Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:24, дипломная работа
Одно из основных мест в системе предпрофильной подготовке занимают элективные курсы. Каждый элективный курс представляет собой завершенную дидактическую единицу, нацеленную на получение образовательных результатов.
В работе будет предложен элективный курс, в который включены сведения, необходимые всем специалистам в области компьютерной и информационной безопасности.
Введение
Глава 1 Общие сведения об элективных курсах
1.1 Сущность понятия «элективный курс» относительно других школьных курсов
1.2 Содержание элективных курсов
1.3 Классификация и функции элективных курсов
Глава 2 Безопасность и способы защиты информации
2.1 Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности
2.2 Проблемы информационной безопасности
2.3 Системы защиты информации и вычислительных сетей
2.4 Правовые аспекты информатики
Глава 3 Содержание элективного курса «Компьютерная и информационная безопасность»
3.1 Основные критерии курса
3.2 Педагогическое сопровождение элективного курса
3.3 Программа курса
Заключение
Литература
Приложения
Приднестровский Государственный Университет им. Т.Г.Шевченко
Физико-математический факультет
Кафедра информатики и вычислительной техники
Квалификационная работа
Тема: «Система элективных курсов по информатике для предпрофильной подготовки “Компьютерная и информационная безопасность”»
Тирасполь, 2009 год
Оглавление
Введение
Глава 1 Общие сведения об элективных курсах
1.1 Сущность понятия «элективный
курс» относительно других
1.2 Содержание элективных курсов
1.3 Классификация и функции элективных курсов
Глава 2 Безопасность и способы защиты информации
2.1 Исторические аспекты
возникновения и развития
2.2 Проблемы информационной безопасности
2.3 Системы защиты информации и вычислительных сетей
2.4 Правовые аспекты информатики
Глава 3 Содержание элективного
курса «Компьютерная и
3.1 Основные критерии курса
3.2 Педагогическое сопровождение элективного курса
3.3 Программа курса
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Одно из основных мест в
системе предпрофильной подготовке
занимают элективные курсы. Каждый элективный
курс представляет собой завершенную
дидактическую единицу, нацеленную
на получение образовательных
В работе будет предложен элективный курс, в который включены сведения, необходимые всем специалистам в области компьютерной и информационной безопасности.
Предложенный курс преследует такие цели, как: овладение учащимися навыков профилактики и защиты программного обеспечения и информации; приобретения опыта в предупреждении и нейтрализации угроз информации; научиться создавать и реализовывать информационные проекты. Перед курсом ставятся образовательная, развивающая и воспитательная задачи.
Данный элективный курс рекомендован для профильных школ, где заинтересованные ребята могут получить актуальные, на сегодняшний день, знания, умения и навыки в современных информационных технологиях.
Глава 1 Общие сведения об элективных курсах
1.1 Сущность
понятия «элективный курс»
Центральное место в системе предпрофильной подготовки занимают элективные курсы. В связи с этим раскроем сущность понятия «элективный курс» относительно других учебных курсов средней школы.
Существуют четыре типа учебных курсов: кружки, нормативные, факультативные и элективные курсы.
Нормативные курсы — это
обязательные курсы (чаще всего они
именно так и называются). Такие
курсы каждый ученик должен посещать
и отчитываться за успеваемость в
их освоении. Из этих учебных курсов
обычно состоит инвариантная часть
учебных планов, для них разработаны
государственные
Главная задача кружка мотивационная: привить устойчивый интерес к той или иной предметной области, к изучению которой проявляет склонности и/или способности учащийся. Поэтому и стиль работы кружка отличается от факультатива — для кружка характерна быстрая сменяемость тем, акцент на занимательности материала или его соревновательный характер и т.п. В этом смысле кружки как бы неуместны в профильной школе, для которой считается, что учащиеся уже определились со своими образовательными интересами.
Факультативные курсы
предназначены для построения индивидуальной
образовательной программы
Часть факультативов, по существу
уже сейчас являющихся элективными
курсами, получит правильное название
и будет выполнять
Элективные курсы (от лат. electus — избранный) так же, как и факультативные, ученик выбирает из предложенного набора в соответствии со своими интересами и потребностями. Но как только курс выбран, он становится таким же, как и нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться. Элективные курсы являются обязательным атрибутом профильного обучения и предпрофильной подготовки.
Элективные курсы - новый
элемент учебного плана, дополняющий
содержание профиля, что позволяет
удовлетворять разнообразные
Актуализация элективных курсов заключается в том, что они помогают учащимся осознанно выбрать профиль обучения, т.е. совершить профессиональное первичное самоопределение. От этого зависят и успешное обучение в старших классах и подготовка учащихся к следующей ступени образования.
Элективные курсы позволяют
решить еще одну проблему. Она заключается
в том, что иногда количество школьников,
желающих продолжить свое образование
в профильных классах некоторых
школ, превышает имеющееся в них
количество мест. В результате отбор
учеников в такие классы происходит
на конкурсной основе. Это вызывает
потребность в осуществлении
специальной подготовки школьников
к поступлению в такие классы.
Часто ученик не может самостоятельно
справиться с такой работой. Поэтому
именно предпрофильный элективный курс
должен в определенной мере подготовить
ученика к поступлению в
Роль предпрофильных элективных курсов заключается в осуществлении помощи учащимся основной школы выбрать профиль дальнейшего обучения. Это позволяет школьникам в течение года попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с предлагаемыми профилями.
Поиски путей оптимизации
содержания учебных предметов, обеспечения
его соответствия меняющимся целям
образования могут привести к
новым подходам к структурированию
содержания учебных предметов. Традиционный
подход основывается на логике базовой
науки. Другой подход может заключаться
в отборе проблем, явлений, процессов,
ситуаций, изучение которых соответствовало
бы познавательным запросам учащихся.
Такой подход может способствовать
формированию учащихся как субъектов
образовательной деятельности. С
другой стороны, нельзя забывать о главной
задаче образовательной политики -
обеспечения современного качества
образования на основе сохранения его
фундаментальности и
1.2 Содержание элективных курсов
По своему содержанию элективные курсы могут представлять собой:
(позволяют старшекласснику
получить опыт деятельности в
рамках наиболее общих
(позволяют старшекласснику
получить опыт реальной
(позволяют получить
(предоставляют
(дают возможность
(предназначаются для учащихся
со сформировавшимися
(позволяют эффективно
решать вопросы функциональной
готовности учащихся к какой-
(курсы, имеющие своей
целью реализацию
Каждый элективный курс представляет
собой завершенную
- знания учащихся, сформированные
на определенном уровне
- предметные умения,
- предпрофессиональные умения,
- элементы функциональной грамотности,
- навыки,
- отдельные аспекты ключевых компетентностей,
- полученный опыт деятельности.
Прежде всего, одной из
задач введения профильной подготовки
является разгрузка основной школы.
Постоянные стенания, что школьные
программы устарели, не отражают современные
достижения науки и т.д., вовсе
не вызвали концептуального
Содержание элективных курсов различается по образовательным целям. Одни курсы нацелены на компенсацию недостаточного образования в области информатики, предоставляемого обязательными курсами, другие курсы направлены на изучение вопросов, характерных для тех или иных групп специалистов (быть может, весьма широких). И по этому принципу они легко классифицируются. Если курс решает те же общеобразовательные задачи, которые предписаны и обязательным курсам, только в более полном варианте с учетом, как было сказано, современных тенденций, то это курс первого типа. Если же речь идет о специальных знаниях, умениях и навыках, которые выходят за рамки общеобразовательных задач профильного обучения, то это курс второго типа. Ну не должны, скорее всего все, кто выбрал информационно-технологический профиль, знать и уметь доказывать алгоритмическую неразрешимость какой-либо конкретной задачи. А в рамках элективного курса “Математические основы информатики” такое знание, по-видимому, является обязательным. Если школьник самоориентируется на изучение, например, администрирования сетей, то вряд ли ему нужно знать программирование длинной арифметики. И то и другое — прерогатива элективных курсов второго типа. Зато более глубокое изучение информационного и компьютерного моделирования или кибернетических аспектов, связанных с информационными процессами в управлении, — это предмет элективных курсов первого типа. Третий тип элективных курсов — это замена факультативов и кружков, т.е. курсы, которые не несут общеобразовательной нагрузки и в то же время не являются ориентированными на определенную специализацию. Примером такого курса является курс по подготовке к личным или командным олимпиадам по программированию. Сюда же, по-видимому, надо относить курсы по углубленной подготовке к вступительным и/или выпускным экзаменам. Наконец, есть четвертый тип элективных курсов — применение информатики в других предметных профилях: экономике, биологии, филологии и т.д.