Разработка УМП: для изучения векторной графики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:44, дипломная работа

Краткое описание

Чтобы избежать возникающих вопросов и подвести студента к подготовке проекта по одной определенной теме, я предлагаю им сначала создать учебно-методический комплекс по выбранной дисциплине. В ходе разработки учебно-методического пакета студенты могут получить комплексное всестороннее представление о предмете, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической сторон педагогической деятельности. Это позволяет окунуться в мир выбранной дисциплины, в мир учителя-организатора, вспомнить забытое, найти что-то интересное.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Пояснительная записка………………………………………………………………………….5
Практическая часть. «Разработка УМП: для изучения векторной графики»……………….9
Заключение……………………………………………………………………………………...12
Библиографический список……………………………………………………………………13
Приложение №1………………………………………………………………………………..14
Приложение №2………………………………………………………………………………..81

Вложенные файлы: 1 файл

!!! смотреть!!!курсовик исправл.doc

— 3.00 Мб (Скачать файл)

Учебно-методические пособия  должны обладать следующими основными свойствами:

    1. соответствовать образовательным стандартам;
    2. быть реализовано на основе современных инструментальных средств;
    3. иметь документацию для пользователя.

Учебно-методическое пособие, как правило, представляет собой продукт, который должен обеспечить эффективное обучение школьников в режиме самообразования и в режиме, при котором преподаватель от обычного инструктированного переходит к консультированию учащихся.

В процессе разработки учебно-методического пособия возникают следующие проблемы:

    1. адаптация к уровню знаний и индивидуальным характеристикам обучаемых;
    2. повышение активности обучаемых на занятиях, разработка оптимальных тестов для контроля знаний по материалу модуля.

Все тексты готовятся с использованием современных программных средств, с учетом особенностей оформления текста: выделение заголовков, подзаголовков, определений, ключевых слов, перечислений, кроме этого вставка графического материала, который может содержать рисунки, графики, а также в соответствии с принципами цветового визуального восприятия информации и наглядности подачи материала.

В соответствии с педагогическими  стандартами цветовая палитра программы  не должна содержать резких перепадов  цветовой гаммы и цветов, которые  способствуют быстрому утомлению глаз и не позволяют сосредоточиться на изучаемом материале.

Требования к созданию учебно-методического пособия можно разбить на три основные категории требований: к содержанию, структуре и техническому исполнению.  Выделим основные требования.

    1. интерактивное взаимодействие (позволяет повысить роль и эффективность самообучения, расширить диапазон направлений поиска новых знаний; возможность проверки знаний);
    2. реализация на основе современных инструментальных средств;
    3. соответствие эргономическим требованиям (отсутствие резких перепадов цветовой гаммы и цветов, шрифт удобный для чтения);
    4. модульность представления материала, возможность как пополнения так и исключения модулей.

Содержание учебного материала базового курса информатики

В Государственном образовательном стандарте основного общего и среднего общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый и профильный уровень), 2004 выделены требования к уровню подготовки учащихся, обязательный минимум содержания учебного материала.

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала  данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

    • пользоваться простыми программами;

Требования к уровню подготовки учащихся

знать

Учащиеся должны уметь:

    • строить простейшее векторное изображение с помощью программ;
    • самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ.

Примерная программа базового курса «Информатика и ИКТ» рассчитана на 105 часов.

Практические работы:

  • Создание векторного изображения с помощью инструментов в программах. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
  • Конструирование векторных графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
  • Ввод векторных изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.

Содержание  материала рекомендуется разбивать  на модули. Важна не только последовательность изложения, но и порядок перехода от одной информации к другой.

Усвоение  учащимися материала проверяется  контрольными вопросами, самостоятельными работами.

Достоинства и недостатки существующих учебно-методических пособий

В результате проведённого анализа  были выделены следующие достоинства учебно-методических пособий:

  1. возможность контроля знаний;
  2. возможность самостоятельного обучения, а также в комплексе с традиционными методиками;
  3. содержание рассчитано как на начинающих пользователей, так и на профессионалов;

Также были обозначены недостатки изученных учебно-методических пособий:

  1. существующие учебно-методические пособия являются в своём большинстве самоучителями, не учитывающими требования государственного образовательного стандарта по информатике. Их сложно использовать в реальном учебном процессе;
  2. учтены далеко не все эргономические требования, поэтому работа с пособием  приводит к повышенной утомляемости  человека;
  3. практически отсутствуют задания и упражнения для самостоятельного выполнения;
  4. не учитывают в полной мере психологических индивидуальных особенностей учащихся;
  5. нет возможности для дальнейшей расширяемости программы, возможности редактирования и подключения новых модулей;

 

 

Практическая часть.

Учебно-методическое пособие для изучения векторной графики.

 

Создание учебно-методического  пособия

Учитывая достоинства и недостатки рассмотренных учебно-методических пособий было создано учебно-методическое пособие для изучения векторной графики.

Создание учебно-методического  пособия происходило в несколько этапов:

    1. Подготовительный этап: были обозначены цель работы, объект и предмет исследования, выявлена актуальность работы, выдвинута гипотеза и намечены этапы работы над проектом.
    2. При создании учебно-методического пособия были изучены государственные образовательные стандарты по информатике и нормативные документы, содержание школьных учебников по базовому и профильному курсу информатики, литература и электронные ресурсы по компьютерной графике, примерные экзаменационные билеты для проведения итоговой аттестации, методические подходы к обучению информатике в школе, специальная литература. На данном этапе были определены требования к созданию учебно-методического пособия для изучения векторной графики в соответствии с требованиями Госстандарта по информатике.
    3. Этап анализа учебно-методических пособий для изучения векторной графики: были рассмотрены некоторые учебно-методические пособия, изучены общие требования к созданию учебно-методического пособия.
    4. На этапе разработки учебно-методического пособия было выполнено:
    • разработан макет учебно-методического пособия;
    • создан теоретический материал для изучения векторной графики;
    • подготовлены контрольные вопросы;
    • подготовлены практические задания в программах (Microsoft Word, Power Point, CorelDraw).
    1. Этап отладки и тестирования учебно-методического пособия. Этап апробации программы: были определены возможные области применения учебно-методического пособия:
    • изучение векторной графики в базовом и профильном курсе информатики;
    • самостоятельная работа учащихся;
    • элективные курсы, факультативы.

 Таким образом, разработанное  мною учебно-методическое пособие, имеет следующие достоинства:

    • многофункциональность. Программа состоит из отдельных модулей, что позволяет модифицировать отдельные модули, не затрагивая других;
    • пополняемость всех модулей (как теоретические модули, так и базы вопросов).
    • интерактивность.

 

Структура учебно-методического  пособия

 

Для разработки учебно-методического  пособия были выбраны программы  такие как Microsoft Word, Power Point, Corel Draw. почему?

Модуль «Теория» представлен из 4 глав.

Глава 1. Общие сведения о векторной графике.

1.1. Из истории.

1.2. Виды компьютерной графики,  их особенности.

1.3. Контрольные вопросы.

Глава 2. Изучение векторной графике  в текстовом редакторе Microsoft Word.

2.1. История.

2.2. Запуск.

2.3. Горячие клавиши.

2.4. Возможности работы в Microsoft Word.

2.5. Контрольные вопросы.

2.6. Самостоятельная работа.

Глава 3. Изучение векторной графике  в Microsoft Power Point.

3.1. История

3.2. Запуск

3.3. Горячие клавиши

3.4. Основные операции над элементами  векторного изображения

3.5. Контрольные вопросы.

3.6. Самостоятельная работа.

 Глава 4. Изучение векторной  графики в Corel Draw.

4.1. История

4.2. Основные возможности программы  Corel Draw.

4.3. Рисование основных инструментов  программы Corel Draw.

4.4. Контрольные вопросы.

4.5. Самостоятельная работа

 

Модуль «Контрольные вопросы»  включает в себя вопросы по темам курса изучения. Данный модуль можно использовать как для контроля знаний учащихся, так и для самоконтроля обучающегося.

Модуль «Примерные практические задания»

Модуль содержит примерные задания практических работ для реализации в 3 программах.

Работу с учебно-методическим пособием рекомендуется проводить в следующем  порядке:

  1. работа с теоретическим материалом;
  2. ответы на контрольные вопросы;
  3. выполнение практических работ.

 

апробация 
Заключение

 

Целью данной работы было создание учебно-методического  пособия для изучения учебно-методического  пособия. В ходе проведённого исследования были решены следующие задачи:

  • проведён анализ учебно-методических пособий для изучения векторной графики;
  • проанализированы учебно-методические пособия для изучения векторной графики, что позволило выявить их основные достоинства и недостатки и учесть их в дальнейшей работе по созданию учебно-методического пособия;
  • проведена классификация учебно-методических пособий и рассмотрены требования, предъявляемые к их разработке;
  • создан программный продукт – учебно-методическое пособие для изучения векторной графики;

Разработанное учебно-методическое пособие содержит следующие модули: теория, контрольные вопросы, примеры практических заданий.

Достоинствами программы являются:

  • многофункциональность. Программа состоит из отдельных модулей, что позволяет модифицировать отдельные модули, не затрагивая других;
  • пополняемость всех модулей (как теоретические модули, так и базы вопросов).
  • интерактивность.

Разработанное учебно-методическое пособие может быть использовано преподавателями при организации учебного процесса в школе, организации самостоятельной работы учащихся, элективных курсов, факультативов, компьютерных курсов, для индивидуального обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Информатика [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2003. – 816с.
  2. Информатика [Текст]: учебник/ Л.А.Матвеев [и др.]; под ред. Н.В.Макаровой. – 3-е перераб. изд. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 768с.: ил.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]/ Под ред. Е.С. Полат. – М., Просвещение, 1999. – 375с.
  4. Тарасов, В.А. Организация тестирования обучаемых в условиях локальной сети  [Текст]// Информатика и образование. – 2003. - №2. – С. 77 – 83.
  5. Бочкин, А.И. О возможностях применения текстовых ответов при обучающем тестировании [Текст]//  Информатика и образование. – 2006. - №4. – С. 88-91.
  6. Панкова, Е.В. Методика организации тестирования средствами текстового процессора Word [Текст]//  Информатика и образование. – 2006. - №4. – С. 92 -  96.
  7. Герасимова, Г.Е. Компьютерное тестирование на уроках информатики [Текст]//  Информатика и образование. – 2006. - №9. – С. 113-  114.
  8. Кизнецов, В.М. Правила практического педагогического тестирования (с примерами по информатике) [Текст]//  Информатика и образование. – 2005. - №9. – С. 80-94.
  9. Догадин, Н.Б. Построение обучающее-тренировочных тестов с помощью Excel [Текст]//  Информатика и образование. – 2006. - №6. – С. 87-94.
  10. Лубский, А.В. Методологические проблемы исследования ИКТ в образовательном пространстве высшей школы [Текст]// Информатика и образование. – 2007. - №6. – С. 10-14.
  11. Темербекова, А. А. Формирование профессиональных компетенций будущего педагога с помощью информационно-коммуникационных технологий в обучении. – Режим доступа: http://www. e-lib.gasu.ru/nit/archiv/2005/3/2.html
  12. Тришина, С. В. Средства информационно-коммуникативных технологий при обучении информатике. – Режим доступа: http://www.ito.edu.ru/2004/Moscow/VIII/VIII-0-4305.htmI
  13. Шатова, И.В. Возможности компьютерного тестирования // Ученые записки ИИО РАО. – 2005. – №  17. – С. 80-82.
  14. Галанов, А.Б. Эвристические дистанционные олимпиады "Эйдос" - эффективное средство организации учебной деятельности школьников средствами компьютерных телекоммуникаций. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/1999/0818.htm

Информация о работе Разработка УМП: для изучения векторной графики