Информационные техналогии в обучении детей с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:53, реферат

Краткое описание

Цель исследования: введение информационных технологий в качестве вспомогательного средства обучения детей с ОНР.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
рассмотреть использование информационных технологий в детском саду;
изучить существующие компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи;
рассмотреть принципы и методики компьютерных программ в обучении детей с нарушениями речи;
экспериментально проверить эффективность выбранных компьютерных программ в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР.

Содержание

Введение
Глава 1. Информационные технологии в логопедической работе
1.1. Использование компьютерных технологий в детском саду
1.2. Компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Kabakov_Ivan.docx

— 53.43 Кб (Скачать файл)

Специализированная компьютерная технология "Игры для Тигры" адресована прежде всего специалистам - логопедам  и дефектологам детских учреждений, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованными в исправлении и развитии речи своих детей [33, 283].

Работа с применением специализированной программы проводится под контролем  специалиста, который составляет индивидуальный план, выбирает соответствующие ему  упражнения, контролирует правильность их выполнения ребенком и дозирует необходимую нагрузку.

В рамках системного подхода к коррекции  речевых нарушений компьютерная логопедическая программа "Игры для  Тигры" предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока:

- просодика,

- звукопроизношение,

- фонематика,

- лексика.

Каждый блок программы "Игры для  Тигры" состоит из нескольких модулей, представленных в подменю. При этом упражнения, входящие в состав модулей, направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых  компонентов.

Цветовое решение каждого блока ("Звукопроизношение" - розовый, "Просодика" - зеленый, "Фонематика" - голубой, "Лексика" - желтый) сохраняется  во всех составляющих его упражнениях  в виде цветовых фонов и психологически способствует созданию единой ассоциативной  линии коррекционной работы в  рамках каждого блока.

Работа со всеми упражнениями программы  проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых  упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания. Это позволяет эффективно и в  более короткие сроки корригировать  речевые нарушения у детей  дошкольного возраста.

Программа "Игры для Тигры" предусматривает  возможность индивидуальной настройки  параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что  позволяет выбрать задание, соответствующее  реальному уровню развития ребенка  и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

Компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" представляет пользователю объективную оценку результатов  деятельности в трех вариантах: визуально, в звуковом и цифровом виде.

Красочные рисунки, объемное изображение, анимация объектов, звуковое и музыкальное  сопровождение делают программу  привлекательной для детей.

Все упражнения программы построены  в игровой форме, при этом создается  проблемная ситуация, решение которой  производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В  процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою  Тигренку выполнить задания и  вместе достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает  не обезличенная программа, а веселый  и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого  задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Это создает положительную мотивацию при работе с программой, так как ребенку интересно общаться с компьютерным героем.

В процессе коррекционной логопедической работы происходит развитие словаря  и грамматического строя речи, но зачастую при традиционной системе  обучения ребенок не может применить  полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы  Тигренком способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей  за счет того, что специально построенные  и подобранные задания побуждают  ребенка вступить с ним в диалог.

Компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс  с всплывающими подсказками. Таким  образом, не требуется специального обучения работы с программой, а  пользовательские навыки приобретаются  непосредственно в процессе ее применения. Простота пользования программой является необходимым условием при работе с детьми дошкольного возраста, так  как компьютер не должен становиться  для ребенка-дошкольника предметом  изучения [35, 104].

Специализированная компьютерная логопедическая программа "Солнечный  замок"

Специализированная компьютерная логопедическая программа "Солнечный  замок" представляет собой серию  упражнений направленных на коррекцию  фонетико - фонематической стороны  речи. Программа позволяет эффективно работать с детьми, имеющими различные  речевые нарушения. Программа "Солнечный  замок" предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3 - 4 лет), среднего дошкольного возраста (4 - 5), старшего дошкольного возраста ( 5 -6 лет), может применяться при  работе с младшими школьниками.

Специализированная логопедическая программа "Солнечный замок" адресована прежде всего специалистам - логопедам  и дефектологам детских дошкольных учреждений, но может рекомендоваться  широкому кругу пользователей при  условии квалифицированного консультирования. В компьютерной логопедической программе "Солнечный замок" реализованы  следующие принципы:

принцип полисенсорного подхода при  коррекции речевых нарушений. Работа со всеми упражнениями программы  проводится с опорой на зрительный, слуховой, тактильный контроль над  результатами деятельности ребенка.

принцип комплексного подхода к  коррекции речевых нарушений. Способствует коррекции основных речевых нарушений: фонематического слуха; формирование фонематического восприятия; обратных речевых кинестезий; мелкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором - мышь, специальной клавиатурой); слуховое и зрительное восприятие; внимание; памяти.

принцип дифференцированного подхода  к обучению детей с речевыми нарушениями. Программа "Солнечный замок" предусматривает  возможность индивидуальной настройки  параметров, соответствующих настоящему уровню развития ребенка в зоне ближайшего развития. Упражнения программы содержат задания возрастной сложности, что  позволяет выбрать задание, соответствующее  уровню развития ребенка и построить  коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно - образовательной  программой.

принцип объективной оценки результатов  деятельности ребенка. В программе "Солнечный замок" результаты деятельности ребенка представлены как звуковое и визуальное действие, исключающее субъективную оценку. Объективная  оценка деятельности осуществляется и  в устной форме - если задание выполнено верно, или звуковой комментарий указывает на неправильное выполнение задания. По усмотрению логопеда события могут озвучиваться голосовыми сообщениями (молодец, правильно, попробуй еще) или же звуковыми эффектами (фанфары, детский смех).

Компьютерная программа "Солнечный  замок" предназначена для использования  на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Работа с данной программой происходит при первостепенной роли учителя - логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог - компьютер - ребенок.

Компьютерная логопедическая программа  проста в управлении. Имеет интуитивно понятный интерфейс, упрощенный до элементарного, что не требует никаких навыков  работы с программным обеспечением. Управление происходит при помощи основной клавиатуры, компьютерной мыши и (при  наличии) специальной клавиатуры (аппаратная часть), причем компьютеры, оборудованные touch screen и touch pad (любые другие цели указатели) могут использовать это устройство ввода. Все вышеперечисленные типы устройств - ввода работают с программой одновременно. В программу сознательно  не введен действующий персонаж, поскольку  программа ориентированна на связку логопед - ребенок, а компьютер выполняет  роль средства обучения. По нашему глубокому  убеждению ни один компьютер не должен заменять прямого общения, а все  нюансы возникающие в процессе обучения ребенка ни одна компьютерная программа  предусмотреть не может [5, 125].

В логопедической программе "Солнечный  замок" выделены категории объектов сгруппированные по следующим признакам:

cкотный двор - домашние животные  и птицы;

зал охотника - обитатели леса;

башня мастеров – строительные и  хозяйственные инструменты;

мост музыкантов - музыкальные инструменты;

башня механика - наземный, водный и  воздушный транспорт;

башня Хранителя - в этой категории  представлены трехмерные модели всего  перечисленного включая бытовую  технику.

Звуковое устройство воспроизводит  реальный звук объекта, подобного реализма невозможно добиться без применения технических средств.

Логопедический тренажер "Дэльфа-141"

В 1995-96 гг. в серию был выпущен  Логопедический тренажер "Дэльфа-141" Помимо упражнений на коррекцию произношения, программа включала в себя модуль подготовки детей к пользованию  компьютером, изучение клавиатуры, микрофона  и мыши, а также упражнения на дифференциацию в письменной речи парных глухих и звонких согласных. В  условиях дефицита специализированных программ для специального образования  упражнения Логопедического тренажера  часто использовались практиками не только по прямому назначению, но и  для решения сходных педагогических задач. Так, упражнение "Воздушный  шар" применялось для автоматизации  навыка узнавания буквы, упражнение "Перекресток" — для развития пространственной ориентации, отработки  понятий "верх-вниз-вправо-влево". Упражнение для овладения манипулятором-мышью, где изображенные на экране домашние животные обладали своим голосом, нашли  применение в качестве дополнительного  средства в работе по развитию остаточного  слуха, звуковой дифференциации, соотнесению  звука и слова.

Методика работы с тренажером Дэльфа-142 (О.Е. Грибова)

Обновленный компьютерный тренажер вобрал в себя все лучшее от своих предшественников и включает упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование всех сторон речи дошкольника. Кроме того, авторами предлагается ряд принципиально новых заданий, направленных на формирование связной речи. Тренажер успешно используется в системе работы по формированию устной и письменной речи, а также в других типах учреждений, где обучаются дети с недоразвитием речи различного генеза. Тренажер помогает сформировать языковой навык в ходе достаточно большого количества упражнений, и при этом у ребенка сохраняется устойчивый интерес к их выполнению. Он не имеет аффективно окрашенного отношения к обучающемуся. У него всегда «хватит терпения» для работы. Тренажер – это игра. В тренажере заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале и создает предпосылки для его автоматизации. Тренажер – это экономия сил и времени педагога. Отпадает необходимость в разработке и оформлении многочисленных карточек, перфокарт и другого дидактического материала [13, 82].

Направления работы с тренажером

Коррекция звукопроизношения, речевого дыхания и голоса

Тренажер предоставляет возможность  работать по нескольким направлениям: отработка диафрагмального дыхания, отработка носового вдоха и ротового выдоха; отработка плавного длительного  ротового выдоха, коррекция назального, а также фарингиальных, щелкающих, «квакающих», хрипящих и др. призвуков, формирование умения изменять силу голоса, работа над словесным и логическим ударением, исправление дефектного произнесения звуков

Формирование фонематического  восприятия

Упражнения рассчитаны на добукварный  и на послебукварный периоды. Языковой материал предполагает организацию  работы по дифференциации согласных (по месту и способу произнесения, по твердости-мягкости). Все задания, связанные с чтением являются полифункциональными. Одной из сопутствующих коррекционных задач является тренировка детей в правильном чтении слов, а также в умении словесного прогнозирования в условиях дефицита внешних и смысловых опор.

Обучение грамоте

Авторы тренажера предлагают упражнения «Собери букву из 2-х частей», «Собери  букву из 4-х частей» и «Собери  букву (для отличников)» для формирования оптического контура буквы; «Найди букву» и «Найди слог» для создания устойчивого образа буквы и слога. Чтобы тренировать детей в  чтении и узнавании более протяженных  единиц, предлагаются упражнения «Мозаика»  и «Волшебный колодец». Их можно  использовать и при коррекции  нарушений чтения, особенно в тех  случаях, когда у ребенка с  трудом.

Формирование и коррекция навыка чтения

Использование компьютерного тренажера  способствует формированию у ребенка  мотивации к осмысленному чтению, поскольку представленный на экране текст является значимым для понимания  и правильного выполнения задания. В предлагаемой программе часть  упражнений можно использовать для  формирования словесной догадки: «Грузовик» и все виды «Пряток». Целый ряд  упражнений предлагается авторами тренажера  для формирования звуко-буквенных  грамматических обобщений. Языковой материал, предлагаемый в данных упражнениях  доступен по объему и семантике для  восприятия и воспроизведения детьми.

 

Формирование лексико-грамматической стороны речи

В компьютерном тренажере нашел  отражение раздел программы «Работа  над словом» (формирование обобщенного  лексического, грамматического и  морфологического значения слова, классификация  слов по лексическим и грамматическим группам, формированию грамматического  строя речи, накопление лексического запаса). Каждое из упражнений возможно использовать на разном уровне сложности, выбирать тематические или общие  словари.

Информация о работе Информационные техналогии в обучении детей с нарушениями речи