Использование учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию для развития творческих способностей учащихся МБОУ Хе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать возможности развития творческих способностей учащихся при обучении компьютерному моделированию с использованием учебно-творческих задач в школьном курсе информатики.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи: - выявить сущность творческих способностей школьников; - определить место и значение, цели и задачи обучения компьютерному моделированию;
- изучить перечень базовых знаний и понятий компьютерного моделирования, раскрыть их сущность; - раскрыть роль использования учебно-творческих задач при обучении моделированию в развитии творческих способностей;

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей школьников в процессе обучения компьютерному моделированию

1.1 Творчество и творческие способности

1.2 Обучение компьютерному моделированию в школьном курсе информатики Место и значение компьютерного моделирования в школьном курсе информатики

1.2. 1 Цели и задачи обучения моделированию и формализации

1.2.2 Формирование основных понятий при обучении компьютерному моделированию

1.3 Развитие творческих способностей учащихся при использовании учебно-творческих задач компьютерного моделирования

Глава II. Практическая работа по исследованию роли учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию в развитии творческих способностей учащихся

2.1 Описание практической работы

2.2 Методические разработки для обучения графическому моделированию в курсе информатики

2.3 Результаты практики и их анализ

Заключение

Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа по теме (Автосохраненный).docx

— 171.32 Кб (Скачать файл)

Проанализировав полученные результаты и сравнивая их с максимально  возможными (для индекса оригинальности - 1, для индекса уникальности - 3), можно сделать вывод, что компоненты творческих способностей у учащихся недостаточно развиты, и результаты контрольной и экспериментальной  групп отличаются незначительно.

На втором этапе для  экспериментальной группы были проведены  факультативные занятия, где для  развития творческих способностей учащихся в лабораторных работах использовались учебно-творческие задания.

В результате на заключительном, контрольном, этапе экспериментальной  работы для проверки эффективности  проведенного обучения мы снова выявили уровень развития творческих способностей школьников с помощью теста "Диагностика невербальной креативности". Получили следующие результаты: (см. табл.4).

Таблица 4.

Данные исследования уровня развития творческих способностей школьников (среднее значение)

 

Индекс  оригинальности

Индекс  уникальности

Учащиеся

Х1

Х2

Х1

Х2

1

0,88

0,8

3

2

2

0,88

0,67

2

1

3

0,6

0,71

1

1

4

1

0,87

3

2

5

0,73

0,73

1

1

Среднее

значение

0,818

0,756

2

1,4

Примечание. Х1 - экспериментальная группа; Х2 - контрольная группа


Результаты проведенного педагогического эксперимента представлены в виде диаграмм (см. рис.1, рис.2).

Рис.1. Динамика компонентов  творчества (экспериментальная группа)

Рис.2. Динамика компонентов  творчества (контрольная группа)

Итак, в сравнении с  контрольной группой, у экспериментальной  группы уровень оригинальности и  уникальности на контролирующем этапе  нашего эксперимента значительно возрос. Это позволяет нам сделать  вывод о том, что разработанные  дидактические и методические материалы, подобранные учебно-творческие задачи достаточно полно обеспечивают организацию  и проведение занятий по изучению графического моделирования, содействуют  эффективному развитию творческих способностей учащихся.

Сформулированная нами гипотеза подтвердилась: использование учебно-творческих задач при обучении компьютерному  моделированию способствует росту  уровня развития творческих способностей учащихся.

Заключение

Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Ретроспективный анализ проблемы развития творческих способностей в  процессе обучения позволил глубже понять тенденции ее развития на современном  этапе. Многочисленные исследования, посвященные  изучению творчества, свидетельствуют  о том, что эти вопросы во все  времена волновали лучшие умы  человечества (И. Кант, Н.А. Бердяев, П.Л. Лавров, B. C. Соловьев, Э.В. Ильенков, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Я.А. Пономарев, А.Н. Лук, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, и другие), но единого понимания, что же такое "творчество", нами не обнаружено.

Анализ философской, научно-педагогической и психологической литературы, свидетельствует, что проблеме развития личности, ее творческого потенциала, разработке и использованию нетрадиционных педагогических технологий, способствующих этому развитию, посвящено значительное количество исследований.

Однако, в известной  нам литературе, недостаточно исследованы  вопросы, касающиеся развития творческих способностей учащихся при обучении компьютерному моделированию с  использованием учебно-творческих задач. В образовательной практике педагоги довольно часто используют элементы различных технологий развивающего обучения. Но хаотичность и бессистемность их реализации, неадаптированность к  условиям обучения в рамках информационных технологий не дают должной результативности.

Творческие способности  особенно важны в процессе обучения, т.к. творчество делает обучение интересным, превращая его в увлекательный  процесс, дающий простор воображению. Не является исключением и обучение информатике. При соответствующем  выборе средств обучения, учитель  может помочь развить учащимся свои творческие способности.

Важно отметить, что творческие способности не развиваются в  стихийных условиях, а требуют  специально организованного процесса обучения и воспитания: пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в  творческой деятельности.

Именно это мы попытались сделать в нашей работе. Мы рассмотрели  учебно-творческие задачи как средство формирования творческих способностей учащихся. При решении таких задач  происходит акт творчества, находится  новый путь или создается нечто  новое. Вот здесь-то и требуются  особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости  все то, что в совокупности и  составляет творческие способности.

В практической части для  обучения графическому моделированию  нами был разработан блок факультативного  курса и изложены методические рекомендации по его использованию.

Разработанный блок занятий  был реализован нами при проведении факультативных занятий для учащихся 10 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учрежденя Хемчикской средней общеобразовательной школы муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва».

Чтобы выяснить, как использование  учебно-творческих задач при обучении графическому моделированию влияет на развитие творческих способностей учащихся, был проведен сравнительный  педагогический эксперимент.

Результаты проведенного нами исследования дают основание утверждать, что разработанные дидактические  и методические материалы достаточно полно обеспечивают организацию  и проведение занятий по изучению графического моделирования, содействуют  эффективному развитию творческих способностей учащихся.

Малая изученность данной темы открывает большие возможности  для ее исследования, создания методик  обучения и разработки творческих заданий  по компьютерному моделированию. Надеемся, что разработанные нами дидактические  и методические материалы найдут свое применение в современной школе.

 


Информация о работе Использование учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию для развития творческих способностей учащихся МБОУ Хе