Содержание
Введение...........................................................................................................
3
Глава 1 . Немецкое
Возрождение ...............................................................
4
Глава 2 . Характеристика
биографии и творчество Альберта Дюрера.............................................................................................................
7
Заключение....................................................................................................
16
Список литературы.....................................................................................
17
Введение
Развитие искусства Возрождение
в Германии проходило под влиянием
идей Реформации. По времени это был довольно короткий
период с середины XV века до 1520-х гг. Крестьянская война,
жестокое подавление крестьянских беспорядков,
религиозный раскол и отход нескольких
земель от католицизма оборвали развитие
возрождения. Искусство формировалось в жестокой
религиозной борьбе, которая наполнила
его драматизмом, личными трагедиями и
эмоциональными стрессами. Яркого воплощения
в немецком искусстве приобрели темы смерти,
Страшного суда, конца мира. Почти все
немецкие художники прошли через школу
гравюры, что наложило на их живопись отпечаток
жесткости, безрадостности и гротеска.
Задачи:
- Определить роль Альбрехта Дюрера в эпоху Возрождения в Германии.
- Проанализировать творчество Альбрехта Дюрера.
Методы: анализ, систематизация,
исторический метод.
Структура работы. Работа состоит
из введения, глава 1.Немецкое Возрождение,
глава 2.Характеристика биографии и
творчества Альбрехта Дюрера, заключение,
список литературы.
Список литературы состоит
из 6 источников.
Немецкое Возрождение
На рубеже XIV—XV вв. Германия
была еще более раздроблена, чем
в предыдущие периоды, что содействовало
живучести в ней феодальных устоев.
Развитие немецких городов запаздывало
даже по отношению к Нидерландам, и немецкий
Ренессанс сформировался в сравнении
с итальянским на целое столетие позже.
На примере творчества многих художников
XV в. можно проследить, как формировалось
Возрождение в Германии: это Конрад Виц,
Михаэль Пахер, затем Мартин Шонгауэр.
В их алтарных образах появляются повествовательные
элементы, стремление раскрыть человеческие
чувства на религиозном сюжете (алтарь
св. Вольфганга М. Пахера в церкви св. Вольфганга
в одноименном городке, 1481). Но понимание
пространства, введение золотых фонов,
дробность рисунка, беспокойный ритм ломающихся
линий («метафизический ветер», по остроумному
замечанию одного исследователя) равно
как и скрупулезное выписывание главного
и частного,— все это говорит об отсутствии
последовательности в художественном
мировоззрении этих мастеров и тесной
связи со средневековой традицией. «Углубленная
религиозность» (термин Г. Вельфлина),
которая привела немцев к Реформации,
имела огромное влияние на искусство.
Идея Божественной гармонии и благодати
во всем мире — распространилась как бы
на каждый предмет, каждую травинку, выходящие
из-под кисти художника. И даже в Дюрере,
как увидим ниже, наиболее «итальянском»
из всех немецких живописцев, его стремление
к созданию идеально-прекрасного образа
уживается с тяготением к натуралистическим
деталям и готической экспрессии форм.XVI
столетие для Германии начинается мощным
движением крестьянства, рыцарства и бюргерства
против княжеской власти и римского католицизма.
Тезисы будущего главы немецкой Реформации
Мартина Лютера против продажи индульгенций
в 1517 г. «оказали воспламеняющее действие,
подобное удару молнии в бочку пороха».
Движение в Германии потерпело поражение
уже к 1525 г., но время крестьянской войны
было периодом высокого духовного подъема
и расцвета немецкого гуманизма, светских
наук, немецкой культуры.
Матиас Грюневальд (1457—1530),
автор знаменитого «Изенгеймского алтаря»,
исполненного около 1516г. для одной из церквей
города Кольмара, произведения, в котором
мистика и экзальтация удивительно сочетаются
с остро подмеченными реалистическими
деталями. Нервность, экспрессивность
произведения Грюневальда обусловлены
прежде всего его удивительным колоритом,
необычайно смелым, по сравнению с которым
цветовые решения Дюрера кажутся жесткими,
холодными и рассудочными. В «Голгофе»
— центральной части алтаря —художник
почти натуралистично изображает сведенные
судорогой руки и ноги Спасителя, кровоточащие
раны, предсмертную муку на лице. Страдания
Марии, Иоанна, Магдалины доведены до исступления.
Цветом, который своим блеском напоминает
готические витражи, лепятся пятна одежд,
струящаяся по телу Христа кровь, создается
нереальный, таинственный свет, дематериализующий
все фигуры, обостряющий мистическое настроение.Почти
совсем не занимался религиозной живописью
Ганс Гольбейн Младший (1497—1543), меньше
других немецких живописцев связанный
со средневековой традицией. Самая сильная
часть творчества Гольбейна — портреты,
написанные всегда с натуры, остроправдивые,
иногда безжалостные в своей характеристике,
холодно-трезвые, но изысканные по колористическому
решению. В ранний период портреты более
«обстановочны», парадны (портрет бургомистра
Майера, портрет жены бургомистра Майера,
1516), в поздний период — более просты по
композиции. Лицо, заполняющее почти всю
плоскость изображения, характеризовано
с аналитической холодностью. Последние
годы жизни Гольбейн провел в Англии при
дворе Генриха VIII, где он был придворным
живописцем и где написал лучшие свои
портреты (портрет Томаса Мора, 1527; портрет
сэра Моретта де Солье, 1534—1535; портрет
Генриха VIII, 1536; портрет Джейн Сеймур, 1536
и др.). Блестящими по мастерству являются
портреты Гольбейна, исполненные акварелью,
углем, карандашом. Крупнейший график
эпохи, он много работал в гравюре. Особенно
прославлена его серия гравюр на дереве
«Триумф смерти» («Пляска смерти»). Творчество
Гольбейна имеет значение не только для
Германии, оно сыграло очень важную роль
в формировании английской портретной
школы живописи.Продолжателем лучших
дюреровских традиций в области пейзажа
был художник так называемой дунайской
школы Альбрехт Альтдорфер (1480—1538), мастер
необычайно тонкий и лиричный, в творчестве
которого пейзаж сложился как самостоятельный
жанр. Последний художник немецкого Ренессанса
Лукас Кранах (1472— 1553) близок Альтдорферу
чувством природы, которая всегда присутствует
в его религиозных картинах. Кранах рано
приобрел широкую популярность, был приглашен
ко двору курфюрста Саксонского, имел
обширную мастерскую и множество учеников,
вот почему в маленьких музеях Саксонии
и Тюрингии, в замках-дворцах (Гота, Айзенах
и др.) и по сей день много произведений
круга Кранаха, из которых не всегда можно
выделить работы самого художника. Лукас
Кранах писал в основном на религиозные
сюжеты, для его манеры характерны мягкость
и лиризм, в его мадоннах сказывается стремление
воплотить ренессансную мечту об идеально
прекрасном человеке. Но в изломе вытянутых
фигур, в их подчеркнутой хрупкости, в
особой изящной манере письма намечаются
уже черты маньеризма, свидетельствующие
о конце немецкого Возрождения.
Детство и годы учений
Дюрер был нюрнбержец. Тесные узы
связывали его с жизнью и культурой
родного города. Много раз уезжал
он в чужие страны, много повидал
на своем веку городов, о которых
вспоминал потом с восхищением,
но даже самые заманчивые предложения
не соблазняли его остаться вдали
от Нюрнберга. Хотя не раз жаловался
он на то, что в Германии мало уважают
и плохо оплачивают труд художника,
все же, он сам говорил, любовь к
Нюрнбергу заставила его предпочесть
жизнь в среднем достатке на родине
почету и богатству на чужбине.Дюрер
родился в семье Нюрнбергского
ювелира 21 мая 1471 года. Отец его, Альбрехт
Дюрер - старший, был родом из Венгрии.
Он вышел из венгерской, или может
быть, немецкой семьи, жившей в деревне
Эйтас и издавна занимавшейся
скотоводством. Альбрехт Дюрер - старший
был не первым в роду, изменивший
исконному делу предков. Не раз уже
случалось, что молодые люди из этой
семьи уходили в город, чтобы
овладеть ремеслом, причем почти всегда
это было ремесло ювелира.Обучившись
на родине ювелирному делу, Дюрер отправился
затем, по обычаю, В путешествия, чтобы
поучиться у иноземных мастеров.
Несколько лет он провел в Нидерландах,
а затем переехал в Германию и
в 1455 году прибыл в Нюрнберг. В течение
12-ти лет Дюрер - старший работал
у местного ювелира Иеронима Холпера,
а затем, женившись на его дочери
Барбаре, открыл свою мастерскую.Отец
Альбрехта Дюрера имел большую семью.
У него было 18 детей, из которых большинство
умерло в детстве и лишь трое достигли
зрелого возраста. Сыновей своих
он обучал золотых дел мастерству,
но лишь один из них, Эрнест, унаследовал
ремесло отца. Старший, Альбрехт, проучившись
около двух с половиной лет
и уже достигнув успеха, предпочел
затем живопись. Третий брат, Ганс, которому
было всего лишь 12 лет, когда умер
отец, стал учеником и помощником Альбрехта
и впоследствии работал как живописец
в Германии и Польше.Первые навыки
рисования Дюрер приобрел в мастерской
отца, который начал обучать его
своему ремеслу, когда мальчику исполнилось
13 лет. Наиболее известный из сохранившихся
рисунков того времени «Автопортрет»
(1484, Вена, Альбертина). На рисунке изображен
подросток, худеньких и бледный, с длинными
прядями волос, обрамляющие лицо. Вверху
рисунка сохранилась собственноручная
надпись художника: «Это я сам нарисовал
себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще
ребенком, Альбрехт Дюрер». Это большая
редкость в искусстве, чтобы мальчик, едва
научившись рисовать, делал свой автопортрет.30
ноября 1486 года, уступая настоятельным
просьбам сына, Альбрехт Дюрер - старший
заключил контракт с Вольгемутом и отдал
ему в обучение мальчика сроком на 3 года.
Михаель Вольгемут (1434-1519) занимал в 80-х
годах XV века видное место среди художников
Нюрнберга. Мастерская его была крупнейшей
в городе и выполняла многочисленные заказы
как для самого Нюрнберга, так и для окрестных
городов. Особенно большую роль сыграл
он в развитии книжной графики. В его мастерской
были исполнены иллюстрации нескольких
лучших нюрнбергских изданий 90-х годов.Дюрер
провел в мастерской Вольгемута 3 года.
Здесь он познакомился с изготовлением
рисунков для гравюры на дереве. Сохранилось
лишь три рисунка ученических лет, все
они относятся к 1489 году, последнему году
обучения в мастерской. Это рисунки пером
- «Три ландскнехта» (Берлин, Гравюрный
кабинет), «Кавалькада» (Бремен, Художественна
галерея) и «Сражающиеся всадники» (Лондон,
Британский музей). 1 декабря 1489 года Дюрер
закончил обучение в мастерской Вольгемута.
Согласно цеховым правилам, которым подчинялись
в то время и художники, он должен был для
получения звания мастера совершить путешествие
по городам своей страны.Обычно в те времена
путешествовать отправлялись весной.
Так поступил и Дюрер. Зиму 1490 года он провел
в доме родителей. А 11 апреля 1490 года Дюрер
покинул Нюрнберг и отправился путешествовать
по немецким землям. Странствия продолжались
4 года. Лишь в мае 1494 года он возвращается
в дом своего отца.Годы странствий - одно
из наименее выясненных мест в биографии
Дюрера. Сам он ничего не сообщает об этом
времени, документальных же свидетельств
сохранилось лишь три. Это, во-первых, свидетельство
соседа и друга Дюрера Кристофа Шейрля,
известного нюрнбергского юриста и историка,
сообщившего, что в 1492 году художник посетил
в Кольмаре трех братьев незадолго перед
тем умершего Мартина Шонгауэра и что
он побывал так же в Базеле, где встретился
еще с одним его братом. Второй важный
документ представляет собой находящаяся
в Базельской Публичной библиотеке деревянная
доска с вырезанной на ней гравюрой - изображением
святого Иеронима. На обороте доски сохранилась
собственноручная надпись Дюрера: «Альбрехт
Дюрер из Нюрнберга». Третье упоминание
о Дюрере в эти годы мы находим в старинном
инвентаре собрания Вилибальда Имгофа
- старшего, составленном в 1573 - 1574 годах.
В инвентаре его коллекции упомянуты,
среди прочего, два портрета работы Дюрера,
причем сказано, что они выполнены в Страсбурге
в 1494 году и что на них изображен мастер,
у которого работал в Страсбурге Дюрер,
и жена мастера.Годы странствий сыграли
большую роль в формировании не только
профессиональных навыков художника,
но и его мировоззрения. С самого начала
своей творческой деятельности Дюрер
был связан с прогрессивной немецкой интеллигенцией,
познакомился с бюргерской и реформистской
литературой.Весной 1494 года отец вызвал
Дюрера в Нюрнберг. Сразу же по приезде
молодой художник женился на дочери влиятельного
нюрнбергского бюргера, механика и музыканта
Ганса Фрея, с которым Альбрехт Дюрер -
старший заранее обо всем договорился.
Женитьба была в то время обязательным
условием для получения прав мастера.
Поскольку мастер брал к себе подмастерьев
и учеников, он должен был иметь хозяйку,
которая бы заботилась о них.Пребывание
Дюрера в Нюрнберге было кратковременным.
Уже осенью 1494 года он уехал в Италию. Самый
факт этой поездки был установлен учеными
лишь в начале XX века на основании косвенных
данных. В произведениях этого времени
появляются заимствования из картин и
рисунков итальянских художников, итальянские
костюмы, южные морские животные, виды
альпийских гор, местностей и городов,
через которые лежал путь в Италию.Возвращаясь
из Венеции в Нюрнберг летом 1495 года, Дюрер
снова запечатлел в многочисленных акварелях
альпийские горы и лежавшие на его пути
города. Эти акварели принадлежат к числу
лучших произведений художника. Также
в эти годы в Базеле были изданы: «Туринский
рыцарь» - сборник народных рассказов
французского писателя XIV века шевалье
де ла Тур Ландри (1493), сатирическое произведение
Себастиана Бранта «Корабль глупцов»
(1494). Иллюстрации к этим изданиям заметно
отличаются от современной базельской
гравюры, поэтому сложилось мнение, что
они были выполнены приезжим мастером,
появившимся в городе в 1492 году и вскоре
покинувшем его. Вполне возможно, что этим
мастером мог быть Альбрехт Дюрер.
Работы 1495-1500 годов
Начало самостоятельной деятельности
Дюрера - один из самых насыщенных периодов
его творческой биографии. Сразу
же он начал работать в нескольких
областях - в живописи, в гравюре
на дереве, в гравюре на меди. Все
созданное им в эти годы отмечено
новизной и смелостью исканий. Он
обновил традицию алтарной живописи,
придав реалистическую достоверность
изображению религиозных сцен, а
также впервые в Германии широко
ввел портрет, положив начало замечательному
расцвету этого жанра в немецком
искусстве XIV века. Он расширил тематику
гравюры, все чаще и чаще привлекал
мифологические, бытовые и литературные
сюжеты. Произведения Дюрера быстро приобрели
популярность. К концу 90х годов
имя его стало известно не только
в Германии, но и за ее пределами.Распространением
своей славы Дюрер был более
всего обязан гравюре. В то время
спрос на гравюры был очень
велик. Они продавались на рынках
и ярмарках. Известно, что жена Дюрера
не раз ездила для реализации его
работ его работ на большие
ежегодные ярмарки во Франкфурт-на-Майне.
Гравюры Дюрера рассылались также в разные
города и страны с товарами купцов; отправляясь
в странствия их везли с собой для продажи
его подмастерья и ученики.Первым из немецких
художников Дюрер стал одновременно работать
в гравюре на дереве и на металле. Раньше
оба вида гравюры разграничивались, ими
занимались разные мастера. Гравюра на
меди, происхождение которой связано с
ювелирным искусством, изготовлялась
обычно ювелирами, в то время как рисунки
для гравюры на дереве делали живописцы
или специалисты - рисовальщики. Выучка
ювелира и живописца дала Дюреру навыки,
необходимые для обоих техник, что позволило
ему с одинаковым успехом работать в каждой
из них.Еще в годы странствий Дюрер пробовал
силы в гравюре на дереве, выполняя иллюстрации
для книг. В Нюрнберге не работает больше
по заказам издателей. Возвратившись к
распространенной в Германии с начала
XV века традиции так называемой однолистной
гравюры на дереве, он исполняет теперь
несколько отдельных больших гравюр. Вскоре
он переходит к созданию связанных единым
повествованием серий гравюр, которые
сам издает в виде сброшюрованных книжек
с сопроводительным текстом, отпечатанном
на обороте листов.Гравюры на отдельных
листах издавна служили в Германии для
изображения религиозных сюжетов. Дюрер
следует этой традиции. Правда, в отдельных
случаях он вводит и мифологию, и сцены
из современной ему жизни, но все же религиозная
тематика преобладает. В годы странствий
Дюрер овладел также искусством пространственного
изображения, передачи объема, фактуры,
жестов и мимики, разнообразных характеров
и чувств. Эти качества проявились и в
гравюрах 1494-1500 годов «Мужская баня» (1496),
«Геркулес» (1496-1497), «Самсон» (1497-1498), «Святая
Екатерина» (1498)Высшим творческим достижением
Дюрера в период с 1495 по 1500 была серия «Апокалипсис».
Тема «Апокалипсиса» была чрезвычайно
созвучна настроениям, царившим в Германии
конца XV века. В «Апокалипсисе» нашли выражение
надежды и чаяния обездоленных, их возмущение
несправедливостью и насилием; в нем предсказаны
жестокие кары и гибели притеснителям
и обещан «небесный Иерусалим» угнетенным
и страждущим. Не удивительно, что эти
настроения легко находили отклик в Германии
в момент, когда там назревала революционная
ситуация и началось движение за преобразование
страны.Содержащиеся в «Апокалипсисе»
описания бедствий и гибели человеческого
рода производили в то время особенно
сильное впечатление. Перед 1500 годом в
Европе распространились слухи о предстоящем
в этом году конце света и о близости «судного
дня». Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису»
проникнуты духом реформации. Не колеблясь,
он перенес действие в свое время. Его
Вавилон - это папский Рим. Сам папа, император
и духовенство падают первыми жертвами
божественных всадников и ангелов- мстителей.
Современные немецкие и венецианские
костюмы и оружие, современные формы архитектуры
еще более усиливают впечатление, что
речь идет о событиях сегодняшнего дня.
Отсюда - огромный успех этой серии. «Апокалипсис»
Дюрера был воспринят современниками
не только как символ судьбы человечества,
но и как олицетворение их собственных
страданий и надежд.Серия «Апокалипсис»
состоит из 15 изданных в 1498 году гравюр,
к которым впоследствии Дюрер присоединил
еще титульный лист. Самый тип издания
необычен. Здесь иллюстрации не сопровождают
текст, но лишь составляют к нему параллель
и воспринимаются самостоятельно, как
связное повествование. Более ранние листы
- «Открытие 7 печати», «Иоанн и старцы»,
«Поклонение агнцу», более поздние - «Семь
светильников», «Иоанн, глотающий книгу»,
«Четыре всадника» и другие. Заключительным
листом является «Небесный Иерусалим»,
обещанный праведникам.Начатая в эти же
годы серия гравюр на дереве - «Большие
страсти» - была завершена Дюрером лишь
в 1510-1511 годы. Тема «страстей Христовых»
- одна из самых распространенных тем в
немецкой гравюре.Одновременно с гравюрой
на дереве Дюрер начал работать и в технике
гравюры на меди, не имевшей ранее распространения
в Нюрнберге. Тематика гравюр на меди разнообразна.
Здесь Дюрер часто обращался к мифологическим,
литературным и бытовым сюжетам. Во многих
гравюрах на меди Дюрер обращается к изображению
нагого тела. Таковы, например, гравюры
«Четыре ведьмы», «Мадонна со стрекозой»,
«Прогулка», «Морское чудовище» и др.Живописные
работы 1495-1500 гг. не столь многочисленны
и разнообразны по тематике, как гравюры.
По большей части это заказные работы
- алтарные картины или портреты.Первый
большой заказ на алтарную живопись Дюрер
получил от курфюрста саксонского Фридриха.
Он заказал Дюреру свой портрет и две алтарные
картины для отстраивавшегося в то время
Виттенбергского замка: «Поклонение младенцу»
(Дрезденская галерея, 1496-1497) - одна из них.В
портретах Дюрера, исполняемых во второй
половине 90-х годов, сказалось влияние
нидерландской школы. Оно проявляется
в композиционных приемах и тщательной
отделке деталей, в стремлении к воспроизводству
натуры во всем ее индивидуальном своеобразии.
Вместе с тем Дюрер вносит в некоторые
из них величавость, присущую портретам
итальянских мастеров.Несмотря на разнообразие
жанров, сюжетов и техники, произведения,
созданные Дюрером во II-ой половине 90-х
годов, образуют цельную группу. Их объединяет
эмоциональная насыщенность и сила чувств,
каких Дюреру не всегда удавалось достигнуть
впоследствии.
Последние годы
Соприкосновение с нидерландским
искусством благотворно сказалось
на творчестве Дюрера и привело к
укреплению тех тенденций, которые
наметились в его произведениях
еще в последние годы перед
отъездом в Нидерланды. Присущие некоторым
работам 1500-1510 гг. рассудочность и
перегруженность символикой и аллегориями
снова уступают место непосредственности
чувства. Ведущую роль в живописи
и графике Дюрера теперь начинает
играть портрет. Сохранилось четыре
живописных портрета, исполненные Дюрером
между 1521-1528 гг.: портреты неизвестного
бюргера (1524, Мадрид, Прадо), нюрнбергских
купцов Якоба Муффеля и Иеронима Хольцшуэра
(1526, Вена, Художественно-исторический
музей), и гуманиста Иоганна Клеберга (1526,
Вена, Художественно-исторический музей).
В многочисленных гравированных портретах
1524-1526 гг. Дюрер создает целую галерею
разнообразных темпераментов и характеров.
К числу лучших принадлежат портреты курфюрста
Фридриха Саксонского (1524), императорского
советника Ульриха Варнбюлера (1522), известного
гуманиста Эобана Гесса (1527).Вскоре по
возвращении из Нидерландов Дюрер начал
работать над новой серией «Страстей»,
которую он задумал исполнить в гравюре
на дереве. Помимо подготовительных рисунков,
частично выполненных еще в Нидерландах,
Дюрер сделал лишь одну гравюру - «Тайная
вечеря» (1523). В 1524 г. он прекратил работу
над «Страстями». Также были созданы гравюры
на меди: два варианта «Св. Христофора»
(1521), «Св. Варфоломей» и «Св. Симон» (1523),
«Св. Филипп» (1526). Последние три гравюры
были частью задуманной Дюрером, но также
не доведенной до конца серии изображений
апостолов. Неосуществленным остался
и другой замысел - гравюра «Распятие»,
над которой Дюрер, как явствует из подготовительных
рисунков, работал около 1523 года.В 1525 году
разразилась Великая крестьянская война,
в которой достигло кульминационного
пункта движение народных масс. Известно,
что в эти годы Дюрер проявлял интерес
к радикальным течениям Реформации. В
1525 году Дюрер подготовлял к изданию свой
первый трактат «Руководство к измерению».
В начале этого года было подавлено швабско-франконское
восстание крестьян, и вокруг Нюрнберга
прокатилась волна массовых казней, и
летом 1525 года он поспешно сделал и вставил
в уже почти готовый трактат новую гравюру
- «Проект памятника в честь победы, одержанной
над крестьянами».В эти же годы Дюрер работал
над завершением трактата о пропорциях,
который был закончен уже в 1523 г., однако
в последний момент Дюрер отложил его
опубликование. Он счел необходимым издать
сначала пособие по геометрии и перспективе,
ибо опасался, что без такого пособия его
теория пропорций будет непонятна немецким
художникам, не имеющим достаточной подготовки.
В 1525 г. был опубликован трактат «Руководство
к измерению». Помимо теории линейной
перспективы, здесь изложены основы классической
геометрии, затронуты вопросы оптики,
астрономии, некоторые математические
проблемы.Опубликовав «Руководство к
измерению», Дюрер не вернулся сразу к
трактату о пропорциях. На время его отвлекла
другая работа: в 1527 г. он издал еще один
теоретический труд - «Наставление к укреплению
городов». В первой половине 16 века в Европе
остро стоял вопрос о необходимости усовершенствования
оборонительных сооружений. Наступление
турок на юге Европы, вызвавшее всеобщую
тревогу, заставило заняться усовершенствованием
системы фортификации. Именно в это время
Дюрер взялся за обобщение достигнутых
строителями результатов, создав первый
в Германии труд по теории фортификации.Лишь
после издания «Наставления к укреплению
городов» Дюрер возвратился к теории пропорций.
В 1527-1528 гг. он снова перерабатывает трактат
и подготовляет его к изданию. Но ему не
пришлось увидеть книгу опубликованной,
она вышла уже после его смерти в октябре
1528 г.Дюрер умер 6 апрель 1528 г. С его смертью
закончился самый блестящий период в истории
немецкого Возрождения. За небольшой срок
с конца 15 до начала 30-х годов 16 века, искусство
Германии преобразилось. В условиях общественного
подъема и начинавшейся революции здесь
сформировалась новая художественная
культура, наиболее передовые тенденции
которой нашли воплощение в творчестве
Дюрера.