условиях изменившихся подходов к обучению, когда учителя-предметники все чаще в своей деятельности используют проектно-исследовательские методики, направленные на активизацию самостоятельной деятельности школьников в Сети Интернет, постепенно выстраивается система взаимодействия педагогов с библиотекарями школ и учителями информатики, которые могут и должны становиться главными помощниками и консультантами школьников в формировании у них информационной культуры и развитии таких навыков мышления, которые позволяют им обучаться самостоятельно и социально адаптироваться.11 Можно согласиться с тем, что безопасность детей в Интернете могут обеспечивать “правильные ценности” тех, кто предоставляет им эту возможность, кем бы он ни был. И родители, бизнес-компании (контент-разработчики, хостер-провайдеры), педагоги-предметники и библиотекари школ ответственны за безопасность школьников в Интернете. Гарантировать же безопасность сегодня не может никто. Но это не исключает возможности работать с “опасностями” как с учебными ситуациями, не обходя и не замалчивая их. Сегодня существует необходимость в осознании образовательным сообществом того, как, какими средствами, формами и методами работать с детьми над формированием их информационной грамотности и культуры в школе - посредством специально организованных занятий, учебных проектов и исследований во внеурочное время и на уроках (информатики? библиотечно-информационных? эти знания должны пронизывать все предметные уроки (см. приложение 2)?)…

Может быть в том, что  сегодняшние учителя и библиотекари школ без соответствующих знаний и умений не помогают ученикам действовать  на современном уровне использования  компьютеров и Интернета, и кроется  причина того, что фактически образовательного Интернета с участием детей на сегодня фактически нет? (Примеры из телесюжетов, когда дети дистанционно, поставив за свой компьютер учебник, начитывают ответы учителям, сидящим в классах, через Интернет – не в счет). И в результате – сегодняшняя школа “не мыслит” себя фактически отдельно от Интернета, «отчитываясь» за процессы информатизации своих школ – выкладывание материалов руками учителей в сегменте Сети для учеников, бесконечными показательными уроками «на один раз» и презентациями для школьников, созданными на года. Ну а там, где все несерьезно, серьезные вопросы безопасности работы детей в Интернете становятся важными только для их родителей. Хотелось бы, что бы учитель выдвинул сегодня на первый план вопросы формирования сетевой культуры и информационной грамотности всех участников педпроцесса - самих педагогов/библиотекарей, школьников и их родителей. Пора в школе решать задачу формирования информационной культуры и грамотности учителей и школьников. Сами они, культура и грамотность – не появятся! Школе нужны педагоги, готовые к обмену знаниями и навыками. Педагогам – материалы по воспитанию информационной культуры. Родителям – консультации и соответствующее ПО. А всем нам – информационно грамотное, умеющее безопасно действовать в Интернете подрастающее поколение.

Существует и определенная статистика, подтверждающая необходимость  работы с учащимися по информационной безопасности. Ее выделила Малых Т.А. в своей исследовательской работе. 12

Для определения качественных изменений знаний учащихся по информационной безопасности нами предложены:

- низкий уровень, характеризующийся  тем, что ученик обладает некоторыми  знаниями по информационной безопасности, проявляет интерес к теме, но не видит личностно-смысловой цели в изучаемом материале;

- средний уровень,  характеризуется тем, что ученик  обладает знаниями по информационной безопасности, умениями и навыками по выявлению информационной угрозы, самостоятельно воспроизводит указанные действия, результат которых соответствует замыслу;

- высокий уровень,  характеризуется тем, что ребенок  осознает личностную необходимость знаний по информационной безопасности.

 

 

Уровни сформированности информационной безопасности

Информация о работе Информационная безопасность