Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

В конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, а тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г. М. Маклюэна, приведенный в качестве эпиграфа, получил новое подтверждение [7, 3].

Распространенным является суждение о том, что «мы живем в век информации и коммуникаций», а это не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникативных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем.

Содержание

Введение 3

1.3. Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа в 17

образовании 17

1.4. Технология создания мультимедиа 19

1.5. Методика создания учебной мультимедийной презентации 26

Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

 

Педагогический контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности учеников, педагогического мастерства учителя и качества созданной обучающей системы.

 

 Практически  все возможные виды контроля  могут быть реализованы с помощью НИТ, позволяющих снять часть нагрузки с учителя и усилить эффективность и своевременность контроля.

 

 В системе  образования все более широко  внедряются информационные технологии. Не смотря на то, что отношение  к новому явлению в образовании не однозначно, хотя люди всегда настороженно относятся ко всему новому, большинство педагогов считают, что мультимедийные уроки, проводимые в системе, эффективны.

 

 На современном  этапе развития общества уделяется  довольно большое внимание техническому оснащению учебного процесса. Школы насыщаются компьютерами и интерактивными досками, достаточно быстро осуществляется «интернетизация» образования.

 

 Без  налаженной системы обучения  и переобучения учителей, разработки  и внедрения программного и программно-методического обеспечения, причем именно системы, а не кустарно разработанных и произведенных в расчете на быструю прибыль или поставленную где надо галочку сомнительного качества продуктов, ─ все это останется дорогостоящими, неэффективными и быстро ломающимися игрушками [12].

 

 Поэтому  в связи с модернизацией образования  к техническому оснащению учебного  процесса подходят серьезно. И  давно занимаются этим. Настолько  давно, что уже пришли к выводу, что важно не столько наличие  компьютера в школе, сколько программное обеспечение.

 

 

 Наряду  с вопросом о техническом оснащении  возникает еще один: «Что нам  дает использование мультимедиа  в школе?»

 

 Ответ  на этот вопрос достаточно  очевиден. Возможность воздействовать  на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить возможности восприятия им учебного материала. По крайней мере, теоретически. Современный мультимедийный комплекс сродни мощному оружию. Невольно в связи с этим возникает следующий образ. Известно, что знаменитый советский асс И. Кожедуб летал на американском истребителе «Аэрокобра». Только он усовершенствовал систему огня: вывел все пулеметы и пушки на одну гашетку. Поэтому, поймав в прицел вражеский самолет и нажав на спуск, он уж точно хоть из одной единицы оружия попадал в противника. А иногда буквально разносил его на куски, если в цель попадал из всех видов оружия.

 

 Действительно, использование мультимедиа позволяет  хоть чем-нибудь «зацепить» каждого  ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает его (урок) на порядок ярче и насыщеннее. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам ─ фото, плакатам, карикатурам, видеофрагментам и т.п.

 

 Однако  анализ медиапродуктов, ─ к сожалению, показывает, что их разработчики  не совсем ясно представляют  себе специфику создаваемого  продукта. По сути, они создают  тот же текстовый учебник, только  ярче и разнообразнее иллюстрированный. Причем учебник традиционный ─ тот самый, в основе которого лежит нормативный текст.

 

 Визуальный (а также музыкальный, видео и  т.п.) материал, как и в традиционном  учебнике, играет роль всего лишь  иллюстрации. И, как в обычном  учебнике, далеко не всегда действительно «привязанный» к тексту. [6].

 

 Исходя  из всего, нужно достаточно четко  осознать ключевые преимущества  мультимедиа и стремиться максимально, использовать их.

 

 Можно  выделить три основных способа (или подхода) использования мультимедийных средств:

 

 Иллюстративный (традиционный). Более или менее  удачно подобранный визуальный  ряд иллюстрирует традиционный  рассказ учителя. Ученики на первых  порах внимательно следят за  меняющимися по мановению руки  учителя «картинками», часто при  этом «забывая» воспринимать (а то и просто слушать) этот самый рассказ. Как правило, дальше этого использование мультимедиа не идет. В лучшем случае этот же визуальный ряд затем используется при не менее традиционном опросе или обобщении. К тому же рано или поздно наступает привыкание и восприятие «картинок» тоже притупляется.

 

 Схематичный (шаталовский). В основу обучения  положено конструирование опорных  конспектов или структурно-логических  схем. Использование мультимедиа  в данном случае лишь расширяет  возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами, все теми же «картинками». В общем, более или менее полно используются возможности программного обеспечения (как правило, Power Point).

 

 Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. Как правило, использование такого подхода требует очень высокого уровня квалификации учителя. И документы, и «картинки» должны быть яркими, создавать определенный образ эпохи, должны отличаться определенной „символичностью“. Но самое главное в таком подходе ─ высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.

 

 Необходимо  отметить, что в любом случае  использование мультимедиа не вносит в педагогическую стратегию ничего принципиально нового. Выбор ее определяется индивидуальными особенностями, предпочтениями, квалификацией учителя. Он работает так же, как и раньше, хотя возможности его расширяются. Но ─ на том же поле, в привычной парадигме! Образно говоря, делает то же, только руки его удлиняются, становятся более гибкими и умелыми [12].

 

 Иные  подходы (по крайней мере, на сегодняшний  день) представить себе сложно. А  значит, мультимедийный урок ─  урок тот же самый, только технически более оснащенный. Вопрос состоит в том, какая стратегия из трех описанных более предпочтительна, более полно позволяет использовать эти самые технические возможности.

 

 Ответ  достаточно очевиден. Любой урок  имеет двух субъектов ─ учителя и учеников (другое дело, что второй субъект состоит из ряда подсубъектов). Мультимедиа третьим субъектом стать все же не могут. Но мультимедиа позволяют увеличить время работы на уроке учеников, интенсифицировать ее. Более того, они позволяют заставить работать каждого из них даже при очень разном уровне их индивидуальной готовности. Каждый сможет видеть, слышать, анализировать ─ пусть и на своем уровне. То есть уровень индивидуализации обучения значительно возрастает. Но для этого урок должен быть действительно интерактивным [13,116]. И на это должен работать, прежде всего, подбор материала и методическая его обработка.

 

 Таким  образом, можно подвести некоторые  итоги. Они сводятся в основном  к следующему:

 

 Мультимедийный  урок может значительно увеличить возможности преподавания, сделать гораздо более индивидуализированным как само преподавание, так и восприятие учебного материала.

 

 Наиболее  эффективен мультимедийный урок  с использованием интерактивных  технологий. С некоторым преувеличением  можно даже сказать, что он тем более эффективен, чем более интерактивен.

 

 Было  бы неплохо организовать выпуск  не только традиционных медиапродуктов, но и сборников разнообразных  материалов, которые позволяли бы  учителю самостоятельно конструировать  урок из различных элементов ─ сообразно своим предпочтениям, уровню подготовки и т.п.

 

 Учителя  надо учить!

 

 

1.2. Основные  преимущества применения мультимедиа  в 

 

образовании.

 

 

Обучающие мультимедийные программы способствуют укрупненному структурированию содержательной компоненты учебного материала, самостоятельному выбору и прохождению обучаемым полного или сокращенного вариантов обучения.

 

 Такие  средства обучения способствуют  появлению не только новых  возможностей для общения, передачи  информации, но и возможностей  для порождения новых проблем, решений, новых точек пересечения, которые получили иное место в современной культуре по сравнению с традиционными и известными средствами массовой информации.

 

 Внимание  отечественной педагогической науки  и практики к модели личностно ориентированного образования во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек. Личностно ориентированное образование - это образование, которое:

 

 ориентировано  на обучаемого как на основную ценность всего образовательного процесса;

 

 способствует  созданию условий для формирования  и проявления личностных качеств  обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения  познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития [18].

 

 Применение  средств мультимедиа в обучении  позволяет:

 

 решить  задачи гуманизации образования;

 

 повысить эффективность учебного процесса;

 

 развить  коммуникативные и социальные  способности обучаемых;

 

 определить  обучаемого в качестве активного  субъекта познания;

 

 учесть  субъективный опыт обучаемого, его  индивидуальные особенности;

 

 осуществить  самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается;

 

 привить  обучаемому навыки работы с  современными технологиями.

 

 Практическая  реализация личностно ориентированного  подхода с помощью средств  мультимедиа потребует создания и использования современных многофункциональных предметно-ориентированных мультимедийных средств обучения, которые содержат обширные базы данных, базы знаний учебного назначения, системы искусственного интеллекта, экспертно - обучающие системы, лабораторный практикум с возможностью задания математической модели изучаемых явлений и процессов.

 

 Мультимедиа  является исключительно полезной  и плодотворной образовательной  технологией, благодаря присущим  ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

 

 Подобно  использованию учебников, применение  мультимедийных средств обучения  обогащает стратегии преподавания лишь в том случае, когда преподаватель не только поставляет информацию, но также и руководит, поддерживает и помогает учащемуся в учебном процессе. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал.

 

 Мультимедийные  средства обучения являются перспективным  и высокоэффективным инструментарием, позволяющим предоставить преподавателю массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации; наглядно в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п.; отбирать виды информации и в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся.

1.3. Основные  проблемы и недостатки применения  мультимедиа в 

 образовании

 

 

Общим недостатком большинства существующих мультимедийных средств обучения остается то, что после их разработки начинаются или продолжаются "исследования" сфер и придумываются все новые возможности их практического применения. Достаточно редкими являются случаи создания мультимедийных продуктов с заранее определенными свойствами для реализации определенной методики обучения и решения дидактических задач. При разработке мультимедийных средств обучения, как правило, акцент делается не на обучение, не на помощь ученику, а на технологию программной реализации.

 

 Существует  множество достаточно общих возможных  негативных аспектов применения  мультимедийных средств обучения  в системе образования. В их  числе рассеивание внимания, возможное  отсутствие обратной связи, времеемкость, недостаточная доступность и ряд других аспектов.

 

Рассеивание внимания. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения пользователя от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура мультимедийной информации подвергает пользователя "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что при неумелом использовании может отвлечь от основного порядка изложения материала. Большие объемы информации, представляемые мультимедийными приложениями, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

 

Недостаточная интерактивность. Уровень интерактивного взаимодействия пользователя с мультимедиа-программой по-прежнему остается на очень низком уровне, и все еще очень далек от уровня общения между людьми.

 

Отсутствие выборочной "обратной связи". Возможности "обратной связи" с пользователем в мультимедийных обучающих приложениях, как правило, весьма ограничены. Компьютеры в большинстве случаев не могут заменить очного преподавания, а только расширяют его возможности. Как правило, "обратная связь" приложения ограничивается контролем ответов на уровне "правильно-неправильно", и не поддерживает возможности динамического выбора различных стратегий обучения, и не предоставляет дальнейших объяснений по поводу верного или ошибочного ответа. Мультимедийное средство обучения не в состоянии определить индивидуальные потребности или трудности учащегося, и поэтому не может отвечать на них подобно педагогу.

Информация о работе Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа в образовании