Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 23:01, реферат
Коллаж (collage) – дословный перевод с французского – наклеивание, аппликация, с английского - комбинация разнородных элементов. Коллажи делятся на две большие группы: - "объемные" и "плоские". Объемные коллажи создают используя самые разные предметы и материалы (проволока, дерево, веревки, металл), комбинируя их друг с другом. Плоские - составляют из изображений, фотографий, рисунков и их частей, сухого флористического материала располагая элементы на одной поверхности.
Коллаж - художественный прием создания образов, основанный на совмещении разнородных по цвету, размеру, материалу, фактуре элементов на какой-либо основе. Особенностью коллажа является способность или выделить основную мысль изображения, или наоборот – закамуфлировать ее, средствами цвета, фактуры используемых материалов.
Для поп-арта принципиально не существовало никаких эстетических запретов. Основатель движения Л. Раушенберг писал «Для меня речь идет просто о том, чтобы принимать все элементы внешнего мира и работать с ними в своего рода сотрудничестве». Мир в композициях Раушенберга предстает беспорядочным нагромождением предметов и образов. Многие детали его произведений откровенно неэстетичны, а иногда и антиэстетичны. Вдело идут и консервные банки, и пучки грязной травы, и чучела животных, и обшарпанные этажерки, и грязные кисти. Работа, которой художник дал наименование «Монограмма», представляет собой чучело козы, торчащее из автомобильной шины. Реальность индустриального и постиндустриального общества, в котором пропаганда, глянцевые журналы, реклама и кинематограф прикрывают ужас лишенного ценностей бытия, обнажается в коллажах поп-арта.
В основу коллажа легло совмещение несовместимого для создания единой композиционной структуры, отражающей быт и настроение человека. Здесь речь можно вести не только об эпатаже, но и массовом психозе. Удивляет глубокая психологичность и самокритичность коллажа, казалось, люди забыли об искусстве: ведь в ход шло все, что можно найти на помойке. В своей работе Р. Гамильтон"Так что же делает современные дома такими особенными, такими привлекательными", 1956 г., ставшей своеобразным манифестом данного течения, наиболее ясно отразился тип мышления послевоенного человека, где опять же проявились такие уникальные свойства коллажа как универсальность, вседоступность, техническая простота, полная самореализация и прочая. Как видно, коллаж в поп-арте далеко не однозначен в своей оценке предметного мира. Многочисленность трактовок, двусмысленность, скандальность и еще многие качества можно приписать этому коллажу, который затрагивал и вопросы переосмысления ценностей человека, и изменчивость мировоззрения, и отражение невидимой хаотичности и беспорядка.
Хотя в XX веке, по общему мнению, преобладает массовая культура, коллаж не утратил своего самостоятельного значения, так как он направлен на индивидуальность и порожден индивидуальностью. Коллаж вбирает в себя огромный художественный и энергетический потенциал, посредством которого мастер воздействует на зрителя.
Если в кубизме коллаж выступает как способ организации пространства, как формирование нового зрительного восприятия (по словам Брака "Ощущение деформирует, разум формирует"), стирание пространственных границ и выражение субъективной точки зрения художника, то в дадаизме и поп-арте коллаж становиться средством разрушения материального мира, отрицания логического мышления, является выражением хаотичности как внешнего мира, так и внутреннего мира личности.
За последние годы техника коллажа принципиально не изменилась, она актуальна и развивается, выражаясь в различных формах компьютерного коллажа.
В русском искусстве первым кто стал применять технику коллажа, был Аристарх Лентулов. Неуемный экспериментатор сочетал в своих полотнах живописные фрагменты с наклеенными кусочками фольги и цветной бумаги. Наиболее яркими работами, созданными в подобной технике в 1914-1915 годы, являются панно «Москва», «Василий Блаженный», «Корабль».
В 60-х годах к технике коллаж обратился известный художник Илья Глазунов. Так им была создана картина «Старик», многие произведения исторической тематики. Особую выразительность произведениям художника придают такие материалы как меха и камни.
Коллаж обладает сильным эмоциональным воздействием поэтому к нему нереко прибегали советские карикатуристы. Например, художники М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н.А. Соколов, вошедшие в историю под псевдонимом Кукрыниксы(История русского советского искусства.- Изд. 2-е.- М., 1989 г.Брюсова В.Г. Русская живопись 17-го века.- М., 1984 г.)НАПИСАТЬ ИЗ ЗНЦИКЛОПЕДИЙ ПРО КУКРЫНИКСОВ.
Коллаж был любимым увлечением замечательного кинорежиссера Сергея Параджанова. О называл коллаж «прессованным фильмом», используя то что оказывалось под рукой,- куски стекла, бусины, перья, обрывки ткани, кружево, журнальные вырезки, листья, цветы,- Параджанов создавал своеобразные драматические произведения. Каждый его коллаж –это целая история. Его творчество подтверждает что практически любой предмет и даже его части могут послужить красками для картины.
Современные художники продолжают поиски открывая все новые и новые возможности создания коллажей. Сегодня популярно не столько склеивание различных деталей, сколько их наложение, наслоение. Причем материалы могут быть подобраны совершенно различные по цвету, форме, фактуре. Совмещают казалось бы совершенно не совместимое.
Разновидности коллажа: ассамбляж, текстильный коллаж флористический коллаж, бумажный коллаж, фото коллаж, фотомонтаж.
Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажей до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась.
Ассамбляж – разновидность «искусства объекта» и как другие формы, он, по существу, представляет собой «разросшуюся» коллаж-комбинацию предметов на плоскости или в пространстве.
Термин «ассамбляж» является собирательным понятием, охватывающим различные варианты вещественных комбинаций: иногда художники вводят реальные объекты в живописные произведения (Роберт Раушенберг), в других случаях — создают композицию исключительно из готовых форм («ready made») (например, промышленных изделий). Сюда же относится и так называемые «падающие картины» (монтаж предметов на вертикальной плоскости).
Объединяя на плоскости различные предметы, художники как бы стирают границы между произведением и реальным пространством, представляя зрителю игру-размышление на тему взаимоотношений искусства и реальности.
Разновидности ассамбляжа:
1)комбинированные картины – произведения Роберта Раушенберга ярко рпедставляют это направление, сочетая вещественные вставки с живописью в манере абстрактного экспрессионизма.
2)аккумуляция (фр. accumulation — накопление, аккумуляция; нагромождение) - разновидность ассамбляжа, при котором композиции, исполненные из бытовых вещей (часто бывших в употреблении), или их деталей, выставляются в стеклянной коробке либо укрепленными на вертикальном щите. Наибольшую известность получили аккумуляции Армана, создававшего абстрактные композиции из частей целлулоидных кукол, крышек от бутылок, деталей часовых механизмов. Например, «Аккумуляция чайников» Армана (1961) состоит из нескольких десятков чайников, помещенных в ящик из плексиглаза. Этот тип создания артефактов использовали представители Нового реализма, художники Арман, Тен-гели, Цезар, Чемберлен и др.
«Аккумуляция чайников» Армана (1961)
Ассамбляж уходит корнями в искусство начала XX века. Он ведёт начало от коллажей в кубистических картинах П. Пикассо и Ж. Брака.
Одним из наиболее ранних и известных примеров ассамбляжа было велосипедное колесо на табуретке Марселя Дюшана, которое он назвал термином «реди-мейд» (англ. ready-made — готовый). Позднее дадаисты и сюрреалисты строили свое искусство на удивительных сопоставлениях не связанных между собой предметов и образов.
Роберт Раушенберг вводил реальные объекты в живописное пространство, большинство же художников создавали композиции исключительно из готовых материалов,чаще всего промышленных изделий.
Роберт Раушенберг»Монограмма»(1959)
В области ассамбляжа работали художники группы Новый реализм, американцы Джим Дайн, Аллен Кэпроу, поляк Владислав Хасиор.
Ассамбляж так же был блестяще использован русскими художниками в начале XX века – В. Е. Татлиным, И. А. Пуни, А. Родченко.
В. Татлин «Трамвай». 1915 г.
Однако термин первым использовал Жан Дюбюффе в 1953 году для обозначения своей серии литографий, созданных на основе коллажей из бумаги. В 1954 году он перенес его на трехмерные камерные объекты, создаваемые из папье-маше, кусочков дерева и других материалов и обломков от каких-то предметов. Жан Дюбюффе полагал, что термин коллаж следует сохранить за работами Брака и Пикассо, созданными в период синтетического кубизма.
Техника ассамбляжа стала особенно популярна в конце пятидесятых годов, когда художники широко включали в живопись и скульптуру посторонние материалы, в том числе еду и разнообразные отходы.
В 1961 году в нью-йоркском Музее современного искусства состоялась выставка «Искусство ассамбляжа», включавшая в свой состав коллажи и ассамбляж поздних кубистов, дадаистов, футуристов, сюрреалистов, реди-мейд Дюшана, произведения де Кунинга, Раушенберга, Тенгели, Станкевича, Кинхольца, спрессованные автомобили Цезаря Бальдаччини, сюрреалистские ассамбляжи Джозефа Корнелла.
Одним из основателей техники считается французский художник Сезар (настояшее имя и фамилия Сезар Бальдаччини) (1921–1998), французский художник, один из лидеров постмодернизма во французском изобразительном искусстве. Первоначально использовал в качестве материала для скульптур куски металлолома, соединенные сварочным аппаратом; в этих вещах сказалось заметное влияние П.Пикассо и Ж.Ришье. Создавал также ассамбляжи-картины из бытового мусора, компактно собранного под плексиглас (Мусорная корзина золотого голубя , 1969). С 1958 разрабатывал технику «компрессии», помещая под гидравлический пресс материал для своих произведений.
Характерными примерами ассамбляжей являются работы скульпторов Тони Крэгга и Билла Вудроу, многие из которых, особенно ранние, сделаны из найденных предметов и обломков.
В 1981 году состоялась новаторская выставка «Предметы и скульптура», проведенная одновременно в Институте современного искусства в Лондоне и галерее Арнольфини в Бристоле, на которой использование «урбанистических материалов» было возведено в норму. Ее участниками, помимо Крэгга и Вудроу, стали Эдвард Аллингтон, Ричард Дикон, Энтони Гормли, Аниш Капур, Брайан Орган, Питер Рэнделл-Пейдж и Жан-Люк Вильмут.
Текстильный коллаж (фр. со11аgе — наклеивание) — работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, отличную по цвету, создавая определенный рисунок, в котором основа играет роль фона. Иногда коллажи создаются целиком из лоскутков. В этой технике могут быть выполнены панно, портреты, натюрморты и другие произведения декоративного искусства. Материалами для коллажа служат натуральные и синтетические ткани разной фактуры – гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр. Фоном для могут быть шёлк, бархат, полотно, сукно, кожа, парусина, мешковина (предпочтительны пастельные тона). Фон должен быть более плотным, чем сама аппликация. Если нет подходящих по цвету кусочков ткани, их можно окрасить.
Флористичекий коллаж- создается с помощью природных материалов — сухих растений, плодов, гравия, ракушек, перьев, коры и т. д. Засушенные плоские цветы встречаются уже в культурах древней Иудеи и Египта, в V–III веках до нашей эры. Прессованные растения в виде гербария известны в Европе со времен средневековья. Хорошо сохранившиеся образцы гербария XVI века можно и сегодня увидеть например, в парижском Ботаническом музее.
Создание композиций из засушенных цветов как вид традиционного искусства существует многие сотни лет в Японии. Оно получило там название «осибана» (ошибана), что в переводе и означает «прессованные цветы».
В Китае и сопредельных ему странах, Тайланде, Корее и других, занятие прессованными цветами издревле было отдельным, очень почитаемым ремеслом.
В 19 веке в викторианской Англии засушенные цветы (прессованные) вошли в моду. В гостиных висели художественные гербарии в овальных рамках.
Из Англии мода пришла в Европу. Салоны Германии, Франции наполнились декоративными картинками из засушенных цветов.
Из Европы эта мода пришла и в Россию. Интересным примером художественного оформления гербария служат цветы, собранные и засушенные С.А. Толстой летом 1892 года, фотографии, которых опубликованы недавно издательством «Ясная Поляна». Интерес к флористике, как назывались тогда работы из прессованных цветов, вновь пришел в Европу в послевоенные годы. В 20-е годы ХХ века техника коллажа стала очень популярной и достигла своего расцвета. В СССР работы из прессованных цветов стали появляться на выставках в Москве и Ленинграде. В 60-х годах появились московская, ленинградская, минская и харьковская школы. Традиции тех лет до сих пор живы в Московском городском обществе охраны природы, в секции « Природа и творчество». В последние годы коллажи из прессованных цветов становятся все более популярными.
Цветы всегда являлись мощным аккумулятором природной энергии и потому они особенно притягательны. Художественное использование природных материалов с их натуральными красками и фактурами предполагает новые эстетические формы восприятия произведений искусства, такие как любование, созерцание. Для человека важно научиться видеть высший эстетический смысл в природе, и тогда его жизнь станет более одухотворенной и гармоничной.