Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:19, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Художественное творчество".

Содержание

Введение 2
Раздел I Творчество как объект психологии 4
Общая характеристика творчества. 4
Психология творческой личности. 10
Раздел II. Художественное творчество 18
Художественный образ 18
Роль воображения в художественном творчестве 24
Этапы художественного творчества. 31
Психология вдохновения 35
Раздел III. Психология искусства. 41
Понятие об искусстве 42
Язык искусства 49
Особенности художественного восприятия. 60
Раздел IV Развитие творческой активности личности. 66
Развитие детского творчества. 66
Тренинг творческого воображения. 68
Литература 75

Вложенные файлы: 1 файл

Психология художественного творчества.doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

Процесс обобщения требует от человека разнообразных знаний, ведь, что бы создать обобщенный образ, человек должен опираться на имеющиеся у него представления о конкретных предметах и явлениях. Знания эти должны быть не только теоретические, отвлеченные, но и практические, сенсорные (чувственные). Так, чтобы создать художественный образ, например, животного или архитектурного сооружения, художнику не достаточно знать, как выглядит этот объект со слов других людей. В этом случае образ будет далек от реальности и лишен жизненной силы. Для изображения объекта необходимы зрительные впечатления, даже если этот объект фантастический. Чем богаче, разнообразнее сенсорный опыт человека, тем ярче, жизненней созданные им образы. Именно создание фантастических образов является хорошим упражнением по развитию творческого мышления, так как требует на основе имеющихся у человека знаний о реальных объектах создать совершенно новый образ отсутствующего в реальности объекта.

Разумеется, образное обобщение не есть исключительное свойство художественного творчества. Оно присутствует и во всех других видах деятельности. У каждого человека есть обобщенные, типичные представления почти обо всех объектах действительности, с которыми ему приходилось иметь дело (людях, домах, деревьях, природе, Родине и т.д.). Обобщенный образ становится художественным, во-первых, когда он имеет эстетическую ценность; во-вторых, когда он является продуктом творчества, то есть несет в себе что-то новое; в-третьих, когда этот образ облечен в художественную форму.

Третьей особенностью художественного образа является единство индивидуального и социального. С одной стороны, каждый художественный образ – это продукт индивидуального творчества, итог интеллектуальной деятельности художника, отражающий его мысли, чувства, понимание мира и  индивидуальный опыт, результат личного мастерства. Художественный образ – это отражение не только внешнего мира, но и внутреннего мира художника, состояния его души. На основе анализа произведения искусства (например, картины или стихотворения) опытный психолог мог бы сделать вывод об особенностях психического склада художника, его эмоциональном состоянии в момент написания картины, философ – мог бы судить об особенностях его мировоззрения и т.д.

Но художник, как бы индивидуален он не был, является частью общества и, в какой-то степени, его продуктом. Он воспитан в рамках определенных норм и традиций, даже если в своем произведении он высказывает протест против них. Поэтому большинство художественных образов социальны как по своему содержанию, так и по форме. Например, в произведениях мусульманских художников мы не встретим изображений людей, так как это запрещено исламом, а христианское искусство, напротив, наполнено изображением человеческих фигур, причем, для православных храмов характерно обилие живописных произведений (икон, фресок), а для католических – скульптурных. В художественных образах воплощаются те идеи, которые волнуют общество, занимают умы большинства людей, являются актуальными, требующими своего осмысления.

 

 

 

Символический характер художественных образов.

 

Образы в художественном творчестве носят, преимущественно, символический характер. Вообще, символ занимает особое место в системе знаково-языковых средств, какими располагает человеческая культура. «Символ представляет собой, по сути, конкретно-зримое воплощение тех или иных идей и идеалов как высших ценностей и смыслов, которыми живет человек и которыми обуславливается развитие и функционирование культуры».  (52; 3.) 

Образ в художественном творчестве, отражая внутренний мир художника, является той формой, с помощью которой художник передает свои идеи, мысли, чувства, то есть определенные смыслы и значения. В науке для этих целей используется язык понятий и абстрактных знаков, который апеллирует к абстрактно-логическому мышлению. Художественное творчество, в силу своего образного характера, использует символы. «Символ, -  согласно Н.Н. Рубцову, - есть способ отражения… действительности, воспроизведение ее в некой чувственно-наглядной и конкретно-осязаемой форме» (52; 33.)

О символе и его сущности много говорилось и писалось философами, культурологами и психологами, но все они отмечают двойственную природу символа. В качестве символа выступает такой чувственный образ, который наделен, во-первых, своим собственным содержанием, то есть является отражением конкретной вещи, явления, связи между явлениями и т.д. Например, образ коня - это отражение определенного, вполне конкретного, реального животного. Во-вторых, образ-символ имеет иное содержание, которым наделяет его творец. Так образ коня в славянской культурно-мифологической традиции был символом солнца, точнее его жизненной силы и энергии. Известный философ А.Ф. Лосев писал: «Символ вещи есть ее отражение, однако, не пассивное, не мертвое, а такое, которое несет в себе силу и мощь самой же действительности, поскольку однажды полученное отражение перерабатывается в сознании, анализируется в мысли, очищается от всего случайного, несущественного и доходит до отражения не просто чувственной поверхности вещей, а их внутренней закономерности». (32; 83.)

Э. Фромм различает три вида символов: условные, случайные и универсальные. Условные символы характеризуют достаточно устойчивую связь между ними и объектом, ими обозначаемым. Связь эта чисто конвенциальная, то есть не основанная на подобии (например, в раннем христианстве рыбы считались символом Христа). Такими условными символами, согласно Э. Фромму, являются слова, обозначающие предметы. Случайные символы основаны на тех связях, которые возникают в сознании человека (или социума) между событиями или явлениями действительности. Например, место, где с человеком случилась неприятность, символизирует эту неприятность. Универсальный символ – это устойчивый символ, основанный на внутренней связи: огонь символизирует активную энергию, скала – несокрушимость. В искусстве используются символы всех трех видов, хотя универсальные символы доминируют. Более того, искусство обладает способностью превращать случайные символы в универсальные. Например, благодаря Пикассо, голубь стал символом мира. (59; 186-187.)

Почему именно символы-образы являются основным средством передачи смысла в художественном творчестве? Ведь часто их отличает многозначность, а смысл бывает очевиден только самому художнику. Казалось бы, язык науки, язык абстрактных понятий, цифр и формул более точен, четок и определенен, в нем отсутствует многозначность символа. Но этот точный язык не способен выразить все оттенки человеческого настроения. Он не предназначен для описания состояния души, которое не возможно выразить не только с помощью языка формул, но и с помощью обыденного формального языка. Не существует формул любви, счастья, ненависти, горя, но все многообразие внутреннего мира человека можно передать символическим языком музыки, живописи, танца и т.д. Язык этот универсален, так как основан не на абстрактных понятиях, а на образах-символах, имеющих с реальными объектами и явлениями непосредственно-чувственную связь. Именно способность выражать любые значения делает образы-символы универсальным средством передачи смысла в художественном творчестве.

К. Юнг различал понятия знака и символа. Знак, с его точки зрения, лишь обозначает предмет и не имеет ни своего собственного содержания, ни внутренней связи с предметом. «Символом же мы называем термин, название или даже образ, обладающий помимо своего общеупотребительного еще и особым значением, несущим нечто неопределенное, неизвестное». (61; 15.)

Н.Н. Рубцов, в отличие от К. Юнга, считает, что символ может выступать и в форме знака, которую он считал низшей, более примитивной, чем образ, формой. Соглашаясь с возможностью существования символов-знаков, можно не согласиться с утверждением о примитивности этой формы. Символ-образ связан с наглядно-образным мышлением, которое является более ранней, по отношений к абстрактно-логическому, формой мышления. Несмотря на то, что символ-образ – это тоже результат абстрагирования, но он, скорее всего, первичен по отношению к символу-знаку, в котором процесс абстрагирования уже зашел достаточно далеко. Символ-знак утрачивает, полностью или частично, чувственную связь со своим первичным образом. Сам Н.Н. Рубцов признает, что «в знаках-символах степень естественно-необходимой структурной связи между материальным телом и репродуцируемым им предметом или идеей, выражена незначительно, она, как правило, опосредована множеством звеньев» (52; 40.) Так символом солнца во многих культурах является золотой диск или колесо с четырьмя (восемью) спицами. Это – символы-образы. Но в процессе абстрагирования от конкретных объектов сформировались и образы-знаки: первоначально – крест в круге, а затем - и просто крест. Если символы-образы могут быть продуктами индивидуального творчества и выражать индивидуальные смыслы художника, то символы-знаки – это всегда явление конвенциальное, продукт культуры социума и результат более или менее длительного развития.

Любые символы художественного творчества имеют определенную связь с традицией. «Выработанные в сфере мифопоэтического мира, символы продолжают сохраняться почти во всех слоях культуры на протяжении всего исторического развития человека» (52; 128).  Речь в данном случае идет о древнейших символических «формулах», выражающих наиболее общие представления людей о взаимоотношениях человека и мира. Именно в символах-образах хорошо прослеживается единство индивидуального и социального, характерное для художественного образа. Такая связь символики художественных произведений с культурными традициями делает их уникальными артефактами конкретной исторической эпохи.

Всем известные викинги, представляющиеся современному человеку грубыми и жестокими воинами-грабителями (такими они нередко и были), высоко ценили поэзию и, пожалуй, не имели себе равных в искусстве поэтических символов и иносказаний. Вот пример висы – небольшого стихотворения:

«Клен доспехов, схожий

С тонкой елью злата!

Храбрый враг сокровищ,

Удачи лишенный!

Скальд, рожденный Ормом

Обиды не спустит».

(Цит. По Семенова М. Лебединая  дорога. – СПб.: «Азбука», 1996. – С.42.)

Это язвительное обращение к воину, которого поэт-скальд сравнивает с девчонкой и неудачником, способным сражаться только с собственным богатством. Понять стихи скальдов, не зная значений использованных в них поэтических символов, часто бывает не возможно. А вот символика в стихах более современных нам поэтов становится понятнее, так как они являются частью нашей культуры, значения символов которой мы усваиваем с детства. В качестве примера можно привести отрывок из стихотворения А. Ахматовой:

Высоко в небе облачко серело,

Как беличья распластанная шкурка.

Он мне сказал: «Не жаль, что Ваше тело

Растает в марте, хрупкая Снегурка!»

Образы-символы – это очень гибкая форма передачи информации. Они способны выразить не только общечеловеческие или социокультурные, но и индивидуальные значения. Талант художника проявляется, в том числе, и в умении через символику сделать индивидуальные представления, мысли и чувства доступными и понятными многим людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль воображения в художественном творчестве

 

«Сколь много должен видеть

художник  и строить  в воображении,

прежде, чем взять в руки палитру».

                               (Д. Дидро)

 

Понятие о воображении. Место воображения в системе

психических процессов

 

Творчество, как созидание нового, опирается на воображение. Воображение – это специфический вид познавательных процессов, наверное, самый удивительный и малоизученный из них. Несмотря на то, что его виды и формы многообразны, а способность и склонность к воображению появляется у детей довольно рано, этот вид познавательных процессов считается исключительно человеческим и относится к высшим психическим процессам человеческой психики. «Способность к воображению является всеобщей универсальной способностью, позволяющей не только создавать новые образы и мысли, выдумывать то, чего в действительности не существует, но и правильно видеть то, что действительно существует, но еще не выражено в виде понятия. Именно воображение позволяет воспринимать окружающий мир интегрально, целостно, во всем многообразии предметов и качеств» (36; 44)

Воображение можно рассматривать как формирование новых образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Воображение тесно связано с другими познавательными процессами, особенно с мышлением, которое является основой работы воображения, и с памятью. Именно память сохраняет полученный индивидом опыт, то есть тот материал, с которым работает воображение.

Известный исследователь психологии изобразительного творчества Р. Арнхейм понимал воображение как нахождение новой формы для старого содержания. «Иногда воображение понимается неправильно, как изобретательство новой темы. Согласно этой точке зрения, художник обладает творческой способностью к воображению, если он создает ситуации, о которых никто до него не думал или которые еще никогда не существовали в природе или не могли существовать. В действительности, развитие художественного воображения более точно можно было описать как нахождение новых форм для старого содержания или как новое понятие о старом предмете». (4; 144.) «В манере изображения человеческой руки Тицианом гораздо больше воображения, чем в сотнях ночных кошмаров сюрреалистов, которые, к тому же изображают их в скучной условной манере». (4; 145)

 В качестве фундаментальной  способности интеллекта создавать  новые образы, оперировать ими, воображение можно рассматривать как психологическую основу, средство реализации творческого процесса в любой области деятельности, как самый общий, неспецифический элемент любой одаренности, в том числе художественной.

В основе возникновения и развития воображения у человека, по-видимому, лежит способность к прогностической деятельности, то есть стремление предвидеть результаты своих действий. Следовательно, без воображения не возможна никакая деятельность: создавая что-либо (будь то табуретка, поэма или скульптура), человек всегда должен представлять возможный результат, даже если он выполняет задание по заранее заданному образцу.

Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. В нашей памяти хранятся представления о многочисленных вещах и их связях, и человек в процессе мыслительной деятельности способен создавать их новые комбинации и сочетания. Таким образом, ведущую роль в работе воображения играет богатство сенсорного опыта и активность мыслительной деятельности индивида.

Большинство психологов, рассматривая проблему воображения, большое значение придают второй сигнальной системе, учение о которой разработал И.П. Павлов. Под сигналом И.П. Павлов понимал воздействие раздражителя на рецептор (орган чувств), приводящее к определенным психическим реакциям. В качестве сигналов первой сигнальной системы, которая имеется и у животных, выступают различные внешние объекты, явления и их связи. Сигналами второй сигнально являются слова формального языка, которые выступают в роли раздражителей, способных вызывать определенные психические реакции. Вторая сигнальная система имеется только у человека. Именно слово играет важную роль в формировании образов воображения, контролирует путь их становления, является средством их удержания в памяти и изменения.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"