Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:19, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Художественное творчество".

Содержание

Введение 2
Раздел I Творчество как объект психологии 4
Общая характеристика творчества. 4
Психология творческой личности. 10
Раздел II. Художественное творчество 18
Художественный образ 18
Роль воображения в художественном творчестве 24
Этапы художественного творчества. 31
Психология вдохновения 35
Раздел III. Психология искусства. 41
Понятие об искусстве 42
Язык искусства 49
Особенности художественного восприятия. 60
Раздел IV Развитие творческой активности личности. 66
Развитие детского творчества. 66
Тренинг творческого воображения. 68
Литература 75

Вложенные файлы: 1 файл

Психология художественного творчества.doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

В период первоначальных художественных накоплений происходит своеобразное «перенасыщение опытом», возникает неодолимая потребность реализовать полученные знания, воплотить их в художественный образ. Количество накопленной информации (зрительной, вербальной, эмоциональной и т.д.) переходит в качество и рождается замысел.

 

 

 

Этап формирования замысла

 

Замысел – это более или менее определившийся сюжет, конкретизация события, эмоционального переживания, идеи, «изобразительного пластического мотива», поразивших художника. Нередко замысел возникает как бы внезапно, художник испытывает озарение: картина, скульптура, сюжет рассказа мгновенно встает перед его внутренним взором. К. Паустовский писал: «Замысел так же как молния возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотичный мир рождает молнию – замысел». (42; 5) Необходимым условием рождения замысла является многообразие внешних факторов, способных «подсказать», послужить импульсом. Например, В. Сурикову помогла найти цветовое решение картины «Боярыня Морозова» ворона, сидящая на снегу. Услышанный Н.В. Гоголем рассказ о том, как один чиновник купил новое ружье и потерял его на охоте, явился толчком к возникновению замысла повести «Шинель». Импульсом к возникновению художественного замысла, как отмечал К. Паустовский, может служить «случайная встреча, запавшее в душу слово, сон.., свет солнца в капле воды или гудок паровоза. Толчком может быть все, что существует в мире или в нас самих». (42; 6)

«Феноменом, близким по своей форме к импульсу, является вдохновение. Однако смешивать его с подсказкой, толчком, импульсом не следует. Это разные, обладающие различной спецификой моменты. Если вдохновение является своего рода «катализатором» при зарождении замысла, то подсказка, толчок, импульс сопутствует процессу его образования и материализации, то есть «опредмечивания». (56; 77)

Внезапность появления замысла оценивается некоторыми как озарение свыше, посещение музы, голос Бога и т.д. Но это не так. Сидеть и ждать, когда тебя озарит совершенно бесполезно, озарению всегда предшествует напряженная мыслительная деятельность. Подобный метод решения творческих задач психологи называют эвристическим или методом инсайта и важную роль в нем играет подсознание. Эвристический метод решения творческих задач так же тесно связан с наглядно-образным мышлением, что свидетельствует о его древности. Доминирование наглядно-образного мышления делает этот метод в большей степени характерным именно для художественного творчества, хотя и в научно-техническом творчестве он так же присутствует.

Способность к эвристическому мышлению у различных людей разная. Она зависит от многих факторов, например, от  деятельности анализаторов (у художника – зрительного, у – музыканта – слухового и т.д.), от объема памяти, уровня эмоциональности, подвижности нервных процессов и т.д.

Этап работы, предваряющий возникновение замысла субъективно переживается как хаос мыслей, чувств, образов. Рождение замысла наводит порядок в этом хаосе, придает работе упорядоченность и целенаправленность. В процессе формирования замысла активизируется работа воображения и происходит отбор средств выполнения замысла: выбирается подходящая техника, материал, форма, композиция.

Между рождением замысла и его окончательным оформлением может пройти довольно длительный период. Некоторые художники и психологи выделяют даже особый этап художественного творчества – вынашивание замысла. От проработанности, продуманности замысла во многом зависит и будущая работа над художественным произведением. Чем продуманнее замысел, чем более проработаны детали, тем меньше будет переделок на последующих этапах.

Вынашивание замысла - скрытый процесс. Внешняя активность в этот период снижается, происходит кажущаяся остановка творческой деятельности: откладываются эскизы, наброски, записи, художник отвлекается на другие виды деятельности, часто весьма далекие от искусства. Это нормальный процесс переработки информации: постоянная напряженная работа над образом создает особую установку восприятия, которая мешает замечать недостатки; отвлекаясь от работы над замыслом, художник получает возможность посмотреть на него со стороны, увидеть недостатки и новые грани образа.

 Итак, итогом этого периода  является рождение замысла, который, по мнению Ю. Борева, «есть результат восприятия жизненных явлений и их субъективного преломления и понимания личностью на основе ее мировоззрения и ее глубинных индивидуальных особенностей, обусловленных генетической природой и одаренностью, биографией, социальным воспитанием этой личности, характером и объемом ее общекультурного… и собственно художественно- литературно- культурного фонда». (8; 175)

 

Период окончательной разработки сюжета.

 

Первоначально замысел отличается некоторой неопределенностью, образы носят скорее эмоциональный, чем семантический характер. Именно на этом этапе происходит их окончательная конкретизация, формируется целостное восприятие художником своего произведения. Однако замысел не является застывшим, статичным образованием, ему присуща потенциальная возможность развития. На этом этапе творчества художественные образы представляют собой живые, подвижные системы, изменяющиеся под влиянием как внешних факторов (например, случайная встреча, неожиданное событие и т.д.), так и внутренних мыслительных процессов художника.

Это период материализации замысла, когда он воплощается в красках, камне, звуках, словах. Особенностью периода окончательной разработке сюжета является высокий уровень активности и продуктивности деятельности художника. Сформировавшийся в сознании образ как бы просится на холст, бумагу, родившиеся стихи, рождают потребность немедленно их записать. У художника нередко возникает субъективное чувство своеобразного диктата образов над своим творцом.

 

Авторедактирование

 

Завершающая стадия или, как ее еще называют, авторедактирование - наиболее рационализированная из всех стадий художественного творчества. Содержанием этой стадии является сознательная и целенаправленная деятельность художника по коррекции, окончательной отделке художественного произведения. Если предыдущие стадии связаны с феноменом вдохновения, создающим ощущение самопроизвольности и легкости процесса творчества, то завершающая стадия художественно-творческого процесса требует от человека терпения и упорства, использования всех знаний и навыков, тщательно отработанной техники. Основной проблемой этой стадии является феномен «выгорания». Художник нередко полностью выкладывается на предыдущих стадиях, так как творчество в условиях вдохновения требует больших затрат психической энергии. На смену эмоциональному подъему приходит ощущение усталости и апатии, и незаконченное произведение откладывается на неопределенный срок. Поэтому продолжение работы по окончательной «отшлифовке» произведения требует от художника немалых волевых усилий.

 

 

 

                                                                  

Психология вдохновения

                                                          

«Я загораюсь и горю

Я порываюсь и парю

В томленье крайнего усилья

И верю сердцем, что растут

И тотчас в небо унесут

Меня распахнутые крылья».

(А. Фет)

                                                                          

Понятие о вдохновении

 

В процессе художественного творчества создается совершенно новый мир, новая реальность, которая, с одной стороны, является отражением бытия людей, а с другой, - может от него существенно отличаться и быть настолько причудливой и фантастической, что кажется совершенно не связанной с действительностью. Как происходит рождение этого мира? Что является наивысшей точкой творческого процесса? По общему признанию, как теоретиков искусства, так и самих художников кульминацией процесса творчества является состояние вдохновения. По определению Ю. Борева, вдохновение – это «специфически творческое состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта». (8; 179)

О сущности феномена вдохновения спорят философы, психологи и теоретики искусства уже не одну тысячу лет. Античный философ Платон в диалоге «Ион» приходит к мысли, что в момент творчества художник не отдает себе отчета в том, что он творит. Кульминация творчества – «ex stasis» (выход за пределы себя), момент, когда душа художника проникает в мир запредельных сущностей (в русском языке есть аналогичное понятие – исступление). В диалоге «Апологии Сократа» Платон говорит: «Таким образом, и о поэтах я узнал в короткое время, что не благодаря мудрости могут они творить, но благодаря некой природной способности, как бы в исступлении, подобно гадателям или прорицателям». (44; 89.)

Сторонники точки зрения Платона, рассматривающие состояние вдохновения как экстаз, божественное безумие, выход за пределы обыденности и т.д. в течение всей истории изучения этого явления составляли большинство. Причина этого в том, что художник, как правило, не в состоянии описать свои субъективные переживания в момент творческого экстаза, он как бы выпадает из реальности. Невозможность изучить этот невебализиророванный (не проговариваемый) опыт и приводит к утверждению о его потустороннем, иррациональном характере. Можно привести характерные высказывания А. де Виньи («Я свою книгу не делаю, она сама делается. Она зреет и растет в моей голове как великий плод»), В. Гюго («Бог диктовал, а я писал»), Августина («Я не сам думаю, но мысли мои думают за меня»), Микеланджело («Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его приводит в движение не рука: он действует под давлением посторонней силы») и т.д. (47; 591)

Для момента вдохновения характерен очень высокий уровень активности. Находящийся в этом состоянии художник проявляет чудеса трудоспособности; не чувствуя усталости, он может писать, творить в течение многих часов, забывая про еду и сон. Но при высокой творческой активности деятельность художника в состоянии вдохновения практически не поддается волевой регуляции. Художник становится как бы одержим своим творчеством, он не может не творить. Еще в XIX веке философ В. Шеллинг писал: «…Художник непроизвольно и даже вопреки своему желанию вовлекается в процесс творчества. Подобно тому как обреченный человек совершает не то, что он хочет или что намеревается сделать, но выполняет здесь неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится, таким же представляется и положение художника… На него действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной». (Цит. по: 8; 180).

Несмотря на преобладание иррационалистических трактовок вдохновения, в научной среде существуют многочисленные попытки рационального объяснения этого явления и феномена творчества в целом. Уже в период античности было распространено мнение о том, что искусство, как и любая другая деятельность, основано не на божественном озарении, а на знаниях и практическом опыте. (Аристотель) Особенно широкое распространение рационализация искусства получила в эпоху Возрождения. Начиная с этого периода, философы-материалисты и психологи чаще всего рассматривают вдохновение как итог напряженного и кропотливого труда по накоплению знаний и овладению техникой художественной деятельности. Но и сторонники самых рационалистических теорий признавали своеобразие феномена вдохновения и невозможность объяснить его только как результат труда. Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн писал: …Вообще утверждение о том, что художественное творчество предполагает напряженный, часто кропотливый труд, никак не исключает того, что сам процесс создания значительного художественного произведения, его оформление часто является относительно кратковременным актом величайшего напряжения и подъема всех духовных и физических сил». (51; 483)

 

 

Нейродинамический подход к проблеме вдохновения.

 

В настоящее время существуют многочисленные исследования психофизиологии и нейродинамики творческих процессов. Исследования нейродинамических процессов показали, что ведущую роль в состоянии вдохновения соотношение процессов возбуждения и торможения и их сила. Как известно, все процессы высшей нервной деятельности основаны на механизмах возбуждения и торможения, которые лежат в основе формирования рефлекторных связей, являющихся, в свою очередь, психофизиологической базой профессиональных умений и навыков, приемов творческой деятельности. Сторонники нейродинамической теории творчества (Ауэрбах, Тандлер и др.) считают, что успешность творческого акта определяется соотношением сил возбуждения и торможения. Если возбуждение слабое, то сигнал от внешней среды не достигнет головного мозга или не будет им обработан, так как произойдет быстрое затухание очага возбуждения. Если же возбуждение слишком сильное, то оно снижает уровень рационального контроля; условно-рефлекторные связи будут возникать хаотично, что не приведет к созданию законченного, целостного художественного образа. Подтверждают это положение высказывание многих художников о том, что очень сильные эмоциональные переживания мешают творческой деятельности (Гейне, Болер, Врубель). Для успеха творчества необходима некая отстраненность от ситуации переживания.

Таким образом, продуктивность творческого процесса зависит, с одной стороны, от умения достигнуть сильного возбуждения, ведущего к быстрому образованию рефлекторных связей; С другой – от упорядоченности действия механизмов возбуждения и торможения, позволяющих создавать целостный образ, подчиненный конкретной цели. Равновесия процессов возбуждения и торможения, необходимое для успешной творческой деятельности, должно быть при достаточно сильном и устойчивом возбуждении. Но, во-первых, поддержание такого состояния требует затраты больших психических сил и часто приводит к психическому истощению художника. Нередко творческие люди для поддержания этого состояния возбуждения прибегают к искусственной стимуляции: Р. Роллан пил вино, Ф. Шиллер держал ноги в холодной воде, Ж-Ж. Руссо стоял на солнце с непокрытой головой; кофеманами были О. Бальзак, Бах, Шиллер; наркоманами – Эдгар По, Дж. Леннон, Джим Моррисон.

Во-вторых, состояние устойчивого возбуждения возможно только при наличии доминанты (доминирующего очага возбуждения) в коре головного мозга. Возникает доминанта в условиях высокой концентрации внимания на каком-то объекте, вызывающем у субъекта повышенный интерес, или имеющем для него важное значение. В творческой деятельности доминанта означает не просто наличие у художника какой-то идеи, замысла, а одержимость ими, выражающаяся в невозможности думать ни о чем другом и в острой потребности в реализации этого замысла. Именно доминанта и обеспечивает поддержание состояния возбуждения в течение всего творческого акта и высокую работоспособность художника.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"