Западноевропейское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 17:08, реферат

Краткое описание

Сложности развития художественной культуры XX в. ярко прослеживаются на искусстве Франции. Во французской литературе XX в. для реалистического направления характерна непрерывная линия развития при всем том, что и оно знало и знает формалистические субъективно-эстетические течения. В изобразительном же искусстве Франции, особенно в живописи, уже с самого начала XX в. обозначился отход от реализма. Французская живопись прошла почти через все этапы и варианты формалистического искусства. Франция явилась родиной фовизма, кубизма и его разновидности — пуризма, она дала своих дадаистов, сюрреалистов, абстракционистов. Менее всего во Франции получили развитие футуризм и экспрессионизм.

Вложенные файлы: 1 файл

Западноевропейское искусство.docx

— 62.67 Кб (Скачать файл)

 

Экспрессионизм оказал влияние  на многих художников, и влияние  его продолжается и в наши дни  на мастеров, которые хотят выразить свое неприятие уродливого современного мира, «пафос отрицания», вопль боли, по-своему понимая возможности искусства.

 

Становление другого направления  авангардизма — кубизма — связано  с творчеством французских художников Брака и Пикассо. В 1907 г. в Париже была устроена посмертная выставка Сезанна, имевшая огромный успех. Схематизация форм, которую увидели будущие  кубисты в Сезанне, и геометризация, привлекшая их внимание в только что  открытой европейцами африканской  скульптуре, были толчком для создания этого направления. Как и экспрессионисты, кубисты отказались от иллюзорного  пространства, от всякого намека на воздушную перспективу, фетишизировали конструкцию картины, поставив во главу  угла строгую построенность предмета, представленного на плоскости открытым для обзора со всех сторон. Кубисты  любили подчеркивать, что они пишут  не как видят, а как знают, причем в соответствии с современным  развитием естественных наук. Считается, что кубизм в своем развитии прошел несколько фаз: сезаннистскую (1907—1909), аналитическую (когда именно предмет  и стал представляться с разных точек  зрения, 1910—1912) и синтетическую (период, когда связь с объектом изображения  совершенно порвана, 1913—1914). На последнем  этапе из кубизма вычленился «орфизм» (термин Г. Аполлинера).

 

Началом кубизма можно  считать появление произведения Пикассо «Авиньонские девушки» (1907—1908), в котором еще есть определенная сюжетность, но нет воздушной перспективы  и фигуры деформированы. Форма правой части моделируется не светотенью, а направлением штриха, в то время  как левая часть картины —  с помощью теней и растушевки. Композиция строится на нарочито разной моделировке разных частей. Видимая  форма разлагается на составляющие элементы для создания новой изобразительной  формы.

 

В мастерскую имевшего успех  Пикассо приходят Брак, Дерен, вокруг него собираются молодые художники. Складываются основы искусства кубизма. Формы предметного мира разрушаются, человеческая фигура превращается в  сочетание вогнутых и выгнутых плоскостей. Изображение статично (Пикассо. «Женщина с веером», «Танец с покрывалами»). В картине Пикассо «Три женщины» (1908) движение передано через три  разные позы. В 1908 г. группа поэтов и  художников, куда вошли возглавлявшие  ее Пикассо и Брак, художники Лорансен и Грис, поэты Аполлинер, Жакоб, Сальмон, Гертруда и Лео Стайн и ставший  историографом кубизма Канвейлер (Даниель Анри), создала объединение  «Бато-Лавуар». В предисловии Г. Аполлинера к каталогу персональной выставки Брака, состоявшейся в 1908 г., еще не было и  намека на кубистическую программу. Критик Вексель назвал произведения Брака «bizarreries cubiques» («кубические  странности»), и термин этот был подхвачен.

 

В 1911г. образовалась новая  группа кубистов в мастерской Жака Вийона, к которому присоединились Дюшан, Глез, Метценже, Ле Фоконье, Леже, Пикабия, Купка. В группе, получившей название «Дю Пюто» (1911—1914), сильнее, чем в объединении «Бато-Лавуар», обозначились абстракционистские тенденции. Так, работы Леже (1881—1955) строятся прежде всего на сопоставлении цветовых плоскостей чистых тонов («Курильщики», 1911; «Дама в голубом», 1912). Впоследствии творчество Леже, целиком посвященное  воспеванию машины как единственно  достойного предмета изображения в  искусстве, совершенно расходится с  кубизмом («Город», 1919). Интерес к  человеку никогда не покидал Леже. После Второй мировой войны, возвратившись  из Америки, куда он уехал, не желая  оставаться в петэновской Франции, он выступает как художник, для  которого главным объектом внимания становится не машина, а человек, хотя мастер и остается верен конструктивизму  с его схематизмом форм («Строители», 1950). Последние годы Леже много работал  в монументальном искусстве, в основном в керамике (майоликовая мозаика  на спортивную тему на фасаде его музея  в Биоте, витражи и шпалеры  для церкви в Оденкуре).

 

Последнее широкое выступление  кубистов относится к 1912 г. Х осенний  Салон был вместе с тем первой их выставкой, носившей программный  характер. Проблемы их были чисто формальные. В этом же году вышла книга Глеза  и Метценже «О кубизме» — первое теоретическое обоснование кубизма. По теории кубистов, картина — это  самостоятельный организм, и она  воздействует не образом, а формальными  средствами, своим ритмом. По мысли  Аполлинера, кубистические произведения относятся к старому искусству, как музыка к литературе. «Не искусство  имитации, а искусство концепции»,—  провозглашал Аполлинер. По мнению теоретиков кубизма, красота картины не имеет  ничего общего с красотой реального  мира, она строится только на пластическом чувстве.

 

Наиболее последовательно  кубизм проявился в творчестве Жоржа  Брака (1882—1963). Брак в свои композиции всегда изысканной гаммы серых, желтых, зеленых, коричневых тонов вводит аппликации, подлинные куски бумаги или дерева, внося тем в абстрактную в  общем форму элемент реального  мира. В других работах, например в  его «Арии Баха» (1914), плоскостно трактованные черные и коричневые геометрические формы, лишь отдаленно напоминающие скрипку, клавиши рояля, ноты, должны передавать в зрительных образах  образы музыкальные. Предметность формы здесь еще сохранена, но вскоре она превратится в изобразительный знак-символ, уточняющий сюжет. И тогда это явится последним шагом кубизма к абстрактной живописи. Кубисты всегда подчеркивали свою аполитичность, и знаменательно, что разъединение их произошло именно к 1914 г. После Первой мировой войны многие кубисты ушли в декоративное искусство. Глез стал заниматься стенописью. Люрса и Леже — коврами и керамикой. Продолжатели кубистов — пуристы — развивали рационалистическую, рассудочную тенденцию кубизма (Озанфан). С пуризма начинал и Шарль Эдуард Жаннере —Ле Корбюзье, знаменитый архитектор XX в., создатель конструктивизма, считавший, что и любую картину можно построить так же, как машину или здание.

 

С кубизмом связаны первые формотворческие опыты в скульптуре. Александру Архипенко (родился в 1887 г. в Киеве, умер в 1964 г. в США) принадлежит  изобретение контрформы (замена выпуклых частей вогнутыми или пустотами), соединение разных материалов и их раскраска (скулыпуро-живопись), «лепка светом» (ажурная скульптура с подсветкой изнутри). На позициях кубизма стояли также А. Лоран (1885—1954), обратившийся позже к сюрреализму; Ж. Липшиц (1891—1975), позже пурист, конструктивист, экспрессионист и сюрреалист; О. Цадкин (1890—1967), использовавший принцип контрформы в монументе  «Памяти разрушенного Роттердама» (бронза, 1953): деформированная фигура с пустой грудью и вскинутыми руками—это вопль отчаяния, крик о помощи, предельное душевное напряжение. Не избег влияния  кубизма и позже — сюрреализма  перешедший потом к абстракционизму  А. Джакометти (1901—1966).

 

Исследователями совершенно справедливо замечено, что в отличие  от кубизма, сложившегося сначала как  живописное течение, а уж потом теоретически, футуризм заявил о себе прежде всего  в манифестах. Футуризм явился первым откровенно враждебным реализму направлением. В 1909 г. в парижском «Figaro» были опубликованы 11 тезисов Маринетти, в которых провозглашался апофеоз  бунта, «наступательного движения», «лихорадочной  бессонницы», «гимнастического шага», «оплеухи и удара кулака», а также  «красоты быстроты», ибо в современном  мире «автомобиль прекраснее Самофракийской Победы». Манифест этот в расширенном  виде был повторен в 1910 г. и имел очень  большой успех у молодежи. Футуристы  отрицали искусство прошлого, призывали  к разрушению музеев, библиотек, классического  наследия: «Долой археологов, академии, критиков, профессоров». Отныне страдания  человеческие должны интересовать художника  не больше, чем «скорбь электролампы». Родина футуризма — Италия, поэтому  и более всего футуристов среди  итальянских художников: У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Северини, Дж. Балла  и др. Они стремились к созданию искусства — апофеоза больших  городов и машинной индустрии. Футуризм (от латинского futurum — будущее) выступил с апологией техники, урбанизма, абсолютизацией идеи движения. Так, «Механические  элементы» Леже представляют собой  комбинацию из механических, геометрических форм (подобие труб, каких-то дисков и пр.) на красном фоне. Материальность предметных форм растворена в динамике ритмов и линий. Натуралистические  детали каким-то образом совмещаются  с отвлеченными линиями и плоскостями, воспроизведенными на холсте. Предмет  разложен на плоскости, движение расчленено на элементы. Деконструктивность, алогичность  композиции, дисгармония цвета характерны для футуристических полотен (Боччони. «Состояние души», 1911; Северини. «Норд  —зюд», 1912; Балла. «Выстрел из ружья», 1915). Появление картин футуристов сопровождалось беспрерывными скандалами. В 1910 г. они  организовали выставку в Париже. В  отличие от кубистов футуристы с их культом силы активно вмешивались в общественную жизнь, нередко исполняя крайне реакционную роль. Недаром вождь футуризма Маринетти в годы фашизма сближается с Муссолини. Но уже в 20-е годы футуризм исчерпал себя. Карра вернулся к изобразительным формам, Северини стал главой и теоретиком итальянской «неоклассики». Он пришел к ней через пуризм, выступая за чистоту форм, «построенных на эстетике циркуля и числа». В конце 20-х годов новые силы футуристов выступают с несколько видоизмененной программой.

 

Наиболее крайняя школа  модернизма — абстракционизм сложился как направление в 10-х годах XX столетия. Поскольку художники этого  течения отказываются от показа предметного  мира, абстракционизм называют еще  беспредметничеством. Теоретики абстракционизма  выводят его от Сезанна через  кубизм. Именно такой путь — от изобразительности  через «идеальную реальность» так  называемого синтетического кубизма  к полной неизобразительности —  прошел один из основоположников «неопластицизма» Пит (Питер Корнелис) Мондриан (1872—1944), который считал, что «чистая пластика создает чистую реальность». В 10-е  годы Мондриан был связан с кубизмом, правда, доведя его принципы до простого черчения на плоскости. На родине, в  Голландии, у Мон-дриана появляется группа последователей, объединившихся вокруг журнала «Стиль». Программа  журнала провозглашала создание универсального образа мира посредством... прямоугольников разного цвета, отделенных друг от друга жирной черной линией. Так появились бесчисленные композиции без названия, под номерами или буквами. Мондриан был буквально  одержим культом равновесия вертикалей и горизонталей и порвал с журналом «Стиль», когда тот ввел в 1924 г. как  компонент выразительного языка  угол в 45°. Программные установки  Мондриана в 40-е годы были подхвачены итальянскими «конкретистами». Опираясь на утверждение Мондриана, что «нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость», они стали создавать  «новую действительность» из линий  и плоскостей открытого желтого, красного, синего цвета (так называемый «конструктивный геометризм» Мондриана).

 

Другой основоположник абстракционизма  — Василий Кандинский (1866—1944) создал свои первые «беспредметные» произведения еще раньше кубистов. Москвич родом, Кандинский сначала готовился к  юридической карьере, в 1896 г. приехал  в Мюнхен, прошел через увлечение  Гогеном и фовистами, народным лубком. Как уже говорилось, он был одним  из организаторов альманаха «Синий всадник». В своей работе «О духовном в искусстве» он провозглашает отход  от натуры, от природы к «трансцендентальным» сущностям явлений и предметов; его активно занимают проблемы сближения  цвета с музыкой. Кандинский испытал  также большое влияние символизма. Несомненно, от символизма его понимание  черного, например, как символа смерти, белого — как рождения, красного — как мужества. Горизонтальная линия воплощает пассивное начало, вертикаль — активное начало. Исследователи  справедливо считают, что Кандинский — последний представитель литературно-психологического символизма, подобно Моро во Франции  и Чюрленису в Литве, и вместе с тем первый абстрактный художник. «Предметность вредна моим картинам»,—  писал он в работе «Текст художника».

 

Картины Кандинского этого  периода представляют собой красочные  полотна, в которых бесформенные пятна интенсивного цвета в красивых сочетаниях пересекаются кривыми или  извилистыми линиями, иногда напоминающими иероглифы. Это само по себе было уже великим преступлением, с точки зрения Мондриана. В них нет и мрачности творений Мондриана, они скорее близки детской непосредственности полотен Клее. Картины Кандинского напоминают чем-то зафиксированные в красках фотографические эффекты света («абстрактный экспрессионизм» Кандинского).

 

В начале 20-х годов Кандинский увлекался так называемым геометрическим абстракционизмом (в противовес живописному  абстракционизму предыдущего периода). В 1933 г. с приходом в Германию фашизма  Кандинский эмигрировал во Францию, где жил до конца дней. Поздние  работы Кандинского как бы совмещают  принципы живописного и геометрического  абстракционизма.

 

Третий основоположник абстрактной  живописи — Казимир Малевич (1878—1935). Он соединил импрессионистический абстракционизм Кандинского и сезаннистский  геометрический абстракционизм Мондриана  в изобретенном им супрематизме (от французского supreme — высший). Ученик Киевской художественной школы, затем  Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Малевич прошел через  увлечение импрессионизмом, затем  кубизмом, в 10-е годы испытал влияние  футуристов Карра и Боччони. С 1913г. он создал свою собственную систему  абстрактной живописи, выраженную им в картине «Черный квадрат», назвав эту систему «динамический супрематизм». В своих теоретических работах  он говорит о том, что в супрематизме «о живописи не может быть и речи, живопись давно изжита и сам художник — предрассудок прошлого». В 20-е  годы Малевич небезуспешно пытается в своих «планитах» и «архитектонах» применить супрематизм к архитектуре. В начале 30-х годов он возвращается к фигуративной живописи в реалистических традициях («Девушка с красным древком»). «Черный квадрат» Малевича вошел  в историю как наивысшее выражение  крайностей модернистского искусства. Последователями и учениками  Малевича в России явились Л. Попова, О. Розанова, И. Пуни, Н. Удальцова (так  называемая группа «Супремус»). По ассоциации с термином «минимализм» в авангардной  музыке XX в., «неопластицизм» Мондриана  и «супрематизм» Малевича иногда называют «минимализмом».

 

Особое направление в  абстракционизме —лучизм —возглавляли Михаил Ларионов и Наталия Гончарова. По Ларионову, все предметы видятся  как сумма лучей. Задача художника  —поиск и фиксация пересечения сходящихся в определенных точках лучей, т. е. красочных  линий, их в живописи представляющих.

Информация о работе Западноевропейское искусство