Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 17:08, реферат
Сложности развития художественной культуры XX в. ярко прослеживаются на искусстве Франции. Во французской литературе XX в. для реалистического направления характерна непрерывная линия развития при всем том, что и оно знало и знает формалистические субъективно-эстетические течения. В изобразительном же искусстве Франции, особенно в живописи, уже с самого начала XX в. обозначился отход от реализма. Французская живопись прошла почти через все этапы и варианты формалистического искусства. Франция явилась родиной фовизма, кубизма и его разновидности — пуризма, она дала своих дадаистов, сюрреалистов, абстракционистов. Менее всего во Франции получили развитие футуризм и экспрессионизм.
Абстракционизм в скульптуре
выразился меньше, чем в живописи.
Здесь наблюдаются две
С приходом к власти фашистов центры абстракционизма перемещаются в Америку. В 1937 г. в Нью-Йорке создается музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера Гугенхейма, в 1939 г.— Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера. Во время Второй мировой войны и после ее окончания в Америке собрались вообще все ультралевые силы художественного мира.
В послевоенный период новая
волна абстракционизма была поддержана
огромным размахом рекламы, организованным
успехом. В произведения абстрактной
живописи вкладывают капитал. Причины
такого успеха беспредметного искусства
прежде всего социально-
Во Франции в первой
половине 40-х годов наблюдалось
некоторое затишье в сфере
абстрактного искусства. Это было вызвано
усилением позиций
В 50-е годы во Франции увлечение
абстракционизмом — повсеместно. Соперником
американца Поллока выступает Жорж
Матье, сопровождающий свои «сеансы
творчества» в присутствии
Абстракционизм не был последним из авангардных течений, возникших в первые десятилетия XX в. В феврале 1916 г. В Цюрихе эмигрантская богема организовала артистический «Клуб Вольтера». Его основателем был поэт Тристан Тзара, румын по происхождению, который, найдя в словаре слово «дада» — игра в лошадки, дал этому объединению название «дадаизм». После того, как центр дадаистов переместился в Париж, к нему примкнули поэты А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар, художники М. Дюшан, Ф. Пикабия, X. Миро и др. Вторым очагом дадаизма, так называемого политического, слившегося с послевоенным экспрессионизмом, была Германия. Дадаизм —самое хаотичное, пестрое, кратковременное, лишенное всякой программы выступление авангардистов. Так, на нью-йорской выставке 1917 г. М. Дюшан выставил разнообразные коллажи («ready made» — готовые изделия, вводимые в изображение, например наклеенные на холст опилки, окурки, газеты и т. д.), в которые был включен даже фонтан в виде писсуара. Демонстрация сопровождалась «музыкой» битья в ящики и банки и танцами в мешках. Призывы дадаистов гласили: «Уничтожение логики, танец импотентов творения есть дада, уничтожение будущего есть дада». Или: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего». За всем этим «художественным хулиганством» было отрицание всех духовных ценностей, законов морали, этики, религии, утверждение хаоса и произвола, безудержный нигилизм, желание эпатировать буржуа, истерическое ниспровержение всех основ нравственности. Дадаизм, как метко сказано, к 1922 г. «выдохся».
На почве дадизма и сначала только как течение литературное возник сюрреализм (от surrealite — сверхреальное). Этот термин впервые прозвучал в 1917 г. в предисловии Аполлинера к своему произведению, хотя он не был ни поэтом, ни теоретиком сюрреализма.
В 1919 г. журнал «Litterature», вокруг которого группировались дадаисты во главе с Андре Бретоном, становится центром сюрреализма. После распада группы дадаистов все их журналы были заменены одним журналом «La Revolution surre'aliste», первый номер которого вышел 1 декабря 1924 г. В этом же году появился «Первый манифест сюрреализма». Из литературы сюрреализм переходит в живопись, скульптуру, кино и театр.
Сюрреалистическое направление
в искусстве родилось как философия
«потерянного поколения», чья молодость
совпала с Первой мировой войной.
Его представляла в основном бунтарски
настроенная художественная молодежь,
близкая по мироощущению к дадаистам,
но понимающая, что дадаизм бессилен
выразить волновавшие их идеи. Теория
сюрреализма строилась на философии
интуитивизма Анри Бергсона (интуиция
— единственное средство познания
истины, ибо разум здесь бессилен
и акт творчества имеет иррациональный,
мистический характер), на философии
идеализма Вильгельма Дильтея, проповедующего
роль фантазии и случайного в искусстве,
и на философии австрийского психиатра
Зигмунда Фрейда с его учением
о психоанализе, с культом «бессознательного»
и с культом полового инстинкта
— «либидо», которые, по Фрейду, сопутствуют
человеку с детства и сублимируются
в творческий акт. Именно Фрейда сюрреалисты
считают своим духовным отцом. В
первом манифесте сюрреалистов говорилось
о том, что творчество строится на
«психологическом автоматизме, это
нечто вроде фиксации сверхреальных
алогичных связей предметного мира,
получаемых в состоянии бессознательном:
сна, гипноза, болезни и т. д. В
манифесте провозглашалась
Своими предшественниками
сюрреалисты объявили испанского архитектора
Антонио Гауди, выходца из России
живописца Марка Шагала и итальянского
художника и поэта Джордже
ди Ки-рико—создателя «метафизической
живописи» (последний был участником
первой выставки сюрреалистов в 1925 г.,
но затем резко порвал с ними).
Первыми сюрреалистами в
В 30-х годах в среде
сюрреалистов появляется художник, который
воплотил в своем творчестве кульминацию
этого направления. Имя этого
художника—Сальватор Дали (1904—1989).
Художник огромного дарования, исключительной
гибкости манеры, позволяющей ему
копировать и подражать множеству
великих старых мастеров, «создатель
больших полотен и массы
Алогичность должна действовать на психику зрителя, уводя его в мир бредовых ассоциаций. Этим устрашающим многозначительным ассоциациям Дали придает иногда определенный политический смысл. В 1936 г. он, испанец по происхождению, так откликается на события у него на родине: в картине «Предчувствие гражданской войны» изображена какая-то ужасающая конструкция из разлагающейся головы на костяной ноге и с двумя огромными лапами, одна из которых сжимает грудь с окровавленным соском. Все это «покоится» на маленьком, иллюзорно написанном ящике-шкафчике и размещается на фоне безжизненного, мертвого, типично сюрреалистического пейзажа. Такой же мертвый пейзаж с идиллическим мотивом белого домика является фоном другого, не менее ужасного действа в картине «Осеннее каннибальство» (1936—1937). Автор поясняет, что оно должно изображать, как два иберийца, вооружившись ножами и вилками, пожирают, «черпают» друг друга,—в этом и видит он «пафос гражданской войны».
В 30-х годах сюрреализм выходит за европейские рамки. В 1931 г. устраивается первая выставка в Америке. Нью-йоркская выставка 1936 г. называется «Фантастическое искусство, дада, сюрреализм». Рядом с произведениями сюрреалистов и дадаистов на ней экспонировались произведения душевнобольных, «естественные объекты сюрреалистического характера», вроде ложки из камеры смертника, и «научные объекты», вроде поперечного среза лишая.
Во время Второй мировой
войны центр сюрреализма
После Второй мировой войны Дали пишет такие картины: «Три сфинкса бикини» (вырастающие из земли три головы с перманентом), «Атомный Нерон» (расколотая статуя императора) и «Атомная Леда» (почти академически правильная штудия обнаженной женской натуры и лебедь с огромными лапами).
В 40—50-е годы в Америке
сюрреалисты имели наивысший
успех. Исследователи сюрреализма
объясняют это тем, что публика,
уставшая от абстракционизма, устремляется
к картинам, в которых «что-то
все-таки изображено». В 1947 г. с выставки
в Нью-Йоркском музее современного
искусства начался новый этап
сюрреализма Дали — так называемый
католический сюрреализм. Эскиз картины
«Мадонна порта Льигат» (1949) был послан
на утверждение Папе — очередной
рекламный трюк Дали. Произведения
50-х годов не имеют никакой
деформации, выполнены на высоком
профессиональном уровне («Христос св.
Иоанна на кресте», 1951;«Тайная вечеря»,
1955; «Св. Иаков», 1957). Помимо картин на религиозные
темы Дали пишет такие, в которых
пытается примирить религию и
науку («Атомистический крест», 1952 —
изображение атомного реактора и
куска хлеба как символа
Термин «поп-арт» (народное,
популярное искусство, а точнее —
«ширпотреб-искусство») возник в 1956 г.
и принадлежит критику и
К середине 60-х годов поп-арт сдает свои позиции искусству оп-арт, оптическому искусству, считающему своим предтечей геометрический абстракционизм Баухауза и русский, и немецкий конструктивизм 20-х годов (его основоположником считается работавший во Франции Виктор Вазарелли). Смысл оп-арта—в эффектах цвета и света, проведенных через оптические приборы на сложные геометрические конструкции. В полную силу это авангардистское крыло продемонстрировало себя в Нью-Йорке на выставке «Чуткий глаз», в которой участвовало 75 художников из 10 стран. Оп-арт имел некоторое воздействие на художественную промышленность, прикладное искусство, рекламу.
Под кинетическим (кинематическим)
искусством подразумеваются «изобретения»
с разного рода гудящими, вращающимися
и прочими механизмами, композиции
с магнитами и т. п. Начало ему
было положено в 1931 г. в США: А. Кольбер
создал конструкцию из жести и
проволоки, приводимую в движение то
мотором, то ветром. Успех в 50-е годы
кинетическое искусство имело, в
основном, в интерьере. Гюнтер Юкер
получил прозвище «кинетик гвоздей»,
ибо его произведение искусства
представляло движущуюся ткань, на которую
набивались гвозди. Наиболее прославленный
«кинетик» —швейцарец Жан Тингели,
создатель саморазрушающихся