Организация внеклассной работы по информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 21:06, творческая работа

Краткое описание

Классные занятия обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определённому расписанию и носят обязательный характер. Но наряду с обязательными учебными занятиями вне рамок учебного дня в учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Общие вопросы организации внеклассной работы …………………... 4
Особенности внеклассной работы …………………………………….. 6
Формы внеклассной работы по информатике ………………………... 7
Некоторые виды внеклассных мероприятий по информатике ……... 8
Методика проведения внеклассных мероприятий …………………… 13
Заключение ………………………………………………………………... 18
Приложение 1. Внеклассное мероп

Вложенные файлы: 1 файл

Организация внеклассной работы по информатике.doc

— 2.92 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Любой вид внеклассных занятий предполагает применение и развитие творческих способностей учеников, погружает их в обстановку более раскрепощенную, комфортную. Даже самый опытный учитель не всегда может создать во время урока условия комфорта абсолютно для всех, чтобы каждый учащийся мог раскрыться и показать, на что он способен. Даже тот факт, что на уроке обязательно выставляются отметки, многих удерживает от проявления активности. На внеклассных же занятиях они не боятся получить плохую оценку, не боятся ошибиться, высказать какую-то "сумасшедшую" идею.

Поэтому в учебном процессе следует уделять значительное внимание внеклассной работе, проводить ее с использованием инновационных технологий, творческих форм, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Замечательный педагог нашего времени В.А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то и – результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Внеклассное  мероприятие

 «Турнир знатоков  информатики»

 

Цели:

  • обобщение и углубление изученного материала;
  • развитие познавательного интереса у учащихся, повышение творческой активности;
  • развитие у учащихся умения выделять главное, существенное, логически излагать мысли, развитие памяти, внимания, расширение кругозора;
  • воспитание информационной культуры, уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.

 

Подготовительный этап.

Для проведения внеклассного мероприятия необходимо заранее выбрать 7 участников конкурса, которые заранее должны подготовить 3 вопроса по темам «Единицы измерения информации», «История развития ЭВМ», «Основные устройства компьютера» и бейджики со своим именем.

 

Оборудование:

  • проектор для отображения заданий на экране (в случае, если это невозможно, задания печатаются на карточках в необходимом количестве);
  • жетоны для болельщиков;
  • поощрительные призы для победителя и активных болельщиков;
  • листочки для участников конкурса.

 

ХОД КОНКУРСА

 

Ведущий: Добрый день! Сегодня мы собрались здесь, чтобы определить, кто же из вас самый-самый? В нашем конкурсе участвует 7 человек. Между ними проводится 6 конкурсов. После каждого конкурса выбывает один человек, набравший меньшее количество баллов. Таким образом, остается один самый-самый лучший!

 

Представление жюри.

 

Представление участников конкурса.

– Встречайте участников нашего конкурса.

 

(Во время выполнения  заданий участниками конкурса,  ведущий задает болельщикам вопросы,  за правильный ответ выдается жетон. В конце игры тем, кто набрал наибольшее количество жетонов, выдаются поощрительные призы.)

 

Первый конкурс – разминка (1 мин.)

Из трёх слов получите четвёртое путём перестановки в них букв.

1.Гамма+пи+корт.

2.Иена+копи+ров.

3.Аура+кит+ров.

4.Ель+си+тон.

6.Миф+нота+икра.

 

 Ответы: 1)пиктограмма; 2)копирование; 3)клавиатура; 4)носитель; 5)информатика.

 

Примечание: участники записывают ответы на листочках со своим именем и сдают жюри, время сдачи учитывается.

Второй конкурс – прочти слова (5 мин.)

Зная основные правила разгадки ребуса и последовательно соединяя названия всех изображённых предметов, букв и знаков, без особого труда можно находить ответы, которые в данном задании составят понятия информатики.

Задание

 

Ответы:1) Сервер; 2)Гипертекст; 3)Пентиум; 15)Выключка; 16)Вирус; 17)Компьютер; 18)Телеконференция.

 

Примечание: ответы каждый участник записывает на листочке со своим именем и сдает жюри, время сдачи учитывается.

 

Третий конкурс – “ Начало есть” (5 мин.)

Указанные слова начинаются с терминов информатики. Пользуясь подсказками, написанными в скобках, отгадайте эти слова, а также термины, которыми они начинаются.

 

1.____ ВА (сражение на войне).

2. АДА (изоляция местности противником).

3. НОТ (приложение Windows).

4. УССИЯ (обсуждение проблемы).

5. КОТЕКА (место развлечения молодежи),

6. НО (палка для костра),

7. СЬЕ (территория Беларуси).

8. МОНЕ (кошелек).

9. ФЕЛЬ (сумка).

10._____ЛО (прозрачный материал).

 

Ответы:   1 — бит,  2-3 — блок,  4-5 —диск, 6-7 — поле, 8-9 — порт, 10 — стек.

 

Примечание: ответы каждый участник записывает на листочке со своим именем и сдает жюри, время сдачи учитывается.

                                      

Четвертый конкурс – “Лишний термин”                                                                    

В каждой из приведенных групп терминов один термин (или число является «лишним».) Найдите его; объясните свой выбор.

 

  1. Два, семь, ноль, сумма, один, три.
  2. Драйвер, принтер, монитор, звуковые колонки, графопостроитель.
  3. Умножение, удаление, вычитание, сложение, деление.
  4. Сканер, регистр, клавиатура, джойстик, «мышь». 
  5. Оператор цикла, оператор присваивания, драйвер принтера, оператор ввода данных.
  6. «Пробел, «Агат», «Еsс», «Enter», «Васkpaсе».
  7. Арифмометр, счеты, калькулятор, пишущая машинка, компьютер
  8. Вирус, синус, косинус, тангенс.
  9. Сантиметр, килобайт, бит, гигабайт.
  10. Принтер, кулер, сканер, плоттер.

 

Ответы: 1) сумма; 2) драйвер; 3) удаление, 4) регистр; 5) драйвер принтера: 6) «Агат»; 7) пишущая машинка; 8) вирус; 9) сантиметр; 10) кулер.

За правильный ответ – 2 балла.

 

Шестой конкурс – «Компьютерное зазеркалье» (5 мин.)

В словосочетаниях, связанных с компьютерами и информатикой, слова заменены на противоположные по смыслу, назначению и т.п. Необходимо определить исходные словосочетания.

  1. Беззвучный микрофон (Звуковая колонка)
  2. Видимая папка (Скрытый файл)
  1. Отцовский блок (Материнская плата)
  1. Одеяло для кошки (Коврик для мыши)
  2. Тонущий список (Всплывающее меню)

 

За каждое словосочетание вы получаете 1 балл.

 

 

Вопросы болельщикам:

    1. Назовите основные части ПК.
    2. Как называется основное электронное устройство компьютера, его “мозг”?
    3. Зачем нужны следующие дополнительные устройства ПК: принтер, модем, сканер, CD-ROM.
    4. Зачем нужен жёсткий диск?
    5. Как называется указатель места на экране?
    6. Назовите самую длинную клавишу на клавиатуре ПК.
    7. Как называется глобальная компьютерная сеть?
    8. Назовите фамилию американского программиста, в честь которого названа популярная операционная оболочка?
    9. Как называется место промежуточного хранения копируемого фрагмента текста?
    10. В какой форме происходит взаимодействие пользователя с компьютером?
    11. Назовите фамилию изобретателя системы кодирования информации, использующей два символа – точку и тире.
    12. Назовите устройство вывода на печать текстовой и графической информации.
    13. Название какого устройства в компьютере с английского языка дословно переводится как “радостная палка”?
    14. Каким термином называется внутренняя организация ЭВМ?
    15. Какой электронный прибор, миниатюрный и недорогой, смог заменить электрические лампы?
    16. Как называют портативный компьютер “книжного” формата?

 

Подведение итогов конкурса. Награждение победителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Неделя информатики

 

Неделя информатики, как и любая предметная неделя, длится 5 дней, с понедельника по пятницу. Чем  насыщеннее  Неделя мероприятиями, тем лучше и активнее в ней участвуют ребята. Поэтому каждый день Недели проводятся различные мероприятия для учащихся, на которых они зарабатывают баллы.

Для проведения недели проводится предварительная подготовка, поскольку без кропотливой подготовительной работы нельзя надеяться на успех недели информатики.  Проведение подобного мероприятия требует подготовки как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателя информатики. Поэтому мероприятия должны быть хорошо продуманы, и разработаны соответствующие сценарии игр, викторин. Неделя информатики пользуются у учащихся большой популярностью. Ребята не только с удовольствием принимают в них участие в качестве зрителей и слушателей, но многие активно участвуют в подготовке и проведении мероприятий, отдавая этому много своего времени.

В  течение Недели ученики сдают свои творческие работы по теме «Информатика»: рисунки, кроссворды, прикладные работы, шарады, ребусы, загадки и т.д. Также ребята участвуют в различных конкурсах и викторинах, что дает им возможность заработать дополнительные баллы. Все учащиеся имеют право посещать мероприятия друг друга в качестве зрителей, где также могут получить баллы.

На неделе проводятся викторины, заочные конкурсы, компьютерный лекторий для учащихся, конкурс тематических мини-газет и компьютерных рисунков,  что прививает  и развивает у учащихся интерес к информатике и вычислительной технике.

Эффективность мероприятий велика, так как ребята получают представление о современных компьютерных технологиях, с помощью художественных и документальных фильмов демонстрируются возможности современных компьютеров, проводятся обсуждения о перспективах развития вычислительной техники, что побуждает учеников к чтению газет и журналов компьютерного содержания.

 

Цели проведения недели информатики:

  1. Создание условий для применения знаний учащимися при решении нестандартных задач; пропаганда самообразования школьников.
  2. Развитие познавательного интереса к информатике,  расширение кругозора, творческих способностей школьников и навыков неформального общения учащихся в составе разновозрастных творческих групп в ходе подготовки и проведения недели информатики средствами применения игровых методик.
  3. Пополнение банка сценариев открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету.
  4. Воспитание дружного и сплоченного ученического коллектива в ходе подготовки и проведения недели информатики.

 

Задачи:

      1. Разработать план недели информатики.
      2. Оформить  информационный стенд.
      3. Разработать сценарии проведения различных мероприятий.
      4. Ознакомить учащихся с планом проведения недели.

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НЕДЕЛИ ИНФОРМАТИКИ

 

Мероприятие

Дата и день проведения

Ответственный

 

1.Оформление стенда

   «Неделя информатики»

2. Викторина «С шуткой  к информатике»

3. Конкурс ребусов и  кроссвордов

Понедельник

 

 

1. Конкурс компьютерного  рисунка «Я рисую  

    лучше всех!»

2. Викторина «Опознай  пословицу»

3. Урок-игра «Меры безопасности и правила этикета при общении в сети Интернет»

Вторник

 

 

1. Выставка «Немного из  истории 

    информатики»

3. Конкурс «Перевертыши»

2. Чемпионат компьютерных  игр

Среда

 

 

1. Конкурс «''Портрет'' информатика»

2. Конкурс «Замени одну букву – получи новое слово»

2. Внеклассное мероприятие  «Турнир знатоков информатики»

Четверг

 

 

1. Конкурс творческих  работ учащихся по теме 

    «Информатика»

2. Подведение итогов. Награждение  самых 

    активных участников

3. Творческий отчет

Пятница

 

 

 

 

 

 

Вопросы к викторине «С шуткой к информатике»:

 

  1. Какой российский город назван “в честь” древнейшего “компьютера“? (Абакан, столица Республики Хакасия. Абак счеты в Древней Греции, Древнем Риме, а затем в Западной Европе до XVIII в.)
  2. Какая система счисления используется в ЭВМ: бинарная или двоичная? (Эти слова — синонимы.)
  3. На какой плате компьютера размещен процессор: на системной или материнской? (И на той, и на другой одновременно, ведь это разные названия одной платы.)
  4. Какой магнитный носитель имеет форму пиццы? (Гибкий, жесткий, компакт-диски.)
  5. Кто жужжит в дисководе? (Овод — дисковод.)
  6. Высокое разрешение — это подпись директора на вашем заявлении или способность монитора четко отображать текст и графику? (Это способность монитора четко отображать текст и графику.)
  7. На рабочем столе одного остроумного программиста есть забавные иконки. Подпись под одной из них заканчивается словами “перед едой”. Подпись под другой заканчивается словами “и не вставай”. Как начинаются эти подписи и каким устройствам они соответствуют? (Начало первой подписи — “Мой компьютер”. Подпись целиком: «Мой компьютер перед едой”. Начало второй — “CD”, читается как “сиди”. Это устройство чтения компакт-дисков — “Сиди и не вставай”.)
  8. Что это за романтическое место в компьютере, где может причалить усталое и потрепанное бурями периферийное устройство? (Порт.)
  9. Отгадайте, чья это шуточная характеристика. “Он требует множества игрушек и примочек. Так и норовит задать дурацкий вопрос. Считает себя самым умным, но не может обойтись без папы или мамы. Тронь пальцем — он и заведется. Жалуется на нехватку памяти. Любит, когда с него сдувают пылинки и протирают спиртом. Всегда мечтает попасть в сети. (Нашего друга — компьютера.)
  10. Что такое “подмышка” на компьютерном языке? (Коврик под мышью.)
  11. Какой компьютерный термин английского происхождения при дословном переводе означает «междумордие»? (Интерфейс, от англ. Interface.)
  12. Как зовут дирижера оркестра компьютерных устройств? (Операционная система.)
  13. Опасно ли выходить в сеть?  (Да, если в этой сети 220 вольт.)
  14. В каждой современной школе должно быть как минимум три выхода: главный, запасной и ... . (Выход в Интернет.)
  15. Может ли человек умереть от компьютерного вируса? (Это смотря чей компьютер он заразил.)
  16. Что нужно сделать, если при загрузке компьютер не видит мышь? (Купить мышь побольше.)
  17. О чем идет речь в песне:   Он мне дорог с давних лет,

Информация о работе Организация внеклассной работы по информатике