Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 14:43, курсовая работа
В таком понимании режиссерское искусство сформировалось сравнительно недавно. Лишь на рубеже XIX и XX столетий в историю мирового театра начали входить имена выдающихся режиссеров: Кронека и Рейнгардта в Германии, Антуана во Франции, Крэга в Англии, Ленского в России. До этого функции режиссера носили не столько художественно-творческий, сколько административно-технический характер и мало отличались от обязанностей нынешнего помрежа (помощника режиссера). Творческие функции, составляющие главное содержание современного режиссерского искусства, раньше брал на себя, обычно явочным порядком, кто-нибудь из наиболее авторитетных участников общей работы — автор пьесы, первый актер, художник или антрепренер.
Во втором случае предметом
художественного исследования
Развертывание темы рождает определенную структуру. Проявляются смысловые узелки — основа будущих эпизодов. К ним мы еще вернемся, когда речь пойдет о составлении плана сценария.
Предметом драматургического исследования всегда являются человеческие отношения. Конкретизируя тему, сценарист, как правило, сталкивается с некой социально-нравственной проблемой (от греч. рrоblета — задача) — противоречием, которое в данный момент, при данных обстоятельствах неразрешимо. А любое противоречие предполагает, как минимум, две точки зрения. И эти точки зрения есть ничто иное, как основание будущего драматургического конфликта (от лат. сопflictus — столкновение).
Драматургический конфликт
— это столкновение
Идея имеет над человеком особую власть. Она одухотворяет процесс творчества, управляет ходом ассоциаций, подсказывает те или иные художественные решения.
«…Во всяком произведении должна быть оплодотворяющая идея, чтобы произведение вознеслось над повседневностью, над быстротечным временем и, опережая жизнь, утратило характер, хотя, может быть, и художественного, но простого пересказа факта» (Вячеслав Шишков. Как мы пишем. — М.: Книга, 1989, — с. 168.).
Как это может быть применимо
к сценариям игровых программ?
Какой, к примеру, может быть идейно-
Темой такого сценария может
быть предопределенность и
Проблема, существующая в обществе:
отсутствие веры в собственные
возможности у определенной
В противоречие вступают две жизненные установки. Первая — собственную жизнь необходимо устраивать самому. Вторая -надо подчиниться обстоятельствам и судьба сама устроит твою жизнь. Идея сценария: удача приходит к тем, кто создает свою судьбу собственными руками, умом и волей.
С понятием «жанр» (франц. gеnrе - род, вид) мы уже сталкивались на первом этапе формирования замысла. Но мы говорили только об одной составляющей этого термина — о разновидности театрализованного представления. Сейчас же, когда сценарист глубже осознал свое отношение к поднимаемой проблеме, он ищет художественные аргументы, чтобы убедить будущего зрителя в своей правоте, и один из таких аргументов — это эмоциональный настрой, необходимый для предстоящего общения. Жизнерадостность, патетика, ирония, ностальгия — вот далеко не полная палитра жанровых красок пишущего. Выбирай любую, а вернее, ту, которая сделает праздничное действие убедительным и оригинальным.
Короче говоря, на этапе конкретизации замысла в определении жанра появляется уточнение, несущее в себе эмоциональное отношение автора к изображаемым событиям. Например, концерт-реквием, вечер-портрет, сказочное представление, игровой эксперимент и т.д.
Как уже отмечалось, в рамках
одного праздника могут
Документальный и
«Надо чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным — только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое… целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы существовать» (Дж. Родари. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. — М.: Прогресс, 1974.).
Обратимся еще раз к сценарию
школьного юбилейного
Основной смысловой ряд: жизнь школы.
Сценарный ход: школа — второй дом, значит дополнительный смысловой ряд: жизнь дома.
Лексический шлейф основного
ряда: школа, юбилей, учителя, ученики,
профессиональные династии и
т.д. Лексический шлейф
Викторина «Счастливый случай»
«Праздничный торт». Рассказ об истории школы, который сопровождается все новыми и новыми огоньками, вспыхивающими друг за другом на именинном угощении. Каждый эпизод живет внутри уподобления школа — дом, подчиняясь его смысловому и образному диктату.
Необычайно плодотворна на этом этапе работа с толковым словарем. Необходимо изучить корневые гнезда ключевых слов главного и дополнительного рядов. Это приведет к новым ассоциативным дорожкам, по которым двинется драматургическая мысль, обогатить язык будущего сценария забытыми пословицами, поговорками, идиоматическими выражениями.
Возьмем одно из ключевых,
в нашем случае, понятий, — слово
«дом» — и обратимся к
Домъ м. Строение для житья; в городе, жилое строение; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. Крестьянский дом, изба; юж.хата; княжеский и вообще большой, вельможеский, палаты, дворец; помещичий, в деревне, усадьба; маленький и плохонький, хижина, лачуга; врытый в землю, землянка. Умал. домец, домик, домок, домочек, домишка; увел, домища, домища и т.д.
Несколько страниц понадобилось В.И.Далю, чтобы описать все выражения и понятия, связанные со словом «Дом».
Мы же обратим внимание лишь на группу синонимов (хоромы, усадьба, хижина), а также на слова, которые, к сожалению, покидают активный сценарный словарь (домочадцы, домовница, домоблюстительство, доморачительство) — они могут пригодиться нам при качественных характеристиках предмета нашего описания. Запомним мудрые фразеологические обороты («держать дом», «вести дом»), а вот пословицы и поговорки можно и выписать. Они гак и просятся в текст сценария.
Три кола вбито, бороной накрыто, и то дом.
И тесен дом, да просторен он.
Дом вести не лапти плести.
Эти выражения не только ждут соответствующего поворота мысли, чтобы отыскать свое место на страницах сценария, они сами становятся отправной точкой творческой фантазии.
Однокоренные слова приводят нас в новые смысловые ряды, а те, в свою очередь, помогают находить неожиданные сценические решения. Это касается и слова «домовой» (дух — хранитель дома), которое несет на себе жанровые и смысловые напластования современной детской сказки; и слова «Домострой» (письменное наставление домохозяину). Использование литературного памятника XVI века под этим заголовком в серьезном или пародийном ключе, несомненно, таит в себе новые драматургические возможности. Почему бы, используя структуру и стилистику этой книги, не написать и «пиcьменное наставление» директору школы. Короче, если такую работу проделать с каждым словом основного (тема) и вспомогательного (сценарный ход) смысловых рядов, замысел сценария необычайно обогатится.
Сценарный ход, безусловно, зависит от главной темы, он и возникает только тогда, когда сценарист начинает знакомиться с материалом. И тем не менее, удаленность основного смыслового ряда от дополнительного в каждом случае бывает разной.
Вот еще пример. Студенческий праздник «Прощание с колледжем». Сценарный ход — заполнение обходного листа. Последний воспроизведен на сцене в увеличенном размере. Каждый эпизод заканчивается тем, что на эстраду поднимается представитель того подразделения, которое присутствует в перечне прощального документа (комендант общежития, библиотекарь, костюмер и т.д.), говорит несколько слов о выпускниках и ставит свою подпись. В этом случае расстояние между смысловыми рядами ничтожно. Поэтому каждый эпизод («общежитие и выпускники», «библиотека и выпускники», «костюмерная и выпускники») требует дополнительного конструктивного приема.
Дает ли сценарный ход решение всем эпизодам или в каждом отдельном случае нужно искать специальные средства их организации — сценарист определяет в ходе работы с материалом.
В театрализованном концерте и эстрадном представлении часто используется так называемый сюжетный ход. В этих обстоятельствах дополнительный смысловой ряд реализуется через взаимодействие персонажей, то есть через развитие драматургического конфликта. Художественные номера или эстрадные миниатюры сохраняют полную автономность, а ход развивается пунктирно. Действие персонажей сюжетного хода возникает между выступлениями артистов различных жанров или сценками, связывая их и подчиняя единому смысловому и художественному решению. Вспомним один из московских рождественских концертов. На сцену в окружении внуков поднимается седой старик. В руках у него Вечная книга. Все устраиваются за столиком, освещаемым настольной лампой. Старик открывает Евангелие и начинает читать историю Иисуса Христа. По ходу чтения на сцене возникают то пляска пастухов, то песнопения, прославляющие . деву Марию, то отрывки святого писания.
Смысловые ряды поставлены здесь в простые иллюстративные связи. Номера и сюжетный ход взаимодействуют по законам монтажа.
Тема, идея, жанр, конфликт, сценарный
ход — важнейшие компоненты
замысла. И в то же время
в воображении пишущего
Второй этап разработки
Третий этап. Окончательное оформление замысла.
Уточнение и обогащение
Корректировка замысла в процессе его воплощения связана не только с лексическим наполнением, но и со всеми художественными и документальными фрагментами невербального характера. Использование кино или видеоряда в одном из эпизодов, требует его повтора в другом, церемониальное действие в прологе должно симметрично возникнуть в финале, — и такого рода примеры можно приводить бесконечно. Здесь важно одно: умение видеть структуру сценария целиком и притом с разных точек зрения. Это позволяет чутко реагировать на необходимость изменений в сюжете, использовании выразительных средств, тексте и т.д.
Работа с материалом
Как уже отмечалось, в сценарии
театрализованного
Информация о работе Режиссерский замысел, как интуитивная проникновение в художественную истину