Графика в творчестве Альбрехта Дюрера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение графических работ Альбрехта Дюрера сквозь призму религиозно-философского мировоззрения художника-новатора.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
Охарактеризовать период, получивший в современном искусствознании название «эпохи Дюрера»;
На основе автобиографических фактов получить представление о психологическом портрете художника;
Ознакомиться с историей возникновения, трактовкой сюжетов и – частично – с техникой выполнения знаменитых графических работ Альбрехта Дюрера.

Содержание

Введение
Глава I. Дюрер и его время
§ 1. Личность великого мастера
§ 2. Искусство Германии конца XV – начала XVI вв. Новаторские шаги Дюрера
Глава II. Гравюра в творческих исканиях Альбрехта Дюрера
§ 1. Ксилография
§ 2. Серия гравюр «Апокалипсис» (1498)
§ 3. Гравюра на металле
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 883.65 Кб (Скачать файл)

Из всех символов, изображённых на гравюре, сам мастер счёл нужным объяснить значение лишь двух предметов  – кошеля и ключа, висящих на поясе  центрального персонажа. По замыслу  Дюрера, они означают богатство и  власть24.

В радужном небе изображена лучистая комета, ярко освещающая портовый город. Здесь же мы видим некое  крылатое оскаленное существо (предположительно, летучую мышь), которое несёт надпись  «Melencolia I». Существует довольно убедительная точка зрения по вопросу значения единицы в этой надписи. Во времена Дюрера меланхоликов условно делили на три типа. К первому относили людей с богатым воображением -  художников, поэтов, ремесленников. Ко второму - людей, у которых рассудок преобладает над чувством: учёные, государственные деятели. Третий тип представлял личностей преимущественно интуитивного мышления - богословов и философов. Очевидно, что Дюрер, будучи художником, относил себя к первому типу меланхоликов, о чём и гласит надпись «Melencolia I».

Попытками объяснить замысел  гравюры «Меланхолия» можно заполнить  целый том. Ключа к разгадке своего уникального произведения Альбрехт Дюрер нам, увы, не оставил. Но не эта  ли загадочность, не говоря уже о  мастерском исполнении, делает гравюру  особенно привлекательной на протяжении целых пяти столетий?

 

Заключение

М. Я. Либман считал, что определяющее влияние на творчество Альбрехта Дюрера оказывало особое положение Дюрера-человека – факт, недостаточно оценённый исследователями25. Именно этот тезис был взят за основу при выполнении данной курсовой работы.

Индивидуальность мироощущения Альбрехта Дюрера, ярко выразившаяся в его графических работах, была подготовлена многими факторами. Прежде всего, большую роль в становлении  мастера сыграл его отец – ювелир Альбрехт Дюрер-старший, предусмотрительность которого при выборе из числа влиятельных горожан крёстных родителей для своих детей сослужит впоследствии хорошую службу художнику. Твёрдостью руки, о которой впоследствии будут ходить легенды, Дюрер-младший также обязан навыкам, полученным ещё в отцовской мастерской. Главная же заслуга Альбрехта Дюрера-старшего, вероятнее всего, заключается в том, что он дал право на самоопределение своему сыну в довольно раннем возрасте, несмотря на то, что развитие семейного ремесла при этом вставало под угрозу. Самостоятельность в принятии решений и убеждённость в собственной правоте – качества, без которых творчество Дюрера не носило бы новаторского характера.

Развитию художника нового типа способствовала сама духовная атмосфера  Нюрнберга, где на рубеже веков расцветает издательское дело. Как известно, становление  Альбрехта Дюрера как непревзойдённого мастера гравюры началось именно с книжной иллюстрации.

Немалую роль сыграли путешествия  мастера по городам Западной Европы, где он, воспринимая творческие импульсы передовых стран, имел возможность  знакомиться с местными художественными  традициями и технически совершенствовать свои навыки. Мы уже знаем, что особенно Альбрехт Дюрер интересовался Италией и итальянским искусством.

Стоит упомянуть о господстве в тот период религиозно-мистических  настроений в обществе средневековой  Европы, что, несомненно, наложило свой отпечаток на мироощущение Дюрера и, соответственно, на его произведения, заметно обогатившиеся готическими  реминисценциями.

Таким образом, в ходе проведённого исследования сделан вывод о том, что уникальное сочетание художественного  замысла и неповторимого исполнительского мастерства, достигнутое в графических  работах, определяется разносторонностью  интересов самого мастера и его  стремлением донести свои идеи до нынешнего и будущих поколений  в своих произведениях. Именно в гравюрах, по сути, с помощью двух цветов, наиболее убедительно реализует свой творческий потенциал гений Альбрехта Дюрера, непревзойдённого мастера гравюры.

 

Список использованных источников и литературы

    1. Источники:
    1. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Пер. Нессельштраус Ц. — М.: Искусство, 1957. – Т. 1. – С. 228.
    1. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Пер. Нессельштраус Ц. — М.: Искусство, 1957. – Т. 2. – С. 254.
    1. Исследования:
    1. Львов С. Л. Альбрехт Дюрер. – М.: Искусство, 1985. – 319 с.
    2. Зарницкий С. В. Дюрер. – М.: Моя гвардия, 1984. – 351 с.
    3. Либман М. Я.  Дюрер и его эпоха. М., 1972.
    4. Дьяков Л. Гравюры Дюрера // «Искусство». 2008 г. №3.
    1. Интернет-ресурсы:

http://smallbay.ru/durer2.html

 

Приложение

 

Гравюра «Четыре ведьмы», 1497 
Национальный музей, Нюрнберг

 

 
Гравюра «Четыре всадника Апокалипсиса», 1497-1498 
(серия «Апокалипсис») 
Государственный музей, Карлсруэ

 

 
Гравюра «Святой Иероним в келье», 1514

Британский музей, Лондон

1 Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Пер. Ц. Г. Нессельштраус. Л.: М., 1957. Т. 1, с. 15.

2 Зарницкий С. Дюрер. М., 1984. С. 19.

3 Львов С. Альбрехт Дюрер. М., 1985. С. 29.

4 Львов С. Альбрехт Дюрер. М., 1985. С. 69.

5 Либман М. Я.  Дюрер и его эпоха. М., 1972. С. 60.

6 Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Пер. Ц. Г. Нессельштраус. Л.: М., 1957. Т. 2, с. 10.

7 Львов С. Альбрехт Дюрер. М., 1985. С. 175.

8 Зарницкий С. Дюрер. М., 1984. С. 155.

9 Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Пер. Ц. Г. Нессельштраус. Л.: М., 1957. Т. 2, с. 14, 20.

10 В переводе С. Ошерова.

11 Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972. С. 28.

12 Там же.

13 Либман М. Я.  Дюрер и его эпоха. М., 1972. С. 64.

14 Зарницкий С. Дюрер. М., 1984. С. 82.

15 Львов С. Альбрехт Дюрер. М., 1985. С. 112.

16 Зарницкий С. Дюрер. М., 1984. С. 90.

17 Львов С. Альбрехт Дюрер. М., 1985. С. 100.

18 Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Пер. Ц. Г. Нессельштраус. Л.: М., 1957. Т. 1, с. 149.

19 Либман М. Я.  Дюрер и его эпоха. М., 1972. С. 66.

20 Львов С. Альбрехт Дюрер. М., 1985. С. 136.

21 Либман М. Я.  Дюрер и его эпоха. М., 1972. С. 64.

22 Либман М. Я.  Дюрер и его эпоха. М., 1972. С. 73.

23 Дьяков Л. Гравюры Дюрера // «Искусство». 2008 г. №3. С. 11.

24 Зарницкий С. Дюрер. М., 1984. С. 199.

25 Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972. С. 60.

 


Информация о работе Графика в творчестве Альбрехта Дюрера