Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:24, реферат
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции и Рима стали отправной точкой в развитии европейской культуры.
Введение_______________________________________________________3
Глава I. Греческое и Римское искусство___________________________4
1.1. Греческое искусство__________________________________________4
1.2. Римское искусство___________________________________________8
1.3. Сравнительная характеристика Римского и Греческого искусства___16
Глава II. Греческая и Римская скульптура. Отличительные черты_17
2.1. Греческая скульптура________________________________________17
2.2.Римская скульптура__________________________________________20
Заключение____________________________________________________25
Литература____________________________________________________27
Период Римской империи (30/27 гг. до н.э. – 476 гг. н.э.)
После длительных и кровавых распрей в Римском государстве приходит к власти внучатый племянник Цезаря Октавиан Август. Он утвердил строй, при котором формально сохранялась республика, но все важнейшие должности в государстве сосредоточивались в руках императора.
Античные историки характеризуют время правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г н.э.) как "золотой век" Римского государства. Прекращены гражданские войны, экономика находится на подъёме, расцвет переживают все виды искусств, творят лучшие римские поэты: Вергилий, Овидий, Гораций, историк Тит Ливий, складывается классический римский стиль, оказавший огромное влияние на последующее развитие западноевропейской культуры.
Вот что пишет Светоний о деятельности "божественного Августа" по украшению Рима:
"Вид столицы ещё
не соответствовал величию
Общественных зданий он выстроил очень много... Форум он начал строить, видя, что для толп народа и множества судебных дел уже недостаточно двух площадей... Некоторые здания он построил от чужого имени, от лица своих внуков, жены и сестры... Да и другим настойчиво советовал украшать город...
Весь город он разделил на округа и кварталы... Для охраны от пожаров он расставил посты и ввёл ночную стражу, для предотвращения наводнений расширил и очистил русло Тибра... Чтобы подступы к городу стали легче со всех сторон, но взялся укрепить Фламиниеву дорогу... а остальные дороги распределил между триумфаторами, чтобы те вымостили их на деньги от военной добычи. Священные постройки, рухнувшие от ветхости или уничтоженные пожарами, он восстановил и наравне с остальными украсил богатыми приношениями."
Благоустройство великого города и всей великой империи - такова была первейшая задача Августа. Благоустройство и культурный расцвет. В римской истории век Августа имел для культуры такое же значение, как в греческой - век Перикла.
Девять грандиозных акведуков снабжали водой императорский Рим. римский писатель Юлий Фронтин уверенно заявляет, что нельзя сравнить их "каменные громады с бесполезными пирамидами Египта или самыми прославленными, но праздными сооружениями греков".
В этих словах - ключ к пониманию едва ли не главного стимула римского искусства.
Культ полезности, даже пафос. Во имя государства! ибо пафос Рима имел очень конкретную основу; то был не пафос борьбы со смертью, как у египтян, не пафос красоты, облагораживающей мир, как в Элладе, не пафос борьбы со Зверем, как во многих древних цивилизациях то был пафос государственности, перерастающий в пафос мирового господства. Владычество как самоцель. Грандиозные вожделения, не устремлённые ввысь. Нужным, полезным было лишь то, что удовлетворяло таким вожделениям, будь то акведук, из окрестных гор доставляющий живительную влагу в столицу мира, или триумфальная арка, вдохновляющая римлян на новые ратные подвиги.
Для растущих городов империи
требовались всё новые форумы,
где в важные дни собирался
народ; доходные жилые дома в несколько
этажей; просторные портики, разделённые
продольными рядами колонн, где заседали
судьи и шла торговля; грандиозные
амфитеатры, вмещающие десятки тысяч
зрителей; термы - роскошные бани, часто
служившие средоточием
Все эти сооружения прекрасно отвечали своему назначению, выражали в то время последнее слово техники, и их несколько тяжёлая величавость отличала зародившийся римский стиль от его эллинского прообраза. То было умелое развитие уже найденых архитектурных форм в соответствии с новыми потребностями.
Так как покорённые народы,
будь то варвары, греки или иудеи,
должны были зримо ощущать непоколебимое
превосходство Рима, по всей необъятной
империи воздвигались памятники, поражавшие
воображение своей
Триумфальная арка, запечатлевающая церемонию триумфа, т.е. въезд победоносного полководца в Рим, - одно из самых замечательных новшеств римского зодчества.
Главными мотивами творчества римских художников и поэтов становятся идеализация старины, воспевание "римского мира", прославление "божественного Августа". Художественное творчество этого периода в архитектуре воплощает идею мощи Рима, идею вселенского господства и непобедимости. Эта идея осуществлена в двух ведущих постройках: триумфальной арке Тита и Колизее.8
1.3 Сравнительная характеристика Греческого и Римского искусства
Таким образом, можно сделать
вывод, что древнеримская и
Греческая культура оказала
большее влияние на развитие римской
за счет того, что она развивалась
в более ранний период времени, а
римская культура как бы наследовала
её черты, она являлась их логическим
развитием и конечно добавляла
к ней множество новых
На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для развития мировой культуры.
Глава II. Греческая и Римская скульптура. Отличительные черты.
2.1. Греческая скульптура
Архаическая эпоха. Зарождение древнегреческой скульптуры.
Эпоха архаики - это ранний этап развития античного греческого общества. Тогда возникли большинство греческих полисов со своей системой ценностей и особой полисной, коллективистской моралью. Полисный строй воспитывал у греков особое мировосприятие, он научил их ценить реальные возможности и способности человека-гражданина, возведенные в высший художественный принцип и эстетический идеал античной Греции. В архаическую эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства - материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература, изобразительные искусства - архитектура, скульптура, живопись. Таким образом, архаическая культура стала исходным рубежом развития классической культуры Эллады.
К восьмому веку до н.э. относится зарождение монументальной греческой скульптуры, которая сначала была деревянной или глиняной, затем стала отливаться из бронзы, а еще позднее - изготовляться из мрамора. В седьмом-шестом веках до н.э. формируются основные типы греческой скульптуры, для которой в целом был характерен интерес к человеку, воспевание его физической и духовной красоты. Не случайно главным объектом греческой скульптуры был человек.
Скульптура архаической эпохи отличалась еще несовершенством и была представлена двумя типами фигур: обнаженного юноши - куроса и задрапированной в длинные одежды девушки - коры. До нашего времени сохранилось несколько десятков подобных статуй. В скульптурах куросов чувствуется влияние монументальной египетской статуи. Эти скульптуры всегда статичны, строго симметричны и фронтальны; руки юношей сжаты в кулаки и прижаты к бокам. Фигуры девушек - кор - отличаются несколько большей свободой и полны изящества и грации. Иногда куросов изображали чуть улыбающимися, по-видимому, это была очень робкая попытка скульптора передать внутреннее состояние своего героя.9
К концу шестого века до н.э. греческие скульпторы начали постепенно преодолевать первоначально свойственную их работам статичность и застылость, изображая теперь свои скульптуры в различных позах, за различными делами, и обозначая динамизм их действий.
Скульптура ранней классической эпохи.
Греческая скульптура пятого века до н.э. сделалась образцом классического совершенства. Для ее стиля были характерны уравновешенность, строгая симметрия, идеализация и статичность. Лица греческих статуй всегда бесстрастны и статичны, характеры трактуются однозначно, внутренний мир героев лишен борьбы, чувств и мыслей. Индивидуализации и психологизации образов, т.е. искусства портрета, античная скульптура вообще не знала. Величайшие греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть. Статуи античных богов и героев мы различаем не по лицам, а по их типичным позам и атрибутам. Поэтому головы - совсем не главные части фигур в скульптуре греков. Таким образом, классическая греческая скульптура, являвшаяся эталоном прекрасного для последующих поколений, отличалась как раз теми качествами, которые, строго говоря, не должны были считаться образцом для подражания.
В начале пятого века до н.э. в Афинах была отлита знаменитая бронзовая скульптурная группа "Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон". Группа "Тираноубийц" интересна тем, что ее сюжет связан с падением в Афинах тирании и установлением демократии - событием, совпадающим с началом эпохи классики в скульптуре.10
Одним из лучших образцов раннеклассической скульптуры является бронзовая "Статуя возничего" из города Дельфы. Его стройная фигура напоминает строгую дорическую колонну. Несмотря на некоторую напряженность статуи, все же поза ее более естественна, чем у застывших архаических куросов.
Век высокой греческой классики выдвинул трех выдающихся скульпторов - Фидия, Мирона и Поликлета. Фидий - афинянин, друг Перикла, которому первый стратег Афин доверил руководство восстановительными работами на Акрополе. Замечателен фриз Парфенона, выполненный Фидием и его учениками. На фризе главного храма Акрополя чередуются трехчастные, выступающие из плоскости триглифы и квадратные плиты между ними - метопы. Девяносто две метопы Парфенона были заполнены рельефами, изображающими битвы греков с амазонками, лапифов с кентаврами, сцены из Троянской войны, сражения богов и гигантов; причем из более чем пятисот фигур, представленных на фризе, ни одна не повторяет другую. Скульптурный фриз Парфенона считается одной из вершин классического искусства.
В Парфеноне в обширном, окрашенном в синий и красный цвета зале стояла двенадцатиметровая статуя Афины-Девы. Богиня была изображена в образе прекрасной женщины. Статуя была исполнена в хрисоэлефантинной технике: из чистого золота была изготовлена одежда Богини, а ее шлем, волосы и щит были сделаны из золотых пластин. Лицо и руки Афины-Девы были покрыты пластинами слоновой кости. В глазницы богини были вставлены драгоценные камни - сапфиры. Фидий явил миру новый образ Афины: богини-воительницы и богини мудрости, истинной покровительницы находящейся на вершине своей славы и могущества Афинского полиса.
Идеал Человеческой личности был воплощен Фидием и в другой его знаменитой статуе Зевса Олимпийского для храма в Олимпии. Эта статуя причислялась к "семи чудесам света", ее высота - четырнадцать метров. Грозный бог изображен величаво сидящим на троне. Доброе лицо Зевса в изображении Фидия как будто воплощало идею мудрости и человеколюбия, а мягкий и человечный взгляд статуи не соответствовал сложившемуся образу жестокого и мстительного царя богов. Статуя Зевса, как и статуя Афины-Девы, была сделана из золота и слоновой кости. Древние авторы сообщали, что для грека было несчастием умереть, не увидев Зевса Олимпийского. "Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, или на небо ты сам, Бога чтоб видеть, взошел?" - восторженно писал древний поэт.
Обе хрисоэлефантинные статуи работы Фидия не сохранились. Они известны нам лишь по описанию древнегреческого историка Павсания - второй век н.э. и по изображениям на монетах. Фидием была создана и великолепная скульптура, размещенная на фронтонах Парфенона. Кроме хрисоэлефантинной статуи Афины-Девы Фидию принадлежит еще одно скульптурное изображение этой богини - Афина-Воительница (Промахос). Двенадцатиметровая бронзовая статуя Афины, держащей в руках копье, золотой наконечник которого был виден далеко с моря, украшает площадь перед Парфеноном. С творчеством Фидия связывается понятие "высокого стиля" в древнегреческом искусстве, которое выражалось в благородной простоте и одновременно в величии.
Два великих современника Фидия, Мирон и Поликлет, прославились созданием статуи отлетов-победителей. Мирон, работавший в Афинах в середине пятого века до н.э., был первым греческим скульптором, сумевшим передать фигуру человека в момент быстрого движения. Наиболее известна его бронзовая статую "Дискобол", воплотившая идеальный образ человека-гражданина. Показательно, что даже в этой статуе, изображающей человека в движении, лицо метателя диска спокойно и статично.
Третий знаменитый скульптор пятого века до н.э. - Поликлет из Аргоса, автор известных статуй Геры, "Раненой амазонки" и "Дорифора" (Копьеносца). Поликлет был теоретиком искусства - он определил законы пропорций идеальной человеческой фигуры и сформулировал их в трактате "Канон". Воплощением канона в пластике и была статуя "Дорифора". Согласно правилу, найденному Поликлетом, голова должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки - 1/10, ступня - 1/6, а прямая линия носа должна продолжать линию лба. Статуи Поликлета всегда неподвижны и статичны. Оригиналы работ Поликлета и Мирона не сохранились, дошли лишь их римские мраморные копии.
Информация о работе Отличительные черты греческой и римской скульптуры