Отличительные черты греческой и римской скульптуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:24, реферат

Краткое описание

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции и Рима стали отправной точкой в развитии европейской культуры.

Содержание

Введение_______________________________________________________3

Глава I. Греческое и Римское искусство___________________________4
1.1. Греческое искусство__________________________________________4
1.2. Римское искусство___________________________________________8
1.3. Сравнительная характеристика Римского и Греческого искусства___16

Глава II. Греческая и Римская скульптура. Отличительные черты_17
2.1. Греческая скульптура________________________________________17
2.2.Римская скульптура__________________________________________20
Заключение____________________________________________________25


Литература____________________________________________________27

Вложенные файлы: 1 файл

Различия греческой и римской скульптуры.docx

— 53.22 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Ставропольский  филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А.Шолохова»

Кафедра дизайна  и рекламы

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

«Отличительные черты греческой и римской скульптуры»

по дисциплине «История искусств»

 

 

 

 

Выполнил:

студентка 4 курса

ВПО специальности «Дизайн»

Ю. А. Маслюкова

 

Руководитель:

доцент кафедры «Дизайна и рекламы», кандидат педагогических наук

М. Г. Чесняк

 

 

Реферат к защите допущен 

«____»   _____________ 2013 г.               _____________________________

                                                                                          подпись руководителя

 

Реферат защищен с оценкой _________________

«____»   _____________ 2013 г.                ___________________________

                                                                                               подпись руководителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь 2013

Содержание

 

Введение_______________________________________________________3

 

Глава I. Греческое и Римское искусство___________________________4

1.1. Греческое искусство__________________________________________4

1.2. Римское искусство___________________________________________8

1.3. Сравнительная характеристика  Римского и Греческого искусства___16

 

Глава II. Греческая и Римская скульптура. Отличительные черты_17

2.1. Греческая скульптура________________________________________17

2.2.Римская скульптура__________________________________________20

Заключение____________________________________________________25

 

 

Литература____________________________________________________27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции и  Рима стали отправной точкой в  развитии европейской культуры.

Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву  считаются основой европейской  цивилизации.

Веками классическая культура Древней  Греции занимала воображение людей  и очаровывает до сих пор. Она  была преемницей древневосточных культур, однако приобрела новые черты  и стала колыбелью европейской  культуры.

В вопросе древнеримской культуры до сих пор ведутся споры о  том, имеет ли место в истории  феномен римской культуры, поскольку  с самого зарождения и до своего крушения Рим концентрировал, растворял  в себе, заимствовал слишком много  различного рода культурных оснований  побежденных народов и государств. И, тем не менее, римская культура подарила миру основы цивилизации через  систему своей государственности. Вплоть до современности мир имеет  дело с римским типом государственного устройства, а римское право легло  в основу правовой культуры многих   государств, в особенности европейских.

Основная задача, поставленная передо мной – описать основные особенности древнегреческой и древнеримской культур, показать их взаимосвязь, выделить основные черты и показать на примере скульптуры их сходства и различия. В каждой главе проводится сравнение в культуре, которое базируется на результатах изучения материальных памятников культуры древнего мира, археологических исследований и работах известных ученых.

 

Глава I. Греческое и Римское искусство 
 
1.1. Искусство Древней Греции

 

Искусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик  греческого искусства: гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность. Оно  рассматривает человека как меру всех вещей и носит идеалистический  характер, так как представляет человека в его физическом и моральном  совершенстве. Трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением чрезвычайно целостной и гармоничной модели мира древних греков.

В греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура  в космос. Соответственно, в греческой  модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в  такой модели мира были хоть и высшими  существами, но вполне доступными для  общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Человек был уверен, что похож  на богов, и с этим связывалась  идея свободного владения пространством  и временем. Именно поэтому в античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. А история  античного искусства включает в  себя несколько этапов.

 

Эгейский  период (III—II тыс. до н. э.)

Искусство этого периода характеризует  высокое мастерство художников и  зодчих Крита. Благодаря раскопкам  А. Эванса на рубеже XIX—XX веков была открыта удивительная по красоте  художественная культура Крита, названная  им минойской. Ансамбли дворцов, росписи  стен (фрески), керамика впечатляют свободной  живописностью, фантазией, высоким  художественным уровнем исполнения. Кнооский Дворец представлял собой уникальный памятник художественной культуры Крита.1 Он занимал площадь 16 тыс. м2. Его росписи, архитектура, керамика являются образцом искусства; напоминающего египетское, но более непринужденное, с плавными линиями, красивыми силуэтами и красочными рисунками. При всей своей величественности он не подавляет человека, а выступает соразмерным ему. Фрески дворца свидетельствуют о том, что главный герой критского искусства — человек, его впечатления от окружающей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажа и животных. Зная лишь пять красок — белую, красную, голубую, желтую и черную, владея лишь «цветным силуэтом», живописцы Крита сумели создать яркие эмоциональные образы. По сравнению с искусством Египта и Месопотамии искусство Крита раскрывает совершенно новый мир, полный гармонии.

Обожествление природы и красоты, радость бытия, ликующее восприятие мира отражены в искусстве Крита, считающемся самым изящным и  абсолютно законченным в своем  мастерстве из всех, до и после него возникших. Изменчивость и Движение как основы художественного образа, быстрая смена видений, стремление запечатлеть мгновенность — вот  то новое, что дало миру искусство  Крита.

Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.)

Искусство гомеровской эпохи характеризуется  новым типом. Художественное ремесло  достигает расцвета, и особо ценится  мастер-ремесленник, создающий искусно выполненные вещи. Главным в искусстве этого периода является не изображение окружающего мира, не передача впечатлений от него, а создание нового изделия, работа в материале, конструирование новых форм, не существующих в природе, в противоположность тому, что было в минойский период. Постепенно над поэтическим видением мира преобладает анализ, расчет, поиск рационального, т. е. разум человека становится все более независимым от природы. Стиль становится более строгим, композиции — более стройными.2

Упорядоченность формы и стиля  вызвана представлениями об упорядоченности  мира, космоса, торжества его над  хаосом. Расчет, ритм, симметрия в  искусстве получают философское  обоснование, а прекрасное как эстетическая категория и правила красоты  получают математическое, числовое выражение. Почвой для этой новой, более развитой формы культуры стала греческая  мифология, дающая космогоническую  картину происхождения мира. Именно в этот период боги, герои, мифологические существа получают человеческий облик, т. е. абстрактно-знаковая форма сменяется  изобразительной. Начинают бурно развиваться  пластика, монументальная скульптура. Скульпторы ищут возможности свободного и живого изображения тела человека сначала в статичном положении, а потом и в динамике.

Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.)

С развитием городов, земледелия и  торговли усложняется мифологическое осмысление мира. В культуре Древней  Греции такие изменения характеризуют  период архаики (VII— VI вв. до н. э.). Расцветает поэзия, в которой прославлялись  зодчие, вазописцы, наиболее известные музыканты. Греческая архитектура в своем развитии выходит на новый виток: особое распространение получает храмовое строительство.

Архитектура и вазопись являются в  период архаики наиболее развитыми  областями художественной культуры. Архаическая вазопись претерпевает качественные изменения: стремясь передать пространство, объем и движение, мастера меняют технику изображения, и силуэтная чернофигурвая роспись сменяется краснофигурной.3 Краснофигурный стиль позволял воплотить задуманное: росписи получили необходимый объем и глубину пространства. В скульптуре появились произведения, передающие человеческий образ, приближенный к реальности.

 

Классический  период (V—IV вв. до н. э.)

Переход от архаики к классике (VI-V вв. до н.э.) был к значительной мере обусловлен социальными и политическими  изменениями в обществе. В результате в мировоззрении греков наметился  переход к качественно новому осмыслению мира, что проявилось в  искусстве в виде новых форм художественного  выражения. Центром античной культуры классической эпохи становятся Афины. Афинское государство стало примером в стремлении к развитию культуры своих граждан. Театр, спортивные состязания, всевозможные празднества стали  доступны не только аристократам, но и  простым гражданам. Культ тела и  физической красоты стал одной из сторон воспитания личности. Расцвет  архитектуры и размах строительства  характеризуют культурный подъем Афин V в. до н.э. Образцом классического совершенства стала скульптура афинских мастеров.

Лирика и греческая трагедия, как и гомеровский эпос, выполняли  вместе с эстетическими и воспитательные функции. В трагедии получило наиболее полное выражение такое понятие, как катарсис, т. е. очищение, облагораживание  людей, освобождение их души от негативных эмоций. Герои трагедии определяли понятие правды и справедливости, установленных богами законов. Но во всех трагедиях человек зависим  от воли богов, и только в трагедиях  Софокла, а впоследствии и Еврипида, он является личностью, самостоятельно определяющей свой выбор. С этого  началось обращение к человеку как  к свободной личности и рост индивидуализма, проявившиеся в культуре Древней  Греции в конце V в. Идеалом выступает  человек-индивидуалист, неповторимый и особенный, а не гражданин-коллективист, т. е. начинается процесс формирования новых культурных ценностей. Внимание уделяется всему единичному, особенному.

Меняется требования, предъявляемые  к произведениям искусства. В  них выражалось новое отношение  человека к миру, утрата его ясности  и гармоний. Человек стал остро  ощущать трагические конфликты  жизни. Это отразилось и в произведениях  архитектуры, и в скульптуре.4

 

Эллинистический (конец IV — начало I в. до н. э.)

Искусство этого периода характеризуется  исключительно интенсивным развитием  всех художественных форм, связанных  и с греческими, и с «варварскими»  принципами культуры, с развитием  науки, техники, философии, религии, с  расширением кругозора. Это объясняется  и обширными военными походами, н  торговыми контактами, и научными путешествиями того времени.5 Границы, на которых существовал гражданин полиса и которые формировали его мировоззрение, снимаются, и возникает неведомое ранее «чувство мировых просторов». Этот сложный мир, лишенный привычной гармония, был новым. Его необходимо было понять, а значит, и выразить в художественных формах средствами искусства.

Бурно развивается архитектура  как результат развития старых и  строительства новых городов  и скульптура, отражающая стремление многих правителей прославить мощь своих  государств и себя в памятниках. Расцветают виды искусства, связанные  с украшением зданий и интерьеров: мозаика, расписная керамика, декоративная скульптура. Искусство эпохи эллинизма  более демократично, лишено жестких  норм, канонов, более реалистично  и гуманистично, ибо человек с его страстями и в реальном обличье стал центром внимания искусства того периода. 

1.2. Искусство  Древнего Рима 

Хронологические рамки искусства  Древнего Рима охватывают почти тысячелетие - от его зарождения в конце VIII века до н.э. до конца V века н.э. Это тысячелетие  в истории римского государства  делится на несколько больших  периодов, из которых наиболее значительные республиканский и императорский, названные так по характеру политического  устройства.

История Древнего Рима делится  на три основных периода:

 

- царский (VIII – начало VI в. до н.э.);

 

- республиканский (510/509 – 30/27 гг. до н.э.);

 

- период империи (30/27 гг. до н.э. – 476 гг. н.э.).

 

Царский приод (VIII – начало VI в. до н.э.)

Этруски - особый народ с  особой культурой, которую можно  рассматривать и как предвестницу культуры римской, и как вполне оригинальную, а значит и неповторимую. Загадочно  происхождение этрусков) скорее всего  пришельцев из Малой Азии), и до конца  неразгаданным представляется нам  их художественный идеал.

Информация о работе Отличительные черты греческой и римской скульптуры