Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 10:52, контрольная работа
Цель работы- выяснить каково место электронных изданий в современном образовательном процессе.
Введение 3
Теоретические основы определения места электронных изданий в современном образовательном процессе 5
Электронные издания: определение, классификация 5
1.2. Современное состояние и перспективы электронного книгоиздания 13
2. Практическое применение электронных изданий в современном образовательном процессе 17
Заключение 24
Список литературы 27
СОДЕРЖАНИЕ
Последние десятилетия XX века характеризуются быстрым совершенствованием и развитием электроники и компьютерных информационных технологий. Именно в этот период практически все издательства перешли на компьютерный набор и верстку газет, журналов и книг. Издание хранилось в памяти компьютера все время набора и верстки, т. е. оставалось в электронной (невещественной) форме в течение всего процесса подготовки, вплоть до вывода на принтер так называемого постраничного оригинал-макета. Полностью сверстанное и подготовленное к печати издание, хранимое в памяти компьютера (на жестком магнитном диске) или в специальном запоминающем устройстве долговременного типа можно назвать «электронным изданием».
Однако для того, чтобы электронная книга, журнал или газета действительно могли соперничать со своими печатными аналогами, необходимы средства их распространения, доведения до читателя. В конце XX века эти средства фактически стали массовыми, т. е. получили самое широкое распространение. Периодические электронные издания стали распространяться преимущественно по сетям, в частности, по глобальной сети Интернет. Информационной средой для распространения книг стали и остаются последние пятнадцать лет компакт-диски.
Итак, вначале
электронные издания
Далее понятие «электронные издания» стало включать в себя тексты книг, журналов и газет, распространяемые в любом текстовом или ином формате, например в гипертекстовом (HTML) или одном из сжатых форматов (ZIP, ARJ, RAR, WINZIP и пр.). В последнее десятилетие XX века в составе электронных изданий стали применяться еще и мультимедийные компоненты, под которыми подразумеваются цифровые звуковые или видеофрагменты, а также анимационные вставки в основную часть издания. В результате электронные издания стали средством комплексного информационного воздействия на человека, сравнимого с радио, кино и телевидением, а в чем-то даже превосходящем эти важные средства массовой коммуникации.
Принципиальным отличием печатных от электронных изданий является возможность интерактивной реализации последних, при которой пользователь (читатель) может не только перемещаться по встроенным в текст гиперссылкам, но и активно вмешиваться в ход событий, моделировать процессы, в том числе производственные.
В последние
несколько лет появились
Цель работы-
выяснить каково место электронных
изданий в современном
Попытки определить «Электронное издание» предпринимаются уже достаточно давно – первое официальное определение было дано в международном стандарте ISO 9707 в 1991 году: «документ, публикуемый в машиночитаемой форме и доступный для потребителей (в том числе издаваемые файлы данных и прикладное программное обеспечение)» В приведенном определении ключевым является слово "машиночитаемый". В этом принципиальное отличие электронного издания от традиционного, печатного: для того, чтобы прочитать перенесенный на оптический компакт-диск текст литературного произведения необходимо специальное устройство. Однако данное определение недостаточно точно и не в полной мере отвечает потребностям дня. Денотат знака “электронное издание” несет в себе гораздо большее количество определяемых объектов, чем охватывает приведенная дефиниция.
С точки зрения библиографии, электронное издание можно отнести к категории жанр – научной категории, отражающей культурно-исторические, целенаправленные способы семиотического воспроизведения содержания (социальной информации). Вводимая на основе данной категории система классификации имеет базовым критерием способ информационного общения или коммуникации. Для книг выделяют следующие жанровые категории: произведение, документ и издание. Последнее может быть также и электронным, что является продолжением исторического хода эволюции логических и практических уровней информационного общения и способов формирования общественного сознания. Электронное издание, несмотря на свою новизну и некоторую “экзотичность” безусловно, является одной из разновидностей книги, одной из главнейших функций которой – это обмен социальной информацией или общение. Таким образом, все, что было сказано выше о средствах массовой информации и способах общения, можно отнести и к электронному изданию, которое в данном случае выступает в качестве некоторой транспортной среды.
В современном мире этот термин чаще всего означает электронную форму печатного издания: в частности, к этому понятию в таком случае следует относить и результаты электронного набора, например, оригинал-макет печатного издания, т.е. информационный продукт, не предназначенный к распространению. С другой стороны, если на первое место выдвинуть распространение информации в электронной форме, то к определяемому термину можно отнести любую информацию, распространяемую в рассматриваемой форме. Такой подход объясняет и оправдывает употребление выражения «публикация в Интернете», при этом электронное издание может не иметь осязаемой, вещественной формы. И, наконец, последнее определение, которое дается данному термину, звучит как издание в электронной форме с неизменностью копий по отношению к оригиналу, которое в частности включает тиражируемое на компакт-дисках информационно-программное обеспечение. Все эти определения носят бытовой уровень и используются при общении между людьми.
Для задания строгого определения следует проанализировать структуру словосочетания «электронное издание» и обратиться к действующей стандартизирующей документации. Согласно ГОСТ 7.60-90 «издание» определяется как документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения. Такое определение формировалось в течение длительного времени и неотрывно связано с практикой подготовки и выпуском печатной продукции. В общемировой практике (ISO 5127\2-83), термин носит более общий характер: информационная продукция, предназначенная для неограниченного круга пользователей, у которого все копии (экземпляры) соответствуют оригиналу. Данные определения, безусловно, должны быть основными при формулировке требуемого определения, однако существенную роль должна сыграть и электронный вид содержащейся в издании информации.
Основываясь на всем вышесказанном федеральный информационный центр по электронным изданиям НТЦ "Информрегистр" предложил следующую концепцию электронных изданий и их структуры. Электронное издание – самостоятельный законченный продукт, содержащий информацию, представленную в электронной форме, и предназначенный для длительного хранения и многократного использования неопределенным кругом пользователей, все копии (экземпляры) которого соответствуют оригиналу. Под самостоятельностью здесь понимается возможность использования продукта независимо от его изготовителя. Законченность продукта означает неизменность содержащейся в нем информации в течение определенного времени и на всех копиях (экземплярах) продукта, наличие необходимой идентификации, а также ответственности и прав авторов, составителей, издателей и др. лиц. Здесь следует отметить, что в рамках данного определения распространяемые информационные системы с непрерывно и постоянно пополняемой базой данных (например, информационные системы по действующему законодательству) целиком не могут быть названы электронными изданиями. Однако, некоторая их часть, постоянно присутствующая у конечного пользователя и неизменная у всех попадает под выдвинутое определение. Электронная форма представления информации определяется как способ фиксации информации, при котором она допускает хранение, обработку, распространение и предъявление пользователю с помощью средств вычислительной техники, а соответствие копий оригиналу предполагает, что информационный продукт, который каждый раз формируется под конкретного пользователя, не может называться электронным изданием.
Сведем все предложенные определения воедино, выделив в каждом из них наиболее важные на сегодняшний день моменты, а именно: машиночитаемая форма; равноправность потребителей; цель на распространение; самостоятельность; информативность.
Выделенные моменты являются важными отличительными признаками любого электронного издания. Действительно, как уже отмечалось выше, такое издание по определению «электронное» должно иметь форму кодирования, доступную для непосредственной работы с ЭВМ. Т.к. электронное издание выступает средством (средой) коммуникационного акта, оно должно распространяться между его участниками. По этой же причине оно должно содержать некоторую законченную информацию.
В приведенных выше определениях отсутствует свойство равноправности потребителей, которое, безусловно, следует добавить в определение. Это сразу исключит из дальнейшего рассмотрения различные «военные» информационные системы с дозированной выдачей информации – информация электронного издания должна быть открыта для определенного круга потребителей. Введенный признак является более общим и содержит выделенный в предыдущих определениях принцип неизменности копий. Тогда, сформулируем новое интегральное определение электронного издания, строящееся на основе выделенных признаков. Электронное издание – это самостоятельная обособленная информация, закодированная для работы с ЭВМ, предназначенная для распространения между равноправными по отношению к изданию потребителями.
Предложенное определение дает некоторую общую характеристику электронным изданиям, однако, реальное положение дел гораздо более сложно: электронные издания становятся передним фронтом науки в слишком многих областях – от социологии и библиографии до электроники. Каждая область науки подразумевает под этим термином что-то свое, отражая рассматриваемый объект с какой-то стороны. Разобраться с областями применения таких изданий и реализуемых с помощью них функций поможет их классификация.
Классифицировать объекты такой многогранной системы как электронные издания чрезвычайно сложно: множество сторон проблемы порождает множество критериев классификации. Уже упоминавшийся выше, Федеральный информационный центр по электронным изданиям предлагает классификацию на основе назначения изданий (базы данных, ГИС, электронные игры и т.д.), что явно недостаточно. ГОСТ 7.60-90 предоставляет терминологию видов изданий как разновидностей документа, при этом используются следующие признаки: целевое назначение, степень аналитико - синтетической переработки информации, знаковая природа информация, материальная конструкция, объем издания, состав основного текста, периодичность, структура издания, характер издания. Такая классификация уже может быть использована, правда с некоторыми дополнениями. Ниже будут представлены никоторые из них, и приведена возможная типология электронных изданий. На рисунке видно все многообразие классификационных критериев электронных изданий, причем на нем приведены далеко не все из них. Для некоторых выделенных классов можно привести дальнейшую типизацию, что и будет, в качестве примера, проведено ниже для поливидовых электронных изданий, которые сегодня составляют подавляющую долю всех изданий.
Важнейшая функция электронного издания, как и издания обычного – это поддержка общения. В этом случае оно выступает в роли паралингвистического графического средства общения. По аналогии с классификацией понятия общения в социологии можно выделить два основополагающего типа электронных издание: средства общения и средства массовой коммуникации. Первые предназначены для поддержки коммуникационных процессов внутри малых и средних социальных групп. Вторые – для организации обмена социальной информации внутри всего общества. Электронные издания и первого и второго типа достаточно широко распространены и могут подразделяться на статические и интерактивные. Интерактивные электронные издания способствуют общению непосредственно между людьми, предоставляя при каждом новом использовании в зависимости от запроса новую информацию (on-line). Статические же издания фиксируют некий набор данных и при каждом использовании предоставляют только их (off-line). Все «классические» электронные издания относятся ко второй группе. Типичным примером интерактивного электронного издания могут считаться телеконференции: предоставляя на экране монитора определенный пользовательский интерфейс, с каждым разом пользователю предоставляется новая информация по новой теме. Кроме того, электронные издания могут быть личными и неформальные публикациями, общественными документами, коммерческими титулами.
Вторым критерием классификации может служить материальная форма электронного издания. Как уже говорилось выше, материальное воплощение не является непременным атрибутом электронного издания, т.к. последнее – прежде всего информационная сущность. Материальная сущность может быть выражена в виде некоторого носителя данных, однако если такой носитель используется для хранения и других данных или программ, то говорить о наличии материальной формы не приходится. Однако может существовать и третья форма – обновляемые электронные издания. В этом случае основная часть существует в информационной фазе, но по некоторым причинам другая часть информации должна обновляться или меняться, или просто храниться отдельно. До повсеместного распространения Интернета типичным примером обновляемого электронного издания служили информационные системы по законодательству.
Область применения электронного издания также можно использовать в качестве критерия классификации. Это могут быть информационно-поисковые системы, презентационные, программные или имитационные издания. Наиболее распространены первые, использующиеся для поиска требуемой информации среди относительно большого массива данных. Презентационные электронные издания не содержат в себе механизма поиска данных – они предоставляют информацию в строго определенно порядке, заданном при их создании. Отдельно следует выделить имитационные издания, предоставляющие пользователю миры виртуальной реальности. Подобные продукты все чаще появляются в нашей жизни, позволяя смоделировать воплощения человеческой мысли в интерьере, архитектуре и т.п. Распространяемое сегодня программное обеспечение также попадает под определение электронного издания, что приводит к программному типу изданий. Все описанные типы изданий применяются в различных областях человеческой деятельности и предназначены для решения различных задач. Кроме подобной типологии электронные издания можно классифицировать по социальным группам, в котором они применяются. При этом издания могут быть художественные (для развлечения и досуга), научные (для поддержки научного процесса), технические (для использования в инженерной деятельности), документальные (для поддержки документооборота) и т.д. При этом у технических и научных публикаций имеется целый ряд обязательных особенностей: качество представления информации не ниже, чем у полиграфических изданий; высокая скорость создания и низкая стоимость; читабельность на всех типах современных компьютеров; содержание информации не ниже, чем у печатных аналогов; возможность содержать любую информацию; совместимость с любыми средствами доставки.