Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 10:52, контрольная работа
Цель работы- выяснить каково место электронных изданий в современном образовательном процессе.
Введение 3
Теоретические основы определения места электронных изданий в современном образовательном процессе 5
Электронные издания: определение, классификация 5
1.2. Современное состояние и перспективы электронного книгоиздания 13
2. Практическое применение электронных изданий в современном образовательном процессе 17
Заключение 24
Список литературы 27
С этим критерием тесно связан книговедческий критерий классификации. Аналогично классификации книг можно выделить и типы электронных изданий: словари, справочники, учебники, журналы и т.д. Нельзя забывать и о корнях электронных изданий – полиграфии. Само понятие издания произошло именно там. До сих пор при упоминании понятия "издание" люди, прежде всего, имеют ввиду книжно-журнальную продукцию. В связи с этим, можно определить некий полиграфический критерий классификации. При его использовании можно выделить следующие типы электронных изданий. Оригинал-макет издания – оригинал, предназначенный для непосредственно репродуцирования. В современной практике он обычно выполняется в электронной форме и выводится на бумагу или пленки с помощью принтеров. К этому же типу можно отнести редакционные электронные версии изданий, которые используются и в редакторском процессе, и для аналитической работы, и для опережающего доступа к изданию читателями, ввести еще одну ступень проверки данных на наличие ошибок. Электронные копии полиграфических изданий также занимают в современном мире значительное место. Они, в отличие от оригинал - макетов, строятся уже после выпуска полиграфической продукции на ее основе и могут содержать значительно больший объем данных с развитыми средствами доступа и поиска информации. И, наконец, собственно электронные издания, которые никакого отношения к полиграфии не имеют. Такие издания разрабатываются «с нуля» и в связи с этим представляют наибольший интерес для изучения. Ясно, что все программные электронные издания принадлежат к этому типу.
Одной из особенностей электронных изданий является возможность предоставления поливидовой информации. В связи с этим возможно введение критерия информационной насыщенности. Здесь можно выделить текстовые и мультимедийные (поливидовые) электронные издания. Основу первых составляют написанный на естественном языке литературный (научный или художественный) текст, поскольку естественный язык продолжает оставаться наиболее удобным и универсальным средством социального общения, а его письменная форма - универсальным средством сохранения и передачи знаний, поэтому, несмотря на то, что издания первого типа включают единственно символьную информацию, они распространены не менее широко, чем вторые. Причиной этому отсутствие необходимости включения других видов информации во многих областях – например во многих справочниках. Мультимедийные издания легко классифицировать по содержащимся в них видам информации: текстовой, графической, аудио, видео, анимационной, виртуальной. Вклад каждого компонента можно оценить количественно, пользуясь обычными единицами измерения.
Внутренняя структура издания не менее важна с точки зрения классификации, чем способы и области его применения. Общая структура издания уже была рассмотрена выше, где и было сказано о том, что составными частями любого электронного издания являются некоторые информационные объекты, имеющие связи друг с другом. Если такие связи имеют линейную структуру можно говорить об однородных изданиях. Такой вид изданий практически целиком совпадает с презентационными изданиями. При наличии сложной организации межобъектных связей (древовидная или даже сетевая структура), следует говорить о гипертекстовой (или в случае мультимедийного издания – гипермедийном) электронном издании. Вид графа связей при этом также может служить для классификации издания, однако наибольший интерес имеет набор связей. Преимущества гипертекста очевидны – это интерактивность работы и многомерность представления. Если такой набор постоянен во времени можно говорить о гипертекстовом статическом издании, если же при использовании продукта набор связей может быть изменен в процессе работы, такое гипертекстовое издание можно назвать динамическим.
Существует
прямая связь между внутренней структурой
издания и используемыми
Последним рассматриваемым критерием является степень законченности электронного издания. Простой набор файлов следует называть исходными данными, которые, однако, также подпадают под понятие электронных изданий. Следующим этапом может быть структурирование этих данных, т.е. их упорядочивание. И, наконец, законченное электронное издание, имеющие соответствующую структуру и средства доступа к информации. Подобная классификация позволяет отнести издание к той или иной группе еще на этапе проектирования, что позволит выбрать наиболее приемлемую для построения издания технологию.
Электронные издания относятся к динамически развивающемуся классу продукции. Их количество увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается.
Интеграция полиграфической продукции с электронными документами приносит чисто практические выгоды. Так, переход на цифровую форму позволяет обеспечить сохранность многих уникальных видов продукции, таких как древние рукописи. Даже обычные фотографии и картины теряют со временем свои качества. Хранение их электронных копий позволяет донести до последующих поколений уникальные культурные шедевры. Наконец, хранение документов и изданий в электронной форме позволяет организовывать электронные базы данных, четкая структура и развитые средства поиска и навигации в которых облегчают процесс обнаружения нужных материалов и их фрагментов. В качестве примера можно сослаться на американское специализированное издательство медицинской литературы Mosby-Year Book, в котором появление цифровой графической библиотеки позволило за считанные секунды находить нужные иллюстрации и помещать их в книги, в результате чего была достигнута значительная экономия времени и материальных средств.
Для ответа на вопрос об относительной ценности электронных изданий и перспективах расширения их производства следует провести исследования в следующих основных направлениях (иначе, получить ответы на перечисленные вопросы):
увеличивается ли ценность книги в электронном варианте, а если да, то в каких случаях и с чем это связано;
какие факторы влияют на качественные характеристики электронного издания сточки зрения читателя;
достаточен ли уровень развития технических и программных средств создания электронной книги;
насколько широко распространены индивидуальные и групповые средства для чтения электронных изданий;
насколько сформировался
рынок распространения
какие нужны изменения в традиционном издательском бизнесе для успешного маркетинга и менеджмента электронных книг.
Несомненна более высокая потребительская ценность детских и учебных электронных изданий, так как повышается интерес к изучаемому материалу и обеспечивается возможность применения новых, более эффективных, технологий не только обучения, но и постепенного вовлечения детей в процесс обучения в игровой форме. Эти методики уже опробованы во многих странах и на практике доказали свою эффективность.
Справочные и научные издания позволяют более простыми средствами и в более краткие сроки получить необходимую информацию (или краткие сведения, позволяющие оценить ее необходимость пользователю и заказать ее, в том числе и в печатном виде). Естественно, что ценность таких изданий по сравнению с печатными существенно возрастает. Степень увеличения ценности таких изданий и роль определенных факторов может быть установлена в процессе проведения соответствующих исследований.
Сточки зрения факторов, влияющих на качественные характеристики электронных документов, наибольший интерес, по нашему мнению, представляет оптимизация пользовательских интерфейсов, причем не только графических в широком смысле, включая анимацию и цифровое видео, но и цифровое аудио. Все это также требует исследований и сбора статистических данных.
Постепенно, но неуклонно продолжается наступление электронных изданий в учебной сфере, начиная со школьного обучения, и далее, в сфере среднего и высшего образования. Во многих случаях оправдан частичный или полный переход к электронным учебникам и компьютерным образовательным технологиям. Эффективность такой замены тем выше, чем больше разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи. Ответ на вопрос об изменениях в традиционном издательском и печатном бизнесе, необходимых для адаптации к новым информационным технологиям, также требует проведения достаточно широких и глубоких научных исследований.
Так, у нашего
северного соседа Финляндии с 1996
по 2000 гг. проводилась рассчитанная
на пять лет исследовательская
Ответы на вопрос, достаточен ли современный уровень развития технических и программных средств создания электронной книги, автор надеется дать в 4-й главе и 6-й главе этого учебника. В частности, в 4-й главе будет дан анализ программных и технических средств подготовки электронных изданий, а в главе 6-й - освещены возможности подготовки мультимедийных изданий в специализированных программных пакетах, таких как FrontPage фирмы Microsoft, Director, DreamWeaver и Flash фирмы Macromedia, GoLive фирмы Adobe и некоторых других.
Насколько широко распространены индивидуальные и групповые технические средства для работы с электронными изданиями, уже говорилось в самом начале главы. Аппаратному и программному обеспечению рабочего места читателя электронных изданий посвящена 5-я глава учебника, где анализируются современные средства, возможности их дальнейшего совершенствования и развития и перспективы их распространения в нашей стране. Отметим, что уже в конце 2000 г. в Санкт-Петербурге насчитывалось около 500 тыс. учтенных персональных компьютеров, более 40% которых снабжены дисководом для компакт-дисков и звуковой картой, т. е. могут быть использованы для работы с мультимедийными изданиями. В действительности, количество компьютеров даже несколько превышает эту цифру, так как сейчас активизировался вторичный компьютерный рынок, да и сам процесс их сборки настолько упростился, что стал вполне доступен неспециалистам.
Насколько сформировался рынок распространения электронных изданий и какие нужны изменения в традиционном издательском бизнесе для успешного маркетинга и менеджмента электронных книг, исследуется в последней, 9-й главе учебника. Здесь мы лишь укажем, что отечественные издательства в большинстве своем успешно адаптировались к современным медиа-технологиям. Самые передовые из них те, которые занимаются выпуском литературы по компьютерным и сетевым технологиям. Практически все они используют глобальную сеть для маркетинга и распространения литературы. Наряду с печатными выпускают издания на компакт-дисках, причем нередки интегрированные издания, в печатную книгу вкладывается сопутствующий компакт-диск, содержащий программный и иллюстрационный материал, дополняющий и развивающий те положения, которые содержатся в той части, тиражируемой печатным способом.
В дальнейшем широкое
распространение мультимедиа-
Производство как электронных изданий, так и печатной продукции все более интегрируется в единое пространство медиа-индустрии. Одновременно, в пределах той же медиа - индустрии происходит процесс интеграции печатных и электронных изданий. Консервативный сценарий подразумевает замедленное развитие перспективных средств медиа-индустрии, характерное для слаборазвитых и развивающихся стран. В целом, следует ожидать ускоренных темпов развития производства электронных изданий, в особенности мультимедийных и тех, для которых используются сетевые технологии распространения. Кстати, заметное снижение вклада печатных средств не означает абсолютного снижения производства печатной продукции. Вероятнее всего рост производства будет продолжаться (особенно это касается производства этикеток и упаковки), однако темпы этого роста будут постепенно снижаться.