Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 23:01, реферат
Коллаж (collage) – дословный перевод с французского – наклеивание, аппликация, с английского - комбинация разнородных элементов. Коллажи делятся на две большие группы: - "объемные" и "плоские". Объемные коллажи создают используя самые разные предметы и материалы (проволока, дерево, веревки, металл), комбинируя их друг с другом. Плоские - составляют из изображений, фотографий, рисунков и их частей, сухого флористического материала располагая элементы на одной поверхности.
Коллаж - художественный прием создания образов, основанный на совмещении разнородных по цвету, размеру, материалу, фактуре элементов на какой-либо основе. Особенностью коллажа является способность или выделить основную мысль изображения, или наоборот – закамуфлировать ее, средствами цвета, фактуры используемых материалов.
Флористический коллаж и панно являются стильным украшением любой квартиры или дома. В декоре интерьера учитывайте стиль и цвета коллажей и панно, так как спальня, столовая, кухня, прихожая требуют своих цветовых решений.
Виды флористических коллажей:
1. Плоскостные коллажи- имеют небольшую глубину и могут помещаться под стекло. В зависимости от техники исполнения и истории возникновения различают:
Коллажи по Раффелу – разработка известного немецкого флориста Фридхельма Раффелла - основателя европейского направления флористического коллажа. Этот вид флористических работ напоминает картину с рисованным, распыленным фоном, чаще всего выполненным гуашью и акварельными красками с применением различных техник: набрызга, декалькомании, оттиска.
Плоскостные картины создаются из высушенных цветов и консервированных природных материалов на однотонном фоне. Такие коллажи подходят для интерьеров с рустикальными элементами.
2. Объемные коллажи
Структурный коллаж - построен на контрастах текстур и высот флористических материалов - структур, входящих в общую композицию.
Коллаж Terra-Bilder - видимый результат такого коллажа - монолитное полотно «под глину» с хорошо выраженными объемными фактурами отдельных флористических элементов.
Транспарентный коллаж - все флоралии крепятся на шнурах или леске, предварительно натянутых внутри рамы. Непосредственным фоном служит та поверхность стены или ниши, где будет располагаться коллаж. Поэтому особое внимание необходимо уделить цвету и текстуре покрытия стен.
Основные стили флористических коллажей
При всём многообразии мотивов и сюжетов флористические коллажи можно условно подразделить на четыре стиля:
В каждом стиле – свои средства художественной выразительности, свои приёмы и особенности.
Коллажи бывают художественными и геометрическими. В первом случае кусочки бумаги лучше аккуратно отрывать, подбирая нужные цвета или формы, а в геометрических коллажах кусочки бумаги вырезают ножницами, чтобы получить более четкие линии. Однако в любом коллаже можно использовать целые картинки, которые затем дополнить различными элементами.
Брайан Горст. Средиземноморский пейзаж
Для создания коллажа прежде всего следует подобрать материалы: старые фотографии, глянцевые журналы, вырезки из газет, цветную бумагу, фольгу, обертки от конфет, обрезки обоев, однотонную бумагу типа ватмана, кружево, отрезки тесьмы и т. д. Оригинальные бумажные фактуры можно получить следующим образом: отпечатать на ксероксе марлю, сушеные листья, мятую бумагу и т. п. Далее можно приступать к созданию композиции из собранных материалов. Для того чтобы идея работы была более понятна из отдельных слов или букв составляют фразу, отражающую главную идею. Разные шрифты и размеры слов могут придать надписи броскость и выразительность.
Предметом оформления в технике бумажный коллаж способны стать семейные фотоальбомы, в которых вместе с фотографиями будут прекрасно смотреться вырезки из поздравительных открыток, билеты в кино или на концерт и т. п. Если основную смысловую нагрузку в панно несут на себе фотографии, а остальной бумажный материал лишь дополняет, создает фон, то это иная разновидность коллажа - фотоколлаж.
Фотоколлаж - новый вид коллажа, появляется с развитием фотографии. Изначально, это фотографирование с использованием фоновых картинок, памятных и просто красивых мест, выполненных с помощью различной техники, от рисования до создания муляжей объектов. Далее персонажи получили возможность «переодеваться» - в изображениях появилось отверстие для лица, теперь степень натуральности определялась мастерством художника выполнившего изображение.
Увеличение качества фотографий позволило создавать следующий вид коллажа – фотомонтаж. Это уже действительно совмещение двух и более снимков в один, требующее много разных знаний и умений. Фотомонтаж очень сложная и кропотливая работа, занимающая много часов напряженного труда. Технически, фотомонтаж создается в несколько этапов – подбор снимков, по степени и углу освещения, качества самих снимков. Создание аппликации или печать с использованием масок, дальнейшее ретуширование, удаление границ изображений, наложение теней, придание естественности освещению и только потом печать окончательного результата.
На сегодняшний день, цифровая фотография и современное программное обеспечение, позволяют создавать фотомонтажи высочайшего качества, визуально не отличимые от оригинальных снимков.
История фотоколлажа и фотомонтажа очень разнообразна и насыщена. С появлением цифровых методов значительно расширились возможности, так как компьютер помогает комбинировать изображения из нескольких источников, эпох и средств с целью создания совершенно необычных работ.
Первые дошедшие до нас сведения о фотомонтаже относятся к 50-м годам XIX века. Английский художник Д. Хилл и его друг фотограф Р. Адамсон в 1843 году подготовили 470 фотопортретов и, соответственно смонтировав их, написали большую картину "Заседание Свободной церкви в Шотландии". Живший несколько позже в Англии швед Оскар Густав Рейландер прославился своим помпезным многофигурным монтажём "Два жизненных пути".
Его картину приняли с восторгом. Королева Виктория купила эту работу и подарила её принцу Георгу. Его современник, англичанин Генри Пич Робинсон, создал несколько аллегорических фотомонтажей, построенных на реальной перспективе и выполненных в натуралистической манере.
Создавая свои работы, он подражал картинам живописцев. Одно из первых его фотомонтажных произведений относится к 1877 году и называется "После дневного труда". За этой работой последовало много других. По существу, эти работы ещё не были фотомонтажом с прелестью его условного мира, собственными измерениями и законами, однако на проходивших в то время фотовыставках они всегда получали первые премии.
Некоторые исследователи приводят в качестве примера первого фотомонтажа ширму всемирно известного датского сказочника Г. Х. Андерсона, оклееннную множеством репродукций, глядя на которую он писал свои скизки. Ширма сохранилась до сегодняшнего дня и её можно увидеть в музее писателя в Дании. Но все перечисленные выше работы — лишь первые шаги фотомонтажа.
Споры по поводу того, кого же кого можно назвать официальным основателем такого жанра, как фотомонтаж, ведутся по сей день. Несомненно только одно: что искать зачинателя жанра стоит среди участников модернистского литературно-художественного течения "Dada" существовавшего в 1916 — 1922 годах в Цюрихе. Основателем и вдохновителем течения "Dada" считается Рауль Хаусманн он же является и автором статьи "Определение фотомонтажа", в которой даёт довольно точную характеристику нового жанра. Хаусманн считал, что в фотомонтаже возможно гармоничное сочетание самых разнородных элементов и фотографий, что и подтверждали его собственные работы.
Увлечение фотомонтажом в конце концов привело его к более глубокому изучению искусства фотографии, которым он отойдя от графики, стал серьёзно увлекаться с середины 30-х годов до конца своей жизни. Самым же известным и почитаемым, а также претендентом на первенство изобретателя фотомонтажа был Джон Хартфилд (Хельмут Херцфельд). Его творчество известно более широко, чем многих других членов "Dada",в следствии его активной борьбы с фашизмом и нацистским режимом.
В годы Первой мировой войны он первымсоздал работы в таком новом для фотомонтажа жанре, как плакат-памфлет. Памфле́т (от англ. pamphlet) — разновидность художественно-
Истоками этой техники Хартфилд называл открытки, которые он и его друг Георг Гросс посылали друзьям на фронт в годы Первой мировой войны. Эти открытки представляли из себя пёструю смесь реклам собачьего корма, винных этикеток, строчек из песен, вырезанных ножницами фотографий. Никакой цензор не пропустил бы это послание, будь оно написано словами.
Из вышесказанного очевидно, фотомонтаж возник в Германии как визуальный язык для посвящённых. Хартфилд собирал из журналов и газетных публикаций фотографии всех действовавших политических лидеров того времени, которые затем использовал в своих фотомонтажах с минимальной художественной эстетикой. Недостающие фрагменты своих будущих работ он восполнял при помощи постановочной съёмки с участием приглашенных фотографов. Он считал, что коллаж обязательно должен состоять из фотографий с подписями, поскольку фотографическое изображение и текстовое послание взаимодействуют между собой и другими элементами композиции.
Часто свои работы он сопровождал цитатами из выступлений нацистских вождей. Иногда приводимые цитаты и видеоряд резко противоречили друг другу. В 1931 году в Москве состоялась выставка работ Джона Хартфилда. Естественно, её экспонаты тогда нельзя было вернуть в Германию и они находились в Москве двадцать шесть лет, в запасниках одного из музеев.
В 1957 году работы были возвращены автору, считавшему их давно погибшими, а на следующий год у него состоится вторая московская выставка. Но все это было значительно позже описываемого периода.
С приходом к власти Адольфа Гитлера в 1933 году Хартфилд вынужден был эмигрировать в Чехословакию. Участие в выставке карикатуры повлекло за собой дипломатические разногласия между Чехословакией и Германией, опасаясь последствий этой напряженности художник переезжает жить и работать в Англию. Только в 1948 году он смог вернуться на родину, получив приглашение Гумбольдского университета занять должность преподавателя сатирической графики.
В нашей стране период расцвета фотомонтажа пришелся на 20-е годы — время конструктивизма, когда в этой области работали Александр Родченко, Эль Лисицкий, Густав Клуцис, Соломон Телингатер, Любовь Попова, Сергей Сенькин и многие другие художники.
Эксперименты в области фотографии — одна из самых ярких и уникальных страниц русского искусства 1920 — 30-х годов. Именно в это время экспериментальная фотография выделилась в отдельный жанр фотоискусства, определив дальнейшие пути развития как самой фотографии, так и в целом графики, графического дизайна и полиграфии.
Конструктивисты отдавали фотографии и фотомонтажу предпочтение перед рисованной сюжетной композицией, считая что "точность и документальность придают фотоснимку такую силу воздействия на зрителя, какую графическое изображение никогда достичь не может". Вот что писал Густав Клуцис в статье "Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства" в 1931 году:"Фотомонтаж — типичный вид советского революционного искусства, но сфера его применения далеко выходит за пределы СССР. Коммунистическая печать Германии широко применяют в своих изданиях метод фотомонтажа. Необходимо всячески приветствовать и поддерживать всякого нового работника в этой области, двигающего дальше это большое дело".
В 1923 году Александр Родченко создал цикл фотомонтажных иллюстраций к поэме Владимира Маяковского "Про это". Маяковский, внимательно следивший за творческим ростом Родченко, особо отметил его "добрые боевые заслуги в области живописного фотомонтажа". Одно из самых замечательных достижений Родченко — применение фотомонтажа в области книжной иллюстрации. Приступая к работе над обложкой и иллюстрациями к поэме Маяковского "Про это" Родченко прокламировал "новый способ иллюстрации путём монтировки печатного и фотографического материала на определённую тему...". С этих работ началось творческое содружество Родченко и Маяковского, а плакат, созданный Родченко в 1925 году рекламный плакат "КНИГИ" для Ленинградского отделения Госиздата (Ленгиза), с фотографией Лилей Брик, помнят и знают практически все, хотя он и не был издан.
Фотомонтажные композиции Родченко настолько соответствуют стилевой системе Маяковского, с такой убедительностью воссоздают его образы (гиперболические, эмоционально-лирические, сатирические), что могут служить образцом самого тесного вхождения иллюстрации в текст. Работа в области фотомонтажа привела Родченко к увлечению фотографией. Как фотограф Родченко завоевал репутацию смелого экспериментатора, разрабатывавшего специфические формы и возможности фотоискусства. В 1928 году плакатист и график Сергей Сенькин был ассистентом Эль Лисицкого по оформлению советского раздела международной выставки "Пресса" в Кёльне. Сенькин монтировал фотофриз — сложное монтажное изображение опоясывавшее выставочный зал по периметру.
Сюжеты фотографий, включённых в монтаж, должны были рассказывать о жизни в СССР. По своим размерам этот фотофриз приближался к масштабу архитектуры. Под влиянием этой работы в конце 20-х годов Сенькин подготовил программу экспериментальных работ по фотофреске. Он предлагал наносить светочувствительный раствор на фасады зданий и проецировать на них фотоизображение.
Монтажи Эля Лисицкого имели свою творческую индивидуальность. Чёткая композиция, удивительное чувство эпохи, сочетание шрифта, фотографии, графики стояли для этого автора на первом месте, а в совокупности составляли единое целое. Пользуясь фотоснимком как изобразительным средством и опираясь на богатейшие технические приёмы многократной экспозиции, фотограммы (съёмки без камеры), фотописи (наложение, просвечивание, переход формы в форму), Лисицкий создал ряд плакатов, обложек, и композиций огромной выразительной силы. В своё время воспроизводился всей мировой прессой его фотоплакат (или обложка каталога) первой советской выставки в Швейцарии , пороходившей в Цюрихе в 1929: скульптурно-монументальный, "монолитный" образ юноши и девушки страны социализма. Другой фотомонтажный плакат Лисицкого — для советского отдела Международной выставки гигиены в Дрездене (1930) — в уменьшенном масштабе также помещён на обложке оформленного художником путеводителя. Фотомонтаж изображает молодого худощавого рабочего, в грудную клетку которого вмонтировано фото: два мастера, работающие внутри круглого каркаса (автор фото А. Шайхет).