Применение разнообразных графических приемов и техник при работе с мужской фигурой в сложном ракурсе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: применить разнообразные графические приемы и техники в работе над мужской фигурой в сложном ракурсе. Задачи, конкретизирующие цель работы, подразделяют ее достижение на следующие этапы:
раскрыть понятие графики, изучив ее историю, виды; исследовать выразительные средства графики, материалы и техники; изучение пластики мужской фигуры; практически освоить некоторые графические приемы и техники в работе над мужской фигурой; выполнить ряд творческих работ с изображением мужской фигуры в сложных ракурсах, применив разнообразные графические приемы и техники.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

Глава I Графика как вид изобразительного искусства………………………………….

Понятие «графика», история развития ……………………………………………...5
Виды и техники графики……………………………………………………………..7
Выразительные средства графики………………………………………………….15
Графические материалы…………………………………………………………….23

Глава II Особенности работы над мужской фигурой…………………………………24

Глава III Работа над творческим проектом………………………………………………

3.1 Выбор темы…………………………………………………………………………….
3.2 Работа над мужской фигурой ………………………………………………………27
3.3 Материалы, техники, приемы………………………………………………………..
3.4 Поиск композиционных решений ……………………………………………………
3.5 Оформление творческих работ……………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………………31
Список работ……………………………………………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

рис курсовая.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Иллюстрации - это рисунки, образно раскрывающие литературный текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения. Заставка - небольшая композиция орнаментального характера или в виде рисунка, открывающего какой-нибудь раздел текста. Концовка – небольшой рисунок или орнаментальный мотив, завершающий последнюю страницу какого-либо раздела или всей книги. Инициал - начальная буква в тексте книги, созданные художником. Первая страница текста книги, обычно украшенная заставкой или буквицей называется спуском или спусковой полосой. Таков краткий перечень элементов книги. Художник книги должен не только знать шрифты и уметь использовать их, но также уметь их видоизменять существующие шрифты и создавать новые - соответствующие его замыслу, стилю книги, характеру литературного произведения. Все изобразительные элементы книги должны быть гармонично связаны с плоскостью бумаги, с полосой  набора. Работая, например, над иллюстрацией, художник должен четко представлять себе, как она будет сочетаться с полосой набора на соседней странице, каким будет разворот книги. В современной книжной графике распространены штриховые и тоновые иллюстрации. Встречаются иллюстрации, исполненные в объемно-пространственном плане и условно-плоскостной трактовке. В книге существуют свои принципы разработки светотени, объемов и перспективы, свои масштабы и приемы композиции. Вот почему обычные графические станковые произведения, если их даже уменьшить до книжных форматов не могут служить иллюстрациями и будут лишь репродукциями, вклеенными в книгу. Необходимо подчеркнуть особо выдающуюся роль торцовой гравюры на дереве в искусстве книги.

Компьютерная графика - электронная графическая техника, получившее распространение в последней четверти 20 в.: изображения составляются на компьютере, показываются в динамике или в статике. Преимущество компьютерной графики – возможность видеть, как формируется изображение на всех этапах, и неограниченно осуществлять корректировку.

Лавис (фр. lavis, букв. - размывка) - вид углубленной гравюры на металле, при которой кислота воздействует на металл при помощи специальной кисти. Различия в силе травления соответствует градациям тона в оттиске. Лавис позволяет получить небольшое количество оттисков. Отпечатанные листы напоминают рисунок кистью. Лавис, изобретенной французским гравером Ж.Б.Лепренсом (1734–1781), был распространен в 18 в., позже употреблялся как средство тонирования в других разновидностях углубленной гравюры с травлением.

 Мягкий лак - вид углубленной гравюры на металле, напоминающей в оттиске карандашный рисунок. Художник рисует карандашом на шероховатой бумаге, которую накладывают на доску, покрытую мягким жирным, легко отстающим грунтом. Частицы грунта, прилипая к бумаге, снимаются вместе с ней, после чего доска подвергается травлению. Техника мягкого лака известна с 17 в.

 Сухая игла - вид техники гравирования, разновидность офорта. Рисунок процарапывается офортной иглой на металлической (медной) доске. При работе иглой образуются т.н. барбы (заусенцы). Краска набивается в них и дает при печатании глубокую, сочную линию, особую бархатистость штрихов. Но заусенцы очень хрупки, быстро стираются при повторной печати, поэтому можно напечатать 10–15 хороших оттисков. Сухая игла известна с конца 15 в. как дополнение к офорту, но как самостоятельная техника распространена с 19 в. В этой технике работали А.Дюрер, Рембрандт, А.Цорн, В.А.Серов.

Меццо-тинто (ит. mezzo-tinto - букв. - полуокрашенный) - вид углубленной гравюры на металле. Техника сложна и трудоемка, тиражность невелика – 15-20 оттисков. Медную доску обрабатывают т.н. «качалкой», инструментом в виде лопаточки с зазубренным краем, и дающей в оттиске сплошной черный тон. Далее гравер стальной гладилкой постепенно выглаживает рисунок, переходя от темного к светлому. Чем больше сглажена поверхность доски, тем меньше краски задержится на ней, и при печати эта часть будет более светлой. Самые светлые места полируют. Отсутствие линий, нежность, бархатистость фактуры позволяют передавать мягкость градации тонов, тонкие нюансы. Способ меццо-тинто был изобретен в Германии Л. фон Зигеном (1609–1676) в середине 17 в., а в 18 – нач. 19 в. им часто пользовались для воспроизведения живописи.

В 1768 французский художник Ж.-Б.Лепренс  изобрел новую гравюрную технику, получившую название акватинта (от aqua - вода и tinta - окрашенная), являющуюся разновидностью гравюры на металле. Металлическую (медную) пластинку покрывают смолистым порошком асфальта, канифоли (или смесью обоих). Грунт растворяющей жидкостью смывается кистью, наносится рисунок. Опуская доску в кислоту, ее подвергают легкому травлению. Смолистые частицы не поддаются действию кислоты, она выедает небольшие промежутки между ними. Далее кислотоупорным лаком закрывают те места, которые должны остаться светлыми, и снова опускает доску в кислоту. На открытых местах кислота разъест медь сильнее, и сюда забьется больше краски. На оттиске получатся мелкозернистые пятна разной интенсивности, напоминающие рисунок кистью – тушью или акварелью. Сначала акватинта существовала в качестве репродукционной техники, теперь является самостоятельной.

 

 

1.3 Выразительные средства  графики

 

Выразительные средства графики -  контурная линия,  штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение.

Стилистические  средства графики разнообразны - от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций - изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий, графика широко используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура).

Линия - одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический элемент линейной графики.

Линия активно  используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой графике (офорте), карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах.

Линии как таковой  в природе не существует, она всегда условна и является лишь границей тех или иных плоскостей формы.

Используя линию, художник определяет форму и обозначает ее контуры, выявляет объем и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу.

Являясь одним  из главных технических средств  композиции, линия имеет свойства и художественно-выразительные возможности. Она может быть плавной, спокойной, певучей, вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т. д. Используя разнообразие этих важнейших художественно-выразительных средств, художник, архитектор или дизайнер могут передавать тончайшие психологические нюансы создаваемой композиции.

Линеарности в  графике - это техника исполнения и структура композиции произведения, выполненного линией или контуром.

Живописность - противоположное линеарности понятие.

Иногда в произведениях изобразительного искусства линеарность рассматривается  как рентабельность («кантабильный  стиль»). Канптабильность - пластичность, плавность, музыкальность, певучесть  элементов произведения изобразительного искусства, их способность «петь».

Наиболее характерна рентабельность в произведениях великих художников: Сандро Боттичелли, Паоло Уччелло, Андрея Рублева, Дионисия, Амадео Модильяни  и многих других.

Линия в их рисунках и живописных произведениях ассоциируется с музыкальными звуками, которые то усиливаются, то прислушаются, то звучат мощно, как бас, то «звенят», тонко и высоко.

Характерной чертой языка линейной графики является чистота и точность изображения, что делает ее самой распространенной техникой в проектной работе. Для чертежей применяют жесткую линию, для рисунка и набросков - легкую, живописную, певучую.

Рисунок или чертеж, обведенные линией одинаковой толщины, создают неприятное впечатление. Любое художественно-графическое исполнение требует разнообразия линейного языка и использования других выразительных средств.

«Жесткость» языка  проектной графики, использующей двухмерную плоскость для передачи на ней  изображения трехмерных предметов, наглядно подтверждает необходимость  применения тонких художественных приемов.

Являясь самым  распространенным способом изображения, линейная графика выработала свои художественно-выразительные  средства. Выразительность композиции зависит от умения эффективно использовать линейные элементы в построении формы, выражающей психологическое состояние (динамику, грусть, веселость и т. д.), которое зависит от ассоциативного зрительного восприятия. Вертикальное построение линий вызывает ощущение устойчивости, диагональное - динамику, горизонтальное - покой. Кривые линии передают впечатление замкнутости или текучести. Психологическая выразительность графического языка линейной графики зависит от характера расположения и начертания линий (прямая, кривая, толстая, тонкая, сплошная, прерывистая), их тональности и цвета (черная, серая, светлая, цветная).

В проектной работе выразительность линейной графики  зависит не только от используемых линий, но и от бумаги, ее фактуры  и цвета. В дизайнерской практике цветная бумага используется для  придания проектным чертежам и эскизам  декоративного звучания. Важнейшими выразительными средствами считается контраст и нюанс линий по отношению к плоскости бумаги при изображении сложных ортогональных проекций. Достигается это использованием неоднородных различной толщины и тональности линий. Дизайнер стремится создать впечатление пространственности, подчеркивая контрастными линиями передний план и ослабляя задний - нюансными.

Большие возможности  технических приемов линейной графики  используются в тональной разработке формы, выявлении освещенности, фактуры (применяется цветная линия, заливка, линейная имитация тона - штриховка).

В активном выборе выразительных средств линейной графики и в умелом владении ее техникой наглядно отражается художественный темперамент автора. Пластичность линии в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне раскрывает, прежде всего, стилевые особенности изображаемого объекта.

Умение виртуозно  использовать пластические возможности  линии и ее способность трансформироваться необходимо при создании сложнейших композиционных формообразований.

Линия имеет универсальные пластические возможности, ее можно использовать не только в плоскостном изображении, но и в реальном пространстве. В этом плане интересны работы американского художника, дизайнера Александра Кальдера, который, используя проволоку, создавал оригинальные пространственные конструкции. Подобные построения помогают представить пространство, почувствовать его пластику. Занимаясь созданием сложных предметных конструкций, необходимо свободное владение пространственной структурой и ее понимание.

Основные принципы линейной графики 

1. Работая над формой предмета, используют условные средства линейного изображения, стремясь находить в них выразительные художественные элементы.

2. Художественность рисунка, эскиза, чертежа зависит от умелого и разнообразного использования линии, выразительность которой заключается в ее пластике, т. е. в движении, повороте, легкости и т. д.

3. Важнейшим компонентом выразительности линии в проектной графике является бумага, которая создает плоскую поверхность, условную воздушную среду, освещенное пространство и т. д.

4. Важнейшим выразительным средством  линейной графики является различная  фактура линий, зависящая от  материала, бумаги, инструментов  и приемов исполнения. За счет  нее создается различное впечатление  от изображаемой предметной формы,  отражает активность или сдержанность в предметной композиции.

5. Художник должен постоянно овладевать художественными средствами изображения, чтобы умело пользоваться ими для выражения своих идей.

6. Использование неоднородных линий  позволяет создавать художественно-выразительные произведения, а в дизайне помогает выявить выразительность плоскости и объема.

7. Линии бывают сплошные и  прерывистые, прямые и волнистые,  монохромные и цветные, толстые  и тонкие, пересекающиеся и параллельные, плавные и угловатые, спокойные  и волнующие, вертикальные и горизонтальные, контрастные и нюансные.

Техника линейной графики позволяет  создавать тональную и цветовую разработку формы, выявляя ее освещенность, массу, фактуру, пространство. Линии  в художественном произведении можно  сравнить с музыкальными звуками, и звучать они должны разнообразно и красочно. Только в этом случае рисунок становится живым и трепетным. Бездарный музыкант играет так, что у него все звуки однотонные, Так и рисунок, выполненный линиями одинаковой толщины, будет производить антихудожественное впечатление. Плавность линии, ее повороты, изгибы, динамическая направленность, тональность, гармония цветовых сочетаний, структурное соотношение и взаимодействие с другими линиями воспринимается нами как музыка, как певучесть.

8. Линеарность является следствием  обобщения и абстрагирования,  свидетельствуя о преобладании  в творчестве художника рационального,  аналитического мышления.

9. С помощью линий можно создавать  необходимые «психологические качества»  проектируемой формы, выражать динамику, вес, массу, которые ассоциативно воздействуют на зрительное восприятие.

Информация о работе Применение разнообразных графических приемов и техник при работе с мужской фигурой в сложном ракурсе