Применение разнообразных графических приемов и техник при работе с мужской фигурой в сложном ракурсе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: применить разнообразные графические приемы и техники в работе над мужской фигурой в сложном ракурсе. Задачи, конкретизирующие цель работы, подразделяют ее достижение на следующие этапы:
раскрыть понятие графики, изучив ее историю, виды; исследовать выразительные средства графики, материалы и техники; изучение пластики мужской фигуры; практически освоить некоторые графические приемы и техники в работе над мужской фигурой; выполнить ряд творческих работ с изображением мужской фигуры в сложных ракурсах, применив разнообразные графические приемы и техники.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

Глава I Графика как вид изобразительного искусства………………………………….

Понятие «графика», история развития ……………………………………………...5
Виды и техники графики……………………………………………………………..7
Выразительные средства графики………………………………………………….15
Графические материалы…………………………………………………………….23

Глава II Особенности работы над мужской фигурой…………………………………24

Глава III Работа над творческим проектом………………………………………………

3.1 Выбор темы…………………………………………………………………………….
3.2 Работа над мужской фигурой ………………………………………………………27
3.3 Материалы, техники, приемы………………………………………………………..
3.4 Поиск композиционных решений ……………………………………………………
3.5 Оформление творческих работ……………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………………31
Список работ……………………………………………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

рис курсовая.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Толстые, жирные линии утяжеляют  форму, создавая впечатление веса, массы. Вертикальные линии вызывают ощущение устойчивости, диагональные - динамику, горизонтальные - покой. Кривые линии передают впечатление замкнутости или текучести. Прямая линия по сравнению с кривой выглядит более жесткой, определенной. Такая линия больше используется в чертежах, а не в рисунке.

10. Умело используя контраст  и нюанс линии, можно простыми средствами решать различные композиционно-графические задачи. Изображая большие пространства, необходимо отказаться от контрастных линий, т. к. они нарушают масштабное соотношение.

11. Линия определяет границу  формы и ее выразительный контур.

 

Штриховая графика. Штрих всегда соседствует с линией и редко используется самостоятельно. Изображения, где доминирует штрих, называются штриховыми. Многие мастера изобразительного искусства блестяще владели штрихом и виртуозно применяли его. Среди них: Рембрандт, А. Ватто, А. Дюрер, В. Ван-Гог, Н.С. Самокиш, Г. Доре, М.А. Врубель - у них есть немало произведений, которые по преобладанию штрихового выражения формы над линейным можно отнести к штриховым изображениям.

Работы Рембрандта - одни из немногих подлинных примеров единства выражения формы и содержания в графике. Изображения выполнены в основном в технике перового рисунка и в офорте. Особенно хороши его офортные портреты ("Ювелир Ян Лютма" и др.). Штрих Рембрандта никогда не бывает однотолщинным, каждый участок линии в штрихе имеет свой нажим. Пересекаясь под разными углами, штрихи создают ту таинственную среду, которая во многом обязана разнообразию фактур, получающихся при пересечении штрихов. Таким же способом набирается знаменитая рембрандтовская глубина тона и выявляется светотень. ("Автопортрет с пером") Совершенно другое использование штриха можно увидеть в рисунках А. Ватто. Короткий мелкий штрих прекрасно выражает форму, почти не прибегая к добавлению контурной линии. В рисунках Дюрера штрихи активно идут по поверхности формы, точно выявляя объем. Штрих недлинный и чаще всего поперек формы сильно подчеркивает округлости. Это почти скульптурное понимание пластики. Методически точным штрихом обладал Гендрик Гольциус (1558-1617). Его считают виртуозом в истории резцовой гравюры по меди. Изощренным рисовальным штрихом владел Г. Доре. (иллюстрации к роману Ф. Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль"). Штриховые рисунки В. Ван-Гога нельзя спутать с другими. Обостренное чувство ритмического строя среды сподвигает его на создание своего языка. Ван-Гог редко использовал перекрещивание штрихов, так как это снижает динамику, необычайно важную для него. Для фактуры каждого предмета он находил свой штрих ("Лодки в море у Сен-Мари"). Нельзя оставить без внимания рисунки пером Н.С. Самокиша, выполненные для журнала "Нива". Он существенно повлиял на развитие штрихового графического изображения в журналах России, применяя традиции английских рисовальщиков конца ХIX в. Для них был характерен плотный, почти сливающийся штрих, определяющий местоположение объекта на бумаге, тон и до некоторой степени фактуру. Изображение исполнялось виртуозно, очень точно, но "грешило" однообразием приема штрихования, переходящего часто с предмета на предмет без особых изменений и работающего как усложненное штриховой фактурой графическое пятно. Об особенностях техники работы М.А. Врубеля можно судить по штриховой мозаичной кладке в известных рисунках цветов и пейзажах. Видными мастерами штрихового рисунка в русской графике были А. Кубин, Г. Лоссов, В.А. Фаворский, Н.В. Кузьмин, И.И. Шишкин, А.М. Лаптев и др.

Кроме этого, чисто технический  опыт фактурной штриховки накоплен граверами Европы XVIII - XIX вв., занимавшимися  репродуцированием известных работ. Репродукционной гравюрой заполнены  многочисленные книги по искусству и периодическая печать этого периода.

Точка - выделяется как графический акцент на плоскости. Несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего ее строя.

Рассматриваемая в качестве композиционного  средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит  от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами.

Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она  выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, ее доминантное значение снижается. Тогда она включается в ряд прочих средств, составляя равнозначную часть обшей композиции. Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.

Пятно - также является средством выразительности в графике, а точнее тональные переходы от светлых тонов к более темным и наоборот. А иногда пятна могут быть контрастными -  будет создавать тревогу, ярость. В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции.

В эту палитру включаются и те многочисленные и разнообразные  формы тоновой графики, которые получаются при использовании столь же многочисленных и разнообразных приемов ее разработки. Каждая такая форма обладает своими специфическими композиционно-художественными свойствами. «Заливка», например, дает ровную, тоновую поверхность. «Отмывка» характеризуется плавным переходом от светлого тона к темному и обратно, «размывка» - мягкими затеками и т. д.

Простейшая композиционная задача заключается в том, чтобы при  использовании той или иной тонально-графической  формы максимально ярко выявить ее художественный характер.

Более сложная задача - гармоничное  сочетание в графической композиции разных тоновых элементов. Такие  элементы могут использоваться как  при построении плоскостной композиции, так и в изображении объемов  и пространства. Тонально-плоскостная разработка достигается в основном за счет применения разного рода заливочных, пастозных и растровых (равномерно заполненных точками или линиями) графических форм.

При сопоставлении тоновых и  линейных форм важно добиться гармоничной  связи между ними с целью наиболее яркого раскрытия их художественных свойств и сохранения целостности всей графической композиции. Решение подобной композиционной задачи предполагает использование простых геометрических фигур, причем в минимальном количестве. При таком использовании четче выявляется характер формальной графической композиции.

Линейно-пятновая графика. Наиболее широко и эффектно в европейской графике линейно-пятновые изображения применялись в конце XIX – начале XX в. Часто проводят взаимосвязь между широким проникновением в Европу произведений искусства Японии, Китая. Расцвет новой европейской графики связан с углубленным изучением крупными художниками-графиками средств художественного выражения и теоретического осознания их возможностей. Родиной этой новой европейской графики принято считать Англию. И практически и теоретически она много сделала для развития и распространения "графического видения". Из художников того времени наиболее значительным является Обри Бердслей. В его работах линии влиты с черными пятнами заливок в единое целое, линии вырастают из пятен, и пятна логично заканчивают линии (рисунки к произведениям Эдгара По, графические листы серии "Саломея", заставки к книге Т. Мелори "Смерти Артура"). Истоками техники сочетания линии и пятна у О. Бердслея в определенной степени могут служить японская гравюра и греческая вазопись.

В России в линейно-пятновой графике  работами почти все художники  круга "Мир искусства". Им и  принадлежит большинство высокохудожественных произведений, исполненных этой техникой. С необычайной графической культурой применяет линию и пятно И.Я. Билибин в заставках и концовках к журналам " Мир искусства", "Народное образование" и др. Строгость изобразительных средств прекрасно подходит к выражению мотивов русского Севера. Надолго запоминается его рисунок "Царь Дадон и ключница Амелфа" к "Сказке о золотом петушке" А.С. Пушкина. Черная линия и пятно являются основными средствами выражения великолепных маленьких гравюр на дереве 1900-1903 гг.А.П. Остроумовой - Лебедевой ("Зимка","Сломанная ель","Кипарисы на кладбище" и др.)

Блестящее чувство сочетания линии  и пятна видно в заставках  и концовках, исполненных Е.Е. Лансере. Мотивы имеют изобразительный характер, хорошо читаются. Рафинированное чувство  графических средств русскими художниками рубежа XIX-XX вв. дало свои плоды и в 1920-30-е годы. Творчество Д.С. Моора, В.Н. Дени составляет блестящие страницы советского искусства. У Д.С. Мора на линии и пятне построены иллюстрации к сборнику "Кто они такие?", у В.Н. Дени - рисунки для газеты "Правда". Работа советских художников явилась естественным продолжением развития новой европейской графики, зародившейся в конце XIX века.

 Линейно-штриховая графика. Линия и штрих постоянно сопутствуют друг другу. В случае, когда линия и штрих вносят более или менее равноценный вклад в создание рисунка, тоэто позволяет говорить о линейно-штриховой графике. Линейно-штриховые изображения развивались с ранних периодов истории искусства. Штрих конструктивно поддерживает линию уже в европейской гравюре на дереве первой половины XV в. Развитие искусства рисования, а вместе с этим и мастерства перевода рисунков на гравюру уже к началу XVI в. довело применение техники линия-штрих до виртуозного мастерства. Хороший тому образец - иллюстрации к произведению "Корабль глупцов" Себастьяна Бранта и сборнику рассказов "Турнский рыцарь". В XVIв. штрихи становятся более округлыми, утончающимися в сторону света и мягко входящими в линию. Гравюры с рисунков А. Дюрера, Л. Кранаха, Г. Гольбейна-младшего и др. художников прекрасно это подтверждают. Энергичные, темпераментные линейно-штриховые рисунки имеются у Микиланжело, Тициана, Рембрандта, Рафаэля, Леонардо да Винчи.

Наиболее сознательно, по собственной  глубоко продуманной системе  применял линию и штрих А. Дюрер  в сериях гравюр "Жизнь Марии", "Малые страсти". В одно время с Дюрером жил и творил Альбрехт Альтдорфер. Но его работы более поверхностны и менее драматичны, чем у Дюрера, при этом его композиции очень цельны и нередко имеют декоративный характер. Альтдорфера причисляют к "мастерам малого формата". Мастерами в плане использования линии и штриха были братья Ганс Зебальд и Бартель Бехамы. Также широко известны Ганс Гольбейн-младший и Лукас Кранах, работавшие примерно в одно и то же время. С легкой разработкой штрихом гравировал Августин Хиршфосель, он известен в основном по иллюстрациям к книге "Записи о московских делах" З. Герберштейна. Популярен также в этой среде художник Вольф Губер ("Пейзаж с церковью"). Особого внимания заслуживают рисунки и офорты Франсиско Гойя. Острота видения и глубина чувств, изливаемых на плоскость листа, не дают ему возможность для размеренной обработки объема.

Древнерусские художники мастерски  владели законами графического изображения. Рисунком кистью на левкасе начиналась работа над иконописной композицией, и кончалась она доводкой энергичными мазками (штрихами) в складках одежд и нанесением узорочья. На Руси штрих использовался как дополнение линий в создании характера, позы, движения, состояния. Также, штрих часто брал на себя функции выявления фактуры. Изображений, исполненных с помощью линий и штриха, много в древнерусской миниатюре и в русском лубке. Штрих здесь выполняет чисто декоративную роль. Русская академическая школа рисунка, так же как и другие европейски школы, декларирует построение изображений на основе линии и штриха. Об этом могут говорить рисунки А.Е. Егорова, Ф.А. Бруни, О.А. Кипренского, К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, В.Г. Перова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.А. Серова, Ф.А. Малявина и др.

В советский период данный подход к рисунку в корне е изменился и продолжал развиваться. Так рисовали В.А. Фаворский, А.Ф. Пахомов, ныне их традиции продолжают и современные художники. Из истории русской гравюры наиболее известны линейно-штриховые изображения таких художников, как А.И. Кравченко, А.Д. Гончаров ("Портрет старухи").

Сочетание линии, штриха и точки в графике. Сочетание линии, штриха и точки ясно просматривается в гравюре на металле. Наиболее технически совершенно этой областью овладел и первым применил эту манеру Джулио Комппаньола (род. в 1482г). Точки он использовал как продолжение штриха или линии для создания плавного перехода к свету и для фактурных проработок. (" Христос и самаритянка").

Позднее подобную манеру разрабатывали  Ян Лютма - младший, Франц Аспрук. В дальнейшем сочетание линии, штриха и точки прочно занимает место в основном в репродукционной гравюре. Так работал в XVIII в. В гравюре на меди итальянец Рафаэлло Морген, репродуцируя классические итальянские произведения итальянской живописи. Достижения XVIII в. Использовались широко в изданиях XIX в. и даже перешли в репродукционную гравюру на дереве. В гравюре на меди черная точка (пунктир) встречается чаще при выявлении объема лица или фигуры, в гравюре на дереве точка (белая) применяется при разработке теней.

Исключительно художественное использование  точки в сочетании с линией и штрихом наблюдается в искусстве  В. Ван-Гога ("Барки на берегу"). Наибольшее разнообразие точек в  композиции с линией и штрихом применял В.В. Кандинский ("Маленькие миры VIII").

Довольно широко использует штрих, линию и точку современная  книжная графика. Но поскольку она  не связна с гравюрой на металле  и задачи ее художественные, то точка  часто выполняет фактурные и  декоративные функции.

Сочетание линии, штриха и пятна в графике. Черно-белые композиции линии, штриха и пятна наиболее часто встречаются в ксилографии, европейской книжной и журнальной иллюстрации, русской и советской книжной графике 1920-х гг.

Пятно, как таковое, зазвучало в  полную силу в буквицах для книг, орнаментах, обрамляющих текст или сюжетные рисунки. Эффектно вводил пятно в линейно-штриховые изображения на дереве немецкий живописец Ганс Бальдунг Грин. Самое же широкое применение линии, штриха и пятна началось с творчеством Томаса Бьюика, разработавшего технику тоновой гравюры. Европейские ксилографические изображения в журналах и книгах XVIII - XIX вв. широко иллюстрируют активное насыщение ксилографии различными фактурными и светотеневыми находками.

 

 

 

1.4 Графические материалы

Информация о работе Применение разнообразных графических приемов и техник при работе с мужской фигурой в сложном ракурсе