Информационные техналогии в обучении детей с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:53, реферат

Краткое описание

Цель исследования: введение информационных технологий в качестве вспомогательного средства обучения детей с ОНР.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
рассмотреть использование информационных технологий в детском саду;
изучить существующие компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи;
рассмотреть принципы и методики компьютерных программ в обучении детей с нарушениями речи;
экспериментально проверить эффективность выбранных компьютерных программ в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР.

Содержание

Введение
Глава 1. Информационные технологии в логопедической работе
1.1. Использование компьютерных технологий в детском саду
1.2. Компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Kabakov_Ivan.docx

— 53.43 Кб (Скачать файл)

Принцип доступности при компьютерном обучении переходит от принципа всеобщей доступности, для определенной возрастной группы детей или для некоторого усредненного ребенка данного возраста, в принцип индивидуальной доступности  и рассматривается как возможность  достижения цели обучения. Учебный  материал, реализованный в компьютерном обучении, предполагает наличие разветвлений, различных путей и скоростей  прохождения учебного курса, оказание помощи в виде пояснений, подсказок, дополнительных указаний и задач, постоянно  контролирует и поддерживает на необходимом  уровне мотивацию обучаемого. Доступность  при компьютерном обучении играет роль фильтра содержания, светофора процесса обучения и, в конечном счете, обеспечивает достижение цели обучения учащимися  с различной начальной подготовкой.

Наиболее широко рассмотрен в литературе, применительно к компьютерному  обучению, принцип наглядности, называемый также "интерактивной наглядностью". Если в традиционном понимании под  наглядностью понималась прежде всего  иллюстративная компонента, обеспечение  потребности учащегося увидеть  в какой-либо форме предмет или  явление, произвести с ним минимальные  манипуляции, то в компьютерном обучении наглядность позволяет увидеть  то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых  чувствительных и точных приборов. Более того, с представленными  в компьютерной форме объектами  можно осуществить различные  действия, изучить их не только статичное  изображение, но и динамику развития в различных условиях. При этом компьютер позволяет как вычленить  главные закономерности изучаемого предмета или явления, так и рассмотреть  его в деталях. Различные формы  представления объекта могут  сменять друг друга и по желанию  обучаемого, и по команде программы, чередуя или используя одновременно образное, аналитическое, языковое представления. Это позволяет, согласно задачам обучения, как уплотнить информацию об изучаемом объекте, так и расширить ее. Процессы, моделируемые компьютером, могут быть разнообразными по форме и по содержанию, относиться к физическим, социальным, историческим, экологическим и другим процессам. Принцип наглядности подвергся в информационных технологиях обучения значительной дифференциации. При отражении чувственного объекта не следует увлекаться "натурализмом", в программе должна быть представлена не любая модель, а только та, которая способствует реализации дидактических целей данной обучающей программы; модель, содержащуюся в программе, следует предъявить в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существенные связи и отношения объекта; существенные признаки, связи и отношения модели должны быть в программе адекватно зафиксированы цветом, миганием, звуком и т.д. Наглядность, обеспечиваемая компьютером, позволяет говорить о новом мощном инструменте познания – когнитивной компьютерной графике, которая не только представляет знания в виде образов-картинок и текста, а также позволяет визуализировать те человеческие знания, для которых еще не найдены текстовые описания, или которые требуют высших ступеней абстракции [21, 27].

Принцип систематичности и последовательности связан как с организацией учебного материала, так и с системой действий обучаемого по его усвоению. Компьютерное обучение характеризуется последовательностью  специфических действий, часть которых  присуща обучению в любых формах, а часть - только компьютерному. Такими действиями, например, являются восприятие информации с экрана дисплея, работа в знаковых моделях, ввод ответа с  клавиатуры. Для обеспечения принципа последовательности учащемуся в  начале сеанса компьютерного обучения полезно дать ориентировочную основу действия, сформулировать цель обучения. Независимо от сложности и длины пути, приводящего обучаемого к цели, это происходит систематично и последовательно.

Понятие последовательности получило свой смысл в информационных технологиях  обучения, под последовательностью  как раз и понимается очередность  выдачи учебных фрагментов обучающей  программой, построение и корректировка  наиболее эффективной последовательности при самостоятельной работе обучаемого в интеллектуальных учебных средах. В зависимости от содержания учебного материала, последовательности предоставления знаний обучаемому могут строиться  либо по индуктивному, либо по дедуктивному методу. Само представление знаний в информационных технологиях обучения обеспечивает дидактический принцип  систематичности.

Принцип сознательности обеспечен  в компьютерном обучении методикой  организующей стратегии, которой отдается предпочтение в современных информационных технологиях обучения. Эта методика, описанная в зарубежных психолого-педагогических теориях компьютерного обучения, направлена на воспитание стратега, который  рассматривает предметы и явления  в их взаимосвязи, самостоятельно изучает  материал, дополняя полученные в учебном  заведении знания. Для реализации принципа сознательности обучаемому сообщаются цели и задачи обучения, сведения о  предметной деятельности и основных этапах ее осуществления. Успешность реализации принципа сознательности зависит от теоретического уровня курса, полноты  раскрытия изучаемых понятий  и их взаимосвязей.

Информационные технологии обучения потребовали введения, обоснования  и раскрытия еще одного общего принципа, который, хотя и присутствовал  всегда в процессе обучения, но не являлся  основополагающим. Речь идет о коммуникации, организации диалога между обучаемым  и обучающим, в данном случае между  компьютером и учащимся. Этот новый, присущий только компьютерному обучению принцип можно назвать принципом когнитивности коммуникации [40, 67].

Целью компьютерных программ является развитие способностей детей дошкольного  возраста с использованием современных  информационных технологий. Задачи, которые  решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие  группы [28, 72]:

I. Группа задач ознакомительно-адаптационного  цикла.

Задачи:

1. Познакомить детей с компьютером,  как современным инструментом  для обработки информации:

· познакомить с историей ЭВМ;

· познакомить с назначением  ЭВМ;

· познакомить с устройством  ЭВМ.

2. Познакомить детей с правилами  поведения в КИК и правилами  безопасной работы на компьютере.

3. Преодолевать при необходимости  психологический барьер между  ребенком и компьютером.

4. Сформировать начальные навыки  работы за компьютером:

· познакомить с клавиатурой;

· познакомить с манипулятором "Мышь".

II. Группа задач образовательно-воспитательного  цикла.

Задачи:

1. Формировать навыки учебной  деятельности:

· учить осознавать цели;

· выбирать системы действий для  достижения цели;

· учить оценивать результаты деятельности.

2. Формировать элементарные математические  представления:

· совершенствовать навыки счета;

· изучать и закреплять цифры;

· проводить работу с геометрическими  фигурами;

· решать простейшие арифметические задачи;

· развивать умение ориентироваться  на плоскости;

· закреплять представления о величине предметов.

3. Развивать речь:

· расширять словарный запас  детей и знания об окружающем мире;

· формировать звуковую культуру речи;

· формировать грамматический строй  речи.

4. Развивать сенсорные возможности  ребенка.

5. Формировать эстетический вкус.

6. Развивать знаковую функцию  сознания.

7. Развивать эмоционально-волевою  сферу ребенка:

· воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность,

усидчивость;

· приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

III. Группа задач творческого  цикла.

Задачи:

1. Развивать конструктивные способности.

2. Тренировать память, внимание.

3. Развивать воображение.

4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное

мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.

5. Развивать потребности к познанию.

 

1.2 Компьютерные программы  для обучения детей с нарушениями  речи

 

Компьютерная программа «Игры  для тигры»

Компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" предназначена  для коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного  и младшего школьного возраста.

Программа позволяет эффективно работать над формированием просодических  компонентов речи, правильного произношения звуков, фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка.

Компьютерная технология коррекции  общего недоразвития речи представляет собой единый программно-методический комплекс и включает в себя:

- компьютерную программу "Игры  для Тигры",

- методические рекомендации по  ее применению в коррекционно-образовательном  процессе (учебно-методическое пособие).

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных  речевых нарушениях.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая  интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий  Тигренок - все это делает программу  привлекательной, способствует повышению  мотивационной готовности детей  к логопедическим занятиям. Применение программы "Игры для Тигры" способствует индивидуализации и повышению эффективности  коррекционно-образовательного процесса.

В программе приведено более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления  коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".

Основные принципы, положенные в  основу построения программы "Игры для Тигры":

- системный и деятельностный  подход к коррекции нарушений  речевого развития,

- игровая форма обучения,

- интерактивность,

- полисенсорное воздействие, при  котором слуховое восприятие  информации сочетается с опорой  на зрительный контроль, что позволяет  задействовать сохранные анализаторы  и способствует активизации компенсаторных  механизмов,

- дифференцированный подход к  обучению. Программа содержит различные  по сложности или объему варианты  заданий и имеет возможность  индивидуальной настройки,

- объективность. Программа позволяет  зафиксировать начальные данные  состояния корригируемой функции,  ее состояние в процессе работы  и конечные данные, создание психолого-педагогических  условий развития положительной  мотивации у детей [34, 285].

Специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи "Игры для Тигры"

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться  в образовательном процессе. Создается  множество простых и сложных  компьютерных программ для различных  областей познания. В зависимости  от возраста ребенка и применяемых  программ компьютер может выступать  в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических  функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и т.п., которые можно с успехом применять  при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития.

Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих различные  нарушения речи. Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного  возраста остается маловыразительной, бедной. Ребенок не может подобрать  нужные слова, правильно построить  фразу. У дошкольников часто наблюдаются  нарушения произношения различных  звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у  детей значительных трудностей при  овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. В связи с этим развитие речи и исправление имеющихся  у детей речевых нарушений  особенно актуально в дошкольном возрасте [20, 14].

Для этого была разработана специализированная компьютерная технология "Игры для  Тигры", предназначенная для коррекции  общего недоразвития речи у детей  старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Технология "Игры для Тигры" построена  на основе методик обучения детей  с отклонениями развития Г.А.Каше, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Р.И.Лалаевой, Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, а также  Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией  М.А.Васильевой. Она представляет собой  единый программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу "Игры для Тигры" и учебно-методическое пособие с подробными методическими  рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном  процессе.

Информация о работе Информационные техналогии в обучении детей с нарушениями речи