Коллаж как художественный прием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 23:01, реферат

Краткое описание

Коллаж (collage) – дословный перевод с французского – наклеивание, аппликация, с английского - комбинация разнородных элементов. Коллажи делятся на две большие группы: - "объемные" и "плоские". Объемные коллажи создают используя самые разные предметы и материалы (проволока, дерево, веревки, металл), комбинируя их друг с другом. Плоские - составляют из изображений, фотографий, рисунков и их частей, сухого флористического материала располагая элементы на одной поверхности.
Коллаж - художественный прием создания образов, основанный на совмещении разнородных по цвету, размеру, материалу, фактуре элементов на какой-либо основе. Особенностью коллажа является способность или выделить основную мысль изображения, или наоборот – закамуфлировать ее, средствами цвета, фактуры используемых материалов.

Вложенные файлы: 1 файл

коллаж.doc

— 578.00 Кб (Скачать файл)

В результате неожиданной взаимосвязи двух разномасштабных фото возник новый образ, фантастический, родственный сказочным гиперболам Маяковского ("оздоровительный ремонт человека") с которым мастер дружил и их связывал ряд совместных работ. К классическим образцам фотомонтажа, который Лисицкий называл "высоким искусством", следует отнести и обложку сборника "Выставка японского кино", созданную в 1929 году. Один из двух последних антифашистских плакатов — патриотический плакат "Давайте побольше танков! "- смертельно больной туберкулёзом лёгких Лисицкий успел увидать за несколько дней до смерти в декабре 1941 года.

Нельзя не отметить многочисленных работ в этом жанре братьев Георгия и Владимира Стейнбергов. Их плакаты — это вся история отечественного кино двадцатых годов.

Фотомонтаж — это не составная часть искусства фотографии, несмотря на то, что она в нём обязательно присутствует, а совершенно самостоятельный вид искусства, органично сочетающий совместный труд фотографа и художника. Хороший фотомонтаж — это своего рода маленькое изобретение, связанное с умением видеть в предметах нечто новое, такое, чего не видят другие, но по мнению художника, обязательно должны увидеть. Считалось, что обязательная черта хорошего агитационного фотомонтажа — лаконизм. Если в работе много деталей, её нужно долго рассматривать, что, за редким исключением, мешает восприятию. Лаконичную работу сделать куда труднее. Каждая фотография в процессе монтажа становится частью создаваемого образа. Практически всегда при работе над фотомонтажом требуется ретушь и дорисовка фотографий, составляющих новый образ. Сила готового фотомонтажа - в его убедительной условности, тогда как сила фотографии - в документальном реализме.

Фотомонтаж оперирует такими категориями, как фантастика, смещение во времени и пространстве, обратная перспектива, метафоричность и гипербола. В интересных работах для усиления темы практически всегда присутствует графика, если последняя не нарушает единство образа. Опыты русских фотохудожников, многие эксперименты которых удивительным образом предвосхитили возможности компьютерной графики, не утратили своей актуальности и сегодня.

Становление Виктора Корецкого происходило уже на спаде волны конструктивизма. Он готовился стать живописцем, но годы учёбы совпали с расцветом творчества А. Родченко, Г. Клуциса, Л. Лисицкого, братьев В. и Г. Стенбергов, Н. Прусакова. Плакаты художников-конструктивистов увлекли молодого человека, а окончательное решение заняться агитационным искусством созрело после знакомства с фотопамфлетами того же Джона Хартфилда.

Внимание молодого художника привлекла фотография. Он считал её искусством современным, понятным массам, выражающим новую эстетику кино, фотохроники, плакатов. Ему нравились фотомонтажные работы Г. Клуциса, но он искал собственный творческий метод. И нашел его в фотоплакате, став ведущим мастером этого жанра. В отличие от фотомонтажа фотоплакату свойственна целостная композиция, основанная на "постановочном" снимке. Приступая к созданию новой работы, в поисках нужной мизансцены, характерного типажа, выразительной детали художник действует подобно режиссёру. Первый фотоплакат на тему солидарности трудящихся стран мира был сделан Корецким в содружестве с В. Грицевич и Б. Кноблоком в 1931 году, его работы конца 30-х пользовались успехом. С полной силой талант мастера раскрылся в годы Отечественной войны. За четыре года войны В. Корецкий сделал более сорока плакатов. Вклад художника в дело победы в 1946 году был отмечен Государственной премией. Послевоенное творчество в 1949 году было отмечено второй Государственной премией, а годом раньше он получил восемь наград на Международной выставке плаката в Вене. Австрийская пресса особо отметила "покоряющий, горячий, полнокровный реализм" работ мастера.

Непревзойдённым мастером в жанре фотомонтажа долгое время оставался Александр Житомирский, проработавший много лет газетным художником, карикатуристом и главным художником известных журналов, одним только "Советским Союзом" трудился более тридцати лет.

В годы войны Житомирский создал множество листовок с фотомонтажами, служивших важным средством пропаганды среди немецких солдат. Вот как сам Александр Арнольдович вспоминал о своей работе в годы войны. "Уже месяц свирепствовала на нашей земле война. Нам сотрудникам журнала "Иллюстрированная газета",было дано задание — срочно сделать макет нового журнала. В нашем распоряжении были даже не часы, а минуты. Через сорок минут макет был готов. Так в июле 1941 года родился "Фронт-иллюстрирте" — журнал для немецких солдат. На одном моём фотомонтаже начальник Главного политического управления Красной Армии написал: "Печатать отдельной листовкой. Тираж — один миллион". Так родились иллюстрированные листовки, которые служили немецким солдатам пропуском в плен".

Работы Житомирского, многие из которых созданы более 60 лет назад, и сегодня могут служить достойным примером исполнительского мастерства. Большая заслуга Житомирского заключается ещё и в том, что он в авторском альбоме, изданном в 1983 году издательством "Плакат", впервые подробно, на конкретных примерах, рассказал о приёмах и методах своей работы, раскрывая её секреты.

Конечно, с позиций сегодняшнего дня, человек владеющий базовыми знаниями графического редактора Photoshop. взглянув на эти фотомонтажи может улыбнуться, но стоит напомнить, что ещё двадцать лет назад, в "докомпьютерную" эпоху, многие технологические тонкости вставали непреодолимой преградой при создании относительно несложных работ.

Практически до всего приходилось доходить своим умом, методом проб и ошибок. Учиться было негде и не у кого, а без подробного объяснения автора было просто непонятно, как такое вообще может быть. Как, например, у хищной птицы выросла человеческая голова? Где автор, в конце концов, берёт исходный материал для своих работ? Это были явно не живописные работы, но и сделать такую фотографию, традиционным способом, тоже было невозможно. Они выглядели очень убедительно за счёт реалистичности, и в то же время такого не могло быть в реальной жизни. Масштабы используемых предметов, в подавляющем большинстве работ, соответствовали реальной анатомии человека, а все элементы, составляющие единое целое были освещены одним источником света или мастерски отретушированы аэрографом.Именно так возникал эффект "реальной нереальности" и он не мог не приковывать к себе внимание зрителя.(Погорелый Сергей, стр 63-68. фотомастерская 8(16)август 2006)

 

В XX веке искусство коллажа особенно ярко проникает в рекламу, театральные и кино афиши. Позднее, комбинированная съемка в силу емкости визуальных решений, начинает широко использоваться и периодическими изданиями и в книжном дизайне. 

Способы фотомонтажа:

1.       Механический фотомонтаж При механическом способе фотомонтажа из фотографий вырезают нужные изображения, подгоняют их дрег к другу, склеивают на листе бумаги, ретушируют, затем переснимают;

2.       Проекционный фотомонтаж При проекционном способе фотомонтажа на фотобумаге последовательно печатают изображения с ряда негативов. При этом нередко используют маски, последовательно перекрывающие те или иные части негатива;

3.       Компьютерный фотомонтаж. С развитием компьютерной техники появился целый арсенал программного обеспечения для фотомонтажа. Наиболее мощная и распространённая программа — Adobe Photoshop. Цифровая фотография позволяет сразу использовать отснятый материал для цифрового фотомонтажа, без предварительного сканирования.

Компьютерные программы для фотомонтажа 

С развитием компьютерной техники появился целый арсенал программного обеспечения для фотомонтажа. Монтаж фото - это уникальная возможность сделать фотографию более яркой и необычной. Используя фотографию и графические приёмы, создают небывалое изображение, претендующее, тем не менее, на фотографическую точность. Можно сделать из двух или трёх фотографий одну, и наоборот. Любой человек всегда хочет сфотографироваться с какой либо звездой экрана или знаменитым человеком, почувствовать себя в чужом теле. Наиболее распространённые программы для фотомонтажа — Adobe Photoshop, Corel Photo-Paint, GIMP. Существует ряд более простых программ разработанных специально для фотомонтажа.

Vertus Fluid Mask 3.2.3 Portable

Программа для фотомонтажа, вырезает с высокой точностью объекты на фотографиях, и при переносе вырезанной детали на другое фото, различными способами смешивания маскирует перенесенный объект


Photo Montage Guide 1.0 Portable En/Rus


Photo Montage Guide 1.0 - предназначена для "умного" удаления ненужных объектов с фотографий, изменения размера и пропорций, вырезания фрагмента, и проведения фотомонтажа. В программу включены анимированные примеры обработки фотографий

Picture Cutout Guide 2.4 Portable для отделения объектов от фона и проведения фотомонтажа

Picture Cutout Guide - программа для отделения объектов от фона и проведения фотомонтажа. Отделяет объекты от произвольного фона и переносит их на другие фотографии. Позволяет применить эффеты к фону - заливка с выбором цвета, затенение и размытие с выбором интенсивности. В программу включены анимированные примеры обработки фотографий: возможности программы; указание границ объектов; простая очистка фона; эффекты для фона; сложная очистка фона; фотомонтаж


Прически v. 5.1 (Virtual Coiffeur) Portable

 


Вы хотите изменить свой образ, но не знаете какой стиль Вам лучше подойдет. Загрузите в программу свою фотографию, и Вы сможете подобрать себе не только прическу, но и примерить аксесуары выбрав из них наиболее подходящие для Вас.

Picget PhotoShine 3.5 Portable - вставка фото в шаблон

Picget PhotoShine - предлагает каждому почувствовать себя звездой в телевизоре, на обложке журнала, на рекламных плакатах.

 

Face Off Max Portable

Программа поможет сделать фото, наложив свое или чье-то лицо на чужую фотографию.

Two Pilots Collection Portable v11.2010Rus - пакет портативных графических программ

Two Pilots Collection - пакет портативных графических программ от Two Pilots. Эти программы необходимы для изменения изображений, не прибегая к помощи мощных редакторов, типа PhotoShop. Сих подошью возможно ретушировать фотографии, создать фотомонтаж, устранить косметические дефекты, удалить эффект красных глаз, изменить размеры, произвести коррекцию различных искажений и многое другое. Каждая из программ, входящих в сборник, включает в себя демонстрационные примеры, помощь и интерфейс на русском языке.

 

FaceOnBody Pro v2.4 Portable Rus

Эта программа разработана специально для любителей фото приколов. Любители подобного рода шуток смогут наделить одного из своих друзей телом знаменитости или популярного кино персонажа, которых в арсенале программы целое море.
 

 

FaceSwapper 1.0 Portable

Программа FaceSwapper позволяет за пару минут создать оригинальный коллаж, художественную композицию или фотомонтаж.




 

 

Основные инструменты, которые используются при Фотомонтаже во всех программах-фоторедакторах схожи, называться они только могут по-разному:

Штамп копий (Клон) – нужный участок изображения копируется в нужное место. С помощью этого одного из главных инструментов можно «вырастить» (дорисовать) недостающие детали изображения.

Лассо – выделяется нужный участок изображения, после чего он вставляется туда, куда необходимо, либо выделенный участок заменяется другим изображением.

Карандаш – необходим для ручной дорисовки. Цвет выбирается обычно с помощью инструмента «Пипетка». Также карандаш в некоторых фоторедакторах используют в качестве «Ластика», после того как задать ему белый цвет. Ещё карандаш можно применять вместо «Затемнителя» или «Высветлителя», задав соответственно темный или светлый цвет линии.

Размыватель (размывание) – с его помощью уменьшают резкость нужных участков изображения. Обычно используется для маскировки дорисованных или измененных каким-либо другим образом участков изображения, а также для сглаживания границ и контуров.

Фильтр Сжижение - им можно, например, "сгибать", "разгибать" элементы фотографий и многое другое.

Учитывая, что для каждого из указанных инструментов легко задать разную степень их проявления (от 0% до 100%) плюс к тому много дополнительных вариаций применения, то имеется необъятный простор для их использования при Фотомонтаже. 

Вся суть Фотомонтажа сводится к одной простой истине – выдать иллюзию за реальность, то есть показать то, чего нет на самом деле. Потому при претворении Фотомонтажа в жизнь важно соблюдать правила изобразительного искусства.

Для того чтобы фотография смотрелась естественно нужно, соблюдать закономерности освещения, цветности, резкости, контрастности и т.д. Фотомонтаж будет смотреться естественно, если совмещаемые участки изображения не сильно отличаются друг от друга по указанным параметрам, в таком случае можно немного подправить с помощью дорисовки или фильтров. Если же отличаются очень сильно, то очень сложно будет добиться естественности.

Каким бы большим инструментарием не обладала та или иная программа-фоторедактор, каким бы огромным не был опыт и мастерство фотомонтажера, некоторые задачи и проблемы при создании фотомонтажа могут остаться просто неразрешимыми. Почти в любом Фотомонтаже есть свой изъян, пусть даже большинству он будет не заметен. Самое плохое то, что допущен такой изъян может быть не потому что фотомонтажер не заметил его, а потому, что его он не в силах был исправить. Причиной тому, может быть то, что хоть теоретически возможности Фотомонтажа – безграничны, фактически – они ограниченны. Ограниченны эти возможности чаще всего используемым при создании Фотомонтажа фотоматериалом, совмещаемые участки которого иной раз никак не возможно подогнать друг под друга ни по освещению, ни по цветности, ни по резкости, ни по контрастности и т.д.

 

Компьютерные программы для создания коллажей

В компьютерной графике коллажем называют композицию, составленную из разных изображений — противоположных по характеру или находящихся в гармонии, помещаемых рядом друг с другом, накладываемых одно поверх другого или сведенных воедино и представляющих собой нечто осмысленное, а зачастую объединенных в один графический символ посредством однородной текстуры.

Компьютерные коллажи незаменимы при оформлении различных видов печатной продукции: книг, афиш, плакатов, транспарантов. Используются они и при создании информационной (листовки, буклеты, проспекты), презентационной (юбилейные буклеты, пригласительные билеты) и сувенирной (настенные и настольные календари и календарики) рекламы. Информационные материалы содержат сведения о компании и производимых ею товарах и услугах, отличаясь предельно четким, ярким и информативным описанием. В презентационной литературе не только кратко излагается история компании и отражаются ее достижения, но и приводятся сведения справочного характера: адреса, телефоны, часы работы. Сувенирная продукция — удобный способ представления компании и ее товаров в форме, рассчитанной на широкую аудиторию. Кроме того, коллажи применяются при создании такой печатной продукции, как дипломы, грамоты, открытки и т.п.

Информация о работе Коллаж как художественный прием