Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 10:52, контрольная работа
Цель работы- выяснить каково место электронных изданий в современном образовательном процессе.
Введение 3
Теоретические основы определения места электронных изданий в современном образовательном процессе 5
Электронные издания: определение, классификация 5
1.2. Современное состояние и перспективы электронного книгоиздания 13
2. Практическое применение электронных изданий в современном образовательном процессе 17
Заключение 24
Список литературы 27
ОЭИ должны оказывать
обучаемым существенную помощь в
выполнении требований стандарта образования.
Так, например, повышения эффективности
различных видов
В системе открытого образования конкретизируются цели использования ОЭИ. Такими целями являются:
автоматизация таких видов учебной деятельности как поиск, сбор, хранение, анализ, обработка и передача соответствующей информации;
автоматизация
обработки результатов
автоматизация расчетов и других информационных обработок в процессе выполнения контрольных заданий, курсового и дипломного проектирования;
автоматизация проектирования и конструирования;
организация интерактивного диалога и оперативного взаимодействия между участниками учебного процесса;
имитация и моделирование работы сложных объектов, протекания различных явлений и процессов в реальном, ускоренном или замедленном масштабах времени;
подготовка к будущей профессиональной деятельности с помощью тренинга в предметной виртуальной среде;
автоматизация контроля результатов учебной деятельности.
Важной составляющей профессиональной подготовки является применение в учебном процессе компьютерных систем автоматизации труда в соответствующей отрасли: систем автоматизации проектирования, производства, инженерного анализа, экономических расчетов, документооборота, научных исследований, экспертно-диагностирующих систем. Подобные системы в последнее время включаются в состав многих ОЭИ, применяемых в высшем профессиональном образовании.
Разработка и создание ОЭИ для системы открытого образования проводятся с учетом того, что автоматизация учебных работ профессионального характера создает предпосылки для глубокого познания свойств изучаемых объектов и процессов на математических или имитационных моделях и реальных физических стендах, проведения параметрических исследований и оптимизации. Вместе с тем, осмысленное применение систем автоматизации требует достаточно высокой профессиональной квалификации, которой учащиеся еще не обладают. Нередко они успешно овладевают лишь аппаратными и программными компонентами автоматизированных систем и самого ОЭИ.
Следует
учесть, что отрицательное влияние
на качество профессиональной
подготовки оказывает
В целом для
системы открытого высшего
доступное изложение учебного материала повышенной сложности, обусловленной сложностью содержания образовательных областей высшего образования, абстрагированием, идеализацией изучаемых объектов и явлений, многообразием реальных систем и режимов их существования и функционирования;
отражение большого
объема теоретических понятий, используемых
в дисциплинах высшего
сравнительно большой объем разнообразных контролируемых тренировочных действий.
В системе открытого образования наибольшую эффективность обучения можно достичь, благодаря объединению групп компонентов ОЭИ в единое издание. В этом случае рациональная, дидактически обоснованная последовательность обучения с использованием соответствующего ОЭИ сводится к методическим этапам, показанным на рисунке.
Или то же, но вертикально как алгоритм
Нередко компьютерную поддержку учебного процесса в вузах, особенно технических, осуществляют с помощью пакетов прикладных программ (ППП), являющихся либо промышленными разработками, либо учебными копиями таких разработок. Учебные ППП, как правило, имеют ряд упрощений по сравнению с их промышленными аналогами, обусловленных, в основном, экономическими соображениями. Многие ОЭИ, разрабатываемые для системы открытого образования могут включать в свой состав либо целые ППП, либо их отдельные компоненты.
В большинстве случаев сценарии работы обучаемых с отмеченными выше компонентами ОЭИ копируют технологию работы специалистов-профессионалов. Обучающие функции в этих сценариях реализуются преподавателем.
На начальном
этапе работы с ОЭИ обучаемый
уясняет задачу и
Следующий этап работы со специализированной прикладной частью ОЭИ включает ввод исходных данных, собственно расчет и вывод результатов расчета. Эта работа выполняется в диалоговом или близком к пакетному режиме взаимодействия учащегося с ОЭИ. Обучение на этом этапе ограничивается освоением техники работы с ОЭИ, что, безусловно, важно для современного специалиста, но не затрагивает сущности профессиональной подготовки.
Основная учебная деятельность, имеющая исключительную значимость для профессиональной подготовки, выполняется на этапах анализа результатов расчета, выбора рационального решения, корректировки ранее принятых решений.
Существенной
областью применения различных
видов ОЭИ является
между специфическими общественными потребностями и запросами обучаемых в рамках дополнительного образования и качеством традиционной системы обучения;
между декларируемым равенством возможностей получения дополнительного образования и реальной его доступностью для различных возрастных и социальных групп населения;
между формирующимся рыночным характером экономики страны и сохраняющимся распределительным характером экономики системы образования;
между функционально-территориальной
и организационной структурами
системы образования и
Анализ состава потенциальных и реальных потребителей услуг дополнительного образования показывает, что в качестве обучаемых следует рассматривать различных субъектов профессиональной среды, стремящихся к развитию собственной компетентности, повышению профессиональной квалификации, к расширению и изменению сферы своей профессиональной деятельности. В их числе учащиеся средних общеобразовательных, специальных и высших профессиональных учебных заведений, взрослые люди, находящиеся в интеллектуальном и деятельностном развитии, руководители и менеджеры действующих предприятий, преподаватели и консультанты.
Исследование
потребностей этих и других
потенциальных учащихся
Многие из
подобных ОЭИ создаются
ОЭИ для открытого
дополнительного образования
взрослому человеку принадлежит ведущая роль в процессе обучения;
взрослый человек стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению во всех сферах жизни, в том числе и в учебной деятельности;
взрослый обладает опытом, который может быть использован как при его обучении, так и при обучении коллег;
взрослый человек обучается для решения важной для него жизненной проблемы и достижения конкретной цели;
взрослый рассчитывает на немедленное применение результатов обучения;
у взрослого обучающегося много ограничений в учебе (социальные, временные, финансовые, профессиональные и др.);
процесс обучения взрослого человека организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего и носит характер партнерства;
взрослого интересуют не столько количественные, сколько качественные характеристики знаний;
взрослый обладает рядом стереотипов относительно форм своего образования.
Существует ряд аспектов психологического характера, присущих системе дополнительного образования. Как правило, дополнительное обучение и переобучение оказывает на обучаемого (как взрослого, так и ребенка) психологическое давление, поскольку личный опыт человека не всегда соответствует тому, чему его учат в ходе получения дополнительного образования. Негативные психологические аспекты проявляются в условиях, когда велико несоответствие рекламных предложений о дополнительном образовании действительным потребностям обучаемого.
Большое
воздействие на эффективность
дополнительного образования и
используемых в нем ОЭИ оказыва
В то же
время психологические
Анализ
особенностей открытого
возможность занять ведущую роль в дополнительном образовании, проявляющуюся в свободе выбора различных форм обучения и использования ОЭИ;
изначальные ожидания обучаемых, их возможности и ограничения;
ориентацию на короткие вспышки учебной активности у обучаемых;
профессиональные
потребности и мотивацию
необходимость ознакомления обучающихся с целями обучения, возможность изменять характер работы с ОЭИ в зависимости от изменения целей обучения;
возможность предоставления конкретных заданий, основанных на развивающейся практике профессионально занятых обучаемых;
возможность связывания изложения учебного материала с тем, что может быть известно потенциальным слушателям;
целесообразность
максимального обращения
максимальное использование демонстрационных приемов;
выбор формы подачи материала с целью создания наибольшей мотивации для обучения;
возможность использования нескольких каналов восприятия информации для усиления и убыстрения эффекта освоения материала;
необходимость интенсификации методов “упаковки” идей и концепций учебных курсов;
ориентацию на компактные и эффективные циклы обучения;
обязательное наличие атмосферы всесторонней поддержки;
необходимость расширения представлений о целях дополнительного образования, о возможностях различных средств, способствующих достижению этих целей.
Существенной
частью таких ОЭИ, применяемых в
системе открытого образования, должен стать дидактический
интерфейс, позволяющий проводить интерактивную
учебную работу по решению специально
подобранных профессионально-
Информация внешней обратной связи ОЭИ необходима преподавателю для анализа самостоятельной работы учащихся и коррекции всего процесса обучения. Не обязательно, чтобы она была оперативной. Анализ информации внешней обратной связи может быть отсроченным, а коррекция по его результатам может проводиться в ходе групповых и индивидуальных консультаций, в процессе формирования банка учебных задач, последовательности их предъявления учащимся, при совершенствовании ОЭИ.