Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:24, дипломная работа
Одно из основных мест в системе предпрофильной подготовке занимают элективные курсы. Каждый элективный курс представляет собой завершенную дидактическую единицу, нацеленную на получение образовательных результатов.
В работе будет предложен элективный курс, в который включены сведения, необходимые всем специалистам в области компьютерной и информационной безопасности.
Введение
Глава 1 Общие сведения об элективных курсах
1.1 Сущность понятия «элективный курс» относительно других школьных курсов
1.2 Содержание элективных курсов
1.3 Классификация и функции элективных курсов
Глава 2 Безопасность и способы защиты информации
2.1 Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности
2.2 Проблемы информационной безопасности
2.3 Системы защиты информации и вычислительных сетей
2.4 Правовые аспекты информатики
Глава 3 Содержание элективного курса «Компьютерная и информационная безопасность»
3.1 Основные критерии курса
3.2 Педагогическое сопровождение элективного курса
3.3 Программа курса
Заключение
Литература
Приложения
Первые сведения об использовании шифров в военном деле связаны с именем спартанского полководца Лисандра (шифр “Сциталь”, V век д.н.э). Цезарь использовал в переписке шифр, который вошел в историю как “шифр Цезаря”. В древней Греции был изобретен вид шифра, который в дальнейшем назывался “Квадрат Полития”. Братство франкмасонов с момента своего возникновения (VIII век) разработало и использовало целую систему особых шифров.
Одну из первых книг по криптографии написал И. Тритемий (1462-1516 гг.) живший в Германии. В 1566 г. известный механик и математик Д. Кардано опубликовал работу с описанием изобретенной им системы шифрования (“ решетка Кардано”). Франция XVI века оставила в истории криптографии шифры короля Генриха IX и Ришелье. В России наиболее известным шифром является “цифровая азбука” 1700 года, автором которой был Петр I. Некоторые сведения о свойствах шифров и их применения могло найти в художественной литературе и кино.
Рассмотрим более подробно некоторые примеры.
Шифр “Сциталь”. Этот шифр известен со времен войны Спарты и Персии против Афин. Спартанский полководец Лисандр подозревал персов в измене, но не знал их тайных планов. Его агент в стане персов прислал шифрованное сообщение, которое позволило Лисандру опередить персов и разгромить их. Шифрованное сообщение было написано на поясе официального гонца от персов следующим образом: агент намотал пояс на сциталь (деревянный цилиндр определенного диаметра) и написал на поясе сообщение вдоль сциталя; потом он размотал пояс и получилось, что поперек пояса в беспорядке написаны буквы. Гонец не догадался, что узор на его красивом поясе на самом деле содержит зашифрованную информацию. Лисандр взял сциталь такого же диаметра, аккуратно намотал на него пояс и вдоль сциталя прочитал сообщение от своего агента. Отметим, что в этом шифре преобразование открытого текста в шифрованный заключается в определенной перестановке букв открытого текста. Поэтому класс шифров, к которым относится и шифр “Сциталь”, — это перестановочные шифры.
Шифр Цезаря. Этот шифр реализует
следующие преобразования открытого
текста: каждая буква открытого текста
заменяется третьей после нее
буквой в алфавите, который считается
по кругу, т.е. после буквы “ я”
следует буква “ а”. Поэтому
класс шифров, к которым относится
и шифр Цезаря, — это подстановочные
шифры. Например, открытый текст КРИПТОГРАФИЯ
при таком способе шифрования
преобразуется в шифртекст
Шифр Виженера. Этот шифр
относится к семейству
Результаты криптографических исследований реализуются сейчас в виде шифрующих устройств, встроенных в современные системы связи. Поэтому криптографы ограничены в выборе средств тем уровнем техники и технологии, который достигнут на данный момент. Такая зависимость отражается и на выборе используемого в криптографии математического аппарата. Условно можно выделить три принципиально разных этапа в развитии математического аппарата криптографии.
До 40-х годов XX века применялись
только электромеханические
После появления электронной техники, а тем более компьютеров, сильно изменился и математический аппарат криптографии. Получили развитие прикладные идеи и методы теории информации, алгебры, теории конечных автоматов.
Работы Диффи и Хеллмана
(70-е годы) послужили толчком для
бурного развития новых направлений
математики: теории односторонних функций,
доказательств с нулевым
сложность и стойкость криптографического закрытия должны выбираться в зависимости от объема и степени секретности данных;
надежность закрытия должна быть такой, чтобы секретность не нарушалась в том случае, когда злоумышленнику становится известен метод закрытия;
метод закрытия, набор используемых ключей и механизм их распределения не могут быть слишком сложными;
выполнение процедур прямого и обратного преобразований должно быть формализованным. Эти процедуры не должны зависеть от длины сообщений;
ошибки, возникающие в процессе выполнения преобразования, не должны распространяться на текст в полной мере и по системе;
вносимая процедурами защиты избыточность должна быть минимальной.
Данная тема может сопровождаться презентацией.
4. Контроль знаний и подведение итогов урока
Провести тест по данной теме на компьютере, оценив каждого ученика.
1. Криптография — наука
о шифровании информации с
целью ее защиты от
А) да Б) нет
2. Шифр — способ, преобразования информации с целью ее защиты от незаконных пользователей.
А) да Б) нет
3. Стеганография — набор средств и методов передачи сообщения.
А) да Б) нет
4. Вскрытие шифра — процесс получения защищаемой информации из шифротекста со знанием примененного шифра.
А) да Б) нет
5. Шифрование — процесс применения шифра и защищаемой информации.
А) да Б) нет
6. Ключ – это несменный
элемент шифра, который
А) да Б) нет
5. Домашнее задание
Двум учащимся, по желанию, подготовить рефераты на темы: «Принципы построения криптографических алгоритмов» и «Электронная цифровая подпись».
Приложение 4
Тема урока: «Защита информации в компьютерных сетях»
Цель: сформулировать рекомендации, направленные на повышение безопасности работы пользователя в Интернете.
Требования к знаниям:
Учащиеся должны знать:
Оборудование урока: Персональн
Программное обеспечение: Microsoft
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока
Учитель сообщает учащимся тему и цели урока.
2. Актуализация знаний
Вспомнить и обсудить с учащимися, уже известное им понятие защиты информации и компьютерных сетей. Послушать мнения учащихся о том, что они знают о защите информации в компьютерных сетях.
3. Объяснение нового материала
Учитель:
Решение проблем безопасности Интернета возможно только в комплексе с информационной безопасностью в обществе. Законодательство Интернета должно следовать из социальных нормативов.
С появлением информационной
техники появилась и
Сформулируем следующие рекомендации, направленные на повышение безопасности работы пользователя в Интернете.
Данную лекцию лучше представить в виде презентации, которая может сопровождаться иллюстрациями к каждому пункту.
4. Проверка знаний учащихся и подведение итогов урока
Обсудить с учащимися те меры, которые они применяют для повышения безопасности в сети Интернет.
Самые активные учащиеся получают оценку.
5. Домашнее задание
Выучить данную тему.
Двум ученикам, по выбору,
подготовить рефераты на темы: «Компьютерные
вирусы» и «Антивирусные