Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:53, реферат
Цель исследования: введение информационных технологий в качестве вспомогательного средства обучения детей с ОНР.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
рассмотреть использование информационных технологий в детском саду;
изучить существующие компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи;
рассмотреть принципы и методики компьютерных программ в обучении детей с нарушениями речи;
экспериментально проверить эффективность выбранных компьютерных программ в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР.
Введение
Глава 1. Информационные технологии в логопедической работе
1.1. Использование компьютерных технологий в детском саду
1.2. Компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи
Заключение
МИнистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайская государственная
(ФГБОУ ВПО «АГАО»)
Физико-математический факультет
Кафедра физики и информатики
Реферат
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Выполнил студент:
ГруппыФ-ФИ131
Кабаков Иван
Владимирович
Проверил:
доцент
Старовикова
Ирина Владимировна
«_____»_____________2013 г.
Подпись_______________
(Председатель ГАК)
Бийск–2013
Содержание
Введение
Глава 1. Информационные технологии в логопедической работе
1.1. Использование компьютерных технологий в детском саду
1.2. Компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи
Заключение
Введение
Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится одним из главных видов операций. Технические устройства используются в деятельности как непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, в том числе и образовательной.
Как отмечают многие авторы, применение
компьютерной техники позволяет
оптимизировать педагогический процесс,
индивидуализировать обучение детей
с нарушениями развития и значительно
повысить эффективность любой
Исследования, посвященные проблеме
изучения и коррекции общего недоразвития
речи (Т.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1978; Л.В.
Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; И.И. Мамайчук,
1990, и др.), показывают, что преодоление
системного речевого недоразвития, как
правило, имеет длительную и сложную
динамику. Поэтому применение в коррекционно-
В связи с этим актуальным представляется изучение проблемы использования информационных технологий в обучении детей с нарушениями речи.
Объект исследования: дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
Предмет исследования: использование информационных технологий в коррекции общего недоразвития речи.
Цель исследования: введение информационных технологий в качестве вспомогательного средства обучения детей с ОНР.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
рассмотреть использование информационных технологий в детском саду;
изучить существующие компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи;
рассмотреть принципы и методики компьютерных программ в обучении детей с нарушениями речи;
экспериментально проверить
Гипотеза исследования заключается в том, что включение компьютерных программ в работу логопеда может способствовать развитию мотивации к занятиям; работоспособности и сохранению продуктивности деятельности на протяжении всего логопедического занятия у детей с различными расстройствами речи; сокращению времени формирования ряда навыков, необходимых для развития речи.
Методы исследования были выбраны
с учетом объекта исследования и
соответствуют задачам и
- анализ и обобщение
- наблюдение за процессом
База исследования: детский сад для детей с нарушениями речи № 350, г. Волгограда.
По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Информационные технологии в логопедической работе
1.1 Использование компьютерных технологий в детском саду
Новые информационные технологии стали
перспективным средством
В основу использования НИТ в
отечественной педагогике положены
базовые психолого-
Компьютерные технологии принадлежат
к числу эффективных средств
обучения, все чаще применяемых в
специальной педагогике. В последние
годы ведется открытая дискуссия
о содержании, форме, методах специального
обучения и характере профессионального
мышления специалистов. Каждая новая
задача развивающего обучения трансформируется
в проблемы метода, разработки обходных
путей обучения, которые позволяли
бы достичь максимально возможных
успехов в развитии ребенка с
особыми познавательными
Анализ литературы показывает, что
компьютерные средства представляют для
специалиста не часть содержания
коррекционного обучения, а дополнительный
набор возможностей коррекции отклонений
в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему
в работе компьютерную технику, необходимо
решить две основные задачи специального
обучения: сформировать у детей умения
пользоваться компьютером и применять
компьютерные технологии для их развития
и коррекции
Коррекционно-воспитательная работа
с детьми, имеющими отклонения в
развитии, предполагает использование
специализированных или адаптированных
компьютерных программ (главным образом
обучающих, диагностических и развивающих)
Приоритетная задача применения НИТ
в специальной педагогике состоит
не в обучении детей адаптированным
основам информатики и
Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения НИТ в коррекционный процесс [7, 13].
Важность и своевременность
совершенствования процесса коррекционного
обучения и воспитания детей, страдающих
речевыми нарушениями вследствие органического
поражения центральной нервной
системы, при помощи компьютерных технологий,
научная и практическая значимость
этих проблем определяют актуальность
нашего исследования. Повторим, что
его предметом стало
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников [8, 33].
Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.
Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация [15, 26].
Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Занятия детей на компьютере имеют
большое значение не только для развития
интеллекта, но и для развития их
моторики. В любых играх, от самых
простых до сложных, детям необходимо
учиться нажимать пальцами на определенные
клавиши, что развивает мелкую мускулатуру
рук, моторику детей. Ученые отмечают,
что чем больше мы делаем мелких
и сложных движений пальцами, тем
больше участков мозга включается в
работу. Как и руки, очень большое
представительство в коре головного
мозга имеют и глаза. Чем внимательнее
мы всматриваемся в то, над чем
работаем, тем больше пользы нашему
мозгу, потому что формирование моторной
координации и координации
Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру [1, 53].
Информационные технологии обучения
должны разрабатываться с учетом
классических дидактических принципов.
Компьютерное обучение определило два
новых принципа: индивидуализации обучения
и активности. В основном, технология
компьютерного обучения исследовалась
в двух направлениях: визуализации
(обеспечения наглядности) учебного
содержания и алгоритмизации учебной
деятельности. Однако, рассмотрение структуры
самой дидактики как
Информация о работе Информационные техналогии в обучении детей с нарушениями речи