Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:19, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Художественное творчество".
Введение 2
Раздел I Творчество как объект психологии 4
Общая характеристика творчества. 4
Психология творческой личности. 10
Раздел II. Художественное творчество 18
Художественный образ 18
Роль воображения в художественном творчестве 24
Этапы художественного творчества. 31
Психология вдохновения 35
Раздел III. Психология искусства. 41
Понятие об искусстве 42
Язык искусства 49
Особенности художественного восприятия. 60
Раздел IV Развитие творческой активности личности. 66
Развитие детского творчества. 66
Тренинг творческого воображения. 68
Литература 75
Д.А. Леонтьев считает, что изучение произведения искусства, как таковое, не входит в традиционный круг интересов психологии. Однако, например, Л.С. Выготский в своем классическом труде «Психология искусства» занимается, преимущественно, именно анализом самих произведений, причем с опорой на искусствоведческие источники. С нашей точки зрения, психологический анализ произведений искусства представляет немалый интерес, так как в силу принципа проекции они являются отражением психологических характеристик и состояний творца. Как утверждал Д.Б. Эльконин, «первичные формы аффектно-смысловых образований человеческого сознания существуют вне отдельного человека, существуют в человеческом обществе в виде произведений искусства или в других каких-либо материальных творениях людей…» (65; 477) Эта точка зрения сходна с положением Л.С. Выготского о том, что интерпсихические (внутренние) процессы производны от интрапсихических (внешних).
Таким образом, психология искусства – это раздел общей психологии, изучающий процессы создания и восприятия произведений искусства, а так же сами произведения как отражение духовного мира художника и формы воздействия на сознание реципиента. Различные виды искусства имеют свою специфику с психологической точки зрения, в первую очередь, как виды деятельности и как формы воздействия на людей. Поэтому психология изучает различные выразительные приемы в тех или иных видах искусства и их влияние на сознание (например, цвет и линия в изобразительном искусстве). Эту область психологии искусства Д.А. Леонтьев предлагает называть психотехникой искусства.
«Мир искусства сложный и глубокий.
Он способен оживить камень, бесформенной
глине придать черты человеческой красоты.
И чем ближе вы подойдете к этому миру,
чем дальше проникнете в его глубину,
тем интереснее и полнее будет ваша жизнь».
Проблема определения понятия «искусство».
Проблемы искусства привлекают ученых различных областей знания (философов, культурологов, психологов, искусствоведов и т.д.) очень давно. Первые работы, посвященные анализу искусства, появились в период античности. Философы и художники эпохи Возрождения внесли немалый вклад в разработку теории искусства и становление самостоятельной области знаний, занимающейся разнообразными вопросами искусства – эстетики.
В XIX - начале XX века появляются первые работы, авторы которых пытаются подойти к осмыслению феномена искусства с позиций психологии. Одним из первых отечественных психологов, серьезно заинтересовавшихся психологией искусства, был Л.С. Выготский, написавший классический труд «Психология искусства». Однако до настоящего времени эта проблематика в психологии разработана довольно плохо. В других сферах знания (искусствоведении, философии, культурологии), несмотря на наличие большого количества работ, отсутствует даже общепринятое определение искусства. Исследователи искусства не могут достаточно четко определить, что же из объектов действительности можно отнести к произведениям искусства, а что нельзя и – почему.
В философском энциклопедическом словаре искусство определяется очень широко и нечетко, как «особый вид духовно практического освоения мира с помощью специфических художественно-образных форм воспроизведения действительности». Не менее широкое и расплывчатое определение искусства дает А.Г. Спиркин в учебнике «Основы философии»: «Искусство, как таковое, в отличие от философии и науки, религии и этики, начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание и преобразование мира, не изложение системы этических норм, или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого (второго, наряду с предметным), вымышленного мира». (56; 523.)
Можно назвать две причины столь «осторожных» определений. Первая причина состоит в том, что понятие искусства исключительно полисемантично. Под искусством, в широком смысле слова, понимают высшую степень мастерства, «любую форму практической деятельности, осуществляемую умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле». (Философский энциклопедический словарь) Во-вторых, искусством называют особый вид деятельности, связанный с созданием эстетических ценностей. В-третьих, под искусством понимают вид духовно-практического преобразования мира, который касается не только преобразования объекта, но и изменения внутреннего мира субъекта. И, наконец, искусством называют продукт художественного творчества, отражающий действительность через призму эмоционально-эстетических переживаний автора.
Многозначность термина «искусство» - это отражение эволюции эстетического сознания человечества. Первоначально этим понятием обозначали не столько различные формы художественного творчества, сколько ремесло и всякое умение вообще: латинское «ars», используемое древними римлянами для обозначения деятельности и ремесленника, и художника аналогично русскому слову «искусство». «Вплоть до Платона (включая и его самого) «искусством» называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах (где он и привел к созданию, например, орнаментов), а затем был перенесен в область духовной деятельности, где эстетическое так же не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного». (56; 522)
Постепенно в сознании общества формируется различное отношение к продукции ремесленников и художников, хотя вплоть до настоящего времени грань между этими двумя видами деятельности весьма условна. На границе между ремеслом и искусством, в какой-то степени объединяя их, стоит декоративно-прикладное искусство. Так Б. Челлини и Фаберже были скорее ремесленниками, чем художниками, так производили вещи утилитарного назначения, но их творения относят к разряду произведений искусства.
Вторая причина неопределенности понятия искусства в научной литературе связана со сложностью выделения его критерия. Все определения искусства не содержат его сущностных характеристик вовсе не потому, что это не верные определения, а потому, что эти характеристики до сих пор не выявлены. Разные люди понятием «искусство» обозначают различные вещи. Многие, например, совершенно не понимают как можно «Черный квадрат» К. Малевича относить к произведениям искусства. Другие же, напротив, не считают искусством продукцию так называемой массовой культуры, заменяя это понятие такими терминами как «кич», «квазиискусство», суррогат и т.д.
Д.Л. Леонтьев отмечает, что, как показали экспериментальные исследования, большую роль в приписывании объекту статуса произведения искусства играет общая ситуация и обстановка, создаваемая по отношению к тому или иному объекту в обществе. Он приводит следующий пример: «Один и тот же объект – фрагмент компьютерной программы – предъявлялся одной группе испытуемых как фрагмент программы, другой – как отрывок из авангардистского стихотворения. Соответственно совершенно различными были и характеристики этого фрагмента и отношение к нему в обеих группах». (29; 7) Нередко известное произведение искусства человек, в нем не сведущий, вообще не принимает как таковое, а для значительного количества людей воплощением понятия искусства являются довольно примитивные образцы массовой культуры. Д.Л. Леонтьев считает «единственно возможным для психолога (как и для социолога) расширенное толкование искусства, включающее в это понятие все, что подает себя как искусство, выступает под именем искусства…. Объективных же критериев того, где проходит граница между «истинным» искусством и его суррогатом, нет» (29; 7)
Несмотря на столь категоричное утверждение, с нашей точки зрения, можно выделить ряд вполне объективных характеристик искусства.
Во-первых, искусство неразрывно связано с процессом художественного творчества. В связи с художественным творчеством можно выделить два значения понятия искусства. В первом значении искусство выступает как результат творчества, объективированный продукт материальной или духовной культуры. В данном случае критерием «истинного» искусства будет именно наличие этой искры творчества, частицы души художника материализованной в произведении искусства. Продукты же материальной или духовной деятельности человека, созданные путем копирования, подражания, тиражирования, не содержащие творческого компонента к искусству не относятся.
Во втором значении искусство может быть рассмотрено как вид деятельности, процесс материализации творческой идеи. Именно в этом значении рассматривает искусство Л.С. Выготский, когда выделяет в нем три взаимосвязанных компонента: 1) эмоциональную напряженность; 2) творческий акт и 3) мастерство.
Второй характерной особенностью искусства, отличающей его от других видов освоения действительности, является его образный характер. Со времен Гегеля искусство рассматривается как «мышление в образах». «Если в науке мышление осуществляется с помощью понятий, обобщающих единичные явления до бесплотной категории, то художественное обобщение осуществляется с помощью сохраняющего непосредственную наглядность образа явления». (56; 527.) Образный характер делает произведения искусства близкими и понятными всем людям вне зависимости от воспитания, национальной принадлежности и социального положения.
Следующая важная, с нашей точки зрения, особенность искусства связана с той ролью, которую играет эмоциональная сфера в процессе художественного творчества. Л.С. Выготский доказывает, что настоящее искусство всегда основано на эмоциях. Бесстрастный, холодный разум не создает произведения искусства. Любая человеческая эмоция выражается не только внешне (через мимику, пантомимику, интонацию, тембр голоса и т.д.), но и внутренне, в образах фантазии. Существует и четко выраженная обратная связь: образы нашей фантазии сами по себе могут вызвать сильные эмоции (страх, горе, радость и т.д.) Эти внутренние переживания, причем нередко являющиеся продуктом мыслительных процессов, воображения, а не отражением реальной ситуации, воплощает художник в произведениях искусства. Таким образом, произведение искусства становится сплавом реального и ирреального, интерпсихического и интрапсихического, объектного и субъектного.
Л.С. Выготский и ряд других психологов подметили особую роль искусства в снятии эмоциональной напряженности, которая находит разрядку в творчестве, делая его продукты яркими, живыми, эмоционально насыщенным; с другой стороны, творческий акт освобождает художника от излишних сильных эмоций. Искусство выступает в роли своеобразного клапана, через который выпускается пар эмоций. (12; 255 – 260.) Так как настоящее искусство всегда связано с высоким накалом эмоций, то нередко художники искусственно создают у себе такое состояние, используя различные средства, вплоть до психотропных (большие дозы кофеина, алкоголь, наркотики и т.д.). Это, конечно, далеко не безопасно. Даже если не используются искусственные средства, такие как наркотики, состояние эмоционального «перегрева» может привести к психологическим перегрузкам, нервным срывам, чрезмерной усталости, апатии, депрессии и даже к психическим заболеваниям. Одной из важных проблем, с нашей точки зрения, никогда ранее серьезно не поднимавшихся, является проблема психологической поддержки людей искусства.
Проблема происхождения искусства.
Одним из наиболее интересных вопросов теории искусства является вопрос о его происхождении. Рассматривается этот вопрос, преимущественно, в работах по эстетике и философии искусства, но и психология может внести свою лепту в его изучение, так как речь идет о таких психологических феноменах, как человеческие потребности, мотивы деятельности и т.д.
Сложность решения проблемы, связанной с причинами возникновения искусства, состоит в том, что искусство является чисто человеческим видом деятельности и не связано ни с врожденными формами поведения, ни с естественными потребностями. В истории различных наук, изучающих искусство, существует немало разнообразных теорий его происхождения. Вот некоторые из них, наиболее интересные и распространенные.
Одной из первых теорий, объясняющих происхождение искусства, является так называемая религиозная теория. Еще в античности искусство считалось «божественным даром». Во всех религиях и мифологических системах были боги – покровители искусства: в Древней Греции – Аполлон, в Древней Индии - Ганеша, В Древнем Египте – Тот, у древних скандинавов – сам верховный бог – Один и т.д. Согласно средневековым западноевропейским богословам, красота – это одно из имен Божьих.
Не только богословы, но и представители рациональной науки связывали возникновение искусства с развитием религиозных культов. Наскальная живопись первобытных народов, ритуальные песнопения и танцы были одним из выражений мифологического сознания. Признавая справедливость этого утверждения, следует, однако, подчеркнуть, что произведения искусства действительно использовались как одно из средств выражения религиозных идей или мифологических образов, но из этого не следует вывод о том, что религиозная вера и породила потребность в искусстве. Существовало и существует искусство, не имеющее никакого отношения к выражению религиозных идей.
Интересной теорией происхождения искусства является так называемая теория игры, которую обычно связывают с именами Ф. Шиллера и Г. Спенсера. Согласно этой теории, искусство является своеобразной игрой, которая позволяла человеку расслабиться и отдохнуть от борьбы за существование, почувствовать свою свободу. Потребность в игре есть не только у человека, но и у всех высших животных, и потребность эта – биологическая. Однако ни обезьяны, ни собаки не проявляют склонности к искусству.
Сходное с теорией игры объяснение получает происхождение искусства в теории художественного инстинкта. Она восходит к идеям философов античности, а в дальнейшем ее разрабатывали М. Вебер, Р. Гюнтер, А. Шопенгауэр. Суть этой теории в утверждении о наличии у человека особого врожденного инстинкта художественного творчества, побуждающего его создавать эстетические ценности, окружать себя прекрасным. Красивая теория, но, к сожалению, ничем не доказанная.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"