Применение разнообразных графических приемов и техник при работе с мужской фигурой в сложном ракурсе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: применить разнообразные графические приемы и техники в работе над мужской фигурой в сложном ракурсе. Задачи, конкретизирующие цель работы, подразделяют ее достижение на следующие этапы:
раскрыть понятие графики, изучив ее историю, виды; исследовать выразительные средства графики, материалы и техники; изучение пластики мужской фигуры; практически освоить некоторые графические приемы и техники в работе над мужской фигурой; выполнить ряд творческих работ с изображением мужской фигуры в сложных ракурсах, применив разнообразные графические приемы и техники.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

Глава I Графика как вид изобразительного искусства………………………………….

Понятие «графика», история развития ……………………………………………...5
Виды и техники графики……………………………………………………………..7
Выразительные средства графики………………………………………………….15
Графические материалы…………………………………………………………….23

Глава II Особенности работы над мужской фигурой…………………………………24

Глава III Работа над творческим проектом………………………………………………

3.1 Выбор темы…………………………………………………………………………….
3.2 Работа над мужской фигурой ………………………………………………………27
3.3 Материалы, техники, приемы………………………………………………………..
3.4 Поиск композиционных решений ……………………………………………………
3.5 Оформление творческих работ……………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………………31
Список работ……………………………………………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

рис курсовая.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

 

Инструменты для графики делятся на сухие (карандаш, уголь) и жидкие (кисть, перо). Линия и светотень - главные выразительные средства рисунка. Линия в рисунке не только даёт зрителю возможность «узнать» предмет, но и обладает собственной выразительностью: создаёт настроение, доносит до нас переживания художника. Линия может плавно и размеренно очерчивать формы, а может быть резкой, «порывистой», и тогда зрителю передаётся ощущение силы и энергии. В рисунке очень важно, как чередуются линии, какие интервалы между ними. Особенности самих линий и паузы между ними создают особый ритм, подобный ритму музыки. Чтобы выделить тёмные пятна в рисунке, художник-график использует штриховку – плотные ряды линий, которые могут быть параллельными, перекрещивающимися и т. д. Штриховка может быть энергичной или, наоборот, лёгкой, «мягкой». Рисунок - самый быстрый и «непосредственный» вид графики, поэтому именно в нём наиболее ярко проявляется индивидуальный почерк художника.

Сангина - материал для рисунка, продукт природного минерального происхождения, состоящий из глинистого вещества, окрашенного безводной окисью железа. Залегает в вулканических породах и имеет природный обжиг. Имеет интенсивный красно-коричневый светоустойчивый цвет. Качества: мягкость, ровная растяжка тона, насыщенный цвет, относительно прочное сцепление с поверхностью бумаги.

Сепия - светло-коричневое красящее вещество. Натуральная сепия изготовлялась из так называемого чернильного мешка морского моллюска - сепии. В 20 в. сепия, многообразная по цветовым оттенкам краска акварельного типа, приготовляется искусственным путем.

Соус - материал для рисунка, известный с конца 18 века. Приготовляется из порошка тонко перемолотых продуктов сгорания, с добавлением слабого раствора растительного клея и прессуется.

Уголь - рисовальный материал природного происхождения. Обладает большим тональным диапазоном, легко стирается, удобен в работе, незаменим при исполнении больших рисунков, эскизов и беглых набросков. Известен с древности.

Печатная графика состоит из четырех основных технических элементов: 1) доска, или другая поверхность, на которую наносится рисунок; 2) инструменты (штихель, лак, литографский карандаш); 3) печатная доска; 4) печатание. Соответственно материалу печатной доски и способам ее обработки различают три основных вида печатной графики.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД МУЖСКОЙ ФИГУРОЙ

 

Стремление запечатлеть себя или  внешность другого человека свойственно  художнику. В краткосрочных или  длительных рисунках важно передать пластику тела, его конструктивные особенности, пропорции и характерные черты.

Мы живо представляем фигуру человека в пространстве, хотя работа не закончена и носит подготовительный характер. Ощущение пространства создается  не только при помощи светотени, но во многом благодаря тому, что Микеланджело нарисовал тело в различных ракурсах.

    Особенно  сложно изображать в ракурсе  человека: малейшая ошибка сразу  же бросается в глаза, порой  искажая всю работу.

Человек с точки зрения формообразования является сложным объектом. Можно  представить, что голова - это шар, шея - цилиндр, грудная клетка - бочонок, руки и ноги - тоже цилиндрической формы и т. п. Форму тела движения человека во многом определяет скелет. Это каркас. Схематически проволочные рисунки помогают понять, как лучше передать особенности разнообразных движений. Необходимо потренироваться в рисовании таких человечков.

Только постоянные тренировки руки и глаза в процессе изображении  мужской фигуры могут привести к успеху. В период обучения рисунку рекомендуется каждую свободную минуту уделять наброскам и зарисовкам с натуры: в транспорте, в библиотеке, в буфете, в кругу семьи и друзей. Лучше при этом не докучать незнакомым людям пристальным разглядыванием. Наброски надо выполнять незаметно для модели, чтобы поймать естественность поз и движений. Когда человек читает, смотрит телевизор, шьет, работает на компьютере или занят другим делом, он зачастую долго сохраняет определенную позу или повторяет одни и те же движения, что значительным образом облегчает процесс изображения. Рисование с разных точек зрения позволяет собрать интересный материал для последующей работы. Наблюдая за фигурой, надо понять, как начинается движение, как сохраняется равновесие даже при резком изменении направления движения. В качестве эксперимента пробуют сделать наброски танцоров и спортсменов углем, фломастерами, кистью и тушью, акварелью на тонированной и оберточной бумаге. Характер движения пытаются передать быстрыми штрихами. Это дает свободу импровизации. В учебных целях полезно сделать силуэтные рисунки людей различных профессий.

Длительные учебные рисунки  фигуры с натуры показывают красоту  строения тела, особенности моделировки  формы с помощью света и  тени.

Фигура человека является одним из самых сложных объектов изображения. Основа активного подхода к рисунку мужской фигуры - построение «по движению». Определяются ярко выраженное движение главных форм и динамика внутри формы. Изображение в рисунке движения, ритма, контраста и соподчинения форм - обязательные задачи при изучении натуры. Стремление работать цельно подразумевает не только выявление верных пропорций, характерных особенностей всех объемов, но и умение что-то пропустить по ходу работы, а какие-то детали подчеркнуть. При таком подходе вырабатывается прекрасная потребность рисовать не просто правильно, а выразительно.

Ракурсное изображение мужской фигуры в картинах, плафонных и настенных росписях встречается довольно часто, оно вызывается как композиционными, пластическими, так и эстетическими моментами. У великих мастеров прошлого часто вся картина строилась под сложным углом, с низкого горизонта и т. д. |

Будущему художнику в его  творческой работе придется встречаться  с изображением мужчины в ракурсе, и он должен уметь справляться с этой сложной задачей. Исполнение задания «фигура в ракурсе» на старших курсах означает новый этап в процессе обучения - освоение еще более трудных задач построения форм в пространстве. Ракурс в рисунке - пробный камень для художника.

Для постановки как нельзя лучше  подходит хорошо развитая, гармонически построенная мужская фигура. Для сидящего натурщика используется несколько приподнятая подставка. Хорошо продумав позу, движение модели, необходимо позаботиться и о других требованиях программного задания.

Световой замысел в этой постановке играет большую роль, рисунок фигуры в ракурсе по своим задачам очень сложен. Здесь возникают вопросы тона, окружающей среды, глубокого пространства и т. д. Свет должен выявить основные объемные планы фигуры и помочь студенту продолжить работу по всестороннему изучению человека.

Приступая к выполнению рисунка, следует помнить, что расстояние от точки зрения, выбранной художником, до натуры определяется углом зрения, который не должен превышать размеры угла четкого видения, обычно равного 30°. Однако широкий угол охвата, как это часто бывает при рисовании архитектуры, и тут может быть. Построение фигуры в ракурсе распределяется по этапам. Определив положение фигуры по вертикальным и горизонтальным осям, необходимо размерить ее на листе, то есть скомпоновать. Предварительной разметкой изображения натуры на плоскости определяется нужный формат бумаги, что можно считать началом работы. Пока фигура размещается в заданном размере, продолжается композиционный характер начальной работы, затем выполняется дальнейшее построение фигуры. Здесь определяется проекция фигуры на плоскости. Кроме высоты и ширины отмечают середину фигуры, местоположение конечностей. Определяя членение фигуры, необходимо строго следить за взятыми пропорциями, перспективным сокращением частей относительно переднего плана.

При построении фигуры следует руководствоваться пониманием анализа и динамики формы, знаниями конструктивного сочленения костей скелета и мускулатуры. Следует обратить внимание на то, что ракурс - это не механическое уменьшение, а закономерное сокращение формы в пространстве без уменьшения в объеме целого. Например, голова в ракурсе не становится меньше, хотя вспомогательные линии построения глаз, носа, рта могут сближаться по мере наклона головы. Художник, имея дело с плоскостью, в которой стремится создать видимость пространства, должен линейно сокращать размеры по мере удаления их в глубину.

Художник, зная такие закономерности искусства, не может нарушать их. В  картине Рембрандта «Анатомия доктора  Тульпа» ступни анатомируемого не подчинены  оптическому увеличению, а остаются пропорциональными другим частям фигуры, в том числе и самому дальнему плану, каким является голова лежащего человека. То же мы видим в картинах Веронезе «Оплакивание Христа», К. Брюллова «Последний день Помпеи» (лежащая фигура женщины), Ф. Бруни «Медный змий» (центральная фигура и сидящий старик в правом углу картины).

Необходимо постоянно контролировать перпендикулярность главного луча зрения к картинной плоскости, малейшее отклонение от прямого угла вызовет искажение в размерах частей изображаемого.

Уточнив пропорции, движение фигуры, перспективное сокращение плоскости, на которой размещена фигура, приступают к следующему этапу - моделированию формы. На изображение фигуры в ракурсе, передачу форм и линий в пространстве с помощью света и теней требуется выделить наибольшее количество часов из общего времени, отведенного для выполнения рисунка.

В процессе работы тоном при моделировании  деталей в ракурсном положении  следует обратить внимание на упрощение  формы. При этом необходимо постоянное ощущение целого, подчиненности деталей  большой форме.

Зная конструктивные особенности  строения человека, можно представить форму не только по продольной оси, но и в поперечном ее разрезе и выразить это в рисунке. Заканчивая его, необходимо проверять на расстоянии, контролируя изображение собственным ощущением. Стадия обобщения рисунка на завершающем этапе необходима для контроля и передачи большой цельной формы.

Работа над передачей сложного объема мужской фигуры в сильном сокращении расширит и обогатит опыт молодого художника и подготовит его к более трудным задачам рисунка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III РАБОТА НАД ТВОРЧЕСКИМ ПРОЕКТОМ

3.1 Выбор темы

Многие из шедевров мирового искусства  содержат фигуры, далекие от идеальных  или академически пропорциональных. Художник, будучи способным рисовать в соответствии с академическим каноном, может по желанию отступать от него, делая это осознанно, а не по неведению. Пикассо, который дробил и вновь собирал фигуру человека всеми вообразимыми способами – от кубизма до «Герники», - мог мастерски рисовать классически-пропорциональные фигуры. Микеланджело допускал большие вольности в отношении фигур на своих монументальных фресках Сикстинской капеллы, однако работы его современников, даже самые «совершенные», выглядят слабыми по сравнению с его творениями. И это не означает рекомендации ни к искажению, ни к академическому реализму.

Мужская фигура остается одним из наиболее будоражащих и противоречащих объектов, и выбор способа изображения  фигуры является прерогативой каждого отдельного художника. Мужское тело - это прекрасный объект изучения для начинающих. Красота мужского тела – величина неопределенная. Автор решил в творческом проекте показать красоту мужского тела через сложный ракурс, используя различные техники, материалы и приемы. Работы объединены  общей темой: «Поэтика мужского тела». В мужчине как и в женщине должна тоже быть загадка.

 

3.2 Работа над мужской фигурой

 Прежде чем приступить к  выполнению творческого проекта,  автору необходимо было на  практике исследовать мужскую  фигуру. Для начала он работал  над академическим рисунком мужского  тела, придерживаясь методическим указаниям:

    • внимательно рассматривал и изучал модели, выявляя важные анатомические признаки.
  • сделал нескольких предварительных набросков, линии которых обозначают размер, пропорции и движение натурщика. Точность линий не является обязательной. Это просто наметки, большинство из которых в процессе были либо скрыты, либо удалены ластиком. В первую очередь, выполняя набросок, зафиксировал положение фигуры. Заострил внимание на ракурсах, каким образом изогнуты плечи и бедра и куда повернута голова. Начиная конструктивный рисунок, попробовал вписать модель в какую-нибудь геометрическую фигуру. Попытался передать в характере натуры ее качества в рисунке.
  • Легкими линиями нарисовал общие очертания фигуры, провел осевые линии по направлению движения. Обращал внимание на положение головы по отношению к телу, пропорции фигуры, характер общей формы.
  • Затем уточнил контур, прорисовал детали, обозначил светотень. Выполняя рисунок, стремился работать над разными его частями одновременно, сравнивая их между собой для сохранения целостности образа.

Автор сделал натурные наброски мужской  фигуры, наброски с фотографий и  профессиональных работ из методических книг, изучив особенности строения фигуры и характерные особенности  сложных ракурсов (Приложение 1, 2, 3, 4, 5).  Затем выполнил два конструктивно-аналитических рисунка в положении сидя с разных точек зрения, одна нога вытянута, другая согнута (Приложение   6,7).

Выполнив академические рисунки  мужских фигур, автор приступил к творческим работам. Творческий проект составил четыре графических работы, объединенные одной темой - «Поэтика мужского тела». Выбраны наиболее интересные сложные ракурсы – в положении сидя (со спины с опорой на руки), лежа в перспективе (вид сверху). Формат работ разный  - 1 прямоугольник (Приложение 11), 2 круг (Приложение 12), 3 квадрат (Приложение 11),  4 овал (Приложение 14).

Информация о работе Применение разнообразных графических приемов и техник при работе с мужской фигурой в сложном ракурсе