Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 13:27, дипломная работа
В современной школе развитие мышления учащихся происходит в процессе обучения. Процесс обучения требует от учителя решения непростых задач: сделать уроки интересными и донести материал до учащихся так, чтобы процент усвоения был наибольшим. Одним из решений таких непростых задач может стать использование игр при обучении информатике. Игра предоставляет возможность учащимся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы.Содержательная сторона игры приобщает участников к жизни. Игра позволяет участникам делать ошибки и, анализируя их, видеть причины и последствия таких действий. Это в полной мере отвечает потребностям школьников быть взрослыми.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ, СОДЕРЖАНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Сущность педагогической технологии 6
1.2. Классификация педагогических технологий 13
1.3. Использование игровых технологий в процессе обучения 16
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ») 21
2.1. Место темы «Информационная безопасность» в школьном курсе информатики 21
2.2. Методические аспекты использования игровых технологий в процессе изучения темы «Информационная безопасность» 27
2.3. Примеры игровых технологий при обучении информатике 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
Приложение 1 44
Приложение 2 45
Приложение 3 46
Приложение 4 47
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Шадринский государственный педагогический институт»
Кафедра теории и методики информатики
«Использование игровых технологий в процессе обучения информатике
(на примере изучения
темы «Информационная
Выпускная квалификационная работа
по специальности «050202.65 – Информатика» со специализацией «Интернет в профессиональной деятельности учителя»
Допущена к защите «___» __________2012 год Зав. кафедрой ТМИ _______________________ |
Исполнитель:
Научный руководитель:
Рецензент: ________________________ Консультант(ы): ___________________ ______________________________ Нормоконтролер: __________________ |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ, СОДЕРЖАНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Сущность педагогической технологии 6
1.2. Классификация педагогических технологий 13
1.3. Использование игровых технологий в процессе обучения 16
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ») 21
2.1. Место темы «Информационная безопасность» в школьном курсе информатики 21
2.2. Методические аспекты использования игровых технологий в процессе изучения темы «Информационная безопасность» 27
2.3. Примеры игровых технологий при обучении информатике 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
Приложение 1 44
Приложение 2 45
Приложение 3 46
Приложение 4 47
ВВЕДЕНИЕ
В современной школе развитие мышления учащихся происходит в процессе обучения. Процесс обучения требует от учителя решения непростых задач: сделать уроки интересными и донести материал до учащихся так, чтобы процент усвоения был наибольшим. Одним из решений таких непростых задач может стать использование игр при обучении информатике.
Игра предоставляет возможность учащимся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы.Содержательная сторона игры приобщает участников к жизни. Игра позволяет участникам делать ошибки и, анализируя их, видеть причины и последствия таких действий. Это в полной мере отвечает потребностям школьников быть взрослыми.
Изучение темы «Информационная безопасность» в школе, поможет учащимся статьинформационно грамотными людьми, способными предотвратить несанкционированный доступ к личной информации в информационных системах и сетях ЭВМ,преодолеть технологический и лингвистический барьер в новом информационном пространстве.
Современному учителю необходимо и важно владеть умением планировать игровую деятельность и интегрировать ее в процесс изучения темы «Информационная безопасность».
В связи с этим возникает проблема: как организовать учебную деятельность при изучении темы «Информационная безопасность».
Актуальность и проблема обуславливают выбор темы выпускной квалификационной работы «Использование игровых технологий в процессе обучения информатике(на примере изучения темы «Информационная безопасность»)».
Цель исследования:теоретически проанализировать возможности игровых технологий в процессе изучения темы «Информационная безопасность».
Объект исследования:процесс обучения информатике в школе
Предмет исследования:реализацияигровых технологийпри изучении темы «Информационная безопасность».
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:
литературу по теме исследования;
2. Изучить
сущность понятия педагогической технологии
в
педагогической теории и практике.
3. Рассмотреть классификацию педагогических технологий.
4. Проанализировать технологию и сущность учебнойдискуссии.
5. Обозначить место темы «Информационнаябезопасность» в
школьном курсе информатики.
6. Проанализировать (рассмотреть) особенности использованияигровых технологии при изучении темы «Информационнаябезопасность».
7. Представить
материалзанятия с
Практическая значимость данной работы заключается в разработке конспектов уроков по информатике с применением игровых технологий и элективного курса «Информационная безопасность» для 8-11 классов, которые могут использовать учителя, студенты на педагогической практике.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении
на основе современного состояния проблемы
и анализа научных работ
В первой
главе рассматривается сущность
понятия «педагогическая
Во второй главе «Реализация игровых технологий в процессе обучения информатике»дано понятие ролевой и деловой игры, рассмотрена их технология организации и проведения, показана методика использования игровых технологий на уроках информатики.
В заключении отражены основные выводы по работе.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ, СОДЕРЖАНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время нельзя говорить
об учебном процессе как просто о
процессе передачи информации, и роль
учителя совсем не в том, чтобы
яснее, понятнее, красочнее, чем в
учебнике, сообщить эту информацию,
а в том, чтобы стать организатором
познавательной деятельности ученика.
Учитель должен организовать и управлять
учебной деятельностью
Именно использование
Педагогические технологии – качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики. Понятие технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок[35].
Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов [3]. Остановимся на некоторых из них.
В энциклопедическом
словаре дается следующее определение:
технология – это «совокупность
методов обработки, изготовления, изменения
состояния, свойств, формы сырья, материала
или полуфабриката,
осуществляемых в процессе производства
продукции» [27].
В толковом словаре живого великорусского языка В.Даля под технологией понимается «совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве»[29].
В толковом словаре С.И.Ожегова технология рассматривается как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства: «Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких – либо проблем» [25].
Содержание понятия «технология» раскрывается и уточняется в зависимости от области человеческой деятельности.
Технология – это не просто совокупность методов, все они направлены на получение конкретной продукции.
«Под
технологией подразумевается
Таким образом, под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами [26].
Для понимания сущности педагогической технологии рассмотрим несколько её определений.
«Педагогическая технология есть область
исследования теории и
практики (в рамках системы образования),
имеющая связи со всеми
сторонами организации педагогической
системы для достижения специфических
и потенциально воспроизводимых педагогических
результатов» [34].
«Педагогическая технология — совокупность
психолого-
педагогических приемов, методов обучения,
воспитательных средств. Она есть организационно-методический
инструмент педагогического процесса»
[15].
«Педагогическая
технология — это содержательная техника
реализации учебного процесса»[1].
«Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей» [18].
«Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»[ 6].
«Педагогическая технология - это описание
процесса достижения
планируемых результатов обучения»[2].
«Педагогическая технология — это упорядоченная
совокупность
действий, операций и процедур, инструментально
обеспечивающих достижение прогнозируемого
результата в изменяющихся условиях образовательного
процесса [24 ].
«Педагогическая технология – совокупность
методов, приемов
обучения, гарантировано приводящих к
заданному результату» [36].
«Педагогическая технология – построение
системы целей (от
общих к конкретным) для достижения определенного
результата развития ученика с высокой
вариативностью использования методов,
приемов, средств и форм организации обучения»
[17].
«Педагогическая технология – это
исследования с целью выявить
принципы и разработать приемы оптимизации
образовательного процесса путем анализа
факторов, повышающих образовательную
эффективность, путем конструирования
и применения приемов и материалов, а также
посредством оценки применяемых методов»
[17].
«Педагогическая технология – есть
область исследований
теории и практики (в рамках системы образования),
имеющая связь со всеми сторонами организации
педагогической системы для достижения специфических
и потенциально воспроизводимых педагогических результатов»
[34].
«Педагогическая технология - системная
совокупность и порядок
функционирования всех личностных, инструментальных
и методологических средств, используемых
для достижения педагогических целей»
[12].
«Педагогическая технология - содержательное
обобщение,
вбирающее в себя смыслы всех определений
всех предыдущих авторов»[35].
«Педагогическая технология — это «законосообразная
деятельность, приводящая к законосообразному
результату»[23].
«Педагогическая технология - это алгоритмизация
деятельности
преподавателей и учащихся на основе
проектирования всех учебных
ситуаций»[31].
«Педагогическая технология - это
научно обоснованное
Предписание эффективного осуществления
педагогического процесса» [32].
«Педагогическая технологияесть комплексный,
интегративный
процесс, включающий людей, идеи,
средства и способы организации деятельности
для анализа проблем и планирования,
обеспечения, оценивания и управления
решением проблем, охватывающих все
аспекты усвоения и управления
решением проблем, охватывающих все аспекты
усвоения знаний»[20].
«Педагогическая технология – это комплекс,
состоящий из
некоторого представления планируемых
результатов обучения, средств диагностики
текущего состояния обучаемых, набора
моделей обучения, критериев отбора оптимальной
модели для данных конкретных условий»[ 9].
«Педагогическая технология - это описание
педагогического
процесса, неизбежно ведущего к запланированному
результату» [14].
«Педагогическая технология - это не
просто использование
технических средств обучения или компьютеров;
это выявление принципов и разработка
приемов оптимизации образовательного
процесса путем анализа факторов, повышающих
образовательную эффективность, путем
конструирования и применения приемов
и материалов, а также посредством оценки
применяемых методов»[ 7].
Среди множества определений понятия «педагогическая технология»
изберем следующее : это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемыйхарактер [11].
Существенными
чертами современных трактовок
понятия «педагогическая
- разработка конкретного педагогического замысла на основеценностных ориентации, целевых установок автора или коллектива под конкретный ожидаемый результат;
- выстраивание
технологической цепочки педагогических
действий
строго в соответствии с поставленной
целью и гарантией всем школьникам достижения
и прочного усвоения уровня государственного
стандарта образования;