Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

В конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, а тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г. М. Маклюэна, приведенный в качестве эпиграфа, получил новое подтверждение [7, 3].

Распространенным является суждение о том, что «мы живем в век информации и коммуникаций», а это не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникативных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем.

Содержание

Введение 3

1.3. Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа в 17

образовании 17

1.4. Технология создания мультимедиа 19

1.5. Методика создания учебной мультимедийной презентации 26

Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение 3

 

1.3. Основные  проблемы и недостатки применения  мультимедиа в 17

 

образовании 17

 

1.4. Технология  создания мультимедиа 19

 

1.5. Методика  создания учебной мультимедийной  презентации 26

 

Список литературы 31

 Введение

 

 

Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий.

 

 Герберт  Маршалл Маклюэн

 

 В конце  ХХ в. человечество вступило в  стадию развития, получившую название  постиндустриальное или информационное  общество, а тезис известного  исследователя массовых коммуникаций Г. М. Маклюэна, приведенный в качестве эпиграфа, получил новое подтверждение [7, 3].

 

 Распространенным  является суждение о том, что  «мы живем в век информации  и коммуникаций», а это не совсем  верно, поскольку и информация, и  коммуникации были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникативных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем.

 

 Современные  информационные и коммуникативные  технологии, созданные отнюдь не  для нужд системы образования, ведут к подлинной революции  в образовании. На сегодняшний  день можно отметить, что система образования встраивается в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массой информации, реклама, банковская система, торговля и т. п.

 

 Система  образования - это в первую очередь  учителя, и от их профессиональной  подготовки зависит очень многое. В современном образовании существует много проблем, а в связи с информатизацией возникла еще одна: переподготовка кадров. Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится такое обучение будущих учителей школ и преподавателей вузов, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, химия, биология, литература и т. д.), в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную. То есть, необходима основательная подготовка в сфере современных информационных и коммуникационных технологий. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей [7, 5].

 

 Исходя  из выше сказанного, была поставлена  цель данной работы, которая состоит в том, чтобы изучить положительные и отрицательные стороны использование мультимедиа в процессе обучения.

 

 В то  же время автором были сформулированы  такие задачи, как:

 

 проработать  литературу по изучаемой теме;

 

 проанализировать  основные недостатки и преимущества в применении мультимедиа в образовательной деятельности;

 

Объектом исследования является процесс обучения информатики

 

Предметом исследования является использования компьютера в образовательной деятельности.

 

Гипотеза: влияние мультимедиа-среды на образовательный процесс.

 

Данная работа состоит из пяти вопросов. В первом вопросе рассматриваются теоретические основы использования компьютера, во втором вопросе рассматриваются, особенности информационных технологий в учебном процессе, в третьем вопросе рассматриваются основные проблемы и недостатки применения мультимедиа в образовании, в четвертом вопросе рассматриваются технология создания мультимедиа, в пятом вопросе расматривается методика создания учебной мультимедийной презентации.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование использования мультимедиа аппаратуры

 

 «Следует  упражнять чувства посредством  внимательного ознакомления с  предметом, сохранять прирожденную  впечатлительность и живость  и заботиться об основательном  усвоении».

 

 А. Дистервег

 

 Современная  проекционная аппаратура, представленная  на отечественном рынке огромным  количеством моделей, в основном  зарубежного производства, является, как правило, мультимедийной (многофункциональной). Многие модели сопряжены с  компьютерами, которые тоже представляют собой мультимедийное устройство [8,87].

 

 Термин  «медиа» происходит от английского  слова media, переводимого как «средства  массой информации» [2,528]. «Мультимедиа»  означает совокупность программно-аппаратных  средств, отображающих информацию в зрительном и звуковом виде [3, 426]. Мультимедиа-компьютеры – компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.) [8,87]. Мультимедиа – средства, которые становятся все более распространенными, и многие программы тоже становятся в той или иной мере мультимедийными.

 

 Мультимедиа  – компьютер должен иметь:

 

- дисковод  для компакт-дисков

 

- звуковую  карту, позволяющую воспроизводить звуковые записи, а также синтезировать музыку, записывать в формате MIDI (электронный аналог нот)

 

- видеосистему, позволяющую работать как минимум  в видеорежиме с разрешением 640*480 точек с 65 536 цветами на экране.

 

 Кроме  перечисленного для воспроизведения звука необходимы еще акустические системы (колонки) или наушники.

 

 Современный  компьютер в сочетании с мультимедийной  проекционной аппаратурой может  заменить практически почти все  традиционные ТСО.

 

 

1.1. Особенности  информационных технологий в учебном процессе

 

 

Российский Центр Интерактивных Средств образования (РЦИСО) г. Москвы проводил эксперимент по внедрению информационных технологий в процесс преподавания предметов школьного курса наук. В результате четырехлетнего эксперимента РЦИСО выявил необходимость:

 

1. облегчения  труда учителя в области рутинных  операций ПО

 

 проверке  знаний и умений учащихся;

 

 ликвидации  пробелов знаний учащихся;

 

 тренировке  по автоматизации общезначимых  навыков (устного счета, грамотности  и т.п.);

 

2. внесения  в учебный процесс принципиально  новых возможностей:

 

 моделирования (в том числе ранее недоступных) процессов и явлений;

 

 интенсификации  работы по овладению новыми  знаниями, умениями и навыками  благодаря облегчению и ускорению  рутинных операций, возложенных на ПК (счет, построение графиков, моделирование процессов, графическое отображение процессов и закономерностей, адаптирующаяся проверка знаний, умений и навыков);

 

 самостоятельной  работы учащихся по овладению  знаниями, умениями и навыками, в том числе с большими, недоступными без ПК массивами информации;

 

 качественного  нового предъявления учебной  информации на базе мультимедиа-технологии.

 

 На базе  обозначенного подхода Российским  Центром Интерактивных Средств  обучения были отобраны и предлагаются для массового внедрения в школы ПМК по следующим направлениям:

 

 компьютерные  учебники;

 

 тренажеры  и развивающие игры;

 

 учебные  базы данных;

 

 инструментально-педагогическая  система для создания систем  автоматического обучения и адаптирующейся к успехам ученика проверки его знаний;

 

 полуавтоматическая  система составления расписания  школы;

 

 система  ведения отдела кадров, тарификации  и расчета заработной платы  в школе, настраиваемая по всем  параметрам.

 

 ПМК  поддерживают следующие предметы общеобразовательного и специального циклов:

 

 математика;

 

 физика;

 

 русский  язык;

 

 астрономия;

 

 английский  язык;

 

 химия;

 

 информатика.

 

 РЦИСО  продолжает работу по апробации, сбору и внедрению в учебный  процесс ПМК по всем предметам  школьного курса, так как он вносит в учебный процесс, непосредственно новые возможности для обучения.

 

 Методы  и средства обучения раскрываются  в формах организации учебного  процесса, в основных видах учебной  деятельности, одной из видов  которой является лекция, направленная на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом.

 

 Применение  информационных технологий позволяет  изменить способы доставки учебного  материала, традиционно осуществляемого  во время лекций, с помощью  специально разработанных мультимедиа  курсов. При этом качество усвоения  теоретического материала, не уступающее тому, которое достигается при чтении лекций, может быть достигнуто за счет создания компьютерных обучающих программ и использования телекоммуникаций в учебном процессе.

 

 Для  организации изучения теоретического  материала могут быть использованы следующие виды мультимедиа курсов.

 

Видеолекция. Лекция учителя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Такие дополнения не только обогащают содержание лекции, но и делают ее изложение более живым и привлекательным для учеников. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.

 

Мультимедиа лекция. Для самостоятельной работы над лекционным материалом могут быть разработаны интерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих программ, позволяющих обучающемуся оценить степень усвоения им теоретического учебного материала.

 

Традиционные аналоговые обучающие издания: электронные тексты лекций, опорные конспекты, методические пособия для изучения теоретического материала и т.д.

 

 Следующим  видом учебной деятельности являются  практические занятия - форма организации  учебного процесса, направленная на закрепление теоретических знаний путем обсуждения первоисточников и решения конкретных задач, проходящее под руководством учителя. Использование информационных технологий требует изменения характера организации практических занятий и усиления их методической обеспеченности.

 

Практические занятия по решению задач могут быть проведены с помощью электронного задачника или базы данных, в которых собраны типовые и уникальные задачи по всем основным темам учебного курса. При этом электронный задачник может одновременно выполнять функции тренажера, т.к. с его помощью можно сформировать навыки решения типовых задач, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

 

Лабораторные работы позволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности. Лабораторная работа - форма организации учебного процесса, направленная на получение навыков практической деятельности путем работы с материальными объектами или моделями предметной области курса.

 

 Внедрение  в учебный процесс информационных  технологий сопровождается увеличением  объемов самостоятельной работы  учеников. Это, в свою очередь, требует  организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны учителей. Важное место в системе поддержки занимает проведение консультаций, которые теперь усложняются с точки зрения дидактических целей: они сохраняются как самостоятельные формы организации учебного процесса, и, вместе с тем, оказываются включенными в другие формы учебной деятельности (лекции, практики, семинары, лабораторные практикумы и т.д.).

 

 Это  требует разработки специальных  учебно-методических изданий вспомогательного (справочного) характера, с помощью которых учащиеся могли бы получать консультативную помощь. К их числу следует отнести мультимедийные издания: энциклопедии, словари, хрестоматии, справочники и т.п.

 

 Внеаудиторная  самостоятельная работа учеников  относится к информационно-развивающим  методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями. Она включает в себя, как самостоятельную, так и исследовательскую работу, осуществляемую под руководством учителя.

 

 Информационные  технологии позволяют использовать, как основу для самостоятельной работы учеников не только печатную продукцию учебного или исследовательского характера, но и мультимедиа курсы, ресурсы сети Интернет - электронные базы данных, каталоги и фонды библиотек, архивов и т.д.

Информация о работе Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа в образовании