Использование игровых технологий в процессе обучения информатике (на примере изучения темы «Информационная безопасность»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 13:27, дипломная работа

Краткое описание

В современной школе развитие мышления учащихся происходит в процессе обучения. Процесс обучения требует от учителя решения непростых задач: сделать уроки интересными и донести материал до учащихся так, чтобы процент усвоения был наибольшим. Одним из решений таких непростых задач может стать использование игр при обучении информатике. Игра предоставляет возможность учащимся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы.Содержательная сторона игры приобщает участников к жизни. Игра позволяет участникам делать ошибки и, анализируя их, видеть причины и последствия таких действий. Это в полной мере отвечает потребностям школьников быть взрослыми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ, СОДЕРЖАНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Сущность педагогической технологии 6
1.2. Классификация педагогических технологий 13
1.3. Использование игровых технологий в процессе обучения 16
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ») 21
2.1. Место темы «Информационная безопасность» в школьном курсе информатики 21
2.2. Методические аспекты использования игровых технологий в процессе изучения темы «Информационная безопасность» 27
2.3. Примеры игровых технологий при обучении информатике 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
Приложение 1 44
Приложение 2 45
Приложение 3 46
Приложение 4 47

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 141.44 Кб (Скачать файл)

- предусмотрение взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся при обеспечении образовательных потребностей каждого ученика 
всоответствии с его индивидуальными особенностями;

- поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической

технологии  любым учителем;

- диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, 
инструментарий измерения результатов деятельности.

Г.К. Селевко  выделяет в «педагогической технологии»  три аспекта [35]:

1)научный:педагогические  технологии  —  часть  педагогическойнауки,изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и воспитания и проектирующая педагогические процессы;

2)процессуально-описательный:описание (алгоритм) процесса, 
совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения 
планируемых результатов обучения и воспитания;

3)процессуально-действенный:осуществление технологического 
(педагогического) процесса, функционирование всех личностных, 
инструментальных и методологических педагогических средств.

Понятие «педагогическая технология» в  образовательной практике употребляется  на трех уровнях [11].

Общепедагогический уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения (включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса).

Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика работы учителя, воспитателя и т.д.).

Локальный уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Наиболее  существенные признаки, присущие педагогической 
технологии [35]:

    • концептуальность — технология разрабатываетсяподконкретный

педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская, психолого-педагогическая позиция автора;

    • системность— технологическая цепочка педагогических 

действий,операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

    • дидактическое целеобразование— наличиедидактических

процедур,содержащих критерии, показатели и инструменты измерения результатов деятельности учащихся и обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей, эффективности процесса обучения;

    • инновационностъ— технология предусматривает

взаимосвязаннуюдеятельность обучающего и обучаемого на основе учебного сотрудничества, диалогического общения, интерактивных подходов к обучению;

    • оптимальность — оптимальная реализация человеческих и

технических возможностей, достижение запланированных  результатов в сжатые промежутки времени;

    • корректируемость— возможность оперативной обработкисвязи,

последовательно ориентированной на четко определенные цели;

    • воспроизводимостьи гарантированность результатов —

элементыпедагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, а с другой — гарантировать достижение планируемых результатов.

Педагогическая  технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и  способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует  диагностического целеобразования  и объективного контроля качества педагогического  процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реальных процессов обучения.Далее рассмотрим классификацию технологий.

    1. Классификация педагогических технологий

 

 Классификацию  технологий  обучения можно осуществлять по разным признакам. В настоящее время нет какой-либо общепризнанной классификации, поэтому приведем точки зрения различных исследователей. Академик В.П. Беспалько предложил  классификацию   педагогических  технологий  по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося[1].

    • классическое лекционное обучение;
    • обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
    • система «консультант»;
    • обучение с помощью учебной книги;
    • компьютерное обучение;
    • система «репетитор» - индивидуальное обучение;
    • «программное обучение», для которого есть заранее составленная

программа.

Ф.Я. Савельев предлагает следующую классификацию технологий обучения [21]:

    • по направленности действия - технологии обучения учеников,

студентов, учителей, преподавателей, работников отрасли, государственных деятелей;

    • по целям обучения - формирование знаний, выработка навыков и

умений, ПЗК  личности;

    • по предметной среде, для которой разрабатывается данная

технологиядля гуманитарных, естественных, технических и других дисциплин;

    • по организации учебного процесса- индивидуальные,

коллективные,смешанные.

В свою очередь, В.Т. Фоменко предлагает классифицировать

педагогические технологии по следующим  основаниям [10]:

1) на созерцательной основе - на деятельной основе;

2) на эмпирической основе - на концептуальной  основе;

3) на последовательной основе  - на крупно блочной основе;

4) на неопережающей основе - на опережающей основе;

5) на  гностической основе - на личностной основе;

6) на  объяснительно репродуктивной основе - на проблемной основе;

7) на  безальтернативной основе  - на альтернативной основе;

8) на  монологовой основе  - на диалогической основе.

С.А. Смирнов классифицирует педагогические  технологии на [13]:

  1. технологию занятия;
  2. технологию предмета;
  3. технологию полного обучения.

Классификация С.А. Смирнова рассматривается по уровню учебного процесса.

  1. Но наиболее полно по содержанию раскрыта классификация Г.К. Селевко[35]. Он выделяет следующие группы педагогических технологий(табл. 1.1):

табл. 1.1

Классификаций педагогических технологий

 

По ведущему фактору психического развития

Биогенные

Социогенные

Психогенные

Идеалистические

По ориентации на личностные структуры

Информационные (формирование знаний, умений, навыков)

Операционные (формирование способов умственных действий)

Эмоционально-художественные (воспитание эстетических отношений)

Эмоционально-нравственные (воспитание нравственных отношений)

Саморазвитие (формирование самоуправляющих  механизмов)

Эвристические (развитие творческих способностей)

Информационные (формирование знаний, умений, навыков)

Операционные (формирование способов умственных действий)

Эмоционально-художественные (воспитание эстетических отношений)

Эмоционально-нравственные (воспитание нравственных отношений)

Саморазвитие (формирование самоуправляющих  механизмов)

Эвристические (развитие творческих способностей)

По характеру содержания образования

Обучающие - воспитательные

Светские - религиозные 

Общеобразовательные - профессиональные

Гуманитарные - технократические

Частнопредметные

По организационным формам

Классно-урочные - альтернативные

Академические - клубные 

Индивидуальные - групповые 

Коллективный способ обучения

Способы дифферинцированного обучения

По отношению к ребенку

Авторитарные

Дидактоцентрические

Личностно-ориентационные

Гуманно-личностные

Технологии сотрудничества

Технологии свободного воспитания

По преобладающему (доминирующему) методу

Догматические, репродуктивные

Объяснительно-иллюстративные

Развивающее обучение

Проблемные, поисковые 

Творческие

Программированное обучение

Диалогические

Игровые

Саморазвивающее обучение

Информационные (компьютерные)

По категории обучающихся

Массовая технология

Продвинутого образования 

Компенсирующие

Виктимологические

Технологии работы с трудными детьми

Технологии работы с одаренными детьми

По концепции усвоения

Ассоциативно-рефлекторные

Бихевио-ристические

Гештальт-технологии

Интериоризаторские

Суггестивные

Нейролингвистические

По типу управления познавательной деятельностью

Классическое лекционное

Обучение с помощью ТСО 

Система "консультант"

Обучение по книге 

Система малых групп 

Компьютерное обучение

Система "репетитор"

Программное обучение

Современное традиционное обучение

Традиционное классическое

Программированное обучение

Государственныйстандартныйобразец, дифференцирование


Из всего разнообразия технологий, которые представлены в параграфе, выделим  игровые технологии изклассификации Г.К. Селевко (табл. 1.1), которые являются составной частью педагогических технологий.

 

    1. Использование игровых технологий в процессе обучения

 

Как уже  было сказано выше, игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Игровые технологии отличаются от других педагогических технологий тем, что игра[4]:

  1. хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;
  2. одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение;
  3. мотивационная по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность;
  4. позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений;
  5. многофункциональна, ее влияние на человека невозможно ограничить каким–либо одним аспектом;
  6. преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект;
  7. позволяет получить любой приз: материальный, моральный, психологический и другие.

В настоящее  время педагоги и психологи по-разному  подходят к трактовке понятия  «игра». Приведем некоторые из них.

«Игра - это деятельность, мотив  которой лежит в ней самой. То есть

такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса» [5].

«Игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается

Нев результатах, а в самом процессе»[35].

«Игра - это естественная для ребенка  форма обучения. Она – часть  его 

жизненного  опыта» [8].

«Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на

воссоздание и усвоение общественного опыта, в которомскладывается  и совершенствуется самоуправление поведением. Онаспособствует приобретению знаний, активизируя этот процесс, и  развитию многих качеств личности [35].

Г.К. Селевко  отмечает, что в современной школе, делающей ставку на активизацию и  интенсификацию учебного процесса, игровая  деятельность используется в следующих  случаях:

    • в качестве самостоятельных  технологий   для   освоения понятия,

темы и даже раздела учебного предмета;

    • как элементы (иногда  весьма существенные) более обширной

технологии;

    • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения,

закрепления, упражнения, контроля);

    • как технология внеклассной работы [19].

Большинству игр присущи следующие главные  черты [33]:

    • свободная развивающаяся  деятельность, предпринимаемая лишь

пожеланию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

    • творческая, импровизационная, активная по своему характеру

деятельность;

    • эмоционально напряжённая, приподнятая, состязательная,

конкурентная  деятельность;

    • деятельность, проходящая в рамках прямых или косвенных правил,

отражающих  содержание игры;

    • деятельность имеющая имитационный характер;
    • деятельность обособленная от «обыденной» жизни местом действия

игровой зоной и продолжительностью;

    • наличие минимальной игровой ситуации.

В структуру  игры как деятельности входит целеполагание, планирование, реализация целей, а также анализ результатов.

В структуру  игры как процесса входят:

  1. роли, взятые на себя играющими;
  2. игровые действия как средство реализации этих ролей;
  3. игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей

игровыми, условными;

  1. реальные отношения между играющими;
  2. сюжет (содержание) – область действительности, условно

воспроизводимая в игре [28].

В отличие  от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко  поставленной целью обучения и соответствующим  ей педагогическим результатом, которые  могут быть обоснованы, выделены в  явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Информация о работе Использование игровых технологий в процессе обучения информатике (на примере изучения темы «Информационная безопасность»)