Организация внеклассной работы по информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 21:06, творческая работа

Краткое описание

Классные занятия обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определённому расписанию и носят обязательный характер. Но наряду с обязательными учебными занятиями вне рамок учебного дня в учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Общие вопросы организации внеклассной работы …………………... 4
Особенности внеклассной работы …………………………………….. 6
Формы внеклассной работы по информатике ………………………... 7
Некоторые виды внеклассных мероприятий по информатике ……... 8
Методика проведения внеклассных мероприятий …………………… 13
Заключение ………………………………………………………………... 18
Приложение 1. Внеклассное мероп

Вложенные файлы: 1 файл

Организация внеклассной работы по информатике.doc

— 2.92 Мб (Скачать файл)

 

Что же касается информатики, то ко всем перечисленным особенностям внеклассной работы следует добавить оснащенность кабинета информатики соответствующим техническим оборудованием: наличие достаточного количество компьютеров, соответствующих современному уровню развития вычислительной техники; наличие периферийных устройств (принтеров, сканеров, техническую поддержку систем мультимедиа); наличие локальной и глобальной сети; наличие научной и научно-популярной периодической и обычной литературы.

Немаловажным фактором внеклассной работы по информатике является перспектива развития информатики и информационных технологий, которое предполагает использование компьютеров как в профессиональной деятельности в будущем, так и в обычной, повседневной деятельности уже сегодня.

 

Однако внеклассная работа имеет и общие черты с классно-урочной:

1. В обоих видах работы в процессе обучения соблюдаются одни и те же дидактические принципы: научность, сознательность и активность учащихся, наглядность, индивидуальный подход, связь обучения с практикой.

2. Оба вида работы как  две части единого учебно-воспитательного  процесса не только содействуют формированию знаний, умений, навыков, но и подготовке будущего гражданина способного свободно ориентироваться в обществе с высоко развитыми информационными технологиями.

  1. Формы внеклассной работы по информатике

Формы внеклассной работы по предметам разнообразны. Накоплен огромный опыт внеклассной работы по различным дисциплинам. Умелое использование богатого опыта внеклассной работы по различным учебным дисциплинам с использованием специфики предмета информатики обеспечат успех проведения внеклассных занятий по информатике.

Формы внеклассной работы классифицируются по разным признакам: по охвату учащихся, по времени проведения, по систематичности, по дидактической цели и т. д.

По систематичности можно выделить эпизодические внеклассные мероприятия и постоянно действующие внеклассные организации (работающие по крайней мере в течение учебного года).

К первому виду относятся:

1. Подготовка и проведение  внутриучрежденческих олимпиад  по информатике; участие в городских, районных олимпиадах.

2. Выпуск стенной печати.

3. Проведение викторин, вечеров, КВН по информатике

4. Проведение тематических  конференций и семинаров по  информатике.

Ко второму виду внеклассных занятий относятся:

1. Разнообразные по формам, задачам кружки по информатике.

2. Школьные научные общества.

3. Организация различных  форм заочного и дистанционного  обучения учащихся.

 

Внеклассная работа по информатике, как и по другим учебным предметам, может быть индивидуальной, групповой и массовой. Следует подчеркнуть, что разделение этих видов внеклассной работы из-за тесной связи между собой в значительной мере условно.

Индивидуальная работа в зависимости от интересов учащихся обычно связана с углубленным изучением теоретических вопросов, конструированием и моделированием. Индивидуальная работа есть во всех видах внеклассных занятий, она может выражаться в чтении литературы, в подготовке к выпуску на вечере, конференции, подготовке материала к викторине, обучение в заочных или дистанционных школах и т. д.

Групповая внеклассная работа осуществляется на факультативных занятиях, в кружках, секциях, научных обществах учащихся.

Массовые формы внеклассной работы – олимпиады, КВН, недели информатики, тематические вечера, лектории, научно-практические конференции, выставки, стенгазеты и т. д.

 

Приведенное деление внеклассных мероприятий, как свидетельствует практика, имеет условный характер: в живой внеклассной работе нередко одни формы порождают другие, переходят в новые формы, разветвляются на несколько новых форм. Например, хорошо работающий кружок может выступить организатором вечера или инициатором выпуска стенной газеты по информатике.

Разнообразие форм внеклассной работы делает ее интересной.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Некоторые виды  внеклассных мероприятий по информатике

 

Кружковые занятия по информатике. Участие в занятиях кружка, где учащимся наглядно демонстрируется связь информатики с жизнью, непосредственно с их будущей профессией, создает предпосылки для активной работы на уроках: у них появляется интерес к информатике, а у некоторых – стремление к поисковой деятельности.

Кружок – одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако иногда и слабо успевающие учащиеся изъявляют желание участвовать в работе кружка и нередко весьма успешно занимаются. Необходимо лишь более внимательно отнестись к таким учащимся, постараться укрепить имеющиеся у них ростки интереса к информатике, проследить за тем, чтобы работа в кружке оказалась для них посильной. Конечно, наличие слабо успевающих учащихся среди членов кружка затрудняет работу учителя, однако путем индивидуализации заданий, предлагаемых учителем, можно в некоторой степени ослабить эти трудности. Главное – сохранить массовый характер  кружковых  занятий  по  информатике,  являющийся  следствием  доступности  посещения кружковых занятий всеми желающими.

Уже на этапе организации кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что работа в кружке не дублирует классные занятия, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы (для этого целесообразно выделить часть времени на одном из уроков информатики, с тем чтобы обратиться с сообщением об организации кружка ко всему классу).

Занятия кружка целесообразно проводить один раз в неделю, выделяя на каждое занятие по одному часу.

К организации работы кружка целесообразно привлекать самих учащихся (поручать им подготовку небольших сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений по конкретной теме, подготовку справок исторического характера, подготовку программных средств к занятию и т.д.). На занятиях кружка учитель должен создать атмосферу свободного обмена мнениями и активной дискуссии. Тематика кружковых занятий по информатике в современной школе весьма разнообразна. В тематике кружковых занятий находят место вопросы, связанные с историей информатики, различными видами программного обеспечения, математическими основами информатики.

 

Вечер  информатики – это своеобразная форма подведения итогов работы группы или кружка за год. Совместно с учителем учащиеся подробно продумывают программу вечера, виды занятий и развлечений, подбирают материал для вечера: задачи-шутки, задачи на сообразительность, исторические сведения, ребусы, софизмы, шарады, кроссворды, вопросы для викторин; готовят необходимые модели, плакаты, лозунги, оформляют кабинет. Мероприятие имеет важное воспитательное значение: во-первых, учащиеся вместе борются за честь своей группы; во-вторых, это соревнование вырабатывает у учащихся выдержку, спокойствие и упорство в достижении победы.

 

Викторина по информатике – это своего рода игра. Викторину лучше всего проводить или на занятиях кружка, или в виде соревнования между отдельными группами (во внеурочное время). Задания для викторины должны быть с легко обозримым содержанием, не громоздкие, не требующие записей, в большинстве своем доступные для решения в уме. Задачи типовые, решаемые обычно на уроках, неинтересны для викторины. Помимо задач в викторину можно включить также различного рода вопросы по информатике. В викторину включают также задачи-шутки. Викторины могут быть посвящены целиком какой-нибудь одной теме, но лучше всего предлагать комбинированные викторины.

 

Конкурс  –  это  соревнование  коллективов  или  соревнование  на  личное  первенство, имеющее целью повысить интерес учащихся к той или иной области науки, искусства, спорта и выделить  лучших.  Он  может  быть  самостоятельной  формой  работы  или  составной  частью школьного праздника, вечера, занятия кружка, быть тематическими и отчетными. В связи с конкурсами могут устраиваться выставки компьютерного творчества школьников (рисунки, анимация, программы и т.п.).

 

Клубная  деятельность направлена на привлечение к активной творческой деятельности учащихся всех возрастных групп, на развитие надпредметных знаний и умений, освоение культурных ценностей. Основная деятельность клуба, как правило, направлена на организацию работы по различным проектам, связанным с профессиональными, научными или личными интересами его руководителя. Так, компьютерный клуб может заниматься выпуском классной (школьной) газеты, представленной в печатном или электронном виде, поддержкой школьной страницы в Интернете, участием в сетевых проектах, конкурсах и олимпиадах по информатике.

 

Деловые  игры  – активный метод обучения, использующий имитацию изучаемого объекта или ситуации для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения. Они направлены на решение так называемых инструментальных задач: построение реальной деятельности, достижение конкретных целей, структурирование системы деловых отношений участников. Деловые игры с детьми обычно имеют несложный сюжет, могут проходить в виде организационного семинара.

В деловых играх учащиеся планируют свое ближайшее и отдаленное будущее, но все действие в целом имеет некоторую игровую структуру, которая от этапа к этапу отслеживается ведущими. Сюда же могут быть отнесены коллективные творческие дела, в которых учащиеся, играя, планируют и осуществляют реальную общественную деятельность.

Деловые игры достаточно сложны для учащихся, так как в них нет четкой сюжетной линии, нет заданного извне эмоционального фона отношений. Для участников необходимо создавать мотивацию и поддерживать ее в процессе мероприятия. Во-первых, участникам интересно заниматься настоящим, серьезным, взрослым делом. Во-вторых, работа должна быть организована в творческих группах, созданных по интересам. В-третьих, они должны видеть реальные результаты своей работы: алгоритм решения задачи, план мероприятия и т.д.

Деловые игры во внеклассной работе – перспективное направление. Такие игры учат строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в коллегиальные отношения со взрослыми. Особенно ценными являются совместные деловые игры учащихся и взрослых – педагогов, родителей.

 

Диспут – это своеобразная игра между группами в вопросы и ответы. Во время диспута задаются сначала более трудные вопросы. Весьма важен вопрос о материале диспута. Этот вопрос решается в зависимости от тех целей, которые могут быть поставлены перед диспутом. Важнейшая среди таких целей – это повторение учебного материала за прошлые годы обучения. В этом случае перед учащимися ставится задача повторить материал по информатике за определенный промежуток времени с тем, чтобы знать определения, свойства, правила, уметь решать задачи и выполнять определенные действия по этому материалу. Минимальным требованием, которое предъявляется к каждому диспуту, является хорошее, полное и точное знание учащимися прямо указанного в учебниках материала, знание и понимание формулировок. Только после этого и на базе этого может строиться творческая работа учащихся над учебным материалом.

Диспуты по информатике выявляют недостатки в знаниях учащихся, корректируют работу учителя. В диспуте ценно то, что для такого важнейшего педагогического момента, как повторение, используется внеклассная форма работы с учащимися.

 

Встречи  с интересными   людьми  являются важным средством формирования подрастающего поколения. Такие встречи могут быть классными или общешкольными, иметь самостоятельный характер или входить в другие формы внеклассной работы. Встречи могут быть организованы с представителями «компьютерных» профессий; с представителями других профессий, использующими компьютеры; с выпускниками, выбравшими соответствующие профессии и т.д.

 

Работа учащихся с дополнительной  литературой имеет большое значение во внеклассной работе. Перед школой стоят задачи повышения общего уровня развития учащихся, их подготовки к дальнейшему образованию, самообразованию и практической творческой деятельности по любой специальности. Для решения этих задач учителю информатики необходимо не только обеспечить определенный запас знаний у учащихся, но и выработать умение добывать эти знания, развить стремление и способности к самостоятельному приобретению новых знаний.

Среди различных источников новых знаний по информатике одно из первых мест занимает книга. Всю литературу, знакомящую учащихся с основами информатики и их применением, можно разделить на учебную (стабильные учебники, дидактические материалы, сборники задач, справочники) и дополнительную (научно-популярные книги и статьи, сборники задач олимпиадного характера, энциклопедии, справочники, словари, книги с внепрограммным материалом).

В процессе обучения информатике учащиеся весьма широко используют основную учебную литературу, однако дополнительную литературу по информатике читают немногие, причем это чтение не носит организованного характера. Между тем обучающее и развивающее значение работы учащихся с дополнительной литературой по информатике весьма велико, так как именно эта работа способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и развитию у них устойчивого интереса к информатике.

 

Кроссворды.  Одна из нестандартных форм как внеклассной работы, так и проверки знаний на уроке – составление и отгадывание кроссвордов. Применение кроссвордов, их составление и решение способствуют развитию мышления, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли. Работа над составлением кроссвордов очень развивает ребят: нужно многое вспомнить, воспользоваться справочником, учебником, проявить фантазию, сообразительность. Работу можно организовать индивидуально, по парам, группам. Если внести в нее дух соревнования, то это тем более никого не оставит равнодушным.

Информация о работе Организация внеклассной работы по информатике