Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:27, доклад
Искуcство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Искуcство (от церк.-слав. искусьство (лат. e
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и
в религиозной картине восприятия
мира.
Понятие искусства
крайне широко — оно может проявляться
как чрезвычайно развитое мастерство
в какой-то определённой области. Долгое
время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий
любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических
норм и оценок искусством получила право
называться любая деятельность, направленная
на создание эстетически-
В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.
Определение термина
В наиболее общем смысле
искусством называют мастерство (словацк. Umenie), продукт которого доставляет эстетическое удовол
Определение и оценка искусства как явления — предмет непрекращающихся дискуссий.
В эпоху романтизма традиционное понимание искусства как мастерства любого сорта уступило видению его как «особенности человеческого разума наряду с религией и наукой». В XX в. в понимании эстетического наметились три основных подхода: реалистический, согласно которому эстетические качества объекта присущи ему имманентно и не зависят от наблюдателя, объективистский, который также считает эстетические свойства объекта имманентными, но в некоторой степени зависимыми от наблюдателя, и релятивистский, в соответствии с которым эстетические свойства объекта зависят только от того, что в нём видит наблюдатель, и разные люди могут усматривать разные эстетические качества одного и того же объекта. С последней точки зрения объект может быть охарактеризован в зависимости от намерений его творца (или отсутствия каких-либо намерений), для какой бы функции он ни был предназначен. Например, кубок, который в быту может быть использован как контейнер, может считаться произведением искусства, если был создан только для нанесения орнамента, а изображение может оказаться ремесленной поделкой, если его производят на конвейере.
В своем первом и наиболее широком смысле термин «искусство» (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту (ars), который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять». В этом смысле искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного составления некой композиции. Существуют некоторые примеры, иллюстрирующие широкий смысл данного термина: «искусственный», «военное искусство», «артиллерия», «артефакт». Многие другие широко употребляемые слова имеют аналогичную этимологию.
До XIX века изящными искусствами называли способности художника или артиста выразить свой талант, пробудить в аудитории эстетические чувства и вовлечь в созерцание «изящных» вещей.
Термин искусство может употребляться в разных смыслах: процесс использования таланта, произведение одаренного мастера, потребление произведений искусства аудиторией, а также изучение искусства (искусствоведение). «Изящные искусства» — это набор дисциплин (искусств), продуцирующих произведения искусства (объекты), созданные одаренными мастерами (искусство как деятельность) и вызывающие отклик, настроение, передающие символику и иную информацию публике (искусство как потребление). Произведениями искусства называют преднамеренную талантливую интерпретацию неограниченного множества концепций и идей с целью передать их окружающим. Они могут быть созданы специально для указанной цели или представлены изображениями и объектами. Искусство стимулирует мысли, чувства, представления и идеи через ощущения. Оно выражает идеи, принимает самые разные формы и служит многим разным целям. Искусство — это умение, которое способно вызвать восхищение.
Искусство, вызывающее своей гармоничностью положительные эмоции и ментальное удовлетворение способно также вызвать ответный созидательный отклик воспринимающего, воодушевление, стимул и стремление творить в положительном ключе. Так отозвался об искусстве художник Валерий Рыбаков, член Профессионального союза художников: "Искусство может разрушать и лечить человеческую душу, растлевать и воспитывать. И только светлое искусство способно спасти человечество: оно исцеляет душевные раны, дает надежду на будущее, несет в мир любовь и счастье."
В настоящее время в мировой культурной традиции используются понятия об искусстве, берущие свое начало в средиземноморской античности, в особенности в греко-римском понимании этого термина.
По трудовой теории, в первобытном обществе первобытное изобразительное творчество зарождается с видом Homo sapiens как способ человеческой деятельности для решения практических задач[17]. Возникнув в эпоху среднего палеолита, первобытное искусство достигло расцвета вверхнем палеолите, около 40 тыс. лет назад, и могло быть социальным продуктом общества, воплощавшим новую ступень освоения действительности[18]. Древнейшие произведения искусства, такие как ожерелье из раковин, найденное в Южной Африке[19], датируются 75 тысячелетием до н. э. и более (см.: Пещера Бломбос). В каменном веке искусство было представлено первобытными обрядами, музыкой, танцами, всевозможными украшениями тела, геоглифами — изображениями на земле, дендрографами — изображениями на коре деревьев, изображениями на шкурах животных, пещерной живописью, наскальными рисунками, петроглифами и скульптурой.
Появление искусства
связывают с играми, ритуалами
Первобытное искусство
было синкретичным. По утверждению
отдельных авторов, оно берет начало в
доречевых навыках и приемах передачи,
восприятия и хранения в памяти языковой
информации.[21] Коммуникативна
См. также Хетты, Искусство Древнего Египта, Эгейская цивилизация, Искусство Древней Греции, Эллинизм, Этрусское искусство, Скифы,Искусство Урарту
Основы искусства
в современном понимании этого
слова были заложены древними цивилизациями: египетской, мес
Византийское искусство и готика западного С
На востоке, в исламских странах, было широко распространено мнение, что изображение человека граничит с запрещенным сотворением идолов, вследствие чего изобразительное искусство в основном сводилось к архитектуре, орнаменту, ваянию, каллиграфии, ювелирному делу и другим видам декоративного и прикладного искусства (см. Исламское искусство). В Индии и Тибете искусство было сосредоточено на религиозном танце и скульптуре, которой подражала живопись, тяготевшая к ярким контрастным цветам и четким контурам. В Китае процветали в высшей степени разнообразные виды искусства: резьба по камню, бронзовая скульптура, керамика (в том числе знаменитая терракотовая армия императора Цинь), поэзия, каллиграфия, музыка, живопись, драма, фантастика и др. Стиль китайского искусства изменялся от эпохи к эпохе и традиционно носит название по имени правящей династии. Например, живопись эпохи Тан, утонченная и монохромная, изображает идеализированный пейзаж, а в эпоху Мин в моде были густые сочные краски и жанровые композиции. Японские стили в искусстве также носят название местных императорских династий, а в их живописи и каллиграфии наблюдается значительная взаимосвязь и взаимодействие. С XVII века здесь распространилась также гравюра по дереву.
Западный Ренессанс вернулся к ценностям
материального мира и гуманизма, что вновь
сопровождалось изменением парадигмы
изобразительного искусства, в пространстве
которого появилась перспектива, а человеческие
фигуры обрели утраченную было телесность.
В эпоху Просвещения художники
стремились отразить физическую и рациональную
определенность Вселенной, представлявшейся
сложным и совершенным часовым механизмом,
а также революционные идеи своего времени.
Так Уильям Блейк написал портрет Ньютона в образе божественного
геометра, а Жак-Луи Давид поставил свой
талант на службу политической пропаганде.
Художники эпохи Романтизма тяготели к эмоциональной
стороне жизни и человеческой индивидуальности,
вдохновляясь поэмами Гете. К концу XIX века появился
целый ряд художественных стилей, таких
как академизм, символизм,импре
Однако, их век
был непродолжителен, и конец прежних
направлений был приближен не только новыми
открытиями относительности Эйнштейна и подсознания Фрейда, но и беспрецедентным
развитием технологий, подстегнутым кошмаром
двух мировых войн. История искусства
XX века полна поиском новых изобразительных
возможностей и новых стандартов красоты,
каждый из которых вступал в противоречие
с предыдущими. Нормыимпрессионизма, фовизма,
Модернизм с
его идеалистическим поиском
истины во второй половине XX в. проложил
путь к осознанию его собственной недостижимости. Относительност
Искусства могут
быть классифицированы по разным критериям.
Предметом отображения
~ Виды искусств |
Статические |
Динамические | |
Изобразительные |
живопись, графика (рисунок, эс |
немое кино | |
Зрелищные |
театр, опера, эстрада,цирк, ки |
||
Неизобразительные (выразительные) |
архитектура, литература |
музыка, хореография, балет,рад |
По динамике искусства можно разделить
на пространственные и
По материалам искусство можно делить на виды, использующие
Медиаискусство: компьютерное искусство, цифровая живопись, сетевое искусство и т. д.