Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 14:43, курсовая работа
В таком понимании режиссерское искусство сформировалось сравнительно недавно. Лишь на рубеже XIX и XX столетий в историю мирового театра начали входить имена выдающихся режиссеров: Кронека и Рейнгардта в Германии, Антуана во Франции, Крэга в Англии, Ленского в России. До этого функции режиссера носили не столько художественно-творческий, сколько административно-технический характер и мало отличались от обязанностей нынешнего помрежа (помощника режиссера). Творческие функции, составляющие главное содержание современного режиссерского искусства, раньше брал на себя, обычно явочным порядком, кто-нибудь из наиболее авторитетных участников общей работы — автор пьесы, первый актер, художник или антрепренер.
Художественный материал — это совокупность всех видов искусств.
Документальный материал —
это информация о людях, явлениях,
событиях, имеющих место в реальной
действительности. Носителем такой
информации может выступать
Традиционны два способа взаимодействия сценариста и материала.
Первый способ. Сценарист исследует факты, связанные с определенным событием (или рядом событий), формирует свою концепцию происшедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст. У Поля Валери, мудрого французского литературоведа и эссеиста есть выражение «Лев состоит из съеденной баранины». Что бы ни питало ум, воображение и фантазию сценариста (баранина), он создает нечто новое по отношению к изученному материалу, оставаясь в творчестве самим собой (львом).
Второй способ. Сценарист подбирает
документы (тексты, аудио-видеоматериалы),
художественные произведения
Но чаще всего в драматургической работе присутствует смешанный вариант. В этом случае в сценарии наряду с авторскими текстами возникает документ, рядом с оригинальной песней — известный кинофрагмент.
В различных формах
В практике работы
Однако как бы не
Первое. Соответствие материала основным компонентам замысла (тема, идея, жанр, сценарный ход).
Второе. Стилистическая совместимость
материала. Речь идет о том, что
в рамках одного сценария
Третье. Новизна используемого материала. Постоянно повторяющийся тематический канон (годовой цикл праздников) приводит к тому, что из сценария в сценарий кочуют одни и те же литературные фрагменты, одни и те же вокальные произведения, одни и те же художественные и документальные киноролики. Более того, после второго, третьего, четвертого выступления начинают «тускнеть» реальные герои. Все это приводит к стандартным драматургическим решениям, а значит и обесцениванию театрализованного представления.
Четвертое. Художественный материал
должен быть высокого качества.
Не стоит злоупотреблять
Пятое. Документальный материал должен быть правдив. В первую очередь это касается сведений, которые добываются эксклюзивным путем. Здесь вступают в действие законы журналистики. По поводу каждого спорного факта следует выслушивать мнения нескольких сторон, знакомиться с разными точками зрения.
С известной долей
Сбор материала и дальнейшая
работа с ним зависят от
замысла и способа создания
драматургической основы
Этот способ, как ни странно,
сегодня наиболее популярен. На
праздничные площадки из
Заимствованные персонажи
Сценаристу не требуется
время для представления, разработки
характеров, мотивировки тех или
иных поступков — это все
уже предполагается и
Ведь Буратино должен
Документальный материал делит
Предпочтение сценарист
Так, полностью воспроизведенный газетный анонс о фильме «Как закалялась сталь» (он шел в одном из Челябинских кинотеатров в августе 1943 года) помог образно решить эпизод, где рассказывалось о подвиге машинистов, ремонтирующих горячую топку. Хроника этого ремонта сопровождалась кадрами известного кинофильма, ибо все это было в один и тот же день. В результате возникал смысловой стереоскопический эффект.
С тем же учетом монтажной отзывчивости сценарист присматривается и к художественному материалу. Круг литературных произведений, попадающих в его поле зрения, определяет тема и сценарный ход, а знание репертуара художественных коллективов города — его профессиональная обязанность.
Особая роль в сценарии театрализованного представления отведена поэзии. Поэтическое слово — эмоционально наиболее насыщенно. Недаром его родословная восходит к молитве, заклинанию, заговору, плачу. Поставленное в контекст сценария, оно способно оживить смежные тексты, усилить их воздействие на зрителя в силу того, что обращается к самым потаенным уголкам его души; оно создает необходимое настроение, задает тональность.
Поэтическое произведение, насыщенное тропами, часто подсказывает сценарный ход. Стихотворная метафора создает тот самый дополнительный смысловой ряд, о котором мы уже говорили.
Ритмически и звуково организованное (а значит, резко выделяющееся среди прозаического текста), поэтическое слово, выполняет в сценарии функцию композиционного обрамления. Мы находим его в прологе и в финале, зачастую оно начинает эпизод и венчает его. Поэтическое слово, смонтированное с документом, возвышает, поэтизирует последний, делает его эстетически и смыслово значимым.
Возвращаясь к способам
Создание сценария
Формирование замысла, изучение материала — это своеобразная подготовка к основной творческой работе. Наступает момент, когда сценарист садится за стол, кладет перед собой чистый лист бумаги и… И перед ним возникают новые вопросы, без ответов на которые ничего не получается. Какова история, которую надо изложить? Что за люди живут в этой истории? В каких обстоятельствах они действуют, и что их связывает друг с другом?
Конечно, что-то уже бродит
в авторском воображении, не зря
и план сценария лежит перед
глазами, но процесс письма требует
более подробного продумывания
и осмысления предстоящей
Сценарий начинается с
Персонажи, заимствованные из мифологических, фольклорных, литературных и кино-телеисточников.
Персонажи, связанные с игровой праздничной традицией.
Исторические персонажи.
Оригинальные, придуманные автором персонажи.
Использование заимствованных
героев, как уже говорилось, характерная
черта театрализованного
Исторические персонажи чаще
всего фигурируют в театрализов
Герои, которых придумал автор, составляют последнюю группу действующих лиц. И здесь уместно проследить разные способы их возникновения.
Движение от прототипа или
прототипов. Персонажи создаются
на основе жизненных
Олицетворение — создание аллегорических фигур путем превращения отвлеченных понятий в живых персонажей (Память, Совесть, Война и т.д.). Необходимость совмещения различных персонажей в пределах одной художественной реальности требует от сценариста особого умения.
Только небрежностью можно
объяснить столь часто
В то же время осмысленное,
мотивированное столкновение
Населяя драматургическое
Информация о работе Режиссерский замысел, как интуитивная проникновение в художественную истину