Использование учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию для развития творческих способностей учащихся МБОУ Хе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать возможности развития творческих способностей учащихся при обучении компьютерному моделированию с использованием учебно-творческих задач в школьном курсе информатики.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи: - выявить сущность творческих способностей школьников; - определить место и значение, цели и задачи обучения компьютерному моделированию;
- изучить перечень базовых знаний и понятий компьютерного моделирования, раскрыть их сущность; - раскрыть роль использования учебно-творческих задач при обучении моделированию в развитии творческих способностей;

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей школьников в процессе обучения компьютерному моделированию

1.1 Творчество и творческие способности

1.2 Обучение компьютерному моделированию в школьном курсе информатики Место и значение компьютерного моделирования в школьном курсе информатики

1.2. 1 Цели и задачи обучения моделированию и формализации

1.2.2 Формирование основных понятий при обучении компьютерному моделированию

1.3 Развитие творческих способностей учащихся при использовании учебно-творческих задач компьютерного моделирования

Глава II. Практическая работа по исследованию роли учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию в развитии творческих способностей учащихся

2.1 Описание практической работы

2.2 Методические разработки для обучения графическому моделированию в курсе информатики

2.3 Результаты практики и их анализ

Заключение

Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа по теме (Автосохраненный).docx

— 171.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

"Использование учебно-творческих  задач при обучении компьютерному  моделированию для развития творческих  способностей учащихся

МБОУ Хемчикской СОШ"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 

 

Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей школьников в  процессе обучения компьютерному моделированию 

 

1.1 Творчество и творческие способности 

 

1.2 Обучение компьютерному моделированию  в школьном курсе информатики  Место и значение компьютерного  моделирования в школьном курсе  информатики

 

1.2. 1 Цели и задачи обучения моделированию и формализации

 

1.2.2 Формирование основных понятий  при обучении компьютерному моделированию

 

1.3 Развитие творческих способностей  учащихся при использовании учебно-творческих  задач компьютерного моделирования

 

Глава II. Практическая работа по исследованию роли учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию в развитии творческих способностей учащихся

 

2.1 Описание практической работы

 

2.2 Методические разработки для  обучения графическому моделированию  в курсе информатики 

 

2.3 Результаты практики и их анализ

 

Заключение 

 

Библиография

 

Приложение 

 

 

Введение

Настоящее время характеризуется  массированным внедрением информационных технологий во все сферы жизни  и деятельности человека, изменением роли и места персональных компьютеров  в современном обществе. Человек, умело и эффективно владеющий  технологиями и информацией, имеет  другой, новый стиль мышления, иначе  подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Возрастающая роль компьютерных технологий представляет пользователю новые возможности, которые способны повлиять на его  образование, мировоззрение и творческий потенциал.

Наше время - это время  перемен, мы вступили в общество знаний. Изменились цели и ценности образования. Если раньше целью было предметное знание, то сейчас главная ценность образования - развитие личности. На современном  этапе развития обществу нужны люди с хорошим творческим потенциалом, способные принимать нестандартные  решения, умеющие творчески мыслить.

К сожалению, современная  массовая школа еще сохраняет  нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает  интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут  потерять способность к творчеству. Одна из основных проблем современного образования низкая творческая инициатива учащихся. Подавляющее большинство  школьников проявляют полную неспособность  к решению задач, не имеющих стандартных  алгоритмов решения. Задача современной  школы разработка и применение специальных  методик, направленных на развитие творческих способностей.

Успех интеллектуального  развития школьника достигается  главным образом на уроке, где  от умения учителя организовать систематическую  познавательную деятельность зависит  степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.

Моя дипломная работа направлена на изучение влияния учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию на уроках информатики на развитие творческих способностей школьников.

На современном этапе  развития человечества нельзя найти  такую область знания, в которой  в той или иной мере не использовались бы модели. Науки, в которых обращение  к модельному исследованию стало  систематическим, не полагаются больше лишь на интуицию исследователя, а разрабатывают  специальные теории, выявляющие закономерности отношений между оригиналом и  моделью.

Формирование представления  о предметной области в сознании учащегося, связанно с организацией его информационной деятельности по анализу предметной области и  формированию или использованию  системы понятий для описания предметной области. Следовательно, можно  сказать, что обучение есть "построение в голове" ученика информационных моделей изучаемой предметной области. Поэтому моделирование приобретает  особое значение в педагогике, как  метод познания окружающего нас  мира, информационных процессов, протекающих  в природе и обществе, и все  большее значение приобретает изучение информационно-логического моделирования  в школьном курсе информатики  как инструмента познания, средства обучения и объекта изучения. Это  требует изучения проблемы информационного  и информационно-логического моделирования  в процессе обучения.

Одним из способов развития творческих способностей учащихся является идея использования учебно-творческих задач и решения их с помощью  компьютера. При решении таких  задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается  нечто новое. Вот здесь-то и требуются  особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Решение учебно-творческих задач с профессионально-ориентированным  содержанием не только средство реализации межпредметных связей, но и методологический подход, позволяющий продемонстрировать значение информационных технологий, как в современном мире, так  и в будущей конкретной профессиональной деятельности. А поскольку такие  задачи решаются с помощью компьютера, то возрастает заинтересованность в  изучении информационных технологий не только как инструмента, позволяющего проводить необходимые вычисления, но и как средства моделирования  реальных производственных и других процессов.

Объект исследования: развитие творческих способностей учащихся.

Предмет исследования: развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения компьютерному моделированию.

Цель исследования: исследовать возможности развития творческих способностей учащихся при обучении компьютерному моделированию с использованием учебно-творческих задач в школьном курсе информатики.

Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:

- выявить сущность творческих  способностей школьников;

- определить место и  значение, цели и задачи обучения  компьютерному моделированию;

- изучить перечень базовых  знаний и понятий компьютерного  моделирования, раскрыть их сущность;

- раскрыть роль использования  учебно-творческих задач при обучении  моделированию в развитии творческих  способностей;

- экспериментально проверить  эффективность применения творческих  задач компьютерного моделирования  для развития творческих способностей  учащихся;

- проанализировать и  сделать выводы по теоретическому  исследованию и экспериментальной  проверке эффективности развития  творческих способностей учащихся  при использовании творческих  задач компьютерного моделирования.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что одним из важнейших факторов развития творческих способностей учащихся является использование учебно-творческих задач.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался  комплекс взаимодополняющих методов  исследования: компьютерное моделирование творческая способность

- теоретические: анализ  психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, материалов  периодической печати и нормативных  документов;

- диагностические (тестирование  учащихся);

- эксперимент.

Структура моей дипломной работы:

Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы данной работы.

В первой главе рассмотрены  теоретические основы развития творческих способностей школьников в процессе обучения компьютерному моделированию.

Во второй главе описана  практическая работа по исследованию роли учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию в развитии творческих способностей учащихся, даны методические разработки.

В заключении раскрыто теоретическое  и практическое значение полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические  основы развития творческих способностей школьников в процессе обучения компьютерному  моделированию

1.1 Творчество и творческие  способности

Проблема творчества стала  в наши дни настолько актуальной, что по праву считается "проблемой  века". Творчество далеко не новый  предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и  вызывало стремление создать "теорию творчества".

Творчество трактуется как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики. С позиции философии творчество - это деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов деятельности.

Творчество понимается как деятельность, направленная на создание существенно нового; как  процесс, включенный в постановку и  решение проблем, нестандартных  задач; как форма познания действительности и т.д.

Виды творчества весьма различны по своей природе - это художественное, научное, техническое, педагогическое творчество. Следуя Л.С. Выготскому, определявшему "творчество социальных отношений", т.е. "творческие способности к  быстрой и умелой социальной ориентировке", можно выделить коммуникативное и адаптивное творчество.

Творчество - мышление в его высшей форме, выходящей за пределы известного, а также деятельность, порождающая нечто качественно новое. Последняя включает в себя постановку или выбор задачи, поиск условий и способа ее решения и в результате - создание нового.

Творчество может иметь  место в любой сфере деятельности человека: научной, производственно - технической, художественной, политической и других.

Творчество представляет собой явление, относящееся, прежде всего к конкретным субъектам  и связанное с особенностями  человеческой психики, закономерностями высшей нервной деятельности, умственного труда.

В психологическом  же плане творчество является совокупностью тех компонентов деятельности субъекта, которые для этого субъекта являются носителями качественно новых идей.

Применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Это форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее  не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными  способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов  проблемной ситуации и так далее.

Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению  понятий, цельность восприятия и  другие.

Творческая  деятельность является инструментом развития творческих способностей, т.к. выполняя творческие задания в частности и осуществляя творческую деятельность вообще, субъект применяет свои способности для решения какой-либо проблемы и, следовательно, развивает их в ходе решения.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить.

Проявления творческих способностей варьируют от крупных  и ярких талантов до скромных и  малозаметных, но сущность творческого  процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.

Исследуя природу творчества, ученые предложили называть способность  соответствующую творческой деятельности, креативностью.

Креативность (от лат. creatio - созидание) - общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.

Информация о работе Использование учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию для развития творческих способностей учащихся МБОУ Хе