Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:11, дипломная работа
Цель исследования: исследовать возможности развития творческих способностей учащихся при обучении компьютерному моделированию с использованием учебно-творческих задач в школьном курсе информатики.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи: - выявить сущность творческих способностей школьников; - определить место и значение, цели и задачи обучения компьютерному моделированию;
- изучить перечень базовых знаний и понятий компьютерного моделирования, раскрыть их сущность; - раскрыть роль использования учебно-творческих задач при обучении моделированию в развитии творческих способностей;
Введение
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей школьников в процессе обучения компьютерному моделированию
1.1 Творчество и творческие способности
1.2 Обучение компьютерному моделированию в школьном курсе информатики Место и значение компьютерного моделирования в школьном курсе информатики
1.2. 1 Цели и задачи обучения моделированию и формализации
1.2.2 Формирование основных понятий при обучении компьютерному моделированию
1.3 Развитие творческих способностей учащихся при использовании учебно-творческих задач компьютерного моделирования
Глава II. Практическая работа по исследованию роли учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию в развитии творческих способностей учащихся
2.1 Описание практической работы
2.2 Методические разработки для обучения графическому моделированию в курсе информатики
2.3 Результаты практики и их анализ
Заключение
Библиография
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
Вид учебной деятельности |
1 |
Понятия модели и моделирования. Классификации моделей. Графические модели |
1 |
Лекция с элементами беседы |
2 |
Этапы моделирования |
1 |
Лекция с элементами беседы |
3-5 |
Лабораторная работа №1 "Моделирование геометрических фигур" |
3 (1+2) |
Лабораторный практикум |
6-9 |
Конструирование - разновидность моделирования. Лабораторная работа №2 "Компьютерное конструирование" |
4 (2+2) |
Лекция с элементами беседы. Лабораторный практикум |
10-13 |
Лабораторная работа №3 "Моделирование объемных конструкций" |
4 (2+2) |
Лабораторный практикум |
14 |
Подведение итогов. Выставка работ учащихся |
1 |
|
Итого: |
14 |
Разрабатывая курс по обучению компьютерному моделированию, я попыталась подобрать задания для лабораторных работ таким образом, чтобы они способствовали развитию творческих способностей учащихся.
Основную часть блока составляют лабораторные работы. Лабораторная работа является основной формой работы в компьютерном классе. Лабораторная работа предоставляет учащимся возможность самостоятельно заниматься исследовательской деятельностью, что позволяет закрепить полученные знания и помогает заложить фундамент для дальнейшей самостоятельной работы.
Лабораторная работа состоит
из двух частей: в первую часть включены
образцы учебно-творческих задач, в
которых прослеживаются все этапы
моделирования; вторая часть содержит
задания для самостоятельного выполнения.
Такая структура лабораторной работы
обоснована: первая часть позволяет
сформировать навыки на репродуктивном
уровне, вторая - предоставляет возможность
закрепить приобретенные
Лабораторные работы выдаются учащимся в печатном виде. Содержание фрагментов лабораторных работ, выделенных серым цветом, есть результат совместной работы учителя и учащихся, а именно процесса обсуждения поставленной задачи.
Все посещавшие факультатив учащиеся имели навыки работы в среде графического редактора Paint, так как посещали факультатив по информатике в 8 классе. При других обстоятельствах разработанные мною занятия могут проводиться после изучения темы "Технология обработки графической информации" в курсе информатики, например в 10 или 11 классе.
Последним, заключительным этапом экспериментальной работы является контрольный этап. Цель этого этапа: выявление уровня развития творческих способностей школьников.
Этот этап включает в себя
проведение повторного тестирования участников
экспериментальной и
Результаты проведенного тестирования см. табл.4.
Объект |
Параметр |
Действие |
Рисунок или фрагмент рисунка |
Размеры, пропорции, цвет, форма |
Перемещение, тиражирование, редактирование, поворот, отражение, изменение размеров и пропорций |
Для построения компьютерных графических моделей следует решить следующие задачи:
моделирование геометрических операций, обеспечивающих точные построения в графическом редакторе;
моделирование графических объектов с заданными свойствами, в частности, формой и размером;
Перечень требований к знаниям и умениям учащихся, необходимых для изучения графического моделирования:
1. Учащиеся должны знать:
способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора Paint: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ластика и пр.
2. Учащиеся должны уметь:
строить изображения с помощью графического редактора Paint;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска.
Примеры лабораторных работ:
Лабораторная работа № 1 "Моделирование геометрических фигур"
Задача 1. "Правильный треугольник"
1 этап. Постановка задачи
ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ
Построить правильный треугольник с заданной стороной.
Задача относится к типу "Как сделать, чтобы…".
ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Построение объекта с заданными свойствами.
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ
Уточняющий вопрос |
Ответ |
Что моделируется? |
Геометрическая фигура - правильный треугольник |
Какими свойствами она обладает? |
Все стороны равны, все углы равны 600 |
Что задано? |
Отрезок, равный стороне треугольника |
Что надо получить? |
Правильный треугольник |
В какой среде можно осуществить построение? |
На бумаге или в среде графического редактора |
2 этап. Разработка модели
Построить треугольник по алгоритму (см. рис.1) и доказать, что полученный треугольник действительно правильный. Данный алгоритм предложил Евклид в IV в. до н.э.
Рис.1. Алгоритм построения равностороннего треугольника с заданной стороной
3 этап. Компьютерный эксперимент
План ЭКСПЕРИМЕНТА
1. Тестирование построенной
по заданному алгоритму модели
совмещением с исходным
2. Построение и тестирование
модели по собственному
3. Исследование и анализ двух алгоритмов построения с целью определения наилучшего.
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Докажите правильность приведенного и собственного алгоритмов для модели.
2. Совместите построения,
выполненные по разным
4 этап. Анализ результатов
Если при совмещении фигуры не совпали, то изменить алгоритм построения или увеличить точность выполнения алгоритма за счет работы в увеличенном масштабе (под лупой). Если совпали, то выберите наиболее удобный алгоритм.
Задача 2. "Правильный шестиугольник"
1 этап. Постановка задачи
ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ
Построить правильный шестиугольник с заданной стороной.
ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ (место для ответов учащихся)
______________________________
______________________________
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ (таблица заполняется учащимися)
Уточняющий вопрос |
Ответ |
2 этап. Разработка модели
Построить шестиугольник по алгоритму (см. рис.2) и доказать, что полученный шестиугольник действительно правильный.
Рис.2. Алгоритм построения равностороннего шестиугольника с заданной стороной
3 этап. Компьютерный эксперимент
План ЭКСПЕРИМЕНТА (место для ответов учащихся)
______________________________
______________________________
______________________________
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (место для ответов учащихся)