Использование игровых технологий в процессе обучения информатике (на примере изучения темы «Информационная безопасность»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 13:27, дипломная работа

Краткое описание

В современной школе развитие мышления учащихся происходит в процессе обучения. Процесс обучения требует от учителя решения непростых задач: сделать уроки интересными и донести материал до учащихся так, чтобы процент усвоения был наибольшим. Одним из решений таких непростых задач может стать использование игр при обучении информатике. Игра предоставляет возможность учащимся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы.Содержательная сторона игры приобщает участников к жизни. Игра позволяет участникам делать ошибки и, анализируя их, видеть причины и последствия таких действий. Это в полной мере отвечает потребностям школьников быть взрослыми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ, СОДЕРЖАНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Сущность педагогической технологии 6
1.2. Классификация педагогических технологий 13
1.3. Использование игровых технологий в процессе обучения 16
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ») 21
2.1. Место темы «Информационная безопасность» в школьном курсе информатики 21
2.2. Методические аспекты использования игровых технологий в процессе изучения темы «Информационная безопасность» 27
2.3. Примеры игровых технологий при обучении информатике 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
Приложение 1 44
Приложение 2 45
Приложение 3 46
Приложение 4 47

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 141.44 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Шадринский государственный педагогический институт»

Кафедра теории и методики информатики

 

 

 

«Использование игровых  технологий в процессе обучения информатике

(на примере изучения  темы «Информационная безопасность»)»

 

Выпускная квалификационная работа

по специальности «050202.65 – Информатика» со специализацией «Интернет в профессиональной деятельности учителя»

 

 

 

 

 

 

Допущена к защите

«___» __________2012 год

Зав. кафедрой ТМИ

_______________________

Исполнитель:

 

 

Научный руководитель:

 

Рецензент: ________________________

Консультант(ы): ___________________

__________________________________

Нормоконтролер: __________________


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ, СОДЕРЖАНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ 6

1.1. Сущность педагогической технологии 6

1.2. Классификация педагогических технологий 13

1.3. Использование игровых технологий в процессе обучения 16

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ») 21

2.1. Место темы «Информационная безопасность» в школьном курсе информатики 21

2.2.  Методические аспекты использования игровых технологий в процессе изучения темы «Информационная безопасность» 27

2.3. Примеры игровых технологий при обучении информатике 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41

Приложение 1 44

Приложение 2 45

Приложение 3 46

Приложение 4 47

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современной школе развитие мышления учащихся происходит в процессе обучения. Процесс обучения требует от учителя  решения непростых задач: сделать  уроки интересными и донести  материал до учащихся так, чтобы процент  усвоения был наибольшим. Одним из решений таких непростых задач  может стать использование игр  при обучении информатике.

Игра  предоставляет возможность учащимся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы.Содержательная сторона игры приобщает участников к жизни. Игра позволяет участникам делать ошибки и, анализируя их, видеть причины и последствия таких действий. Это в полной мере отвечает потребностям школьников быть взрослыми.

Изучение  темы «Информационная безопасность» в школе, поможет учащимся статьинформационно грамотными людьми, способными предотвратить несанкционированный доступ к личной информации в информационных системах и сетях ЭВМ,преодолеть технологический и лингвистический барьер в новом информационном пространстве.

Современному  учителю необходимо и важно владеть  умением планировать игровую деятельность и интегрировать ее в процесс изучения темы «Информационная безопасность».

В связи  с этим возникает проблема: как  организовать учебную деятельность при изучении темы «Информационная безопасность».

Актуальность  и проблема обуславливают выбор  темы выпускной квалификационной работы «Использование игровых технологий в процессе обучения информатике(на примере изучения темы «Информационная безопасность»)».

Цель исследования:теоретически проанализировать возможности игровых технологий в процессе изучения темы «Информационная безопасность».

Объект исследования:процесс обучения информатике в школе

Предмет исследования:реализацияигровых технологийпри изучении темы «Информационная безопасность».

Исходя  из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализироватьпсихолого-педагогическую и методическую

литературу  по теме исследования;

2. Изучить сущность понятия педагогической технологии в 
педагогической теории и практике.

3.   Рассмотреть классификацию педагогических технологий.

4.   Проанализировать технологию и сущность учебнойдискуссии.

5. Обозначить место темы «Информационнаябезопасность» в

школьном  курсе информатики.

6. Проанализировать (рассмотреть) особенности использованияигровых технологии при изучении темы «Информационнаябезопасность».

7. Представить  материалзанятия с использованием  игровой технологии в процессе  изучения темы «Информационнаябезопасность».

Практическая значимость данной работы заключается в разработке конспектов уроков по информатике с применением игровых технологий и элективного курса «Информационная безопасность» для 8-11 классов, которые могут использовать учителя, студенты на педагогической практике.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и  приложения.

Во введении на основе современного состояния проблемы и анализа научных работ обосновывается выбор темы работы, определяется предмет  исследования, формируется общая  цель, практическая значимость использования.

В первой главе рассматривается сущность понятия «педагогическая технология», классификация педагогических технологий и технология организации и проведения игры.

Во второй главе «Реализация игровых технологий в процессе обучения информатике»дано понятие ролевой и деловой игры, рассмотрена их технология организации и проведения, показана методика использования игровых технологий на уроках информатики.

В заключении отражены основные выводы по работе.

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ, СОДЕРЖАНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

 

    1. Сущность педагогической технологии

В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о  процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы  яснее, понятнее, красочнее, чем в  учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором  познавательной деятельности ученика. Учитель должен организовать и управлять  учебной деятельностью школьника. А реализовать это можно, используя  различные педагогические технологии, адекватные поставленным задачам.

Именно использование педагогических технологий позволяет учителю обрести  новые возможности воздействия  на традиционный процесс обучения и  повысить его эффективность.

Педагогические  технологии – качественно новая  ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики. Понятие технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок[35].

Исторически понятие «технология» возникло в  связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям  представляет собой совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов [3]. Остановимся на некоторых из них.

В энциклопедическом  словаре дается следующее определение: технология – это «совокупность  методов обработки, изготовления, изменения  состояния, свойств, формы сырья, материала  или полуфабриката, 
осуществляемых в процессе производства продукции» [27].

В толковом словаре живого великорусского языка  В.Даля под технологией понимается «совокупность приемов, применяемых  в каком – либо деле, мастерстве, искусстве»[29].

В толковом словаре С.И.Ожегова технология рассматривается  как совокупность производственных процессов в определенной отрасли  производства, а также научное  описание способов производства: «Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких – либо проблем» [25].

Содержание  понятия «технология» раскрывается и уточняется в зависимости от области человеческой деятельности.

Технология  – это не просто совокупность методов, все они направлены на получение  конкретной продукции.

«Под  технологией подразумевается любое  средство преобразования исходных материалов – будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемой продукции или услуг» [26].

Таким образом, под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами [26].

Для понимания  сущности  педагогической  технологии  рассмотрим несколько её определений.

«Педагогическая технология есть область  исследования теории и 
практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми 
сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов»  [34].

«Педагогическая технология — совокупность психолого- 
педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса» [15].

«Педагогическая технология — это содержательная техника 
реализации учебного процесса»[1].

«Педагогическая технология — это  продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей» [18].

«Педагогическая технология — это  системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»[ 6].

«Педагогическая технология - это описание процесса достижения  
планируемых результатов обучения»[2].

«Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность 
действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса [24 ].

«Педагогическая технология – совокупность методов, приемов  
обучения, гарантировано приводящих к заданному результату» [36].

«Педагогическая технология – построение системы целей (от 
общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения» [17].

«Педагогическая технология – это  исследования с целью выявить 
принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» [17].

«Педагогическая  технология  – есть область исследований 
теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связь со всеми сторонами организации  педагогической  системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых  педагогических  результатов» [34].

«Педагогическая технология - системная совокупность и порядок  
функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [12].

«Педагогическая технология - содержательное обобщение, 
вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов»[35].

«Педагогическая технология — это «законосообразная 
деятельность, приводящая к законосообразному результату»[23].

«Педагогическая технология - это алгоритмизация деятельности  
преподавателей и учащихся на  основе  проектирования  всех  учебных  ситуаций»[31].

«Педагогическая технология -  это научно  обоснованное 
Предписание эффективного осуществления педагогического процесса» [32].

«Педагогическая технологияесть комплексный, интегративный 
процесс, включающий людей,  идеи,  средства и способы организации деятельности для  анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих  все  аспекты  усвоения  и  управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний»[20].

«Педагогическая технология – это комплекс, состоящий из 
некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев отбора оптимальной модели для данных конкретных условий»[ 9].

«Педагогическая технология - это описание педагогического 
процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату» [14].

«Педагогическая технология - это не просто использование 
технических средств обучения или компьютеров; это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов»[ 7].

Среди множества определений понятия «педагогическая технология»

изберем следующее : это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемыйхарактер [11].

Существенными чертами современных трактовок  понятия «педагогическая технология»  являются следующие:

- разработка конкретного педагогического замысла на основеценностных ориентации, целевых установок автора или коллектива под конкретный ожидаемый результат;

- выстраивание технологической цепочки педагогических действий 
строго в соответствии с поставленной целью и гарантией всем школьникам достижения и прочного усвоения уровня государственного стандарта образования;

Информация о работе Использование игровых технологий в процессе обучения информатике (на примере изучения темы «Информационная безопасность»)