Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:24, реферат
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции и Рима стали отправной точкой в развитии европейской культуры.
Введение_______________________________________________________3
Глава I. Греческое и Римское искусство___________________________4
1.1. Греческое искусство__________________________________________4
1.2. Римское искусство___________________________________________8
1.3. Сравнительная характеристика Римского и Греческого искусства___16
Глава II. Греческая и Римская скульптура. Отличительные черты_17
2.1. Греческая скульптура________________________________________17
2.2.Римская скульптура__________________________________________20
Заключение____________________________________________________25
Литература____________________________________________________27
Скульптура поздней классики.
Скульптура поздней классики, в отличие от ранней, обладала рядом новых черт. Она стала более утонченной, показывала глубокие человеческие чувства, внутреннее состояние человека. На смену величавости, достоинству, суровой ясности и гармонии классического стиля пришли другие тенденции - драматический пафос, особый лиризм и грациозность. Их воплотили в своем творчестве величайшие греческие скульпторы четвертого века до н.э. - Скопас, Пракситель и Лисипп, передавшие скульптуре тончайшие оттенки движения человеческой души. Кроме этого, в скульптуре четвертого века до н.э. большее место чем раньше заняли жанрово-бытовые мотивы, оттеснившие на задний план религиозные и гражданские.11
Скопас, уроженец "мраморного" острова Парос, обычно создавал мифологические образы, которые поражали современников драматизмом, экспрессией и передачей сложнейшей гаммы человеческих чувств. Его "Менада" (Вакханка), танцующая спутница Диониса, охваченная вакхическим исступлением, является шедевром не только античного, но и мирового искусства. На обломках фриза Галикарнасского мавзолея также видна рука Скопаса, изобразившего битву греков с амазонками - "Амазономахию".
Младший современник Скопаса Пракситель ваял главным образом олимпийских богов и богинь. Он отказался от изображения прямостоящих статуй: его "Отдыхающий сатир", "Аполлон", а также "Гермес с младенцем Дионисом" с ленивой грацией опираются на опоры в позе мечтательного отдыха. Самая знаменитая статуя Праксителя - "Афродита Книдская" - прообраз многих последующих изображений богини любви. Впервые в истории греческой скульптуры Пракситель представил Афродиту в виде прекрасной обнаженной женщины. Подлинных статуй Праксителя и Скопаса сохранилось очень мало; нам известны в основном лишь их римские копии. Творчество Праксителя оказало заметное влияние на скульпторов эпохи эллинизма и на римских мастеров.
Стремление передать многообразие характеров - основная черта творчества третьего великого скульптора четвертого века до н.э. - Лисиппа. Он оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского, сохранившийся лишь в римской копии, и разработал новый пластический канон, заменивший канон Поликлета.
Этот новый идеал полнее всего воплощен в "Апоксиомене" Лисиппа.
Имя афинянина Леохара связано с хрестоматийным произведением - "Аполлоном Бельведерским". Римская копия этой статуи находится в Ватиканском музее, так называемом Бельведере, отсюда и ее название - Аполлон Бельведерский.
Изысканность и эффектность Аполлона приводили в восхищение художников эпохи Возрождения, считавших его эталоном классического стиля. "Аполлон" Леохара свидетельствовал о том, как изменился идеал мужской красоты в греческом искусстве.
В целом и в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи четвертого века до н.э. отмечен зарождением многих тенденций, которые получат полное выражение в следующую, эллинистическую эпоху, в период с четвертого по первый века до н.э.
Эпоха эллинизма.
Пластическое искусство
эпохи эллинизма
Скульптура эллинистической
эпохи более всего сохранила
греческий облик, продолжая традиции
поздней классики. Как и в предыдущие
периоды, скульптура оставалась неотъемлемой
частью архитектурного убранства эллинистических
городов. Но если классические формы
искусства сложились в рамках
демократического полиса и поэтому
воплощали идеал человека-
Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала главным образом афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества - Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений. Так, монументальный фриз огромного Пергамского алтаря, исполненный в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли - гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние и страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойны и воодушевлены. Авторы Пергамского фриза прекрасно выразили дух своей беспокойной эпохи, весь ужас и безнадежность перед лицом смерти. Также не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура пергамской школы. "Умирающий галл", "Галл, убивающий себя и свою жену" - великолепные образцы патетики и пафоса Пергамского искусства, мужественного и прекрасного.
Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй - "Ника Самофракийская". Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофрикия в честь победы Родосского флота - около сто девяностого года до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря. Голова статуи не сохранилась, но ее торс в развевающихся одеждах исполнен стремительного движения.
Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя работы Агександра - "Афродита Милосская" - второй век до н.э. Современные ей статуи богини любви были более чувственны и даже жеманны, Агександру же удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы. Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа "Лаокоон", изваяния Родосскими мастерами Агександром, Афинодором и Полидором - первый век до н.э. Сюжет этой скульптуры взят из "Одиссеи" Гомера: троянский жрец Лаокоон и его сыновья, предостерегавшие троянцев от введения в город оставленного греками-ахейцами деревянного коня, были жестоко наказаны богами - покровителями греков - Афиной и Посейдоном, которые наслали на троянских героев гигантских змей, задушивших их. В "Лаокооне" ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его острый драматизм и трагичность.
Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом ее являлась огромная тридцати двухметровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей Колосса Родосского двенадцать лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда, и это чудо инженерного искусства заняло последнюю, седьмую, строчку в списке "чудес света".
Синкретическая
2.2. Римская скульптура
Эпоха Римской республики.
Мощное культурное движение начинается в Риме в конце третьего века до н.э. Его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обязательным считалось усвоение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов - греков. Многочисленные деятели римской культуры - прозаики, поэты, философы, ораторы, юристы, учителя, врачи, художники, архитекторы - в подавляющем большинстве были неримлянами. Для знакомства с греческой культурой не только знати, но и простого народа большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов картин и статуй, выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римских мастеров.
В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ. В тоже время римской скульптуре республиканского периода свойственны некоторая упрощенность и угловатость форм.
Памятники римской скульптуры второго-первого веков до н.э. весьма немногочисленны. Это, например, так называемый "Брут" - предположительно статуя Юлия Брута, бывшего образцом доблестного гражданина, выполненный из бронзы.13 Главные улицы и площади города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа.
Древнегреческая древнеримская эпоха скульптура.
Расцвет Римской империи.
Особое место в истории древнеримского и всего мирового искусства занимает скульптурный портрет, ведущий свое происхождение от римской традиции отливать восковые маски с лиц умерших. Возникнув еще в республиканскую эпоху - мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и т.д., - он достиг своего высшего расцвета в эпоху Империи. Очень выразительны портретные бюсты императоров: Филиппа Аравитянина, Каракалла, Веспасиана, Домициана, Вителлия - целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете.14 Если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театральности.
Упадок Римской империи.
Начиная с третьего столетия,
Римская империя почти
Позднеримское искусство символично - статуи императоров воплощают нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающих душу.
После смерти Константина в 337 году в Риме вновь резко обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая внутренними противоречиями, теснимая со всех сторон внешними врагами Римская Империя неуклонно шла к своему концу. В 395 году Римская держава была окончательно разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался город Рим, а столицей Восточной Римской империи - будущей Византии - стал город Константинополь, основанный Константином на месте бывшей греческой колонии Византий.
В 410 году и 455 году Рим подвергся страшному разгрому - сначала от готов, а затем от вандалов. В середине пятого века под властью императора осталась лишь Италия. В 476 году командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом Западной Римской империи. Что касается Восточной Римской империи, то она не погибла под ударами варваров, а просуществовала еще почти тысячу лет. С концом же Западной Римской империи погибла и античная культура.
Заключение
Римская культура смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.
Основные противоречия римской культуры связаны с противоположностью высокого римского идеала человека и его практической деятельности. Римская культура обладает способностью приспосабливать реалии других культур к своей действительности и наоборот- свои культурные реалии распространять на завоеванные народы.
Культура Древнеримской империи была культурой военизированного государства, господствовал культ практицизма, государства, Рима, Закона. Главными добродетелями была политика, война, управление. Афины в период своего расцвета - республика, Рим-империя. В Греции человек-мера всех вещей, в Риме -человек –песчинка.
В искусстве Древнего Рима ведущее место принадлежало архитектуре. В отличие от греческих, у которых архитектурные ордера несли конструктивную роль, римские зодчие использовали ионический и коринфский ордера только для украшения здания.
Скульптура Древней Греции и Древнего Рима, а также эллинистических государств. Становление происходило в архаический период (VIII - VI вв. до н.э.). Скульптура ранней архаики характеризуется восточными мотивами и связывается с именем полулегендарного скульптора Дедала. К этому периоду относятся статуя Артемиды Делосской и критская скульптура «Дама из Оксерра». В основном же архаическая скульптура представлена куросами (изваяния обнаженных юношей) и корами (скульптуры девушек, задрапированных в ткань).
Отличительной чертой ранней греческой скульптуры является характерная архаическая улыбка. Расцвет античной скульптуры падает на классический период (V - IV вв. до н.э.) и связан с появлением четырех стилей: ранней классики, высокого стиля, богатого стиля и поздней классики. В это время творили скульпторы Мирон («Дискобол», «Афина и Марсий») и Поликлет («Дорифор»). Вершиной развития являлись работы Фидия - «Афина Парфенос» и «Зевс Олимпийский» (обе не сохранились). Поздняя классика известна работами скульпторов Скопаса («Менада»), Леохара («Аполлон Бельведерский»), Праксителя («Гермес с Дионисом») и Лисиппа («Апоксиомен», «Отдыхающий Гермес» и серия скульптур Геракла).
Информация о работе Отличительные черты греческой и римской скульптуры