Информационные техналогии в обучении детей с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:53, реферат

Краткое описание

Цель исследования: введение информационных технологий в качестве вспомогательного средства обучения детей с ОНР.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
рассмотреть использование информационных технологий в детском саду;
изучить существующие компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи;
рассмотреть принципы и методики компьютерных программ в обучении детей с нарушениями речи;
экспериментально проверить эффективность выбранных компьютерных программ в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР.

Содержание

Введение
Глава 1. Информационные технологии в логопедической работе
1.1. Использование компьютерных технологий в детском саду
1.2. Компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Kabakov_Ivan.docx

— 53.43 Кб (Скачать файл)

 

МИнистерство  образования и  науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»

(ФГБОУ ВПО «АГАО»)

Физико-математический факультет 

Кафедра физики и информатики

 

 

 

Реферат

 

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

ГруппыФ-ФИ131

Кабаков Иван

Владимирович

(подпись)

Проверил:

доцент

Старовикова

Ирина Владимировна

Оценка____________

«_____»_____________2013 г.

 

Подпись_______________

(Председатель ГАК)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бийск–2013

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Информационные технологии в  логопедической работе

1.1. Использование компьютерных  технологий в детском саду

1.2. Компьютерные программы для  обучения детей с нарушениями  речи

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится одним из главных видов  операций. Технические устройства используются в деятельности как непосредственно  связанной с техникой, так и  в других сферах, в том числе  и образовательной.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет  оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей  с нарушениями развития и значительно  повысить эффективность любой деятельности.

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Т.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1978; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; И.И. Мамайчук, 1990, и др.), показывают, что преодоление  системного речевого недоразвития, как  правило, имеет длительную и сложную  динамику. Поэтому применение в коррекционно-образовательном  процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей  с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных  расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.

В связи с этим актуальным представляется изучение проблемы использования информационных технологий в обучении детей с  нарушениями речи.

Объект исследования: дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).

Предмет исследования: использование информационных технологий в коррекции общего недоразвития речи.

Цель исследования: введение информационных технологий в качестве вспомогательного средства обучения детей с ОНР.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения  следующих задач:

рассмотреть использование информационных технологий в детском саду;

изучить существующие компьютерные программы  для обучения детей с нарушениями  речи;

рассмотреть принципы и методики компьютерных программ в обучении детей с нарушениями  речи;

экспериментально проверить эффективность  выбранных компьютерных программ в  процессе коррекционной работы с  детьми с ОНР.

Гипотеза исследования заключается  в том, что включение компьютерных программ в работу логопеда может  способствовать развитию мотивации  к занятиям; работоспособности и  сохранению продуктивности деятельности на протяжении всего логопедического  занятия у детей с различными расстройствами речи; сокращению времени  формирования ряда навыков, необходимых  для развития речи.

Методы исследования были выбраны  с учетом объекта исследования и  соответствуют задачам и гипотезе работы. В процессе исследования применялись  следующие методы исследования:

- анализ и обобщение литературных  данных по теме исследования;

- наблюдение за процессом работы  детей за компьютером.

База исследования: детский сад  для детей с нарушениями речи № 350, г. Волгограда.

По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Информационные технологии в логопедической работе

 

1.1 Использование компьютерных  технологий в детском саду

 

Новые информационные технологии стали  перспективным средством коррекционно-развивающей  работы с детьми, имеющими нарушения  речи. Повсеместная компьютеризация  открывает новые, еще не исследованные  варианты обучения. Они связаны с  уникальными возможностями современной  электроники и телекоммуникаций [4, 43].

В основу использования НИТ в  отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные  Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат  к числу эффективных средств  обучения, все чаще применяемых в  специальной педагогике. В последние  годы ведется открытая дискуссия  о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального  мышления специалистов. Каждая новая  задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли  бы достичь максимально возможных  успехов в развитии ребенка с  особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.) [25, 17]

Анализ литературы показывает, что  компьютерные средства представляют для  специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять  компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в  развитии, предполагает использование  специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом  обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ  в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и  психологический комфорт, а также  предоставляя воспитаннику свободу  выбора форм и средств деятельности.

Приоритетная задача применения НИТ  в специальной педагогике состоит  не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых  научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности [2, 75].

Эффективность обучения детей с  различными нарушениями, в том числе  с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для  специалистов по компьютерным программам. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения  НИТ в коррекционный процесс [7, 13].

Важность и своевременность  совершенствования процесса коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих речевыми нарушениями вследствие органического  поражения центральной нервной  системы, при помощи компьютерных технологий, научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность нашего исследования. Повторим, что  его предметом стало использование  компьютерных программ в коррекционно-развивающей  работе с детьми, имеющими различные  формы речевой патологии. Цель исследования заключается в создании системы  приемов компьютерно-опосредованного  логопедического воздействия на эти нарушения.

Компьютер, являясь самым современным  инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим  средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников [8, 33].

Психологи отмечают: чем раньше ребенок  познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический  барьер между ним и машиной, так  как у ребенка практически  нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен  для детей, как любая новая  игрушка, а именно так в большинстве  случаев они смотрят на него.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с  учетом возраста и учебной направленности.

Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок  может представить себе не единичное  понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление  о всех похожих предметах или  ситуациях. Таким образом у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация [15, 26].

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким  образом, у детей начинает развиваться  так называемая знаковая функция  сознания, то есть понимание того, что  есть несколько уровней окружающего  нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа  и т.д.

В процессе занятий детей на компьютерах  улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно  стараться запомнить тот или  иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок  непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в  привлекательной для ребенка  форме, что не только ускоряет запоминание  содержания, но и делает его осмысленным  и долговременным.

Занятия детей на компьютере имеют  большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых  простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру  рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем  больше участков мозга включается в  работу. Как и руки, очень большое  представительство в коре головного  мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем  работаем, тем больше пользы нашему мозгу, потому что формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного  анализаторов с успехом достигается  на занятиях детей на компьютерах [24, 47].

Общение с ЭВМ вызывает у детей  живой интерес, сначала как игровая  деятельность, а затем и как  учебная. Этот интерес и лежит  в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря  компьютеру становится эффективным  обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной  деятельности ребенка, через сочетание  игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает  их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно  помочь выполнить задание. Таким  образом, компьютер помогает развить  не только интеллектуальные способности  ребенка, но и воспитывает волевые  качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка  к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение  к окружающему миру [1, 53].

Информационные технологии обучения должны разрабатываться с учетом классических дидактических принципов. Компьютерное обучение определило два  новых принципа: индивидуализации обучения и активности. В основном, технология компьютерного обучения исследовалась  в двух направлениях: визуализации (обеспечения наглядности) учебного содержания и алгоритмизации учебной  деятельности. Однако, рассмотрение структуры  самой дидактики как совокупности теорий дидактических принципов, учебных  методов, учебных программ и общей  системной теории учебника, позволяет  в каждом элементе структуры определить как общее так и частное, относящееся  к информационной технологии обучения. Во-первых, как уже отмечалось ранее, информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей  рассматривать учащегося не как  объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения. Обучаемый переходит в новую категорию потому, что по форме компьютерное обучение является индивидуальным, самостоятельным, но осуществляется по общей методике, реализованной в обучающей программе. Компьютер как средство обучения является беспрецедентным в истории педагогики, потому что объединяет в себе как средство, инструмент обучения, так и субъект - педагога. Изменение ролевой обстановки ведет к значительному пересмотру теории обучения. Появилась необходимость разработки теории дидактической технологии, являющейся частью информационной технологии обучения. Рассмотрим последовательно основные дидактические принципы. Научность определяет содержание, требует включения в него не только традиционных научных знаний, но и наиболее фундаментальных положений современной науки, а также вопросов перспектив ее развития. При этом способы усвоения учебного материала должны быть адекватны современным научным способам познания. Системный подход к изложению учебного материала, его структурирование и выделение основных понятий и связей между ними, как раз и является как основой для разработки содержания компьютерной обучающей программы, так и одним из методов современного научного познания. Виды учебной деятельности, осуществляемой при усвоении содержания при компьютерном обучении отражают основные моменты научного познания. Само содержание при структурировании и выделении различных уровней сложности усвоения учащимся позволяет включать не только те темы, которые обеспечивают обязательный минимальный уровень знания, но, во-первых, рассматривать более широкие понятия данного учебного предмета, расширять кругозор детей, делать его знания более фундаментальными, а, во-вторых, связывать эти понятия с другими предметами, изучая их во взаимосвязи и строя, тем самым, более полную и научную картину мира. Использование экспертных систем выводит обучение на новый качественный виток, позволяет практически в любом учебном заведении, оснащенным компьютерами, независимо от его местоположения, использовать методический и научный опыт экспертов высшей квалификации. Таким образом, научность содержания обеспечивается самой информационной технологией обучения.

Информация о работе Информационные техналогии в обучении детей с нарушениями речи