Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:13, курсовая работа
Цель работы: изучение графических работ Альбрехта Дюрера сквозь призму религиозно-философского мировоззрения художника-новатора.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
Охарактеризовать период, получивший в современном искусствознании название «эпохи Дюрера»;
На основе автобиографических фактов получить представление о психологическом портрете художника;
Ознакомиться с историей возникновения, трактовкой сюжетов и – частично – с техникой выполнения знаменитых графических работ Альбрехта Дюрера.
Введение
Глава I. Дюрер и его время
§ 1. Личность великого мастера
§ 2. Искусство Германии конца XV – начала XVI вв. Новаторские шаги Дюрера
Глава II. Гравюра в творческих исканиях Альбрехта Дюрера
§ 1. Ксилография
§ 2. Серия гравюр «Апокалипсис» (1498)
§ 3. Гравюра на металле
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Не жалел Дюрер средств
и на поддержание собственной
красоты. Огромные деньги тратились
на приобретение многочисленных шуб, парчи,
бархата и атласа. Самым тщательным
образом продумывались
Что касается финансовой составляющей,
которая обеспечивала все вышеописанные
потребности мастера, то важную роль
играло здесь следующее
Служба императору Максимилиану – одна из значимых вех биографии живописца. Созданные в этот период работы (гравюры «Рыцарь, смерть и дьявол», «Меланхолия», «Св. Иероним в келье») ещё больше упрочили славу Альбрехта Дюрера.
В 1520 году, во время поездки в Нидерланды, Дюрер серьёзно заболевает (предположительно, малярией). Свидетельство своей недуга он оставит нам в виде рисунка. На животе нарисован жёлтый кружок, рядом пояснение: «Там, где жёлтое пятно и куда указывает мой палец, там у меня болит». Неизвестная болезнь будет давать о себе знать периодическими приступами и не отступит до самой смерти художника.
В последние годы своей жизни он много времени проводит за письменным столом, работая над своим духовным завещанием - известными теоретическими трудами: «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (1525), «Руководство по укреплению городов, замков и крепостей» (1527) и «Четыре книги о пропорциях человеческого тела» (1528). До своих последних дней Дюрер пытался облечь в слово ту формулу красоты, знание которой было дано ему свыше путями неисповедимыми, постичь грани которой он стремился всю свою жизнь, но так и не смог. В ранних трактатах о живописи он писал: «…что такое прекрасное – этого я не знаю. <…> Никто, кроме Бога, не может судить о прекрасном»9.
Альбрехт Дюрер умер солнечным днём 6 апреля 1528 года на пятьдесят седьмом году жизни, оставив потомкам богатейшее культурное наследие в виде десятков картин, более ста резцовых гравюр, около 400 гравюр на дереве и много сотен рисунков, а также нескольких теоретических работ. Потрясенный смертью близкого друга Пиркгеймер напишет в эту ночь слова, наиболее полно отражающие, на мой взгляд, личность умершего гения:
«Верность, любовь, чистота,
простота, добродетель и вера,
Разум, искусство, талант скрылись под
этим холмом»10.
§2. Искусство Германии конца XV – начала XVI вв. Новаторские шаги Дюрера
Мы говорим о высшем расцвете немецкого искусства Возрождения в первую очередь как об эпохе Дюрера.
Отто Бенеш, представитель венской школы искусствознания
Конец XV – начало XVI вв. – период, который в немецком искусствознании не без основания носит название эпохи Дюрера. Чем же примечательно это время и что нового привнёс Альбрехт Дюрер в искусство родной страны?
Прежде всего, обратимся к особенностям исторического развития Германии того времени. Как известно, политическая обстановка, умонастроения народа находят прямое отражение в искусстве. Германия рубежа XV-XVI вв. представляла собой арену глубочайших социальных конфликтов. Искусство развивалось под влиянием идей Реформации, в жестокой религиозной борьбе. Великая крестьянская война знаменовала кульминацию революционного движения. Подъем творческих сил общества, сопровождающий революцию, создал условия для всестороннего, но кратковременного расцвета немецкой культуры. В крупнейших городах Германии закладываются основы гуманизма и науки. Важнейшей проблемой для всех мыслящих людей становится проблема взаимоотношений человека и мира. На первый план выходит человек вместе со своими интересами и чувствами.
Именно от идеи возвеличивания человека берёт начало действенный характер немецкого искусства рубежа столетий. Художники принимали участие в религиозной и социальной борьбе (Дюрер был сторонником Реформации). Но люди искусства не ограничивались выступлениями на стороне той или иной партии, того или иного религиозного учения. Они проповедовали свои взгляды средствами искусства. В эти десятилетия Германия была буквально наводнена иллюстрированными листовками и лубочными картинками. Религиозная борьба и социальные столкновения находили также отражение в иллюстрациях к Священному Писанию, к античным авторам и гуманистическим трактатам11. Мистические настроения пронизывают духовную атмосферу Германии того периода. В последней трети века мотивами искусства становятся готические реминисценции. Немало этому способствовало творческое наследие страны: богатый материал художникам этих двух столетий дали писатели-мистики XIII-XIV вв., а также неканонические легенды из жизни святых. Всё это послужило источником для эмоциональной насыщенности – сугубо национальная черта немецкого искусства12 - преимущественно религиозных сюжетов. А стремление к выразительности образов в этих сюжетах станет основой для еще одной характерной черты немецкого искусства этого периода – этической направленности, его религиозно-этической сущности.
Религиозные сюжеты преобладали, но нельзя сказать, что светская тематика не играла роли на рубеже XV-XVI вв. Немецкий Ренессанс дал толчок для развития самостоятельного портрета - не связанного с религиозным культом. Главным здесь становится индивидуальность модели. Такой портрет возник в Германии в последней трети XV-го века, а эпоха Дюрера стала временем его замечательного расцвета.
Первым в истории германской живописи Альбрехт Дюрер начал писать автопортреты. Это было смелым шагом, знаменующим освобождение личности художника из-под власти сословных предрассудков. Автопортреты Дюрера складываются в уникальную серию. До Рембрандта в западноевропейской живописи чего-нибудь подобного больше не делал никто.
Также Дюрер подписывал полным именем практически все свои работы, ставил монограмму на гравюрах и на рисунках. Подписывать даже крупные произведения в те времена было не принято, ведь в эпоху Дюрера художник имел статус ремесленника, безличного исполнителя заказов. Автопортреты мастера были просто естественным способом самовыражения и самопознания. В истории искусства же они стали важным событием: положили начало существованию нового жанра в живописи и одновременно послужили толчком к переоценке статуса художника. Теперь он не скромный ремесленник, а личность, обладающая высоким общественным статусом. Самым важным в живописце Дюрер видел творческое начало, а не владение профессиональными навыками. Он считал, что в этом немцам нужно держать равнение на Италию, где мастера кисти к тому времени стали одной из серьёзнейших общественных сил.
Становление и развитие творческой манеры Альбрехта Дюрера – это непрерывная череда усилий, направленных на то, чтобы совместить характерную для всей немецкой культуры приверженность к точной и тонкой «деталировке» с великолепием итальянской живописи. Ранние работы мастера отличаются усложненностью и перегруженностью композиции и преувеличенной экспрессией. Особенно ярко это проявилось в его гравюрах. Их сюжеты не поражали новизной, но сами гравюры, оставаясь традиционными по содержанию, выделялись размерами, сложностью композиции и богатством линии.
Здесь важно упомянуть о месте гравюры как вида печатной графики в немецком искусстве обозначенного периода. Графика на тот момент являлась видом искусства, наиболее подготовленным для воплощения новых тенденций, возникших в эпоху Дюрера. Речь идёт, прежде всего, об уже упоминаемой выше религиозно-этической сущности, присущей всему искусству средних веков. В творчестве же самого Дюрера эти тенденции достигают кульминации – в серии гравюр «Апокалипсис» (1498 г.) и в живописном автопортрете в образе Христа (1500 г.).
Живопись и графика в данном случае неотделимы друг от друга. Расцвет книжности, издательского дела в Германии этого времени привели к тому, что большинство живописцев были одновременно и мастерами-графиками. Величайшие художники рисовали для гравюр и гравировали сами. Уже с XV-го столетия гравюры служили образцами как для резчиков и мастеров прикладного искусства, так и для живописцев. Таким образом, эпоха Дюрера – время расцвета картины, расцвета живописи и графики.
Именно гравюра получила наиболее широкое распространение в Германии времени Реформации и крестьянских войн. Это и не удивительно: как самый демократичный вид искусства она легко могла донести идею до зрителя любого сословия. Считается, что переведя Библию на немецкий язык, Мартин Лютер познакомил немцев со Священным Писанием. На самом деле, раньше него это сделал Дюрер, обратившись к более доступному языку. Этим языком стали гравюры художника, буквально наводнившие тогдашнюю Германию.
В заключение, прежде чем обратиться к гравюрам великого мастера, вернёмся к вопросу о развитии искусства в Германии рубежа XV-XVI вв. На основе полученной информации, можно сделать вывод, что в интересующую нас эпоху во главе эволюции искусства здесь шли живопись и графика. Преимущество в изображениях имели религиозно-мистические сюжеты, но не только они задавали тон искусству того времени. На первый план выходит индивидуальное, появляется интерес к человеку как к отдельно взятой личности. В непростые для страны времена искусство руками человека берёт на себя также пропагандистские функции.
Таким образом, в этих двух видах искусства, живописи и графике, ставились и решались наиболее передовые и типичные для того времени проблемы, одновременно создавались произведения, вошедшие в «золотой фонд» мировой культуры. Именно среди живописцев и графиков мы находим самых замечательных художников немецкого Возрождения. Наконец, именно разноплановая личность Альбрехта Дюрера играла ведущую роль в развитии немецкого Ренессанса: мастер внёс неоценимый вклад своими новаторскими шагами в развитие как живописи, так графики. Его имя поистине достойно того, чтобы знаменовать собой целую эпоху в историографии немецкого искусства.
Глава II. Гравюра в творческих исканиях Альбрехта Дюрера
Гравюры Дюрера поразили весь мир.
Дж. Вазари, «Жизнеописания»
Понятие «гравюра» охватывает все разновидности рисунка, вырезанного или вытравленного на плоской доске-клише. Существует несколько способов получения оттиска. Альбрехт Дюрер использовал в своём творчестве два вида гравюрной техники: ксилографию (от греч. xylon - дерево и grapho – пишу, рисую) и резцовую гравюру. В первом случае изображение вырезается мастером с помощью специального резца на гладкой деревянной доске. Затем смазывается типографской краской и прижимается с помощью ручного пресса к листку бумаги. Под резцовой гравюрой обычно понимается рисунок, сделанный иглой на металлической – как правило, медной – пластине.
Продолжая традиции своих предшественников, Дюрер гравировал на меди сюжеты преимущественно светские – мифологические, аллегорические, жанровые. В ксилографии же выполнялись композиции религиозного содержания. В остальном же Альбрехт Дюрер снова переступает обычаи: он становится издателем собственных гравюр, что возлагает на него новые обязанности. Но связанные с производством и сбытом трудности позволяют мастеру следить за качеством продукции.
Дюрер не был бы собой, если бы не выразил новаторство в самой технике гравирования. Введя в применение перекрещивающиеся штрихи, дающие глубокие тени, утолщённые и утончённые штрихи, позволяющие достигнуть разнообразия оттенков, богатства фактуры, Дюрер усложняет рисунок настолько, что его ранние работы невозможно спутать с какими-либо другими произведениями. Они буквально перегружены деталями, отличаются эмоциональной напряженностью и экспрессией. Всё это – заслуга новой техники мастера.
Талант Дюрера-гравёра в полной мере проявился уже в период своего первого творческого расцвета – десятилетие с 1495-го по 1505-й годы – времени, проведённого в родном Нюрнберге после возвращения из путешествия по городам Европы. Впечатления, полученные от этих путешествий, разумеется, давали о себе знать не только в гравюрах, но и в рисунках, и в живописных работах. Но именно в области графики Дюрер к тому времени прошёл особенно качественную школу, и чувствовал в ней себя увереннее, чем в живописи. К тому же, изготовление гравюр обеспечивало хотя и не высокий, но постоянный заработок: в средневековой Европе получает широкое развитие печатная книга, а вместе с ней и гравюра в качестве иллюстрации. В первой главе упоминалось о том, что многие живописцы того времени занимались графикой, сотрудничая с издательствами и типографиями.
Становление Дюрера как непревзойдённого
мастера гравюры началось именно
с книжной иллюстрации. Свои первые
самостоятельные графические
§ 1. Ксилография
Одним из первых, если не первым, кто научился в чёрно-белой гравюре на дереве передавать цвет и свет, блеск, мерцание, вспышки, тьму, трепет, движение и неподвижность, мрачность и улыбку, лёгкость и грузность, любое качество, любое состояние, любое настроение, был Дюрер.
С. Львов, «Альбрехт Дюрер»
Техника гравюры на дереве зародилась в Китае. В Европе она стала применяться в 1420-е годы. Во времена Дюрера ксилография использовалась, прежде всего, для создания книжной иллюстрации (с 1460-го года).