Прикладные информационные системы в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является описание структуры, механизмов использования и перспектив развития ERP-систем. Данная работа дает краткую характеристику основных ERP- решений и советы по выбору оптимального.

Содержание

Введение 3
1. Современные информационные технологии в логистике 4
1.1. Идеология ERP-систем 4
1.2. Обзор рынка ERP-систем в СНГ 11
1.3. Внедрение ERP системы 26
2. Проектирование прикладной информационной системы «Организация перевозок предприятия «Лавтранс»» 28
2.1. Проектирование информационно-логической модели базы данных «Организация перевозок предприятия «Лавтранс»» 29
2.2. Формирование запросов к реляционной базе данных «Организация перевозок предприятия «Лавтранс»» 31
2.3. Отчеты и макросы базы данных «Организация перевозок предприятия «Лавтранс»» 35
2.4. Формы реляционной базы данных «Организация перевозок предприятия «Лавтранс»» 38
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение 46

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 4.54 Мб (Скачать файл)

Белорусский национальный технический университет

 

Автотракторный факультет

 

Кафедра «Экономика и логистика»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Информационные технологии и системы в логистике»

 

 

Прикладные информационные системы в логистике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:   Ковчик А.С.,

3 курс, студентка гр.101851

 

 

Руководитель: Краснова И.И.,

кандидат экономических наук,

доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2014 

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

По мере структурирования промышленных компаний все более популярными становятся современные автоматизированные системы поддержки управленческой деятельности, так называемые, ERP-системы (от Enterprise resources planning – Управление ресурсами предприятия).

ERP-системы – набор  интегрированных приложений, которые  комплексно, в едином информационном  пространстве поддерживают все  основные аспекты управленческой  деятельности предприятий – планирование  ресурсов (финансовых, человеческих, материальных) для производства товаров (услуг), оперативное управление выполнением планов (включая снабжение, сбыт, ведение договоров), все виды учета, анализ результатов хозяйственной деятельности.

Основными требованиями, предъявляемыми к ERP-системам являются: централизация данных в единой базе, близкий к реальному времени режим работы, сохранение общей модели управления для предприятий любых отраслей, поддержка территориально-распределенных структур, работа на широком круге аппаратно-программных платформ и СУБД.

Целью настоящей работы является описание структуры, механизмов использования и перспектив развития ERP-систем. Данной работа дает краткую характеристику основных ERP- решений и советы по выбору оптимального.

 

 

1. Современные  информационные технологии в  логистике

1.1. Идеология ERP-систем

Понятие ERP-системы

ERP-системы – это компьютерные системы, созданные для обработки деловых операций организации и для содействия комплексному и оперативному (в режиме реального времени) планированию, производству и обслуживанию клиентов. В частности, ERP-системы имеют следующие характеристики:

    • это готовое ПО, разработанное для среды клиент-сервер, как традиционной, так и базирующейся на интернет-технологиях;
    • эти системы интегрируют большинство бизнес-процессов;
    • они обрабатывают большую часть деловых операций организации;
    • эти системы используют БД всего предприятия, каждый образец данных в которой запоминается, как правило, единожды;
    • они обеспечивают доступ к данным в режиме реального времени:
    • в некоторых случаях данные системы позволяют интегрировать обработку деловых операций и действий по планированию (например, производственное планирование).

Более того, ERP-системы все чаще имеют такие дополнительные характеристики, как:

    • поддержка многочисленных валют и языков (что очень важно для транснациональных компаний);
    • поддержка конкретных отраслей (например, SAP поддерживает большое число отраслей, включая нефтяную и газовую отрасли, здравоохранение, химическую промышленность и банковское дело);
    • способность к настройке (кастомизации) без программирования (например, установкой "переключателей").

ERP система включает в себя  модули: планирование деятельности  компании, бюджетирование, логистика, ведение учета, управление персоналом, управление производством, управление  клиентами. Корпоративная, управленческая, бухгалтерская отчетность позволяет высшему руководству получить комплексную картину деятельности предприятия, что делает ERP систему незаменимым инструментом автоматизации операционной деятельности и поддержки принятия текущих и стратегических управленческих решений.

Исторически концепция ERP стала развитием более простых концепций MRP (Material Requirement Planning — планирование материальных потребностей) и MRP II (Manufacturing Resource Planning — планирование производственных ресурсов). Используемый в ERP-системах программный инструментарий позволяет проводить производственное планирование, моделировать поток заказов и оценивать возможность их реализации в службах и подразделениях предприятия, увязывая его со сбытом.

Один из важных вопросов – относится система к классу ERP, либо является учетной. Чтобы ответить на этот вопрос, не следует забывать, что ERP-система (как следует из названия) – это в первую очередь система планирования ресурсов. Она описывает не только ситуацию «как было» и «как есть», но и «как будет», «как должно быть». ERP-системы не просто хранят данные о происходящем на предприятии, но и имеют в своем составе модули планирования и оптимизации всех видов ресурсов (финансовых, материальных, человеческих, временных и т.п.), а большинство функций учета, реализованных в системе, направлено на поддержку функционирования этих модулей.

Для реализации функций планирования и оптимизации необходимо наличие в системе обратной связи. Т.е. на основании целей управления составляется план, затем по ходу выполнения работ проводится фиксация реальных показателей, их анализ и на основании сравнения поставленных целей и достигнутых результатов вырабатывается корректирующее воздействие. Учётная система позволяет только фиксировать результаты. Она, в отличие от ERP-системы не включает в себя функции для автоматизации планирования, и сравнения `план — факт`. Иначе говоря, с помощью учетных систем можно выполнить только некоторую аналитическую часть управления, но не синтетическую. В этом принципиальное отличие ERP-системы от учетной системы.

Таким образом, ERP системы внедряются для того, чтобы объединить все подразделения компании и все необходимые функции в одной компьютерной системе, которая будет обслуживать текущие потребности этих подразделений. Разработка подобной единой системы – непростая задача. Обычно каждое подразделение имеет собственную компьютерную систему, оптимизированную для решения его задач.

ERP система ведет единую  базу данных по всем подразделениям  и задачам, так что доступ к  информации становится проще, а  главное, подразделения получают  возможность обмениваться информацией.

Возьмем, к примеру, типичную ситуацию поступления заказа от клиента. В виде бумажного документа заказ начинает путешествие по кабинетам и службам, частенько перепечатываясь, отдельная информация из него вносится в частные базы данных подразделений. Каждая перепечатка, каждый дополнительный ввод данных чреваты ошибками. В итоге финансовый отдел ничего не знает о состоянии склада и возможности выполнить заказ срочно.

Модели, объекты и процессы ERP-систем

Понятия модель, объект и процесс (МОП) являются ключевыми в структуре любой ERP-системы. Процесс конфигурирования ERP-системы состоит в выборе и отражении в системе моделей, объектов и процессов, используемых организацией.

Модели

В ERP-системах заложено несколько моделей, таких как, например, модель организационных структур в системе Oracle (рисунок 1).

Эти модели – отображение реального мира в системе, и их качество важно для отражения реальности. Например, модель организационных структур позволяет фиксировать информацию вплоть до буферного накопителя. И информация может быть объединена, начиная с буфера памяти, до уровня корпоративной группы.

Рисунок 1 – Модель организационных структур в системе Oracle

Такие возможности дают не только пользу, но и требуют затрат. С одной стороны, они могут обеспечить системе определенный уровень детализации организации, необходимый для моделирования фирмы. С другой стороны, если модель фирмы меняется, она должна быть изменена и в системе. В результате, если модели меняются часто, это обходится довольно дорого.

Объекты

Объект можно определить как интерфейс между "внутренней" средой – содержанием и организацией самого объекта – и "внешней" средой – окружением, в котором он функционирует. Внутренняя среда – это компьютерная программа, а внешняя – это мир, в котором функционирует система.

Объекты предприятия – пища для информационных процессов. Например, под таким объектом предприятия, как "документ", обычно понимается счет. Кроме того, объектами также являются реализации моделей (в форме перечня счетов, списков производителей, списков продукции и т.д.). Объекты предприятия известные как документы генерируются системами в качестве выходных данных (например, счета) или используются ими в качестве входных данных (заказы клиентов). Объекты предприятия, являющиеся реализациями моделей (например, списки производителей), обеспечивают структуру производственных систем.

Процессы

Процессы – это потоки деятельности и информации, необходимые для выполнения определенной задачи или группы задач. Обычно организации должны выбирать процессы, соответствующие их потребностям, из набора процессов, содержащихся в ERP-системе. Поскольку, в принципе, существует множество способов выполнения задачи или групп задач, каждый из процессов не является единственно возможным. А так как они не являются единственно возможными, ожидается, что одни процессы будут работать лучше, чем другие. В рамках ERP-систем существуют многочисленные процессы, охватывающие несколько функций.

Например, процесс управления заказами SAP. Этот процесс отображается в многочисленных модулях SAP, интегрированных между собой (рисунок 2). В традиционной функционально-ориентированной системе, напротив, существовало бы, по меньшей мере, четыре различные системы (товарооборот и распределение, производственное планирование, управление материалами и финансы), которые не были бы интегрированы. И обмен информацией между ними производился бы вручную, если бы вообще производился.

Внедрение процессов системами планирования ресурсов предприятий, в конечном счете, требует многих решений, которые обычно принимаются группой внедрения. Среди этих решений такие, как, например, кому выдать кредит и кому отказать, или, когда предложить скидки и кто их должен получить.

Рисунок 2 – Интеграция модулей SAP

До внедрения ERP-систем фирмы в целом не использовали общие и глобальные модели, объекты и процессы (МОПы). Однако внедрение ERP-систем обычно требует общих МОПов по нескольким причинам: требования системы, обслуживание клиентов, управление процессами, общекорпоративная БД, создание ценности и снижение расходов.

Выбор ERP-решения

Рост сложности ERP-систем, вызванный постоянно наращиваемыми функциональными возможностями, в связи с чем, также возрастает потенциальная возможность повышать эффективность бизнес-процессов компании за счёт внедрения ERP-систем, делает очень ответственной задачу правильного подбора ERP систем. В случае неправильного выбора компания рискует потерять существенные средства и время, поэтому для решения этого вопроса зачастую организуют специальный проект по выбору корпоративной информационной системы (КИС) с привлечением независимого консультанта. Современные методики рекомендуют структурированное изучение бизнес-процессов компании и определение критериев для выбора и сравнения предложений, в отличие от устаревшего подхода, основанного преимущественно на сравнении функциональных и технических характеристик систем. Современный взгляд на выбор систем выработан в результате роста количества неудачных внедрений, в которых изучение бизнес-процессов целиком переносилось на этап внедрения и поручалось интегратору, который и осуществлял поставку системы.

Достоинства

Применение ERP системы позволяет использовать одну интегрированную программу вместо нескольких разрозненных. Единая система может управлять обработкой, логистикой, дистрибуцией, запасами, доставкой, выставлением счетов-фактур и бухгалтерским учётом.

Реализуемая в ERP-системах система разграничения доступа к информации предназначена (в комплексе с другими мерами информационной безопасности предприятия) для противодействия как внешним угрозам (например, промышленному шпионажу), так и внутренним (например, хищениям). Внедряемые в связке с CRM-системой и системой контроля качества, ERP-системы нацелены на максимальное удовлетворение потребностей компаний в средствах управления бизнесом.

Недостатки

Основные сложности на этапе внедрения ERP-систем возникают по следующим причинам:

  • недоверие владельцев компаний высокотехнологичным решениями, в итоге – слабая поддержка проекта с их стороны, что делает осуществление проекта труднореализуемым;

  • сопротивление департаментов в предоставлении конфиденциальной информации уменьшает эффективность системы.

Согласно результатам исследования, проведенного в 2008 году американской компанией Panorama Consulting Group, 93% ERP-проектов длятся дольше запланированного срока, и почти две трети проектов не укладываются в выделенный им бюджет. Более того, лишь 13% компаний полностью довольны результатами ERP-проектов, и только 21% компаний смогли реализовать в ходе внедрения ERP хотя бы половину запланированных задач.

Множество проблем, связанных с функционированием ERP, возникают из-за недостаточного инвестирования в обучение персонала, а также в связи с недоработанностью политики занесения и поддержки актуальности данных в ERP.

Ограничения

  • Небольшие компании не могут позволить себе инвестировать достаточно денег в ERP и адекватно обучить всех сотрудников.

  • Внедрение является достаточно дорогим

  • Система может страдать от проблемы «слабого звена» — эффективность всей системы может быть нарушена одним департаментом или партнёром.

  • Проблема совместимости с прежними системами.

Существует заблуждение, что иногда ERP сложно или невозможно адаптировать под документооборот компании и её специфические бизнес-процессы. В действительности, любому внедрению ERP-системы предшествует этап описания бизнес-процессов компании.

Информация о работе Прикладные информационные системы в логистике