Разработка УМП: для изучения векторной графики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:44, дипломная работа

Краткое описание

Чтобы избежать возникающих вопросов и подвести студента к подготовке проекта по одной определенной теме, я предлагаю им сначала создать учебно-методический комплекс по выбранной дисциплине. В ходе разработки учебно-методического пакета студенты могут получить комплексное всестороннее представление о предмете, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической сторон педагогической деятельности. Это позволяет окунуться в мир выбранной дисциплины, в мир учителя-организатора, вспомнить забытое, найти что-то интересное.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Пояснительная записка………………………………………………………………………….5
Практическая часть. «Разработка УМП: для изучения векторной графики»……………….9
Заключение……………………………………………………………………………………...12
Библиографический список……………………………………………………………………13
Приложение №1………………………………………………………………………………..14
Приложение №2………………………………………………………………………………..81

Вложенные файлы: 1 файл

!!! смотреть!!!курсовик исправл.doc

— 3.00 Мб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования

«Кировский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чиркова Алина  Андреевна

(специальность 050202 «Информатика»)

 

 

 

 

 

 

 

Разработка  УМП: для изучения векторной графики

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

Деркачева Александра Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………………………….3

Пояснительная записка………………………………………………………………………….5

Практическая часть. «Разработка УМП: для изучения векторной графики»……………….9

Заключение……………………………………………………………………………………...12

Библиографический список……………………………………………………………………13

Приложение  №1………………………………………………………………………………..14

Приложение №2………………………………………………………………………………..81

 

Введение

Одним из путей активизации деятельности студентов являются новые методы, формы и технологии обучения. В традиционном процессе обучения студент играет скорее пассивную роль: слушает, запоминает и воспроизводит то, что дает преподаватель. В результате формируются знания, которые не развивают студента.

Среди разнообразных  методов и средств совершенствования  процесса обучения в учебных заведениях, интенсификации и повышения эффективности  учебной деятельности важное место  отводится умелому и рациональному  использованию компьютерных средств обучения. Компьютерные технологии внедряются в учебный процесс, происходит насыщение вузов разнообразной компьютерной техникой, локальными компьютерными сетями, в том числе с выходом в Интернет. Поэтому необходимо использовать такие методы обучения, при которых деятельность студентов носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К таким методам можно отнести индивидуальные творческие задания.

Чтобы избежать возникающих  вопросов и подвести студента к подготовке проекта по одной определенной теме, я предлагаю им сначала создать учебно-методический комплекс по выбранной дисциплине. В ходе разработки учебно-методического пакета студенты могут получить комплексное всестороннее представление о предмете, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической сторон педагогической деятельности. Это позволяет окунуться в мир выбранной дисциплины, в мир учителя-организатора, вспомнить забытое, найти что-то интересное.

Целями учебно-методического  пакета дисциплины являются:

- систематизация содержания дисциплины с учетом достижений науки, техники производства;  
- улучшение ее методического обеспечения;  
- повышение эффективности и качества занятий;  
- внедрение активных методов обучения;  
- оказание студентам методической помощи в усвоении учебного материала;  
- правильное планирование и организация самостоятельной работы и контроля знаний студентов;  
- оказание помощи преподавателям в совершенствовании педагогического мастерства.

УМП состоит из учебных, дидактических, наглядных материалов для учащихся и учителя. Программа, презентация курса, методические рекомендации, образцы зачетных работ, приложения и задания, позволят организовать процесс обучения как самим учителем (использование УМП в качестве обучающего материала), так и самостоятельно учащимися в компьютерном классе (используя УМП в качестве учебного пособия). Такой пакет, имеющий основные материалы для обучения, может быть дополнен учителем собственными материалами, так и работами учащихся, выполненных в результате освоения курса.

 

Актуальность: на сегодняшний день такая область информатики как компьютерная графика охватывает все виды и формы представления изображений, доступных для восприятия человеком либо на экране монитора, либо в виде копии на внешнем носителе. Занимая все более прочные позиции, она находит применение не только в компьютерном мире, но и в различных сферах человеческой деятельности: научные исследования (визуализация строения вещества, векторных полей и т.д.), медицина (компьютерная томография), опытно-конструкторские разработки. Поэтому, умение работать с компьютерной графикой является неотъемлемой частью информационной грамотности любого человека. Даже во многих объявлениях о приеме на работу, содержащих требование уметь работать на персональном компьютере, предполагается умение работать не только с текстовыми документами, но и с графическими объектами. Большое многообразие профессиональных программных средств обработки объектов векторной графики ставит перед учителем сложные задачи, связанные в первую очередь с необходимостью обоснованного выбора конкретного программного средства, а также с разработкой методики обучения векторной графике.

объект

Предметом исследования соз-у умп является модель познавательной задачи как основа самостоятельной деятельности учащихся при обучении векторной графике.

Гипотеза исследования. Разработка учебно-методического пакета для изучения векторной графики позволит сформировать у учащихся умения самостоятельного освоения средств создания и обработки векторных изображений. При изучении будут использоваться дополнительные источники, помогающие изучению, т.е. программы-самоучители.

Целью исследования является:

  • Научиться владеть векторной графикой (ее построение, использование в программах);
  • Найти сложные моменты в изучении векторной графики, такие как правильно и точно строить, рисовать, использовать.

Задачи:

1. На  основе анализа методической, психолого-педагогической  и дидактической литературы, образовательных  стандартов, в которых содержатся  сведения о содержании школьной  дисциплины «Информатика и информационные технологии», обосновать необходимость разработать учебно-методический пакет для изучения векторной графики.

2. Выявить  содержание и структуру самостоятельной  деятельности учащихся в школе  при

изучении  темы "Векторная графика" как основы методики обучения данной теме.

3. Разработать модель познавательной  задачи при обучении векторной  графике. 

4. Реализовать модель познавательной  задачи средствами пакета векторной  графики.

5. Показать возможность самостоятельно  решить познавательную задачу (отличающуюся по

содержанию, но имеющую аналогичную  технологию решения) средствами другого

векторного редактора.

Методы:

  • Моделирование;
  • Количественный и качественный анализ полученных данных;
  • Составление общего алгоритма изучения векторной графики.

Теоретическая значимость исследования:

1. В результате анализа компонентов  самостоятельной деятельности учащихся (цели, мотивы, содержание, методы, формы  и средства) в качестве базового  элемента выделена познавательная  задача, решение которой позволяет реализовать все указанные компоненты.  
2. Раскрыты дидактические функции познавательной задачи (как цель, как метод, как средство обучения) в курсе информатики с учетом специфики обучения.

3. Классификация познавательных  задач и подзадач, основанная  на анализе уровня познавательной активности учащихся, позволила сформулировать способы деятельности по созданию и обработке векторных изображений.

4. Построена теоретическая модель  познавательной задачи, на основе  которой организовано изучение  курса "Векторная графика".

Практическая значимость исследования

1. На основе анализа программ  компьютерной графики было выбрано  программное средство на примере  которого будет реализовано содержание  курса "Векторная графика".  
2. На основе предложенной модели познавательной задачи в соответствии с целями обучения сконструировано содержание обучения по теме "Векторная графика" в рамках спецкурса на этапе профильного обучения в школе.

3. Реализована модель познавательной  задачи в среде выбранного  программного средства. 
4. Разработан дидактический материал для организации самостоятельной деятельности при обучении векторной графике.

 

 

 

 

Пояснительная записка

Учебно-методические пособия в процессе обучения

определение

В последнее время в связи с ростом объема информации и быстрым развитием компьютерных технологий активно разрабатывают и поддерживают компьютерную технологию обучения.

Существует много веских причин перевода существующей информации на компьютерную основу. Сейчас стоимость  хранения информации в файлах ЭВМ  дешевле, чем на бумаге.

Бурное развитие средств информатики, а особенно технических средств  значительно опережает возможности  общества по их эффективному использованию  и, главное, по рациональному наполнению содержательной информацией.

Введение компьютерной техники во все сферы деятельности привело к установлению новых критериев для подготовки высокопрофессиональных специалистов, в результате чего устоявшиеся методики и средства обучения постепенно вытесняются более прогрессивными методами с применением высоких технологий, которых достигла современная наука.

Возможная область применения учебно-методических пособий чрезвычайно широка: использование учебно-методических пособий эффективно и при организации учебного процесса в школе, организации самостоятельной работы учащихся, элективных курсов, факультативов, компьютерных курсов и при самообразовании, и при дистанционном обучении; рекомендуется для людей со специальными потребностями в образовании.

Внедрение учебно-методических пособий в процесс обучения позволяет:

    1. избавить обучающегося от процедуры поиска и покупки книг;
    2. предоставление обучающимся возможности изучать лекционный материал и выполнение практических заданий в домашних условиях;
    3. изучить материал самостоятельно;

Таким образом, внедрение учебно-методических пособий позволяет существенно повысить качество образования и облегчить труд учителя, дав тем самым возможность к дальнейшему повышению качества знаний.

Дидактические особенности учебно-методических пособий

Эффективность любого учебного издания определяется качеством его дидактического аппарата. Структура и содержание дидактического аппарата учебно-методических пособий отвечают на вопрос: в какой степени и за счет каких средств при его использовании обеспечивается становление у обучаемых основных составляющих качества их знаний (полноты, системности, прочности, оперативности воспроизведения и использования в решении конкретных задач).

Дидактический аппарат учебно-методических пособий должен включать:

    1. аппарат представления учебной информации (текст, знаки и символы искусственных языков, рисунки, фотоснимки, видео, аудио, анимационные модели, элементы «виртуальной реальности», базы данных и пр.);
    2. аппарат ориентировки, базирующийся на организации и поиска информации с использованием: оглавления; структурно-логических схем; ключевого слова; указателей (предметного, алфавитного, именного); глоссария; 
    3. аппарат усвоения (системы обучающих заданий и вопросов, таблицы и схемы как средства систематизации учебной информации, средства контроля и самоконтроля учебных достижений и пр.).

Выделяют следующие дидактические  требования к учебно-методическим пособиям:

    1. обеспечение возможности адаптивности учебно-методического пособия;
    2. наличие в учебно-методическом пособии информации практического, развлекательного, информирующего характера будет способствовать повышению его интереса к изучаемому предмету и к изучаемой теме в частности, интенсификации интеллектуальной работы и развитию познавательной мотивации. Кроме того, будут созданы условия развития мотивов самообразования;
    3. Обеспечение профессиональной направленности учебно-методического пособия, что может быть осуществлено через примеры использования получаемых знаний в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, учебно-методическое пособие в отличие от традиционных учебных пособий, обладают системой управления процессом обучения, включающую средства структурирования и оптимизации учебного материала, средства проверки знаний, обратную связь и т.п.; имеют более высокую наглядность (иллюстрации, объяснения).

Несмотря на то, что создание учебно-методических пособий – процесс достаточно трудоемкий, их следует внедрять в учебный процесс, так как они имеют более высокую педагогическую эффективность. Совместное использование традиционных учебных пособий и учебно-методических пособий существенно повысит уровень усвояемости знаний учениками.

Принципы разработки учебно-методических пособий

Информация в виде демонстрационных программ является для учащихся более  привлекательной, а значит, будет  лучше усваиваться. Для ряда школьных дисциплин или отдельных тем учебно-методическое пособие может выступать как специальный рабочий инструмент, не только заменяющий учебник, но и вносящий совершенно новые элементы в технологию обучения.

Информация о работе Разработка УМП: для изучения векторной графики