Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:24, реферат
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции и Рима стали отправной точкой в развитии европейской культуры.
Введение_______________________________________________________3
Глава I. Греческое и Римское искусство___________________________4
1.1. Греческое искусство__________________________________________4
1.2. Римское искусство___________________________________________8
1.3. Сравнительная характеристика Римского и Греческого искусства___16
Глава II. Греческая и Римская скульптура. Отличительные черты_17
2.1. Греческая скульптура________________________________________17
2.2.Римская скульптура__________________________________________20
Заключение____________________________________________________25
Литература____________________________________________________27
Сохранившиеся памятники
архитектуры, скульптуры и живописи
этрусков говорят о своеобразной
и высокой цивилизации, соперничавшей
некогда с Элладой и
В этом мироощущении чувствуется неизжитый первобытный страх перед неизведанным, перед звериной мощью природы или судьбы, страх перед смертью.6 Природное жизнелюбие этрусков омрачалось этим страхом. Какая-то внутренняя сила толкала этрусков к фантастике, к сверхъестественному, у изображению демонов, всяких чудовищ. Тут, вероятно, сказывалось некое духовное родство с древними культурами Передней Азии.
Как и египетская, этрусская культура знакома нам в основном по гробницам. Но если идейное содержание египетского заупокойного культа нам достаточно хорошо известно, то мы можем только догадываться о сокровенном смысле этого культа в Этрурии.
Этрусским городам живых
сопутствовали некрополи с
Гробницы воспроизводят домашнюю обстановку, привычную для усопшего, включая изображения его самого и сцен, напоминающих о жизни. Она как бы продолжалась в гробнице, но не так как в египетском заупокойном культе, а независимо от праха покойного, который нередко сжигался. Однако, как и для египтян, портретное сходство имело для этрусских художников первостепенное значение. Портрет увековечивал черты усопшего, вырывал их из вечной тьмы загробного мира.
При строительстве городов
этруски применяли
В Этрурии был выработан этрусский или тосканский ордер с базой и капителью, сходной с капителью греческого дорического ордера, но с колонной без каннелюр.
С этрусской живописью нам посчастливилось больше, чем с греческой. В Тоскане, где некогда жили этруски, сохранилось несколько десятков могильных склепов со стенами, расписанных сверху донизу в технике фрески. Эти росписи дают нам ясное представление об этрусской живописи, достигшей расцвета во второй половине VI века до н.э. Большие любители греческой расписной керамики, этруски считались лучшими клиентами аттических и коринфских гончарных мастерских. Греческая вазопись в чём-то могла определить общее развитие этрусской монументальной живописи, сохранившей, однако, черты совершенно особого мироощущения.
Размещённые по поясам погребальные сцены и сцены охоты и пиров, состязания и танцы, могучие фигуры зверей. Сплошь плоскостные изображения. Тёплые, звучные тона при совершенно произвольной раскраске (случается, например, что у лошади голова чёрная, грива жёлта, спина красная, а ноги оранжевые и чёрные). Высокая декоративность и порой грандиозный размах композиции. Архаическая условность, но и острая выразительность. В движениях порывистость, даже нервозность. Вот это, пожалуй, отличает прежде всего этрусское искусство от греческого. Силуэты танцующих поражают своей экзальтированной изощрённостью, и что-то беспокойное тревожит зрителя в самом танце. Нет, это не гармонически ясное мироощущение Эллады! В этрусской экзальтации нам чудится жажда какой-то отдушины.
Подлинно самобытному этрусскому искусству так и не суждено было перейти от архаики к подлинной классике. Типично архаический Апполон из Вей - самый, вероятно, совершенный из дошедших до нас памятников этрусской скульптуры. Он очень похож на современных ему греческих куросов и в то же время резко отличен от них. Этрусский Апполон не обнажён и не неподвижен; он как бы шагает куда-то. Улыбка играет в его глазах и вокруг рта. Это архаическая улыбка, но ни у одного греческого Апполона мы не увидим такой острощемящей, пронзительной улыбки. Эта улыбка вещает не о грядущем радостном упоении, а о чём-то другом, загадочном, не передаваемом словами.
Приверженность не к идеальному, как у греков, а к характерному, индивидуальному привело к главному достижению этрусков в области скульптуры - портрету. Он развивался из оформления урн-каноп для сожжённого праха умерших, которые изображаются возлежащими, повторяя позы пирующих.
Саркофаг с возлежащими изваяниями супругов ярко передаёт сокровенную торжественность этрусского заупокойного культа. Покровительственно величав и самодоволен образ супруга. Мы восхищены отделкой саркофага, согласованностью с ним обеих фигур, но не знаем, как понять этот образ, равно как и образ супруги, тоже озарённый архаической улыбкой.
Первобытный страх перед неизведанным, перед звериной мощью природы или судьбы не был изжит в мироощущении этрусков. Образ Зверя тревожил их, несомненно. И вот этот образ во всём его грозном великолепии: знаменитая Капитолийская волчица, шедевр этрусской скульптуры V века до н. э. Оскалившись, глядит она на нас не предвещая ничего доброго. Самый острый реализм в изображении устрашающей силы.
Согласно легенде, основатели Рима, Ромул и Рем были вскормлены волчицей. Сами их фигурки сделаны в эпоху Возрождения взамен утраченным этрусским.
В последующие века этрусское искусство постепенно утратило свою самобытность, выдохлось в беспомощном подражании греческому, а затем вся Этрурия была поглощена Римом. Однако этруски сыграли значительную роль в истории античной культуры. Они передали италийским племенам искусство возведения дренажных сооружений, типы построек, культовые обряды, ряд мифологических образов, имеющих греческую основу. Этрусское письмо послужило основой для латинского письма и других систем письма центральной и северной Италии. Несомненно влияние на италиков, и в особенности на римлян, оригинального этрусского искусства, религии с её верой в злых и добрых демонов и культом предков, а также ряда политических институтов и бытовых традиций. Римляне много заимствовали в культуре этрусков, а бронзовая волчица, созданная этрусским художественным гением, стала надолго величественным символом сурового и жестокого Рима.
Республиканский период (510/509 – 30/27 гг. до н.э.)
В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн и гражданских битв выражена в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений, лучше всего сохранившихся до наших дней. Одно из самых знаменитых произведений инженерного искусства античности - оборонительная стена Рима, возникшего на трёх холмах: Капитолии, Палатине и Квиринале.7 Сложенная из больших блоков туфа, она спускалась к Тибру.
К числу знаменитых сооружений относится ведущая к Риму Аппиева дорога, построенная в IV - III веках до н.э. для движения когорт и гонцов. Это первая из сети дорог, покрывавших позже Италию и имевших важное стратегическое значение, объединяя различные части страны. К древнейшим конструкциям относится и сточный канал Клоака Максима (с ударением на первом А) в Риме, существующий до наших дней. Этот подземный канал был создан для осушения болотистой местности между тремя римскими холмами, где образовалась центральная площадь древнего Рима - Римский форум (Форум Романум), на котором протекала общественная жизнь Рима, и к которому сходились все дороги столицы. Видное место в архитектуре столицы заняли мощные мосты и акведуки, перекинутые через широкие пролёты, пробегающие десятки километров. Они стали неотъемлемой частью римского пейзажа.
Главным в римской архитектуре
начала республиканского периода была
не пышная декоративность, а удовлетворение
практических бытовых и общественных
потребностей не только господствующего
класса, но масс городского населения.
Целесообразностью определяются логика
структуры сооружения, лаконизм архитектурной
мысли. Подлинная красота и мощь
римской архитектуры в
Общественная жизнь протекала на Форуме - площади, представляющей собой архитектурный ансамбль. Здесь был центр торговой жизни, политической деятельности, народных собраний, военных триумфов. Облик его сложился ко II веку до н.э. Он приобрёл асимметричный характер в результате постепенной разновремённой застройки.
На рубеже III - II веков до н.э. римляне научились делать прочный водоупорный бетон. Это позволило им развить применявшуюся уже на Востоке и в Греции технику возведения мощных сводчатых и купольных конструкций, которые нужны были для создания огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор, в общественных сооружениях. Римская техника сводов стала образцом для последующих этапов европейской архитектуры.
Общественные потребности римского общества породили много новых типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, колонны, акведуки и др. Другие, уже известные в античном мире типы построек - дворцы, виллы, особняки, театры, храмы, мосты, надгробные памятники - получили у римлян новое архитектурное решение.
Ведя завоевательные войны,
римляне приобретали не только новые
земли, они знакомились с новыми
для них культурами, осваивали
этрусскую и греческую технику
и формы, использовали наиболее ценное
в традициях Востока и
С распространением римского
владычества на Грецию и Восток в
Рим проникает утончённость и
роскошь эллинистических
Чувством спокойного стиля веет от жилых домов г. Помпеи. Как правило, это одноэтажные дома, состоящие из парадного помещения - атриума, за которым следовал открытый внутренний дворик - перистиль. Вокруг перистиля располагались жилые комнаты и хозяйственные помещения. Перистиль окаймляла колоннада, его украшали фонтаном, статуями, цветниками. Внутри дома были украшены мозаикой и росписями.
Помпейские росписи парадных комнат дают представление об основных чертах античной фрески, выполненной по сырой штукатурке. Во II веке до н.э. распространение получил т.н. инкрустационный стиль росписи, имитирующий кладку стен квадратами разнообразного мрамора и яшмы. В начале I века до н.э. развился перспективный стиль, при котором стены расчленялись живописно-иллюзорно исполненными колоннами и портиками, как бы раздвигающими зрительно стены дома, зрительно увеличивая тем самым пространство интерьера. Между колоннами появляются картины с перспективами улиц, домов, ландшафтов гор и равнин.
Полы, внутренние дворики, фонтаны мостят мозаичными изображениями, соответственно с архитектурным замыслом постройки. Эти могли быть орнаменты, фигуративные изображения, пейзажи. Композиционое и колористическое совершенство мозаик и росписей говорит об их греческой первооснове, о повторении и копировании не дошедших до нас позднеклассических и эллинистических образцов.
Неотъемлемой частью являлся рельеф, который отличало конкретно-повествовательное начало с бытовыми и историческими сюжетами, раскрывающими различные стороны жизни. Со времени Республики римские ваятели в рельефе стремились как можно точнее, конкретнее передать ход событий в логической последовательности вместе с характерными чертами участвующих в них лиц.
Эти же конкретность и выразительность составляют отличительную черту всей римской скульптуры, в которой сильнее всего проявилось своеобразие римского художественного гения. Именно в портрете наиболее ярко проявлялся самобытный реализм, острая наблюдательность, ироническое чутьё, умение обобщать наблюдения в ясной и сжатой форме. Можно сказать, что искусство Рима начинается с портрета. А сам портрет начинался с маски, так же, как и в Древнем Египте.
На сложение специфически римских черт скульптурного портрета оказали влияние существовавшие у древних римлян изображения предков (в виде восковой маски, снятой с умершего и точно воспроизводившей черты и цвет лица). Восковые маски украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актёры, сопровождавшие похоронные процессии. Право на посмертную маску - "изображение" - имели те, кто обладал верховной властью, так как политическая власть предоставлялась не только выборами, но была прежде всего религиозным отличием, агреманом Юпитера, верховного римского божества.
В портретах республиканской
эпохи нашли отражения
Информация о работе Отличительные черты греческой и римской скульптуры