Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:24, дипломная работа
Одно из основных мест в системе предпрофильной подготовке занимают элективные курсы. Каждый элективный курс представляет собой завершенную дидактическую единицу, нацеленную на получение образовательных результатов.
В работе будет предложен элективный курс, в который включены сведения, необходимые всем специалистам в области компьютерной и информационной безопасности.
Введение
Глава 1 Общие сведения об элективных курсах
1.1 Сущность понятия «элективный курс» относительно других школьных курсов
1.2 Содержание элективных курсов
1.3 Классификация и функции элективных курсов
Глава 2 Безопасность и способы защиты информации
2.1 Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности
2.2 Проблемы информационной безопасности
2.3 Системы защиты информации и вычислительных сетей
2.4 Правовые аспекты информатики
Глава 3 Содержание элективного курса «Компьютерная и информационная безопасность»
3.1 Основные критерии курса
3.2 Педагогическое сопровождение элективного курса
3.3 Программа курса
Заключение
Литература
Приложения
Самые активные учащиеся получают оценку.
5. Домашнее задание
Выучить данную тему.
Приложение 2
Тема урока: Классификация угроз информационной безопасности.
Цели урока:
Оборудование: компьютеры.
Программное обеспечение: PowerPoint.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока
Учитель сообщает учащимся тему и цели урока.
2. Актуализация знаний
3. Объяснение нового материала
Учитель:
По цели воздействия различают три основных типа угроз безопасности:
· угрозы нарушения конфиденциальности информации;
· угрозы нарушения целостности информации;
· угрозы нарушения работоспособности системы (отказы в обслуживании).
Угрозы нарушения
Угрозы нарушения целостности информации, хранящейся в компьютерной системе или передаваемой по каналу связи, направлены на ее изменение или искажение, приводящее к нарушению ее качества или полному уничтожению. Целостность информации может быть нарушена умышленно злоумышленником, а так же в результате объективных воздействий со стороны среды, окружающей систему. Эта угроза особенно актуальна для систем передачи информации - компьютерных сетей.
Угрозы нарушения
Нарушения конфиденциальности
и целостности информации, а также
доступности и целостности
При преднамеренных угрозах оборудование, программное обеспечение, данные и каналы связи подвергаются различным рискам. Это связано с определенными действиями нарушителя, например:
Повреждение оборудования
При сильном механическом и физическом повреждении оборудования обычно теряются программное обеспечение и данные.
Кража оборудования
Компьютерное оборудование
- привлекательный объект краж, так
как комплектующие можно
Кража программного обеспечения
Компьютерное программное
обеспечение может быть украдено
как в результате кражи компьютера
(программное обеспечение
Возможны кражи программного
обеспечения, которые не сразу очевидны.
Предположим, служащий копирует коммерческую
программу для использования
дома в личных целях. Копируемая программа
защищена авторским правом и в
большинстве случаев
Саботаж с помощью компьютера
С помощью компьютеров сегодня люди управляют информацией в интересах национальной обороны, переводят триллионы долларов по сетям финансовых организаций, выполняют медицинские процедуры, управляют движением пассажирских самолетов и почти всем остальным. Человек, получивший контроль над этими системами, может причинить огромный ущерб как самим системам, так и людям, жизни и финансы которых могут зависеть от них.
Другие разновидности саботажа относятся к менее очевидным. Подделка сообщений электронной почты также попадает в разряд компьютерного саботажа. Сообщение электронной почты достаточно легко подделать, если вы притворитесь, что направляете сообщение другого человека или что получили сообщение. Цифровые подписи, обеспечиваемые пакетами шифрования - прекрасный способ защититься от таких подделок.
Встречается еще одна разновидность
атак, получившая название «отказ в
обслуживании». Такие атаки не обязательно
повреждают непосредственно файлы,
но приводят к отказу в обслуживании
пользователей подвергшегося
В общем случае компьютерное
оборудование, программы и данные
должны остаться доступными для пользователей.
Когда возникает отказ в
Кража материальных ценностей
Профессиональные преступники - в том числе закоренелые - понимают, что компьютерная преступность выгоднее и значительно безопаснее, чем ограбление банков или людей на улице.
Кража выходных данных
Компьютерным преступникам не всегда требуется совершать очень сложные компьютерные преступления в онлайновом режиме. Иногда они просто похищают ценные данные на диске, ленте или бумаге
Несанкционированное использование
Существует несколько типов несанкционированного использования. Во-первых, использование компьютерной системы людьми, которые не уполномочены на это: например, взломщики, которые похищают пароли или догадываются, как обойти контроль доступа. Они могут нанести ущерб вашей системе или просто просмотреть файлы. Возможно, они будут использовать систему в качестве основы для подключения к другим сетям. По меньшей мере ущерб, наносимый нарушителями, заключается в том, что они бесплатно пользуются системой фирмы.
Во-вторых, использование
служащими системы для работы
в сети. Служащие часто используют
компьютеры компаний для своих собственных
целей: ведение списков телефонов,
подготовка заданий для института,
посылка электронной почты
Тема излагается с презентационным сопровождением.
4. Проверка знаний учащихся и подведение итогов урока
Учащимся задаются следующие вопросы:
Самые активные учащиеся получают оценку.
5. Домашнее задание
Выучить данную тему.
В Интернете найти историю о реальной ситуации из жизни на одну из вышеперечисленных угроз и описать её.
Приложение 3
Тема урока: История развития криптографической защиты.
Основные понятия криптографии.
Цель: сформулировать основные понятия криптографической защиты; сформировать представление о появлении криптографии и некоторых её видах.
Требования к знаниям:
Учащиеся должны знать:
Оборудование урока: Персональн
Программное обеспечение: Microsoft
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока
Учитель сообщает учащимся тему и цели урока.
2. Актуализация знаний
Опросить учащихся по заданной на дом теме:
3. Объяснение нового материала
Учитель
Основные понятия
Криптография — наука о методах преобразования (шифрования) информации с целью ее защиты от злоумышленников.
Шифр — способ (метод), преобразования информации с целью ее защиты от незаконных пользователей.
Стеганография — набор средств и методов сокрытия факта передачи сообщения.
Стеганография скрывает сам факт передачи сообщения, а криптография считает, что сообщение (в шифрованном виде) доступно незаконному пользователю, но он не может извлечь из этого сообщения защищаемую информацию.
Первые следы
Широко применяется
Сейчас в связи с широким применением компьютера применяются различные методы
кодирования защищаемой информации внутри больших ее объемов . В отличие от стеганографии, криптография занимается методами преобразования информации, которые должны воспрепятствовать противнику в извлечении ее из перехватываемых сообщений. При этом по каналу связи передается уже не сама защищаемая информация, а результат ее преобразования с помощью шифра или кода, и для противника возникает сложная задача вскрытия шифра или кода.
Вскрытие шифра — процесс получения защищаемой информации (открытого текста) из шифрованного сообщения (шифртекста) без знания примененного шифра.
Шифрование — процесс применения шифра и защищаемой информации, т.е. преобразование защищаемой информации в шифрованное сообщение с помощью определенных правил, содержащихся в шифре.
Дешифрирование — процесс, обратный шифрованию, и заключающийся в преобразовании шифрованного сообщения в защищаемую информацию с помощью определенных правил, содержащихся в шифре.
Под ключом в криптографии
понимают сменный элемент шифра,
который применяют для
Одно из центральных мест
в понятийном аппарате криптографии
занимает такое понятие, как стойкость
шифра. Под стойкостью шифра понимают
способность шифра
Криптология — наука, состоящая из двух направлений: криптографии и криптоанализа. Криптоанализ — это наука (и практика ее применения) о методах и способах вскрытия шифров. Соотношение криптографии и криптоанализа очевидно: криптография — это защита, т.е. разработка шифров, а криптоанализ — нападение, т.е. вскрытие шифров. Стойкость разработанного шифра можно доказать с помощью проведения различных попыток вскрытия шифра, становясь мысленно в положение противника.
История криптографии
Долгое время занятие криптографией было уделом одиночек. Среди них были одаренные ученые, дипломаты и священнослужители . Известны случаи, когда криптографию считали даже черной магией. Этот период развития криптографии, как искусства, длился с незапамятных времен до начала XX века, когда появились первые шифровальные машины. Понимание математического характера решаемых криптографических задач пришло только в середине XX века, после работ выдающегося американского ученого К. Шеннона. Свой след в истории криптографии оставили многие хорошо известные исторические личности.