Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:19, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Художественное творчество".
Введение 2
Раздел I Творчество как объект психологии 4
Общая характеристика творчества. 4
Психология творческой личности. 10
Раздел II. Художественное творчество 18
Художественный образ 18
Роль воображения в художественном творчестве 24
Этапы художественного творчества. 31
Психология вдохновения 35
Раздел III. Психология искусства. 41
Понятие об искусстве 42
Язык искусства 49
Особенности художественного восприятия. 60
Раздел IV Развитие творческой активности личности. 66
Развитие детского творчества. 66
Тренинг творческого воображения. 68
Литература 75
Особенностью доминирующего очага возбуждения является его способность подавлять другие очаги. Человек в этом состоянии не способен обращать внимание на другие, даже достаточно сильные раздражители (забывает про сон, еду, не обращает внимания на своих близких и т.д.). Он как бы отстраняется от мира, «выпадает» из реальности, переживая тот самый экстаз, о котором говорил еще Платон.
Роль интенции в творчестве.
Нейродинамический подход к проблеме вдохновения достаточно интересен, но не объясняет этого феномена полностью. Современные психологи, признавая роль психофизиологических процессов в творческом акте, рассматривают состояние вдохновения как вид измененного сознания. Это способ разрешения внутреннего противоречия, противоречия между потребностью воплотить в жизнь ту или иную идею и отсутствием формы для этого воплощения. Поиски формы нередко называют муками творчества. Действительно, поиск сюжета, образа, композиционного решения – это тяжелый труд, требующий от художника большой затраты душевных сил и выражающийся в состоянии нервного напряжения. Это психическое напряжение снимается, разрешается через вдохновения, которое переживается как «прорыв плотины» свободный полет фантазии, всплеск творческой активности, когда образы рождаются как бы сами по себе без всяких усилий. Именно поэтому состояние вдохновения вызывает у художника очень яркие положительные эмоции: чувства радости, удовольствия, ощущение легкости и эйфорию.
Потребность в воплощении идеи играет настолько важную роль в процессе творчества, что в психологии даже существует особое понятие для данного явления – интенция. Известный германский психолог истолковал интенцию как своего рода намерение, вписанное в природу самого творца, несущее отпечаток окрашенности его таланта. (См: 25; 18) Следовательно, с его точки зрения, интенция как потребность к творчеству – это часть индивидуальности художника, и он, уже в силу этого, не может не творить. Как доказывают многочисленные примеры, внутренняя потребность творчества оказывается гораздо сильнее внешних факторов, воздействующих на художника. Поэтому нередко художник отказывается от материальных благ, семьи, комфорта ради свободы творчества.
Несмотря на многочисленные попытки объяснить феномен вдохновения, в нем еще многое остается неясным. Это связано, в первую очередь, с тем, что, наряду с сознательными процессами важную роль в творчестве играет подсознание или бессознательное.
Подсознание и творчество
Бессознательность, спонтанность, невозможность (или ограниченность) рационального контроля, по мнению большинства исследователей, являются важнейшими характеристиками творческого акта. О ведущей роли бессознательного, доминировании его над сознанием художника в состоянии вдохновения свидетельствуют так же такие особенности творческого акта как, например, эффект «бессилия воли», который выражается в неспособности художника управлять потоком образов. Образы зарождаются и исчезают спонтанно, нередко вступают в противоречие с первоначальным замыслом, со строгим, разработанным художником, планом. При попытке объяснить источник образов творец бывает в замешательстве, так как субъективно он может ощущать автономность, независимость образов от своей воли и сознания.
Другой особенностью вдохновения, свидетельствующей о его частичной независимости от сознательных процессов, является спонтанность внезапность этого состояния. Рождение вдохновения кажется не зависимым не только от внешних причин и от воли художника, но и от его желания. Потребность в творчестве может возникнуть тогда, когда она не желательна.
Впервые серьезно проблему роли бессознательного в психической жизни человека поставил австрийский психиатр З.Фрейд, основатель такого направления в психологии как психоанализ. Можно выделить три основные посылки теории З. Фрейда:
В ряде своих работ, таких как «Леонардо да Винчи», «Достоевский и отцеубийство» З. Фрейд стремится показать, как преобразованные сексуальные потребности продуцируют творческую активность, как специфическая сексуальность обуславливает своеобразие творческих процессов, а психические комплексы крупных художников преломляются в их произведениях в тематически-образном строе, в художественно- мотивационных решениях. Анализ З. Фрейда направлен на отыскание в художественных произведениях знаков-символов, свидетельствующих об этой неудовлетворенной сексуальности.
Несмотря на то, что стремление свести творчество к своеобразной форме удовлетворения своих сексуальных потребностей вызвало неприятие у многих психологов, идея бессознательного и его влияния на поведение человека получила поддержку в научных кругах. Последователи Фрейда постарались сгладить излишние акценты на проблеме сексуальности. К.Юнг, критикуя своего учителя за преувеличение роли индивидуальных сексуальных комплексов в творчестве и деятельности художника, ввел понятие коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное содержит в себе комплекс архетипов-образов, выработанных социумом и хранящихся в коллективной памяти общества и на уровне бессознательного каждого индивидуума. К.Юнг считал, что коллективное бессознательное оказывает на творчество большее влияние, чем индивидуальное. Потому-то образы настоящего искусства, носящие, преимущественно, символический характер понятны и близки всем людям и не требуют объяснения художника, что идут они не от индивидуального, а от коллективного бессознательного.
К. Юнг выделил два вида творчества: психологический и визионерский. Психологический тип основан на художественном воплощении знакомых, повторяющихся переживаний. Этот тип как бы «эксплуатирует» повседневный опыт человека; он в значительной мере рационален, осознан и поддается регуляции. Визионерский тип опирается на образы бессознательного, он связан с ощущением тайны, более спонтанен и иррационален. Именно для визионерского типа творчества характерно явление вдохновения. В произведениях этого типа творчества как бы внезапно оживают образы сновидений, неосознанные фантазии и предчувствия.
В настоящее время большинство психологов и теоретиков искусства, как отечественных, так и зарубежных, признают важную роль бессознательных процессов (подсознания) в творчестве. В.Н. Дружинин трактует бессознательное очень широко, но неопределенно, как «совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта». (47; 95) Неопределенность данного явления обусловлена тем, что оно связано с процессами, к которым нет доступа на сознательном уровне, и, в силу этого, бессознательное с трудом поддается изучению и рациональному осмыслению.
В отечественной психологии в течение длительного времени бессознательным процессам не уделялось сколько-нибудь серьезного внимания, тогда как в западной науке представление о бессознательном и его роли в поведении человека сложилось, в значительной мере, под влиянием теорий З. Фрейда и его последователей. В настоящее время в отечественной психологической литературе встречаются два близких друг другу понятия: «бессознательное» и «подсознание». В.Н. Дружинин определяет их следующим образом: «бессознательное – принципиально недоступное сознанию содержание, включающее ценностные установки, ориентации, мотивы и составляющее «энергетическое ядро» личности»; подсознание – это совокупность эмоционально нагруженных переживаний.
Подсознание можно рассматривать как особый уровень хранения и переработки информации. Ежеминутно в мозг человека поступает большое количество разнообразной информации, лишь незначительная часть которой осознается и анализируется нашим сознанием. Большая часть этой информации в виде сенсорных образов поступает на хранение на уровень подсознания, где, видимо, так же подвергается определенной обработке. Суть этих бессознательных процессов не ясна и до конца не изучена. В обычном состоянии информация, хранящаяся на уровне подсознания для человека недоступна. Но в определенные моменты эта информация поступает на уровень сознания уже в обработанном виде, как готовое решение задачи, проблемы и т.д. Это явление психологи называют инсайтом.
Данное своеобразное состояние субъективно переживается как неожиданное получение информации извне. Наступает явление инсайта в результате напряженного обдумывания какой-то задачи, поисков ответа на тот или иной вопрос. Если мыслительная деятельность субъекта достаточно активна, то наряду с сознательными процессами включаются и процессы подсознания. Подключение многообразной информации, хранящейся на уровне подсознания, позволяет более эффективно решить поставленную задачу, но процессы, происходящие на подсознательном уровне – скрытые, они не поддаются волевому регулированию. Более того, активная деятельность сознания в значительной степени подавляет эти процессы, препятствует прорыву подсознательной информации на уровень сознания. Поэтому решение с уровня подсознания приходит, как правило, тогда, когда деятельность сознания, так или иначе, ограничена, подавлена. Например, общеизвестно, что Д.И. Менделеев увидел свою периодическую таблицу во сне. Иногда решение приходит в тот момент, когда человек уже не думает о стоящей перед ним задаче. Вот как описывает процесс собственного научного открытия математик А. Пуанкаре: «среди дорожных перипетий я забыл о своих математических работах. По прибытии в Кутас, мы взяли омнибус для прогулки. И вот в тот момент, когда я заносил ногу на ступеньку омнибуса, мне пришла в голову идея – хотя мои предыдущие мысли не имели с ней ничего общего, - что те преобразования, которые я использовал для определения фуксофых функций, тождественны с преобразованиями неэвклидовой геометрии… Я почувствовал полную уверенность в правильности идеи». (См: 48; 126)
Состояние вдохновения близко по своему характеру к состоянию инсайта. Вот как И.В. Гете описывает процесс рождения стихов: «Заранее я не имел никакого представления и никакого предчувствия, но они сразу овладели мною и требовали немедленного воплощения, так что я должен был тут же на месте, непроизвольно, как лунатик, их записывать». (Цит. по: 8; 180). Так же как для инсайта, для вдохновения характерна важная роль бессознательных процессов и актуализация информации из области подсознания. Но, в отличие от инсайта, вдохновение имеет большую продолжительность и требует, в силу этого, больших затрат психической энергии.
Это состояние распространяется не только на момент нахождения правильного решения поставленной задачи, но и на весь процесс воплощения этого решения в жизнь. Во многом это связано с той ролью, которую играют эмоции в феномене вдохновения и в художественном творчестве в целом. Именно эмоциональный подъем, видимо, обеспечивает продолжительную активность деятельности художника в состоянии вдохновения. Большая затрата психической энергии на фоне эмоционального подъема не может пройти бесследно. Периоды творческой активности и повышенной эмоциональности у художников нередко чередуются периода угнетения, ощущения усталости, апатии и даже депрессии.
В связи с той ролью, которую играет подсознание в творчестве художника, следует обратиться к такому понятию как «интуиция». Под интуицией, как правило, понимается способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования. Ведущую роль в этом явлении играют подсознательные процессы. Выделяют два вида интуиции: чувственный и интеллектуальный. Чувственная интуиция проявляется, например, в предчувствии опасности, угадывании неискренности, неприязни, благорасположения и т.д. Под интеллектуальной интуицией понимается мгновенное решение практической, теоретической, художественной или политической задачи. Проблему «интуитивного озарения» Л.П. Гримак считает одной из ключевых проблем творчества. «Такое название было дано психическому явлению, в основе которого лежит «неожиданное высвечивание» правильного решения творческой проблемы» (15; 206)
Известный отечественный исследователь творческого мышления Я.А. Пономарев выделил два вида опыта, то есть знаний, хранящихся в памяти субъекта: интуитивный и логический. Интуитивный опыт может быть назван бессознательным, во-первых, потому, что он образуется помимо воли субъекта и им не осознается; во-вторых, потому, что к нему нет произвольного, сознательного доступа, и проявляется интуитивный опыт только в действии. Именно интуитивный опыт играет решающую роль в процессе творчества в минуты озарения, инсайта, вдохновения. В сфере интуиции опыт менее структурирован, но более богат и разнообразен. Я.А. Пономарев считает, что интуитивный опыт «подключается» к решению задачи тогда, когда логические знания субъекта оказываются недостаточными. (45) Это верно, когда речь идет о научном или техническом творчестве, рациональном по своей сути. Художественное же творчество имеет в большей степени эмоциональную основу, поэтому интуитивный опыт играет важную роль в любом акте настоящего творчества, а не исключительных случаях как в деятельности ученого или конструктора.
Американский психолог Ф. Беррон, протестировал группу писателей и пришел к выводу о преобладании у творческих людей эмоционально-интуитивного начала над рациональным. По его данным 50 из 56 опрошенных писателей (86%) оказались «интуитивными» личностями. В контрольной группе, куда входили люди далекие от художественного творчества, эта категория составила только 25%. (См: 8; 180)
Интуитивный опыт играет важную роль в художественном творчестве не только как источник дополнительной информации для создания художественного образа. Действительность многообразна в своих проявлениях и предлагает художнику множество вариантов воплощения его замысла. Именно интуитивное чувство гармонии и красоты позволяет ему подобрать наиболее верное решение и создать образы, наполненные огромной эмоциональной силой, способные воздействовать на сознание и подсознание других людей, пробуждая в них мысли и чувства, владевшие художником в момент вдохновения. Подобное восприятие произведений искусства делает зрителей и слушателей соучастниками творческого акта, со-творцами.
Разумеется, творчество не сводится к подсознательным процессам. Сознание определяет многие существенные стороны творческого процесса. Оно контролирует цель задачи, основные контуры художественной концепции. Сознание «высвечивает «светлое пятно» в творческом мышлении художника и организует весь его опыт вокруг этого света». (8; 181.) Сознание обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, управляет использованием тех или иных технических приемов, необходимых для реализации замысла.
Художественное творчество предполагает упорный, напряженный труд по накоплению знаний и опыта, овладению техникой творческой деятельности. Наличие разнообразного интеллектуального, образного и эмоционального опыта – необходимое условие успешности творческой деятельности. Поэтому было бы очевидной глупостью для художника пассивно ждать озарения, вдохновения, сошествия музы и т.д. Только упорная, напряженная духовно-практическая деятельность может «подключить» подсознание и быть источником вдохновения.
В большинство работ, в той или иной степени посвященных психологии искусства, рассматриваются процессы восприятия и воздействия искусства. «Процесс создания художественного произведения, деятельность художественного творчества естественным образом входят в предмет психологии искусства, однако, по сей день в изучении этой стороны искусства психология мало, чем может похвастаться. Пока нет сколько-нибудь надежных методов и конкретных теорий, добавляющих нечто существенное к самоанализу самих творцов, - в отличие от психологии художественного восприятия, в которой разработано немало остроумных методов и получено немало нетривиальных данных, особенно за последние 20 лет». (29; 6)
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"