Использование учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию для развития творческих способностей учащихся МБОУ Хе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать возможности развития творческих способностей учащихся при обучении компьютерному моделированию с использованием учебно-творческих задач в школьном курсе информатики.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи: - выявить сущность творческих способностей школьников; - определить место и значение, цели и задачи обучения компьютерному моделированию;
- изучить перечень базовых знаний и понятий компьютерного моделирования, раскрыть их сущность; - раскрыть роль использования учебно-творческих задач при обучении моделированию в развитии творческих способностей;

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей школьников в процессе обучения компьютерному моделированию

1.1 Творчество и творческие способности

1.2 Обучение компьютерному моделированию в школьном курсе информатики Место и значение компьютерного моделирования в школьном курсе информатики

1.2. 1 Цели и задачи обучения моделированию и формализации

1.2.2 Формирование основных понятий при обучении компьютерному моделированию

1.3 Развитие творческих способностей учащихся при использовании учебно-творческих задач компьютерного моделирования

Глава II. Практическая работа по исследованию роли учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию в развитии творческих способностей учащихся

2.1 Описание практической работы

2.2 Методические разработки для обучения графическому моделированию в курсе информатики

2.3 Результаты практики и их анализ

Заключение

Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа по теме (Автосохраненный).docx

— 171.32 Кб (Скачать файл)

Креативность - это интегративная способность, вбирающая в себя системы взаимосвязанных способностей - элементов. Например, креативными способностями является воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность.

Толчком для выделения  креативности послужили данные об отсутствии связи между традиционными тестами  интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций.

Было признано, что последняя (креативность) зависит от способности  по-разному использовать данную в  задачах информацию в быстром  темпе. Эту способность назвали  креативностью и стали изучать  независимо от интеллекта - как способность, отражающую свойство индивида создавать  новые понятия и формировать  новые навыки. Креативность связывают  с творческими достижениями личности.

С деятельностной точки  зрения креативность может проявляться  по-разному: как на уровне целостной  личности (научное, художественное, педагогическое творчество), так и отдельных составляющих познавательной деятельности - в ходе решения творческих задач, участия  в проектах и т.д. Но всегда можно  обнаружить проявление способности  устанавливать неожиданные на первый взгляд связи и соотношения, когда творческая личность самостоятельно выстраивает систему отношений с предметным и социальным окружением. И именно это нужно считать самым важным в творческом процессе, не отрицая, тем не менее, значимости итогового результата. Таким образом, в педагогическом плане главным в творчестве является то, что обучаемый в ходе познавательной творческой деятельности осознает свою значимость в качестве "преобразователя мира", открывателя нового, реализуя себя как личность. И там, где педагогу удалось этого добиться, можно говорить о формировании отрефлексированной установки на творчество, которая также подразумевает наличие собственной точки зрения, известную смелость и независимость в принятии решений.

Творческие способности  представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах  творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий  момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Известный отечественный  исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и  музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть  проблему там, где её не видят  другие.

2. Способность сворачивать  мыслительные операции, заменяя  несколько понятий одним и  используя всё более ёмкие  в информационном отношении символы.

3. Способность применить  навыки, приобретённые при решении  одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать  действительность целиком, не  дробя её на части.

5. Способность легко  ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти  выдавать нужную информацию в  нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать  одну из альтернатив решения  проблемы до её проверки.

9. Способность включать  вновь воспринятые сведения в  уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть  вещи такими, какие они есть, выделить  наблюдаемое из того, что привносится  интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования  идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки  деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических  наук В.Т. Кудрявцев и В.С. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

1. Реализм воображения  - образное схватывание некоторой  существенной, общей тенденции или  закономерности развития целостного  объекта, до того, как человек  имеет о ней четкое понятие  и может вписать её в систему  строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое  раньше частей.

3. Надситуативно-преобразовательный  характер творческих решений  - способность при решении проблемы  не просто выбирать из навязанных  извне альтернатив, а самостоятельно  создавать альтернативу.

4. Экспериментирование  - способность сознательно и целенаправленно  создавать условия, в которых  предметы наиболее выпукло обнаруживают  свою скрытую в обычных ситуациях  сущность, а также способность  проследить и проанализировать  особенности "поведения" предметов  в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик  творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении  и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать  оригинальные идеи и изобретать  новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности  вещей и явлений.

8. Высокие эстетические  ценности.

9. Развитая интуиция.

Многие психологи связывают  способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями  мышления. В частности, известный  американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям  свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления.

Дивергентное  мышление характеризуют:

быстрота - способность высказывать максимальное количество идей, способов решения той или иной проблемы, причем здесь важно их количество, а не качество;

гибкость - способность выдвигать разнообразные идеи, например, связанные с использованием объектов, методов и др. (в наиболее распространенном тесте на проверку гибкости мышления предлагается придумать разные способы применения какого-либо предмета повседневного обихода);

оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи, отдаленные ассоциации, находить необычные ответы, отличающиеся от общепринятых;

точность - способность совершенствовать продукт творчества, добавляя детали, стремиться к завершенности.

Однако успешность творческих достижений обеспечивает особое сочетание  двух видов мышления - дивергентного  и конвергентного. Только при высоком  уровне способности "действовать  в уме", богатом воображении, основанном на личном опыте и знаниях, высокой  эмоциональности, возможно проявление высокого уровня креативности.

Творческое  мышление - пластичное и оригинальное мышление, при котором субъект предполагает множество решений. В тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два, для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения. Механизму творческого мышления присущи как интуиция, так и логика.

В процессе изучения способностей была выявлена важная роль воображения  в раскрытии и расширении созидательных  возможностей.

Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Важнейшее значение воображения  в том, что оно позволяет представить  результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в  процессе деятельности.

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между  собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей  функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация  различных видов воображения  является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных  видов творческой деятельности. Поэтому  существует столько специфических  видов воображения, сколько имеется  специфических, своеобразных видов  человеческой деятельности, - конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. Все  эти виды воображения, формирующиеся  и проявляющиеся в различных  видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня - творческого воображения.

Возникшее в труде творческое воображение предполагает самостоятельное  создание образов, реализуемых в  оригинальных и ценных продуктах деятельности.

В любом виде деятельности творческое воображение определяется не столько по тому, что может  измыслить человек, не считаясь с  реальными требованиями действительности, сколько по тому, как он умеет  преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями.

Таким образом, проанализировав  рассмотренные выше подходы к  раскрытию понятий "творчество", "творческие способности" и определению  составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие в их определении, исследователи  единодушно выделяют творческое мышление и творческое воображение как  обязательные компоненты творческих способностей.

1.2 Обучение компьютерному  моделированию в школьном курсе  информатики. Место и значение компьютерного моделирования в школьном курсе информатики

В моей дипломной работе я предполагаю, что наиболее эффективным с точки зрения развития творческих способностей учащихся является материал, связанный с информационным моделированием. Прежде чем проверить эту гипотезу рассмотрим место и значение компьютерного моделирования, цели и задачи обучения компьютерному моделированию и понятия, формируемые при обучении моделированию.

В обязательном минимуме содержания образования по информатике присутствует линия "Моделирование и формализация", которая наряду с линией информации и информационных процессов, является теоретической основой базового курса информатики.

Не следует считать, что тема моделирования носит  чисто теоретический характер и  автономна от всех других тем. Большинство  разделов базового курса имеют прямое отношение к моделированию, в  том числе и темы, относящиеся  к технологической линии курса. Текстовые и графические редакторы, СУБД, табличные процессоры, компьютерные презентации следует рассматривать  как инструменты для работы с  информационными моделями. Алгоритмизация и программирование также имеют  прямое отношение к моделированию. Следовательно, линия моделирования  является сквозной для многих разделов базового курса.

По мнению Бешенкова  С.А. и др. темы "Информация и информационные процессы" и "Формализация и моделирование" являются ключевыми в курсе информатики. Данные темы объединяют в единое целое  такие традиционные темы курса, как "Алгоритмы и исполнители", "Информационные технологии" и др.

Создатели авторских курсов "Информатика в играх и задачах" и "Информатика-плюс" считают, что  основная задача школьного курса  информатики - формирование и развитие умения анализировать и строить информационно-логические модели.

Бояршинов М.Г. полагает целесообразным введение в рамках предмета информатики  курса компьютерного моделирования, целью которого будет являться ознакомление учащихся с приемами решения задач  физики, химии, математики, экономики, экологии, медицины, социологии, дисциплин  гуманитарного направления, конструкторских  и технологических проблем с  помощью современной вычислительной техники.

Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. считают, что основными  компонентами курса информатики, которые  придают ему системный характер, являются "Информационные процессы", "Информационные модели", "Информационные основы управления". Решение задачи всегда начинается с моделирования: построения или выбора ряда моделей: модель содержания задачи (формализация условий), модель объекта, выбранная  в качестве рабочей для решения  этой конкретной задачи, модель (метод) решения и модель процесса решения  задачи.

Таким образом, изучение информационных процессов, как и вообще любого феномена внешнего, мира, основано на методологии  моделирования. Специфика информатики  в том, что она использует не только математические модели, но и модели всевозможных форм и видов (текст, таблица, рисунок, алгоритм, программа) - информационные модели. Понятие информационной модели придает курсу информатики тот широкий спектр межпредметных связей, формирование которых является одной из основных задач этого курса в основной школе. Сама же деятельность по построению информационной модели - информационное моделирование является обобщенным видом деятельности, который характеризует именно информатику.

Одним из эффективных методов  познания окружающей действительности является метод моделирования, который  является мощным аналитическим средством, вобравшим в себя весь арсенал новейших информационных технологий.

Обобщающий характер понятия "информационное моделирование" обусловлен тем, что при работе с  информацией мы всегда либо имеем  дело с готовыми информационными  моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели.

Информационное моделирование  является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим  способом познавательной, учебной и  практической деятельности. Его также  можно рассматривать как метод  научного исследования и как самостоятельный  вид деятельности.

Зубко И.И. информационное моделирование определяет как "новый  общенаучный метод познания объектов окружающей действительности (реальной и идеальной), ориентированный на использование компьютера". Моделирование  рассматривается как способ познания, с одной стороны, и как содержание, которое должно быть усвоено учащимися, с другой. Автор считает, что наиболее эффективно обучение учащихся информационному  моделированию возможно в случае реализации на практике метода проектов интегрирующего в себе исследовательскую, самостоятельную и творческую работу в самых разных вариантах.

Информация о работе Использование учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию для развития творческих способностей учащихся МБОУ Хе