Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:13, курсовая работа
Цель работы: изучение графических работ Альбрехта Дюрера сквозь призму религиозно-философского мировоззрения художника-новатора.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
Охарактеризовать период, получивший в современном искусствознании название «эпохи Дюрера»;
На основе автобиографических фактов получить представление о психологическом портрете художника;
Ознакомиться с историей возникновения, трактовкой сюжетов и – частично – с техникой выполнения знаменитых графических работ Альбрехта Дюрера.
Введение
Глава I. Дюрер и его время
§ 1. Личность великого мастера
§ 2. Искусство Германии конца XV – начала XVI вв. Новаторские шаги Дюрера
Глава II. Гравюра в творческих исканиях Альбрехта Дюрера
§ 1. Ксилография
§ 2. Серия гравюр «Апокалипсис» (1498)
§ 3. Гравюра на металле
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Содержание
Введение
Глава I. Дюрер и его время
§ 1. Личность великого мастера
§ 2. Искусство Германии конца XV – начала XVI вв. Новаторские шаги Дюрера
Глава II. Гравюра в творческих исканиях Альбрехта Дюрера
§ 1. Ксилография
§ 2. Серия гравюр «Апокалипсис» (1498)
§ 3. Гравюра на металле
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Введение
Творчеству Альбрехта Дюрера уже более пяти столетий, но его произведения не теряют своей актуальности и по сей день. Помимо выдающегося исполнительского мастерства, присущего работам Дюрера, интерес к его гравюрам вызван также тем, что большая их часть пронизана теми религиозно-мистическими настроениями, которые господствовали в средневековом обществе на рубеже XV-XVI столетий. Воззрения, связанные с жестокими потрясениями и ожиданиями в связи с этим дня конца мира, нашли прямое отражение в серии гравюр 1498 года «Апокалипсис», которому в данной работе отведен целый параграф.
Пристальное внимание, обращённое именно на это произведение мастера, объясняется тем, что размышления о приближающемся конце света не чужды и человеку XXI-го века. Особенно ярко это проявилось в минувшем 2012-м году.
Проблема исследования. Поскольку Альбрехт Дюрер являлся ярчайшим представителем эпохи Возрождения, вопрос о грядущем конце мира занимал его не меньше остальных современников. Но именно Дюреру удалось блестяще исполнить функцию проповедника, показавшего через гравюры, иллюстрирующие те или иные библейские сюжеты, что священное знание может быть доступно каждому, независимо от его социального положения. Притязания на собственную трактовку религиозных сюжетов лица, не имеющего церковного образования, успешность выполнения поставленной задачи вкупе с техническим мастерством художника (речь идёт не только о гравюрах серии «Апокалипсис», но и прочих отдельных листах, упоминаемых в работе) неизбежно вызывают интерес к незаурядной личности самого Дюрера.
Новизна подхода к проблеме. Таким образом, существует объективная необходимость в рассмотрении смысловых сюжетов некоторых графических работ Альбрехта Дюрера во взаимосвязи с личностным мировоззрением художника, сформировавшегося на определённом этапе развития искусства в Германии. Именно из-за интереса к личности Дюрера преимущество в данной работе отдаётся описанию и изучению тех произведений мастера, которые выполнялись не на заказ, а по собственному стремлению воплотить творческие замыслы и идеи в своих гравюрах.
Цель работы: изучение графических работ Альбрехта Дюрера сквозь призму религиозно-философского мировоззрения художника-новатора.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
Объект исследования: творчество художника-новатора.
Предмет исследования: графические работы (гравюры).
Методы исследования: аналитический метод, метод синтеза, системный подход, метод обобщений.
Теоретическая значимость работы. Некоторые аспекты жизни и творчества Альбрехта Дюрера до сих пор мало изучены. В данной работе его произведения представлены как результат особенного творческого мировосприятия Дюрера-человека.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы могут быть использованы в дальнейшей научной работе в области изучения поставленной проблемы. Тема представляется перспективной не только для историко-искусствоведческой, но и психологической науки.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов представляет собой несколько письменных и изобразительных источников, взаимно дополняющих друг друга и способствующих более полному раскрытию темы.
I. Главным и наиболее ценным источником информации по данной теме является следующее издание: Дюрер А. Дневники, письма, трактаты.В 2-х тт. Пер. Ц. Г. Нессельштраус. Л.: М., 1957. Эти материалы позволяют получить наиболее достоверную информацию о личности мастера буквально от самого Дюрера.
Высокую художественную информативность
имеют сами многочисленные графические
работы Альбрехта Дюрера - его гравюры
на дереве (ксилографии) и на меди. Познакомиться
с качественными репродукциями и их описаниями
можно на интернет-странице виртуального
музея живописи, архитектуры, скульптуры
и фотоискусства «Арт-Планета Small
Bay» (http://smallbay.ru/durer2.htm
II. Из исследовательских работ особо информативной в освещении вопросов развития искусства в Германии эпохи Дюрера оказалась книга «Дюрер и его эпоха» М. Я. Либмана (1972). Здесь подробно рассматривается живопись и графика Германии конца XV-го и первой половины XVI-го вв. В своих монографиях и статьях автор характеризует особенности немецкого искусства эпохи Дюрера, выделив среди них его отличительные черты: мистический характер, этически-религиозную направленность, возвышение повседневного и т.д. Также М. Я. Либман уделяет особенное внимание новаторскому характеру творческого наследия Дюрера.
Отдельно следует сказать о художественных произведениях, посвящённых жизни и творческому пути Альбрехта Дюрера. Так, научно-популярные труды Сергея Львова («Альбрехт Дюрер», 1985) и Станислава Зарницкого («Дюрер», 1984) удачно рисуют жизнь художника на фоне его родного города Нюрнберга, его страны, Италии и Нидерландов, в которых он побывал. Авторы знакомят нас с мастерскими, в которых учился Дюрер, рассказывают об истории возникновения его знаменитых картин и рисунков. Писателям удаётся воссоздать живой, сложный и привлекательный образ одного из самых замечательных людей и художников эпохи Возрождения.
В книгах также представлен богатый иллюстративный материал.
Особую содержательность представляют собой лаконичные статьи Льва Дьякова из журнала «Искусство», один из номеров которого (№3, 2008) полностью посвящён гравюрам Дюрера. Несмотря на свои компактные размеры, эти статьи художественного характера в наиболее полной мере освещают те важные аспекты, на которые следует обратить особенно пристальное внимание при подробном изучении той или иной графической работы немецкого мастера.
Структура данной курсовой работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, в которых решаются поставленные задачи, заключения с основными выводами по теме, списка использованных источников и литературы. Исследование снабжено приложением с иллюстрациями некоторых упомянутых в работе произведений.
Глава I. Дюрер и его время
Альбрехт Дюрер – основатель и одновременно крупнейший представитель немецкого Возрождения. Был первым художником в Германии, который изучал математику и механику, строительное и фортификационное дело. В числе первых он пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций. Дюрер также был единственным немецким художником XVI-го века, оставившим после себя литературное наследие. Необычайная художественная одарённость, широта интересов, разносторонность знаний позволяют поставить Альбрехта Дюрера в один ряд с такими прославленными мастерами Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
В данной работе
Альбрехт Дюрер интересует нас, прежде
всего, как непревзойдённый мастер
гравюры среди
Для того чтобы сколько-нибудь постичь глубину его произведений обратимся сначала к личности самого художника, затем к эпохе, в которой он жил и взращивал свой талант.
§1. Личность великого мастера
Природа наделила его телом, выдающимся своей стройностью и осанкой и вполне соответствующим в нём благородному духу… Он имел выразительное лицо, сверкающие глаза, нос благородной формы,…, довольно длинную шею, очень широкую грудь, подтянутый живот, мускулистые бедра, крепкие и стройные голени. Но ты бы сказал, что не видел ничего более изящного, чем его пальцы. Речь его была столь сладостна и остроумна, что ничто так не огорчало его слушателей, как её окончание.
Иоаким Камерарий, современник Дюрера
Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в немецком городе Нюрнберге, в большой семье (18 детей) ювелира Альбрехта Дюрера-старшего. Будущий художник был третьим ребёнком в своей семье и вторым из выживших детей. Несомненно, это не могло не сыграть определенной роли в становлении его личности. Ведь старшие дети, как правило, вырастают лидерами по натуре, уверенными в себе людьми. Так было и с Альбрехтом, характер которого уже с детства отличался упорством и целеустремленностью. Не обнаружив в себе должного интереса к делу отца, три года обучавшего сына-тёзку в собственной мастерской, будущий мастер в возрасте 15-ти лет принимает трудное решение сменить ремесло. «Я сказал об этом моему отцу, но он был не совсем доволен, так как ему было жаль потерянного времени, которое я потратил на обучение золотых дел мастерству. Всё же он уступил мне, и, когда считали 1486-й год от Рождества Христова, в день святого Эндреса (30 ноября) договорился мой отец отдать меня в ученики к Михаэлю Вольгемуту…»1.
Михаэль Вольгемут – владелец живописной мастерской, где Альбрехт Дюрер будет проходить обучение ремеслу художника в течение трёх лет. Вспоминая о своём учении у Вольгемута, Дюрер позже напишет, что у него он «очень страдал», и ни словом не обмолвится, чему же там научился2.
Тем не менее, годы выучки и под началом отца, и в мастерской Вольгемута, не пройдут даром для молодого Дюрера. В 18 лет он создаст картину, самую раннюю из дошедших до нас его работ, написанных маслом, - портрет своего отца Альбрехта Дюрера-старшего.
Одна из главных черт, свойственных личности любого талантливого человека, это безграничная любознательность. Пытливый ум вкупе со сложившимися в немецком ремесле традициями рано заставят Альбрехта уехать из родного дома: в 1490-м году он начал свое первое путешествие по городам Германии, чуть позже - по странам Европы (точный маршрут неизвестен). В «Семейной хронике» Дюрер уложил историю своих странствий в несколько коротких строк: «…послал меня мой отец путешествовать, и четыре года я не был дома, покуда отец снова меня не потребовал»3. Эти поездки очень много дали начинающему мастеру. К примеру, знакомство с братьями Шонгауэрами, чей знаменитый брат – талантливый живописец Мартин Шонгауэр к величайшему сожалению самого Альбрехта к тому времени уже скончался - «открыло» для мастера новые приёмы гравюры на меди. Альбрехт Дюрер начинает работать в неосвоенном им до этого жанре книжной иллюстрации (иллюстрирование комедий Теренция, «Корабля дураков» С. Брандта).
В 1494-ом году, по возвращении из путешествия, Дюрер женится на Агнессе Фрей, дочери преуспевающего медника, друга своего отца. Этот брак не будет счастливым, но новый социальный статус даст художнику право открыть собственное дело. И в 1495-м целеустремлённый мастер в возрасте 24-ёх лет открывает в доме своего отца собственную гравёрную мастерскую, где в течение десяти лет он будет неустанно трудиться преимущественно над гравюрами на дереве и меди. Здесь будет создана одна из крупнейших его работ – серия «Апокалипсис» (1498). «Главное событие этих дней, недель, месяцев, этих лет – труд»4.
Осенью 1505-го Дюрер снова покинет родной Нюрнберг на долгих 4 года. Как и любая творческая личность, художник был жаден до новых впечатлений, он обожал странствовать. На этот раз он отправляется в путешествие по городам Италии. Венеция, Падуя, Рим, Флоренция… В том, что Дюрер так интересовался этой страной и её искусством нет ничего удивительного. «Италия была для него могучей поддержкой, итальянские импульсы сыграли немаловажную роль в его развитии. Он искал и нашёл там не только созвучные ему тенденции в искусстве, но и те взгляды на роль художника в обществе и на великую миссию в искусстве, к которым он всю жизнь стремился»5.
Ко времени приобретения
Дюрером большого дома в Нюрнберге
(1509), что свидетельствует о
Одной из его страстей была музыка, которую художник любил с самого детства. Он также дружил со многими музыкантами и не раз писал их портреты. В своём предисловии к «Книге о живописи» Дюрер рекомендовал юношам, обучающимся ремеслу художника, отвлекаться непродолжительной игрой на музыкальных инструментах «для того чтобы согреть кровь и чтобы от чрезмерных упражнений ими не овладела меланхолия»6. Зачастую Дюрер изображал и себя в качестве музыканта (гравюра «Мужская баня», 1497-1498 гг.).
Чувство любви к прекрасному проявлялось во всём существе великого мастера. Дюрер в буквальном смысле был одержим красотой. Изящные вещи приводили его в совершенный восторг. Эта любовь заставляла Дюрера постоянно покупать и выменивать на гравюры всё новые и новые приобретения, которые он во время своих путешествий постоянно отсылал в Нюрнберг целыми сундуками. «С великим облегчением Дюрер сообщает, что, наконец, купил для Пиркгеймера (прим.: Виллибальд Пиркгеймер – немецкий гуманист, один из лучших друзей Альбрехта Дюрера) именно такую бумагу, как тот просил, а главное – ковры. И то и другое будет отправлено с багажом. Для общего друга Паумгартнера куплены зёрна для чёток. Уф! Кажется, все поручения выполнены. Нет! Зелёных журавлиных перьев он, увы, как ни бился, так и не достал…»7. Дюрер постоянно приносил в дом бесполезные для хозяйства предметы. Но более всего прочего он, разумеется, ценил профессиональные аксессуары. Он не жалел денег на покупку самой лучшей немецкой, голландской, итальянской бумаги, гусиных и лебединых перьев, медных листов, красок, кистей, серебряных карандашей и гравировальных инструментов.