Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

В конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, а тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г. М. Маклюэна, приведенный в качестве эпиграфа, получил новое подтверждение [7, 3].

Распространенным является суждение о том, что «мы живем в век информации и коммуникаций», а это не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникативных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем.

Содержание

Введение 3

1.3. Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа в 17

образовании 17

1.4. Технология создания мультимедиа 19

1.5. Методика создания учебной мультимедийной презентации 26

Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

 

Недостаточные навыки обучаемых и педагогов. Многие обучаемые, особенно в зрелом возрасте, могли никогда раньше не использовать компьютеры и средства мультимедиа в своей деятельности. Следует уделить внимание их обучению навыкам владения используемыми мультимедийными средствами, равно как и простейшим навыкам. Часто и сами преподаватели не имеют всех навыков владения технологией мультимедиа, необходимых для эффективного открытого и дистанционного обучения.

 

Сложность создания учебных материалов. Создание аудио, видео, графики и других элементов мультимедиа средств намного сложнее, чем написание традиционного текста.

 

Времеемкость. Как применение мультимедиа на уровне конечного пользователя, так и самостоятельное создание мультимедийной информации требует достаточно больших затрат времени. Особенно много времени необходимо для создания мультимедийных средств обучения.

 

Сложности настройки и использования программного и аппаратного обеспечения. Для обеспечения эффективного педагогического использования учебных мультимедиа материалов программное и аппаратное обеспечение должно быть надлежащим образом настроено. При этом мультимедийные средства обучения предъявляют более высокие требования к качеству и ресурсному составу используемых средств информационных и коммуникационных технологий по сравнению с простыми средствами редактирования и визуализации текстов. [18]

1.4. Технология  создания мультимедиа

 

 Существует  достаточно большое разнообразие  различных технологических приемов, нацеленных на разработку качественных  мультимедийных средств обучения (МСО). При этом при создании и последующем педагогическом использовании МСО следует соблюдать несколько основных технологических рекомендаций, способствующих созданию качественных МСО. Множество рекомендаций может быть классифицировано по уровням образования, для применения в которых рассчитано создаваемое МСО. Однако, можно выделить и группу рекомендаций, инвариантных относительно уровня образования. Такие рекомендации целесообразны к учету при проектировании и разработке всех без исключения МСО.

 

 В качестве  основы для создания МСО может стать модель содержания учебного материала, представляющая собой способ структуризации учебного материала, основанный на разбиении его на учебные элементы и наглядном представлении его структуры в виде иерархии. В состав модели содержания входит также таблица учебных элементов, в которой по каждому элементу определяются психолого-педагогические (дидактические, психологические, методические) требования по его представлению и усвоению.

 

 На начальной  стадии проектирования МСО модель  содержания учебного материала позволяет:

 

 четко  определить содержание учебного  материала и цели обучения;

 

 представить  содержание в наглядном и обозримом  виде;

 

 обеспечить  четкую преемственность учебных  дисциплин;

 

 определить  компонентный состав МСО;

 

 сформировать системное (целостное) представление содержания учебного материала, как у разработчиков, так и у пользователей МСО;

 

 сформулировать  требования к типу, количеству  и последовательности упражнений  для осмысления и закрепления  теоретического материала.

 

 Модель  освоения учебного материала  определяет последовательность  изучения его учебных элементов  и логические связи между ними.

 

 На последующих  этапах проектирования МСО модель  освоения учебного материала  определяет дидактически обоснованную  последовательность его изложения, варианты траекторий его освоения, логические связи при построении гипертекстов.

 

 Рекомендации  к созданию МСО вытекают и  из современных психологических  теорий. При проектировании МСО  рекомендуется планировать в  начале учебной работы создание у учащихся мотивации, знакомство с общей структурой учебного материала МСО (теории алгоритмизации или поэтапного формирования умственных действий), напоминание, если это необходимо, ранее изученного материала (ассоциативно-рефлекторная теория).          

 

 В создании  МСО существенную роль играет  учет рекомендаций по формированию  цветовых характеристик зрительной  информации, визуализируемой на  экране компьютера во время  функционирования МСО. Визуальная  среда на экране монитора является  искусственной, по многим параметрам отличающейся от естественной. Естественным для человека является восприятие в отраженном свете, а на экране монитора информация передается с помощью излучающего света. Поэтому цветовые характеристики зрительной информации наряду с характеристиками яркости и контраста изображения оказывают существенное влияние на характер визуальной среды на экране монитора.

 

 При  разработке МСО необходимо учитывать, что объекты, изображенные разными  цветами и на разном фоне, по-разному  воспринимаются человеком. Если яркость цвета объектов и яркость фона значительно отличаются, то при поверхностном рассмотрении изображения может возникнуть эффект "психологического пятна", когда некоторые объекты как бы выпадают из поля зрения. При более внимательном рассмотрении изображения восприятие этих объектов требует дополнительных зрительных усилий.[18]

 

 Важную  роль в организации зрительной  информации играет контраст предметов  по отношению к фону. Существует  две разновидности контраста: прямой  и обратный. При прямом контрасте предметы и их изображения темнее, а при обратном - светлее фона. В МСО обычно используются оба вида, как порознь в разных кадрах, так и вместе в рамках одной картинки. В большинстве МСО доминирует обратный контраст.

 

 Соотношение  цветов в цветовой палитре МСО может формировать определенный психологический настрой работы с программным средством. Преобладание темных цветов может привести к развитию угнетенного состояния, пассивности. Преобладание ярких цветов, наоборот, к перевозбуждению, причем общее перевозбуждение организма здесь часто граничит с быстрым развитием утомления зрительного анализатора.

 

 Значения  цветов должны быть постоянны  и соответствовать устойчивым  зрительным ассоциациям, соответствовать  реальным предметам и объектам. Кроме того, значения цветов рекомендуется выбирать в соответствии с психологической реакцией человека (например, красный цвет - прерывание, экстренная информация, опасность, желтый - внимание и слежение, зеленый - разрешающий и т.д.). Для смыслового противопоставления объектов (данных) рекомендуется использование контрастных цветов (красный - зеленый, синий - желтый, белый - черный).

 

 При  создании МСО не рекомендуется  злоупотребление контрастными цветами. Цветовой контраст изображения  и фона должен находиться на оптимальном уровне, яркостной контраст изображения по отношению к фону должен быть выше не менее чем на 60%. Необходимо учитывать, что красный цвет обеспечивает благоприятные условия восприятия только при высокой яркости изображения, зеленый в среднем диапазоне яркости, желтый - в широком диапазоне уровней яркости изображения, синий - при малой яркости.

 

 Для  оптимизации изучения информации  на экране компьютера разработчикам  МСО рекомендуется использование  логических ударений. Логическими  ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту. Психологическое действие логических ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта.[18]

 

 Наиболее  часто используемыми приемами  для создания логических ударений  являются:

 

 изображение  главного объекта более ярким  цветом;

 

 изменение  размера;

 

 выделение  эффектом.

 

 Количественной  оценкой логического ударения  является его интенсивность. Интенсивность зависит от соотношения цвета и яркости объекта по отношению к фону, от изменения относительных размеров объекта по отношению к размерам предметов фона изображения. Наилучшим является выделение либо более ярким, либо более контрастным цветом, хуже - выделение проблесковым свечением, изменением размера или яркости.

 

 В случае  использования режима мигания  объекта рекомендуется фиксировать  частоту мигания в пределах 3-8 Гц.

 

 Для  привлечения внимания к объекту  возможно использование нескольких логических ударений одновременно. Тогда интенсивность логического ударения объекта будет равна сумме этих логических ударений. Например, объект может быть выделен одновременно уменьшением яркости фона, включением режима его мигания или проблескового свечения и звуковыми сигналами.

 

 Одновременное  выделение в МСО нескольких  объектов логическими ударениями  с близкой интенсивностью приводит  к рассеиванию внимания и, как  следствие, к быстрому развитию  утомления учащихся.

 

 На комфортность  восприятия зрительной информации существенное влияние оказывает степень засоренности поля главного объекта. Рекомендуется размещать в поле главного объекта не более 4-6 второстепенных объектов. Увеличение числа второстепенных объектов может привести к рассеиванию внимания и, как следствие, к выпадению главного объекта из области внимания, либо к слиянию второстепенных объектов с фоном.

 

 Формы  объектов и элементов фона  изображения должны соответствовать  устойчивым зрительным ассоциациям, должны быть похожи на формы  реальных предметов, объектов. Несоответствие этому требованию может привести к ненужным вопросам и, как следствие, к потере учебного времени.

 

 Особое  внимание разработчиков МСО должно  быть уделено обоснованности  и систематизации подхода к  использованию иллюстраций. Использование того или иного вида иллюстраций рекомендуется в местах, трудных для понимания учебного текста, требующих дополнительного наглядного разъяснения; для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков; для общего оживления всего учебного материала и рассредоточенного по всему полю текста как печатного, так электронного (гипертекста).

 

 Конкретное  количество иллюстраций для отдельной  экранной страницы или для  всего МСО специально не устанавливается. Этот параметр МСО рекомендуется  определять в каждом конкретном случае с учетом содержания и характера учебного материала.

 

 Хорошо  оформленный, понятный, богато иллюстрированный  учебный материал, представляемый  МСО, вызывает у обучаемого определенные  положительные эмоции, повышающие  интерес к предмету, оказывает влияние на общее состояние учащегося.

 

 Для  повышения наглядности учебного  материала МСО рекомендуется  использование таблиц и схем.

 

 При  создании МСО рекомендуется использование  таблиц при необходимости:

 

 повысить  зрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста;

 

 осуществить  определенное сравнение двух  и более объектов (таких содержательных  элементов текста, как события, факты, явления, предметы, фрагменты текстов  и др.);

 

 осуществить  группировку множества объектов;

 

 произвести  систематизацию объектов.

 

 При  разработке таблиц для МСО  рекомендуется соблюдать следующие  основные правила:

 

 в таблице  должно быть минимально количество  комментирующего материала;

 

 верхние, нижние и боковые поля таблицы должны иметь отступы;

 

 цветовая  палитра таблицы не должна  приводить к пестроте;

 

 количество  выбранных ячеек таблицы должно  соответствовать содержанию и  характеру выделенного фрагмента  текста и т.п.

 

 МСО  могут удовлетворить требованию  наглядности не только на основе использования таблиц, но и за счет включения в МСО графиков, диаграмм, аппликаций, схематических рисунков. Такие средства используются как для выявления существенных признаков, связей и отношений явлений, событий, процессов и т.п., так и для формирования локального образного представления фрагмента текста. При помощи схематического изображения автор МСО раскрывает явления в их логической последовательности, обеспечивает наглядное сравнение двух или более объектов, а также обобщает и систематизирует знания.

 

 Красочно  оформленное МСО, в котором наличие  иллюстраций, таблиц и схем сопровождается  элементами анимации и звуковым  сопровождением облегчает восприятие  изучаемого материала, способствует  его пониманию и запоминанию, дает более яркое и емкое представление о предметах, явлениях, ситуациях, стимулируя познавательную активность обучаемых.

 

 Наряду  с рекомендациями психологического  характера для разработчиков  МСО можно сформулировать несколько  рекомендаций, соответствующих положениям современной дидактики. При разработке МСО целесообразно предусмотреть:

 

 наличие  специальных средств для мотивации  обучаемых и поддержания их  внимания и интереса;

 

 разбиение  по степени трудности и сложности  материала;

 

 наличие  процедур для облегчения процессов обобщения;

 

 наличие  итоговых обобщающих схем;

 

 использование  значков ("иконок") и других  специальных символов, обеспечивающих  четкое различение (спецификацию) различных  компонентов учебного материала;

 

 сопровождение  теоретических описаний практическими примерами;

Информация о работе Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа в образовании